Татарстанцы стали больше покупать мощные автомобили
Рост числа легковушек в республике оказался самым заметным с 2014 года
Как выяснила аналитическая служба «Реального времени», рост числа легковых машин в 2018 году в Татарстане оказался самым значительным за четыре года — количество автомобилей достигло 1,54 млн (+3,5% за год). При этом — любопытный факт — особенно быстро росло количество мощных машин с двигателями от 200 до 250 л.с. Тем временем грузовые машины стали покупать, напротив, средней мощности, а вот автобусов год от года реализуется все меньше и меньше.
Рекордный рост транспорта с 2014 года
По данным, которые получила аналитическая служба «Реального времени», на конец 2018 года в Татарстане было зарегистрировано 1,54 млн наземных транспортных средств. Это на 3,5% больше, чем годом ранее. Такой годовой прирост — самый крупный за четыре года: в 2017 году, например, число транспортных средств выросло всего на 2,1%, в 2016 году — на скромные 0,3%, а в 2015 году наземного транспорта вообще стало меньше, причем сразу на 3,3%. Впрочем, до показателя роста, зафиксированного в 2014 году, результаты пока не дотягивают: тогда наземного транспорта стало больше на 5,4%.
Интересно, кстати, что число налогоплательщиков, учтенных в базе данных, составляет 1,022 млн — таким образом, на каждого из них приходится в среднем по 1,47 транспортного средства. В эти цифры, впрочем, входит не только наземный транспорт всех видов, но и водный, а также воздушный. Количество всех транспортных средств, кроме наземных, правда, в пределах погрешности: на 2018 год в Татарстане зарегистрировано 13,5 тысячи водных транспортных средств и всего 134 воздушных судов. В категорию наземных транспортных средств в свою очередь входят не только легковые автомобили, но и 138 тысяч грузовиков, 14 тысяч автобусов, 12 тысяч мотоциклов и мотороллеров, около пяти тысяч снегоходов и мотосаней, а также 42 тысячи других самоходных транспортных средств, машин и механизмов на пневматическом и гусеничном ходу.
2018 год был неплох, но рынок снова уходит в снижение
Что касается легковых автомобилей, то рост их количества в регионе оказался даже чуть больше, чем по наземному транспорту в целом — 3,8% за год. Сейчас в Татарстане зарегистрировано 1,49 млн наземных транспортных средств, в отношении которых исчислен налог. Из них легковых автомобилей — 1,28 млн штук.
О такой тенденции говорит и Алексей Калачев, эксперт-аналитик АО «Финам». В 2017 и в 2018 годах, по его словам, на российском авторынке после четырехлетнего снижения наблюдался восстановительный рост продаж новых автомобилей на 12% в год. «За 10 месяцев 2019 года произошло снижение продаж на 2,4% по сравнению с тем же периодом прошлого года. И это несмотря на рост автокредитования и снижение процентных ставок. Без влияния этих факторов снижение было бы больше. Дает о себе знать рост стоимости автомобилей на фоне замедления роста доходов населения», — объясняет он.
Впрочем, по словам аналитика «Финама», это глобальная тенденция: в текущем году продажи новых автомобилей снижаются на всех основных рынках. За 10 месяцев 2019 года на 2% упали продажи в США и ЕС, на 11% в Китае, в среднем на 5,5% в странах БРИКС, а глобальное снижение составило около 4%. «На этом фоне российский авторынок смотрится еще неплохо, хотя роста объемов в ближайшее время ожидать не приходится», — заключает Калачев.
Год мощных машин
Больше всего, как следует из данных статистики, в 2018 году был заметен рост спроса на мощные машины — с двигателями от 200 до 250 л.с. За год их число выросло сразу на 11,1%. На втором месте по росту — автомобили с двигателями мощностью от 100 до 150 л.с. — их стало больше на 9,6%. Самый низкий показатель роста — у самых мощных машин, мощностью более 250 л.с. — их стало больше всего на 0,5%. Однако еще хуже ситуация с машинами мощностью меньше 100 л.с. — их стало даже меньше, на 0,6%, — сказывается повсеместное увеличение мощности у самых популярных моделей.
Отметим, что динамика роста количества машин по мощности двигателя за последние шесть лет отличается от таковой за год. Рекорд роста с 2012 года — у машин с мощностью от 100 до 150 «лошадей» — их стало больше в 2,1 раза. Именно такая мощность у наиболее продаваемых сейчас Kia Rio, Hyundai Solaris и Lada Vesta.
На 84% увеличилось за шесть лет число машин с мощностью от 200 до 250 л.с., а на 74% — с мощностью от 150 до 200 л.с. А вот машин с мощностью меньше 100 л.с. стало меньше, причем сразу на 18% — видимо, сказывается то, что у большинства новых автомобилей мощность хотя бы ненамного, но превышает 100 «лошадей». Исключение, правда, составляет Lada Granta — самая продаваемая в третьем квартале 2019 года модель автомобиля: три из четырех типов двигателей, устанавливаемых на эту модель, с мощностью менее 100 л.с.
Тем не менее машин с мощностью меньше 100 л.с. в Татарстане по-прежнему больше половины — 54%. Шесть лет назад их было вообще три четверти. Автомобилей с мощностью от 100 до 150 л.с. — еще 38%, шесть лет назад лишь каждая пятая машина в регионе была с такой мощностью. Всех остальных автомобилей в сумме — лишь около 8,4%.
«Но на самом деле их и в общем автопарке становится меньше: по данным ФНС за последние четыре года их количество сократилось на 2 млн автомобилей, а доля — на 10%. Теперь они составляют примерно половину автопарка. Причина, как мне кажется, в политике автопроизводителей, которые просто стали выпускать на рынок более мощные модели. Даже у АвтоВАЗа с двигателями менее 100 л.с. осталось несколько модификаций (не все) Granta и Largus, а популярные Vesta и XRay — все выше 100 л.с», — отмечает аналитик «Финама».
А вот Руслан Абдулнасыров из ассоциации «Автодилеры Татарстана» объясняет изменение соотношения машин с разной мощностью проще: «Богатые богатеют, бедные беднеют. У состоятельных людей в любое время все хорошо, а вот то, что стало меньше машин с мощностью до 100 л.с., говорит о том, что у простых людей денег все меньше и меньше».
Число автобусов сокращается, а снегоходов стало больше на четверть
Постепенное повышение мощности заметно и у других транспортных средств. Например, 2018 год стал первым, в котором самая большая группа мотоциклов оказалась с мощностью от 35 л.с. За год эта категория выросла на 6%. Сейчас таких мотоциклов в регионе зарегистрировано 4 тысячи штук — треть от всех двухколесных транспортных средств. Шесть лет назад их было всего 15%, или 1,4 тысячи.
Автобусов пока по-прежнему значительно больше с мощностью до 200 л.с. — 11,3 тысячи против 3 тысяч — с мощностью более 200 «лошадей». За год число относительно маломощных автобусов, однако, снизилось на 3,7%, в то время как мощных автобусов стало больше на 2,4%. Интересна, кстати, и еще одна деталь: автобусы — единственная категория транспортных средств, которых в регионе год от года становится все меньше: за шесть лет их число сократилось почти на одну пятую — с 17,3 до 14,4 тысячи штук.
А вот с грузовиками ситуация по динамике популярности мощности отличается: растет количество грузовых автомобилей средней мощности, а всех остальных, наоборот, становится меньше. Большегрузов с мощностью от 150 до 200 л.с. за год стало больше на 9,5%, от 100 до 150 л.с. — на 3,4%.
Более мощных машин, наоборот, становится меньше — к примеру, грузовиков с двигателями от 200 до 250 л.с. стало меньше на 5,4%, а с мощностью более 250 л.с. — меньше на 2,5%. Всего сейчас по дорогам Татарстана ездит 138,5 тысячи грузовых машин, из них более трети — с двигателями в 100—150 л.с., еще четверть — до 100 л.с. За шесть лет однозначно популярнее стали грузовики с двигателями в 100—150 «лошадей», их доля выросла с 28,8 до 35,7%, а количество — на 29%. Самая «просевшая» категория грузовых машин — с мощностью в 200—250 л.с., их доля сократилась с 25% до 17%, а число — почти на 30%.
Алексей Калачев из «Финама» объясняет тенденцию с грузовиками так: «Мощные грузовики нужны преимущественно для междугородних перевозок и строительства. Это рынок не маленький, но достаточно ограниченный в возможностях расширения и темпах обновления автопарка. В то время как спрос на менее мощные грузовые автомобили, коммерческие автомобили, LCV (малотоннажные грузовые автомобили, — прим. ред.) расширяется за счет логистики торговых сетей, фермерских хозяйств, малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей. Для небольших грузов и недальних расстояний они эффективнее и экономичнее».
Согласен с ним и Руслан Абдулнасыров — по его мнению, повышение спроса на грузовики с небольшой мощностью связано с их малотоннажностью, что, в свою очередь, более привлекательно, так как на такие машины нет ограничений на въезд в города и парковку.
Отметим также значительный рост числа зарегистрированных снегоходов и мотосаней: за год их количество в регионе выросло почти на четверть — с 3,9 до 4,8 тысячи штук. При этом число таких транспортных средств с мощностью до 50 л.с. выросло на 20%, а более — сразу на 32%. Заметно больше стало, кроме того, гидроциклов (на 12,7%), особенно с мощностью больше 100 л.с. (рост на 20,9%), и катеров, моторных лодок и других водных транспортных средств — на 5,3%, причем рост тут тоже более заметен с транспортом мощностью более 100 л.с. (на 16% за год). А вот яхт, наоборот, стало заметно меньше — на 22%, причем больше это касается, опять же, судов с мощностью больше 100 л.с. — тут снижение за год оказалось на треть.
Оренбуржье закупается машинами, а Пермь от них избавляется
Если говорить не про Татарстан, а про Россию в целом, то, по данным на конец 2018 года, в стране зарегистрировано 42,03 млн автомобилей, в отношении которых исчислен налог. За прошлый год число их выросло примерно на 3%.
Лидером по числу автомобилей ожидаемо является столица и самый крупный регион — Москва. Тут легковых машин — 3,43 млн штук, причем годовой рост — довольно незначительный, всего на 1%. Вероятно, повсеместные дорогие платные парковки вместе с развитием городского транспорта делают свое дело. А вот Подмосковья такая тенденция не касается: здесь зарегистрировано еще 2,74 млн машин, и за год показатель тут вырос сильнее — на 3%. Замыкает тройку лидеров Краснодарский край с 1,9 млн легковых автомобилей и годовым ростом на 3%.
Во втором по величине городе страны — Санкт-Петербурге — зарегистрировано еще 1,59 млн машин, причем рост их числа за год тут несколько больше, чем в столице, — 2%. Пятое место оказалось у Ростовской области с 1,32 млн, а Татарстан находится на шестом месте с 1,28 млн.
Регион | Количество легковых автомобилей, по которым исчислен налог к уплате | ||
2018 | 2017 | 2016 | |
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ | 42.031.404 | 40.738.889 | 39.208.621 |
в том числе: | |||
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ | 11.987.396 | 11.721.435 | 11.953.093 |
Белгородская область | 472.681 | 461.272 | 539.595 |
Брянская область | 322.800 | 315.414 | 504.373 |
Владимирская область | 428.721 | 420.390 | 271.140 |
Воронежская область | 720.320 | 698.394 | 685.024 |
Ивановская область | 271.442 | 265.834 | 257.636 |
Калужская область | 348.161 | 336.778 | 323.149 |
Костромская область | 189.726 | 185.468 | 182.106 |
Курская область | 330.181 | 320.000 | 317.835 |
Липецкая область | 350.959 | 342.570 | 344.416 |
Московская область | 2.737.872 | 2.668.138 | 2.901.462 |
Орловская область | 247.751 | 242.171 | 234.809 |
Рязанская область | 346.067 | 318.882 | 314.704 |
Смоленская область | 318.645 | 311.271 | 308.821 |
Тамбовская область | 324.710 | 316.010 | 255.492 |
Тверская область | 445.421 | 433.956 | 430.291 |
Тульская область | 367.145 | 356.877 | 359.135 |
Ярославская область | 335.832 | 329.491 | 320.475 |
город Москва | 3.428.962 | 3.398.519 | 3.402.630 |
СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ | 4.274.464 | 4.180.118 | 3.880.726 |
Республика Карелия | 217.555 | 212.476 | 208.883 |
Республика Коми | 248.949 | 245.589 | 241.248 |
Архангельская область | 321.627 | 313.187 | 278.049 |
Вологодская область | 296.386 | 291.739 | 167.085 |
Калининградская область | 357.734 | 349.784 | 329.430 |
Ленинградская область | 583.339 | 564.075 | 530.070 |
Мурманская область | 238.211 | 235.555 | 271.355 |
Новгородская область | 190.764 | 186.561 | 185.929 |
Псковская область | 218.975 | 212.992 | 208.035 |
город Санкт-Петербург | 1.590.956 | 1.558.332 | 1.450.420 |
Ненецкий АО | 9.968 | 9.828 | 10.222 |
СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ | 1.965.160 | 1.879.471 | 1.680.492 |
Республика Дагестан | 515.350 | 491.089 | 432.539 |
Республика Ингушетия | 64.169 | 72.676 | 53.255 |
Кабардино-Балкарская Республика | 105.088 | 102.348 | 94.576 |
Карачаево-Черкесская Республика | 107.780 | 104.784 | 103.697 |
Республика Северная Осетия-Алания | 175.299 | 156.682 | 147.709 |
Чеченская Республика | 220.155 | 205.028 | 114.858 |
Ставропольский край | 777.319 | 746.864 | 733.858 |
ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ | 4.980.094 | 4.781.255 | 4.439.634 |
Республика Адыгея | 142.286 | 139.149 | 134.970 |
Республика Калмыкия | 73.706 | 71.013 | 68.601 |
Республика Крым | 425.264 | 375.525 | 316.429 |
Краснодарский край | 1.906.613 | 1.846.789 | 1.715.302 |
Астраханская область | 263.925 | 249.440 | 243.889 |
Волгоградская область | 739.420 | 724.642 | 654.334 |
