Новости раздела

Вадим Хоменко: «У крымчан уважение к Татарстану большое»

Болезни Крыма: неразвитая инфраструктура, недовольство чиновниками и отсутствие частных инвестиций с материка

Вице-президент Академии наук Республики Татарстан, доктор экономических наук Вадим Хоменко поделился с корреспондентом «Реального времени» впечатлениями от поездки в Крым, где он принял участие в XX конференции Международного союза научных и инженерных общественных объединений «Проблемы и перспективы инновационного развития экономики» в г. Алушта.

Распалась промышленность, сельское хозяйство стагнирует

Вадим Васильевич, были ли вы ранее на полуострове, когда он еще принадлежал Украине? Какие-нибудь изменения произошли с тех пор?

— Да, был, причем дважды. Больших изменений я не увидел. Это не отсталость, но отсутствие должного смотра сказалось на внешнем облике, инфраструктуре, производстве.

И насколько там развита или неразвита инфраструктура?

— Там распалась промышленность, мало что от нее осталось. Судоремонтные предприятия находятся практически по всему периметру, но многие из них простаивают. Химическая промышленность стоит. Сельское хозяйство в условиях отсутствия воды из Каховского водохранилища тоже стагнирует. Фактически где-то более-менее функционирует южный берег Крыма с его рекреационной инфраструктурой. Но и рекреационная сфера — это по большей части наследие 1960-1980-х годов.

Помимо сферы отдыха в каких направлениях там идет хоть какая-то работа?

— Трудно что-то сказать на этот вопрос. В целом, там все очень сложно работает. Даже Торгово-промышленная палата Крыма нам докладывала, что за этот год сократилось количество малых и средних предприятий, цены поднялись, зарплата невысокая. Пока не решены проблемы с созданием новых рабочих мест.

— Каковы причины такого застоя?

— Причин много. Одна из них — российский капитал туда не идет. Скажем так, там нет филиалов «Сбербанка». Крупные компании тоже не идут, поскольку боятся попадания в реестр соответствующих санкций. То, что когда-то создали для Крыма — железную дорогу, воду, автомобильные дороги — последние остатки. Сложности с логистикой. Надо завозить из России, а нормальной логистики нет. Плюс ментальность населения, которое долго было в отрыве от России. Тот уровень требований к бизнесу, который у нас есть, им не очень понятен. Украина таких стандартов не имела. Простой пример: вы входите в общественный транспорт — и не видите билетов.

«Альтернативы северу нет. В любом случае она рано или поздно откроется»

Сейчас ведется строительство моста через Керченский пролив. Почему именно мост, а не подводный тоннель? По мнению некоторых экспертов, тоннель безопасней и дешевле...

— Насколько я понял, дискуссии насчет вариантов не прекратились. Рассматриваются и тоннели, и мосты. С учетом грунтов, морского течения, там пролив мощный, сложная геология в этом месте. Зимой была сложная ледовая ситуация. Многие специалисты все-таки предлагали сделать тоннель. Но окончательного варианта пока еще нет. Но мы добирались паромом. Других вариантов добраться до полуострова на сегодняшний день пока нет.

Все-таки от транзита через Украину никуда не уйти?

— Главный вопрос — открыть вход через север. Там прямая дорога. Альтернативы северу нет. В любом случае она рано или поздно откроется. И автомобильные дороги через Джанкой все-таки откроются. А та через пролив обходная, и она намного длиннее. Тут и затраты на перевозку будут дорожать. Этот вариант рассматривается как второй по степени значимости. Первым всегда был и будет прямой путь, который сейчас есть. Надо решать эту задачу, чтобы открыть сообщение: договариваться как-то, решать вопрос прямого вхождения в Крым железнодорожного состава и автомобильной техники.

Расскажите о ситуации с Керченской паромной переправой. Решается ли ее проблема?

— Сейчас это единственный вариант. Я добирался автобусом, он вкатывается на него согласно графику. Но паром есть паром. Пока он заполнится, пока идет. Время доходки до Симферополя удлиняется очень сильно за счет объезда, за счет времени погрузки-выгрузки с парома. Это еще неудобно: люди со своими чемоданами перебираются с автобуса на паром. Я уже не говорю о грузовом транспорте: в таком объеме через паром все доставлять — это, конечно, не дело.

Какая ждет судьба паромную переправу после введения в строй моста?

— Если бы еще знать пропускную способность моста. Мост строится с большими сложностями. Там планировалось строительство в несколько очередей. Насколько мосты будут выдерживать — посмотрим, практика покажет.

Паром есть паром. Пока он заполнится, пока идет. Время доходки до Симферополя удлиняется очень сильно за счет объезда, за счет времени погрузки-выгрузки с парома. Фото ru.krymr.com

Пока все очереди не будут введены, паром какое-то время будет функционировать. Мощность должна быть большая. Потому что связь с Россией должна быть мощной. Специалисты вообще докладывают неоднозначно по поводу дальнейших трасс прохождения через Керченский пролив. Абсолютно разные мнения. Я так понимаю, устоявшегося мнения нет, что там в итоге должно быть.

Высокие цены при низких зарплатах

Заметили ли вы изменение цены на продукты на рынках и в магазинах после введения санкций?

— Цены там однозначно высокие. Вот приведу пример. У нас сыр — нижняя ценовая категория — 300 рублей, у них — 400 рублей. Копченая скумбрия — у нас 320-350 рублей за килограмм, а там эта рыба за 500 рублей. Даже знаменитый крымский виноград шел за 80-120 рублей. Средняя заработная плата в Крыму на момент моего приезда была чуть больше 18 тысяч рублей. А в Татарстане — 28 тысяч рублей. Вот и представьте уровень покупательной способности населения при такой зарплате и таких ценах.

Хотели как лучше…

Как на экономике полуострова отразилась блокада со стороны Украины?

— Для них блокада двойная. Во-первых, Украина перерезала пути сообщения: железную дорогу, подачу воды. Во-вторых, это западные санкции. Они тоже блокируют работу в Крыму промышленных компаний, не только наших, но и иностранных. Как я говорил, многие просто боятся входить на территорию Крыма и попасть в этот реестр.



Для того, чтобы Крым стал самоокупаемым, надо еще вложить. Надо вкладыватьи в дороги, и в промышленность, и в сельское хозяйство. Фото kazved.ru

Поэтому Крым стал балластом, а не самоокупаемым регионом, как ожидалось?

— Для того, чтобы он стал самоокупаемым, надо еще вложить. Промышленные предприятия стоят, сельское хозяйство стагнирует. Туда надо вкладывать: и в дороги, и в промышленность, и в сельское хозяйство. Если бы эти вложения были. Надеялись, что вложения пойдут, а их нет. Плюс еще недостаточная эффективность освоения средств, выделенных из федерального бюджета.

Вложений совсем нет или их недостаточно?

— Есть такие оценки, что они недостаточно эффективно используют бюджет. Здесь комплекс факторов. Никто не думал, что начнется такая блокада, которая отразится не только на России. В отношении Крыма блокада гораздо сильнее. Крым испытывает двойной уровень блокады. Мы этого не ожидали. Думали, что отличная природа, расположение, деньги пойдут отовсюду. Ничего этого не получилось.

«Для нас Бахчисарай — довольно-таки маловатый регион»

Ряд регионов России взяли шефство над некоторыми муниципалитетами Крыма. Татарстан курирует Бахчисарайский район. Как наша республика помогает этому муниципалитету?

— Республика вошла туда, работает. Бахчисарай — это сельскохозяйственный район. Здесь наша помощь идет и будет продолжаться. У нас очень мощное сельское хозяйство. Там работают наши представители науки. Там есть площадки, которые ввел директор Института истории АН РТ Рафаэль Хакимов, директор института археологии РТ Айрат Ситдиков.

Сам я не был в Бахчисарае, был в Алуште, в Ялте. А мои коллеги были в Бахчисарае. Проректор КФУ Наиль Фаикович Кашапов выезжал туда.

Для нас Бахчисарай — довольно-таки маловатый регион. Татарстан может представить свои услуги по гораздо большему количеству позиций, даже включая культурное наследие Крыма. Потому что в Бахчисарайском районе крымские татары представлены в большем количестве, чем в других районах.

Для нас Бахчисарай — маловатый регион. Татарстан может представить свои услуги по гораздо большему количеству позиций, даже включая культурное наследие Крыма. Фото bestmaps.ru

— В каких отраслях нам еще предстоит серьезная работа?

— Я думаю, надо расширять сферу участия Татарстана, потому что весь Крым может представлять интерес для Татарстана. С точки зрения сельского хозяйства мы можем работать со всеми районами Крыма, с точки зрения организации туристического бизнеса у нас есть свои неплохие подходы к организации. С точки зрения судостроительной промышленности Зеленодольский завод имени Горького сможет там контакты найти.

С точки зрения имиджа Татарстан пользуется колоссальным уважением. У Татарстана есть свой бренд. Крым поднимется, безусловно. Это временная ситуация. Этот регион находится в уникальном месте. Как говорил турецкий султан: «Кто господствует на территории Крыма, тот господствует на Черном море и на всем Средиземноморье». Крым — это стратегическая точка, и она не может долго деградировать.

«На эти деньги можно съездить в Турцию отдохнуть на более высоком уровне»

Чего сейчас не хватает Крыму — каких направлений?

— Всех направлений. Я бы не сказал, что там чего-то хватает. Рекреация требует серьезных вложений. Устаревшая инфраструктура рекреации, устаревшие гостиницы, дома отдыха в массе своей. Я был в Алуштинском санатории — ну это 60-70-е годы. Там надо во все вкладывать. Но ведь компании боятся входить. Наши бы компании давно туда вошли. Надо решать как-то этот вопрос. Они войдут туда, там есть куда деньги вкладывать.

Как туризм оценивают в Крыму? Говорят, в этом году лучше, чем в 2014?

— Там нет абсолютно украинцев. Россияне приезжают больше посмотреть на исторические памятники Крыма. А с точки зрения отдыха… посчитайте сами. Билет на самолет стоит туда 19 тысяч. Плюс обратно. Плюс там жить. На эти деньги можно съездить в Турцию отдохнуть на более высоком уровне. С точки зрения конкурентоспособности есть другие варианты.

«Год прошел в режиме ожидания»

С крымскими татарами не общались? Довольны ли они вхождением в состав России?

— Среди татар разные категории есть. Нет однозначного среди них мнения о результатах вхождения.

Рекреация требует серьезных вложений. Устаревшая инфраструктура, устаревшие гостиницы, дома отдыха в массе своей. Я был в Алуштинском санатории — ну это 60-70-е годы. Там надо во все вкладывать. Фото www.kiev-alushta.com

— А в целом как жители оценивают?

— Год прошел в режиме ожидания. Следующий год будет решающим. Бесконечно ждать население не может. Желание быть в составе России у большей массы сохраняется, желание выйти в юрисдикцию Украины у них отсутствует.

«Уважение к Татарстану большое»

Привлекают ли вас крымские власти к консультациям?

— Нас только привлекали к участию в двух научных проектах — «Шелковый путь инноваций» по линии Российской академии наук и создание технологической платформы Крыма по линии Крымской академии наук. В оба проекта нам было предложено пойти. Мы дали свое согласие. Плюс привезли соглашение по поводу взаимодействия нашей академии наук и Крымской академии наук.

Много говорили о проектах технопарков и IT-парков? Реализуются?

— Нет, пока только задумки. Они обращаются к Татарстану с просьбами о помощи. Но любой технопарк, IT-парк основан на каком-то фундаменте, а его у них нет. Крым только сохранил небольшие островки производства. Для кого готовить, наработки делать? Какова отраслевая направленность этого технопарка? Неясно пока. Первоначально или параллельно нужно создание развитого производства, тогда будет ясно, для кого и как готовить, создавать эти технопарки.

Не знаете, много ли чиновников-варягов с материка? Чиновников из Татарстана не встречали там?

— Специально не интересовался. Но общий настрой такой, что многие желают видеть чиновников из России, потому что разочарование в местных чиновниках имеет место. Из Татарстана не встречал. Но у крымчан уважение к Татарстану большое. Неоднократно слышал предложения о том, чтобы татарстанцы были представлены в Крыму в качестве консультантов и специалистов.

Тимур Рахматуллин
Справка

Вадим Васильевич Хоменко родился в 1958 году.

В 1979 году c отличием окончил Казанский финансово-экономический институт им. Куйбышева.

С 1979 по 1985 годы — аспирантура в Ленинградском финансово-экономическим институте им. Вознесенского. Защитил кандидатскую по проблеме планирования и прогнозирования развития производственного аппарата промышленных предприятий.

С 1985 по 1991 годы — старший преподаватель кафедры экономики труда КФЭИ.

С 1992 года по приглашению администрации Ульяновской области принимал участие в формировании экономического факультета ульяновского филиала МГУ им. Ломоносова. Создал кафедру финансов и кредита, руководил ею с 1992 по 1998 годы.

С 1998 по 2004 годы — заведующий отделом экономики Института социально-экономических и правовых наук и центра перспективных экономических исследований АНТ.

С 2005 по 2008 годы — директор НИИ в составе ТГГПУ.

С 2008 по 2010 годы — заместитель министра образования РТ.

С 2010 года — профессор КНИТУ-КАИ, член-корреспондент академии наук РТ, руководитель комитета по науке и образованию Поволжской логистической ассоциации, научный руководитель бизнес-школы «Ай Тек».

С 2014 года — вице-президент Академии наук Республики Татарстан.

Опубликовано более 170 научных работ.

Хакимов Рафаэль Сибгатович

Новости партнеров