Новости раздела

Выставка группы «Дастан»: ностальгия или перезагрузка?

Выставка группы «Дастан»: ностальгия или перезагрузка?

Накануне в галерее Ильдара Зарипова открылась выставка группы казанских художников, посвященная известному советскому живописцу Дмитрию Мочальскому. Инициатором ее проведения стало объединение художников «Дастан». Почему казанцы вдруг вспомнили живописца, ушедшего из жизни в конце восьмидесятых, и существует ли на самом деле сам «Дастан»? На вернисаже побывала корреспондент «Реального времени».

Романтик соцреализма

Конечно, открыть эту выставку было бы логичнее 5 октября, в День учителя. Потому что легендарный профессор Суриковского института Дмитрий Мочальский – Учитель (именно так, с большой буквы!) практически всех действительно владеющих профессией художников Татарстана. Несколько десятилетий подряд (Мочальского не стало в декабре 1988 года) талантливые ребята – выпускники Казанского художественного училища – ехали к нему в Москву за знаниями.

Сам Мочальский получил образование в Ленинграде, учился у легендарного Петрова-Водкина. Отсюда, возможно, и его особый пиетет перед цветом, что он передал своим ученикам. Не случайно его называли «романтиком соцреализма». Да, он писал идеологически выдержанные, в духе своего времени, полотна. Но есть в них какой-то полет и искренняя вера в светлое будущее. И нет фальши и желания «угодить».

Легендарный профессор Суриковского института Дмитрий Мочальский – Учитель (именно так, с большой буквы!) практически всех действительно владеющих профессией художников Татарстана. Мочальский Д. Автопортрет (dadx.ru)

Мочальский вошел в историю не только как талантливый живописец и педагог, но и в связи… со скандалом на знаменитой выставке в Манеже, когда Никита Хрущев, увидев, как бы мы сейчас сказали, альтернативное искусство, кричал: «Это что за мазня?» Экспозицию генсеку показывал Дмитрий Мочальский, бывший тогда председателем Московского Союза художников, и львиная доля обвинений темпераментного и не очень просвещенного в вопросах культуры руководителя страны досталась именно ему.

Вчера же ученики Мочальского и их друзья выставили свои работы в память о мастере. Помнят, благодарны. Такое не часто случается.

Сочинители «поэм»

«Дастан» снова напомнил о себе, и, как на той первой, легендарной выставке 1992 года, где, если не ошибаюсь, участвовало двенадцать художников, заводилой был Анвар Сайфутдинов. Вообще-то дастан – это героическая поэма, чаще фольклорная, в восточной литературе. Очевидно, желание рассказать нечто посредством живописи и сподвигло татарстанских художников выбрать для своего объединения это название.

Тогда, почти четверть века назад, холодным январским днем 1992 года, первая выставка «Дастана» открылась в новой галерее НКЦ «Казань». Инициатором выставки, как и создания «Дастана», был выпускник Суриковского института, ученик Дмитрия Мочальского Анвар Сайфутдинов. Он решил объединить художников. Среди его единомышленников был искусствовед, очень талантливый куратор, к сожалению, рано ушедший из жизни, Альберт Шакиров.

Январь 1992 года не был радужным: обвал цен и полная неопределенность, куда же движется страна и что будет со всеми нами. Но выставка в практически неотапливаемом зале галереи НКЦ «Казань», наполненная светом и цветом, новыми идеями, новыми именами, дарила надежду. Еще не было в помине арт-рынка и частных галерей, практически никто еще ничего не продавал, но было огромное желание сказать свое слово. Создать живописный дастан.

На выставке в галерее Ильдара Зарипова представлены некоторые участники «Дастана»: рядом с Сайфутдиновым, как и прежде, — друг и соратник Ленар Гильмутдинов

Перезагрузка?

На выставке в галерее Ильдара Зарипова представлены некоторые участники «Дастана». Его лидер по-прежнему — и это отрадно и замечательно — Анвар Сайфутдинов, который, помимо своей чистой и звонкой живописи, являет граду и миру новое увлечение – фотографии. Кстати, очень активно используя соцсети.

Рядом с Сайфутдиновым, как и прежде, — друг и соратник Ленар Гильмутдинов, главный художник ТЮЗа. Помимо сценографии, талантливый живописец. Жаль, на выставке представлена только одна его работа – портрет Пушкина. Но изображение «нашего всего» так выразительно!

Стоит отметить работы еще одного «дастановца» — Сергея Догадова, автора неординарного, со своими сюжетами и своей манерой письма. Открытием экспозиции можно считать полотна Рената Гаялиева. Наивно-хитрые, мудрые и ироничные. Автор пишет автопортрет, помещая себя в какой-то гламурный ресторанчик, где за соседними столиками стилизованные персонажи явно кричат: «In vino veritas!»

Открытием экспозиции можно считать полотна Рената Гаялиева. Наивно-хитрые, мудрые и ироничные

А вот он со скрипочкой на празднике в каком-то сказочном, словно сошедшем со страниц книжек братьев Гримм, городке. Рядом вышагивает лихой барабанщик, детишки водят хоровод вокруг нарядного дерева… Гаялиев формально не входит в «Дастан», но как-то выставлялся в рамках его проекта.

Хороши работы недастановца, но ученика Мочальского Ильгизара Самакаева – нежные, таинственные балерины. Художник нашел верную – холодную – цветовую гамму, характерную для сдержанного характера сильфид. Еще один ученик Мочальского незримо присутствует в галерее. Это ее бывший владелец, которого, увы, уже нет, — Ильдар Зарипов. Работ Зарипова – ярких, просто бьющих цветом, несколько мозаичных – можно видеть целый зал. Вот она, ниточка от Петрова-Водкина!

Итак, «Дастан» снова дал о себе знать. Единственное в Татарстане неформальное объединение художников после нескольких лет молчания заявило о том, что живо и намерено работать. Заявило благородным, пусть и негромким проектом. Представило более чем качественную живопись. Как рассказал автору этих строк Ленар Гильмутдинов, дастановцы сейчас пишут большое коллективное полотно. Это будет нечто философски-публицистическое. То есть поиск новых форм налицо.

А выставка, как и в январе 1992 года, началась с общей фотографии. Увы, помимо дастановцев, на нее затесался ряд персонажей, любящих погреться в лучах чужой славы. Впрочем, такое бывает всегда. К сожалению, мы не увидим на снимке многих из тех, кто выставлялся тогда в НКЦ или принимал участие в организации той выставки. Иных уж нет, а те далече… Но «Дастан» есть — благодаря Сайфутдинову и Гильмутдинову. И это обнадеживает.


1/39
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
Татьяна Мамаева, фото Романа Хасаева
комментарии 8

комментарии

  • Анонимно 08 окт
    все работы понравились!
    Ответить
  • Анонимно 08 окт
    Кто входит в "Дастан"?
    Ответить
  • Анонимно 08 окт
    интересно, что Мочальский Хрущеву ответил)
    Ответить
  • Анонимно 08 окт
    много неграмотных, но удивительно душевных работ, двоякое впечатление
    Ответить
    Анонимно 08 окт
    странно, что двоякое, у мне вот впечатлений масса, от каждой работы по десятку, а то и сотне!
    Ответить
  • Анонимно 08 окт
    многие творческие люди возвращаются к прошлому...
    Ответить
  • Анонимно 08 окт
    слабовато для перезагрузки, выходит - ностальгия
    Ответить
  • Анонимно 16 окт
    На 4 фотографии из 39 снизу изображены 2 работы татарского художника Равиля Саттарова,который выставлялся в тот же день
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии