Фотомарафон «100-летие ТАССР»: строительство дома в Казани, 1940 год
Проект «Реального времени»: от Татарии — к Татарстану, часть 85-я

За первые 20 лет существования республики удалось во многом продвинуться в деле жилого строительства, особенно в столице. К 1940 году Казань преобразилась.
После того как окончилась Гражданская война и республика начала приспосабливаться к мирной жизни, оказалось, что в Казани было решительно негде жить. Во время войны и разрухи город потерял жилой площади примерно на 15 000 человек, плюс ко всему в Казань стекалось все больше переселенцев из голодающей деревни и просто людей в поисках лучшей жизни.
Город и республика нуждались и в строительстве промышленных предприятий: это требовало рабочей силы, и эта сила должна была где-то жить. Поэтому в 1933—34 годах появился план застройки Казани, в котором предлагалось создать два обособленных, независимых друг от друга городских образования — старую и новую Казань. Старую трогать не хотели вообще, строить там ничего не собирались. А на правом берегу Казанки планировалось создать новый город с населением в 300 тысяч человек. Этого смелого плана экспертная комиссия Наркомата коммунхоза РСФСР не приняла.

И Казань начали строить «как получалось». Число районов, в которых были крупные предприятия, увеличивалось, и строительство жилья приурочивали к ним: Казань стремительно децентрализовывалась. В конце 1930 под Меховой комбинат построили социалистический городок в Архангельской слободе. Это были первые в Казани дома для рабочих, и в квартирах был водопровод, канализация и даже центральное отопление.

В окрестностях деревни Воскресенское, где строили ТЭЦ-1, а потом завод синтетического каучука и завод искусственных кож, тоже построили рабочий поселок.
Во вторую пятилетку развернулось огромное строительство Казмашстроя. В северо-восточном Заречье, там, где когда-то был поселок Караваево, возникли поселки Свердлова, Орджоникидзе и Урицкого. К 1940 году в состав города вошли поселки Бутырки, Воскресенский, 1 Мая, Калининский, Поповка, Кокушкино. Тогда в Казани жили более 400 000 человек.

К 1940 году Ленинский район стал самым большим в городе. Районы связывались транспортом: были открыты несколько автобусных маршрутов (в Козью и Ново-Татарскую слободы) и девять трамвайных. Некоторые слободы соединились между собой с помощью земляных дамб. Было построено несколько «образцово-показательных» зданий, возвеличивавших достижения социализма. Большинство из них принадлежали вузам: чего стоят только корпус «А» КХТИ на Карла Маркса (1936) или учебный корпус КФЭИ на Бутлерова (конец 1930-х), но были и удивительные жилые гиганты (например, шестиэтажный жилой дом для рабочих валяльно-войлочного комбината).

Но жилой кризис все равно не был преодолен. К началу войны, по статистике, на одного жителя Казани в среднем приходилось около 4 квадратных метров жилого пространства.

Справка
За помощь в подготовке материала редакция благодарит Музей истории КНИТУ, Национальный музей РТ, Музей истории КГАСУ.
Мы будем рады участию наших читателей в наполнении фотопроекта. По вопросам фотомарафона обращайтесь по адресу gubaeva@realnoevremya.ru
комментарии
Полное погружение в то героическое, но непростое время.
Спасибо уважаемым автору, РВ и Музеям вузов Казани.
А КПИ был создан на базе Казанского промышленного училища - уникального учебного заведения, первого в России среднего химико-технологического училища, созданного гениальным химиком, членом-корреспондентом Императорской Санкт-Петербургской Академии наук, профессором А.М.Зайцевым.
Строить дома и корпуса вузов могут только замечательные люди.
Какие огромные кирпичи на первой фотографии укладывают рабочие-каменьщики.
Правда угольный шлак имел повышенную радиоактивность, но вт о время мало кто на это обращал внимание.
Жил в таком доме - очень тёплый.
ныне дом и соседние дома из шлако-бетонных блоков уже снесли по программе ветхое жилье, а их жителям дали новое благоустроенное - спасибо Президентам РТ, первому и второму.
Но надо помнить, что для получения высшего образования были ограничения - в вузы не допускались сыновья и дочери "классовых врагов", дети дворян, интеллигенции, богатых крестьян, религиозных деятелй, лишенцы и др.
С начала до конца 1930 годов были репрессированы многие профессора - и не только "царские", но и "красные" профессора - по всему СССР.
В Казани, например, были арестованы два ректора КГУ имени Ульянова-Ленина - Векслин и Камай, директор КХТИ Багаутдинов, профессор КХТИ Б.Арбузов и многие другие.
В вузах основными предметами, без знания и задачи экзаменов по которым нельзя было получить диплом физика, историка, химика или педагога, была триада - марксизм, ленинизм, сталинизм, а также научный коммунизм, история партии (понятно какой), марксистско-ленинской философия и прочие лже-науки.
"1930-апрель 1933 года – директор Казанского института инженеров коммунального строительства (КИИКС).
С именем Гимранова Закий Закировича связано становление и развитие КИИКСа. Под его руководством разворачивали работу кафедры, лаборатории, были привлечены для чтения лекций замечательные ученые местного университета, подготовившие научные кадры и определившие исследовательское направление института на десятилетия.
Сентябрь 1934 года – ответственный редактор по научно-технической литературе Татгосиздата.
Гимранов З.З. обвинялся как организатор «левой» и националистической группировки, впоследствии «Сагидулинщина». Якобы вел активную борьбу против руководства Татарской областной организации с 1922 по 1928 годы.
Решением парторганизации Татгосиздата 21.08.1936г.: "... Гимранов З.З. за неискренность своих выступлений о своей антипартийной деятельности в прошлом, за попытку умолить контрреволюционную сущность и роль своей активной борьбы, в национальных группировках 1925-27гг., за связь и дружбу с буржуазным националистом Сайфи, за привлечение к издательской работе националистических элементов, за отсутствие какой-либо борьбы с его стороны против националистических элементов за последние годы – из рядов ВКП(б) исключен".
Дата ареста: 1936-09-10
Решения по делу
Военная коллегия Верховного суда СССР
1937-08-03
обвинялся в вредительстве, контрреволюционной агитации и участии в контрреволюционной троцкистской националистической террористической организации
Высшая мера наказания
Дата исполнения: 1937-08-03
Расстрелян
Место исполнения: Москва
Место захоронения: Москва, Донское кладбище
Реабилитация
Реабилитирующий орган: ВК ВС СССР
1957-10-08