Ростовская область | 1.321.199 | 1.283.990 | 1.230.164 |
город Севастополь | 107.681 | 90.707 | 75.945 |
ПРИВОЛЖСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ | 8.360.896 | 8.178.880 | 7.812.128 |
Республика Башкортостан | 1.120.184 | 1.093.774 | 981.374 |
Республика Марий-Эл | 177.771 | 173.059 | 170.206 |
Республика Мордовия | 222.097 | 215.976 | 208.329 |
Республика Татарстан | 1.279.104 | 1.242.265 | 1.214.438 |
Удмуртская Республика | 449.560 | 435.669 | 427.520 |
Чувашская Республика | 293.911 | 286.740 | 274.781 |
Кировская область | 385.322 | 379.435 | 374.113 |
Нижегородская область | 1.002.120 | 971.734 | 942.761 |
Оренбургская область | 216.195 | 195.476 | 143.630 |
Пензенская область | 419.732 | 408.636 | 398.633 |
Пермский край | 661.141 | 689.229 | 690.505 |
Самарская область | 1.039.293 | 1.013.670 | 998.665 |
Саратовская область | 739.112 | 726.804 | 644.825 |
Ульяновская область | 355.354 | 346.413 | 342.348 |
УРАЛЬСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ | 3.030.497 | 2.776.388 | 2.515.844 |
Курганская область | 276.774 | 271.642 | 266.852 |
Свердловская область | 626.454 | 573.115 | 548.135 |
Тюменская область | 311.420 | 163.866 | 201.846 |
Челябинская область | 1.152.414 | 1.117.796 | 896.718 |
Ханты-Мансийский АО - Югра | 583.313 | 568.161 | 557.519 |
Ямало-Hенецкий АО | 80.122 | 81.808 | 44.774 |
СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ | 5.038.310 | 5.391.254 | 5.107.607 |
Республика Алтай | 64.410 | 61.650 | 61.236 |
Республика Тыва | 66.352 | 233.912 | 232.030 |
Республика Хакасия | 159.192 | 63.041 | 62.573 |
Алтайский край | 630.306 | 156.155 | 155.655 |
Красноярский край | 896.617 | 621.681 | 607.878 |
Иркутская область | 706.593 | 877.070 | 906.559 |
Кемеровская область - Кузбасс | 690.866 | 684.472 | 676.506 |
Новосибирская область | 909.431 | 657.158 | 653.845 |
Омская область | 598.095 | 869.541 | 858.243 |
Томская область | 316.448 | 580.615 | 574.456 |
ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ | 2.394.587 | 310.016 | 44.107 |
Республика Бурятия | 241.443 | 275.943 | 274.519 |
Республика Саха (Якутия) | 230.812 | 1.830.088 | 1.819.097 |
Приморский край | 674.585 | 234.219 | 232.400 |
Хабаровский край | 375.120 | 654.127 | 651.971 |
Амурская область | 221.961 | 366.543 | 363.613 |
Камчатский край | 126.552 | 219.152 | 221.135 |
Магаданская область | 50.031 | 123.545 | 122.425 |
Сахалинская область | 141.617 | 48.892 | 48.706 |
Забайкальский край | 282.716 | 136.325 | 132.731 |
Еврейская автономная область | 41.634 | 39.711 | 39.222 |
Чукотский АО | 8.116 | 7.574 | 6.894 |
По Приволжскому федеральному округу второе место (и седьмое — по всей стране) оказалось у Башкортостана с 1,12 млн машин. Более миллиона легковушек в ПФО, кроме того, зарегистрировано в Самарской области (1,03 млн штук) и Нижегородской области (ровно миллион автомобилей).
Меньше всего в федеральном округе машин зарегистрировано в Марий Эл — 177,7 тысяч штук. Второе место с конца занимает Оренбургская область с 216 тысячами, но этот регион неожиданно стал лидером по годовому росту числа машин: тут их увеличилось на 10,6%. Антирекорд — у Пермского края — тут число легковушек за год, наоборот, снизилось сразу на 4,1% — с 689 до 661 тысячи штук.
Результаты этих двух регионов, судя по всему, связаны с активностью конкретных продавцов. Такого мнения, в частности, придерживается Евгений Еськов из «АвтоБизнесРевю»: «В Оренбурге в 2017 году начал работу «ТрансТехСервис». Прежде в городе происходило много закрытий автоцентров, ряд объектов просто пустовал. Поэтому приход одного из крупнейших автомобильных холдингов страны, отложенный спрос могли подстегнуть продажи. В Перми в 2018 году происходили изменения в составе игроков, например прекратил работу холдинг «УралАвтоИмпорт»».
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.