Новости раздела

Фотомарафон «100-летие ТАССР»: урок труда в сельской школе Дрожжановского района ТАССР, 1933 год

Проект «Реального времени»: от Татарии — к Татарстану. Часть 47-я

Фотомарафон «100-летие ТАССР»: урок труда в сельской школе Дрожжановского района ТАССР, 1933 год
Фото: предоставлено realnoevremya.ru госархивом РТ

Отделение школы от церкви и запрет учить детей религии декларировали еще в 1918 году. Тогда все мектебе и медресе подлежали закрытию, но по факту просуществовали еще несколько лет. Благодаря этим школам многие татарские дети были обучены грамоте. Но с середины 1920-х годов мектебе и медресе практически исчезли, а потом еще и татарский язык перевели с арабского письма на латиницу. Советская власть строила собственную систему школьного образования, в том числе и национальную.

Школы в начале 1920-х годов делились на несколько ступеней: школа первой ступени была начальной, и дети в ней учились с 8 до 11 лет. Их учили читать, считать и писать. Кстати, не только по-русски: с 1927 года в Татарии уже были созданы и напечатаны учебники для начальных татарских школ на родном языке по всем предметам. Гимназии преобразовывались в школы второй ступени, где обучение продолжалось еще 4 года.

В середине 1920-х годов в сельских районах республики открывались семилетки: часто одна-две таких школы были на весь район, поэтому для детей из окрестных деревень нередко открывали интернаты.

Урок в сельской школе второй ступени, начало 1930-х годов. предоставлено realnoevremya.ru из фондов Государственного архива РТ

С 1924 года положение с учебниками, наличием учителей и зданий школ в принципе стало немного полегче, чем до этого. Ведь во время голода и разрухи республике, да и людям, было совсем не до школ. 30 августа 1925 г. приняли закон РСФСР о всеобщем начальном образовании: ребенок возрастом от 8 лет должен был поступить в школу и учиться там минимум 4 года, до 11 лет.

Первые учителя и ученики Урсалинской семилетней школы (Альметьевский район, ныне — Альметьевск), 1933 год предоставлено realnoevremya.ru Государственным архивом РТ

Учителей среднего звена готовили в специальных училищах. В Татарии их было восемь: в Казани, Чистополе, Тетюшах, Спасске, Елабуге и других городах.

В 1933/1934 учебном году в Татарии было полностью введено обязательное всеобщее обучение. В это время в республике уже строили новые здания школ, проводили в них электричество, ставили оборудование (например, станки для уроков труда), заказывали учебники по разным предметам. Учитель снова становится уважаемым человеком: на селе зачастую это был один из немногих образованных людей, наряду с агрономом и фельдшером.

Первый коллектив учителей Урсалинской семилетней школы, Альметьевский район (ныне Альметьевск), 1933 год предоставлено realnoevremya.ru Государственным архивом РТ

В 1933 году в Татарии массово создавались национальные школы: в них начальное образование должно было даваться на родном языке (русский язык начинался со второго года обучения, по 3 часа в неделю).

К 1939 году в начальных, неполных средних и средних школах республики обучались около 570 тысяч детей, половина из них были татары. По сравнению с 1927/1928 годом, количество учеников неполной средней школы выросло почти в 12 раз.

Людмила Губаева
Справка

За помощь в подготовке материала редакция благодарит Государственный архив РТ.

Мы будем рады участию наших читателей в наполнении фотопроекта. По вопросам фотомарафона обращайтесь по адресу gubaeva@realnoevremya.ru.

ОбществоИстория Татарстан Дрожжановский муниципальный район Татарстана
комментарии 22

комментарии

  • Анонимно 04 окт
    Из книги «Бандитский Татарстан»:

    «Можно сказать, что в то время советской власти в Чутеево попросту не существовало. Ходить по деревне без оружия было опасно не только приезжим, но даже местным жителям. Изба-читальня, в которой шкрабы, так тогда сокращенно называли школьных работников, проводили репетиции спектаклей и комсомольские собрания, неоднократно разорялась конокрадами. Местный мулла выступал перед верующими с такой речью: «Ленин был бурлаком, выпрашивающим без штанов хоть копеечку. Разве порядочный человек может ему последовать? За ним идут только люди, продавшие нашу веру, души и совесть свою за 24 рубля мугаллимы (учителя), и слепые с глазами, идущие за первыми (комсомольцы). Вы не смотрите на них! Берегите, отцы и матери, своих детей!»
    Ответить
  • Анонимно 04 окт
    Хорошие, добрые фотографии, несут много информации о том времени.
    Особенно хороша фотография учителей, учительниц со школьниками и собакой на переднем плане.

    Любая школа это форпост государства, его идеологии.

    Господствующей идеологией в СССР в 1920-1930-е годы был марксизм - соответственно и всё обучение детей было им "пропитано" - от детского садика до института и университета.

    Какие только "эксперименты" не ставили марксисты над школой, учителями и школьниками.
    Ответить
    Анонимно 04 окт
    Задачей российского образования и науки в 1920-1930-е гг. было не только выпустить узкого специалиста - механика, технолога, физика, химика и др. - но и воспитать преданного делу Маркск-Ленина-Троцкого-Сталина, делу Мировой коммунистической революции идейного бойца.
    Для этого были созданы помощники марксистской партии - октябрята, пионеры, комсомольцы.

    Абсолютное большинство выпускников учебных заведений того периода было уверено, что крестьяне и пролетариат в капиталистических странах Европы, Азии и Америки ждёт не дождется, когда придет в их страны Красная Армия и освободит их от капиталистического гнета.

    А техническое образование было одним из лучших в мире.

    А вот в вопросах политики, философии, культуры большинство советской молодежи в результате воздействия марксистской идеологии были "социальными идиотами".
    Ответить
    Анонимно 04 окт
    А сейчас не так же что ли?)
    Ответить
  • Анонимно 04 окт
    Мой родной край
    Ответить
  • Анонимно 04 окт
    Даже уроки физкультуры в школах, институтах и университетах СССР в
    1920-1930-е гг. были "пропитаны" марксистско-ленинской идеологией.

    Вот например, что писали в учебнике "Теория физического воспитания" (Москва, 1959 год, ранее формулировки были ещё более "жёсткие"):

    "Значение марксистско-ленинской философии как методологии исследования в области советской теории ФИЗИческого ВОСПИтания может быть хорошо выражено следующими словами В.И.Ленина:

    "...идя по пути марксовой теории, мы будем приближаться к объективной истине все больше и больше..., идя же по всякому иному пути, мы не можем прийти ни к чему, кроме путаницы и лжи".

    В решении ЦК РКП(б) 13.07 2935 г. и 23.11. 1929 г. О задачах и содержании советского физкультурного движения говорится:
    "...физическую культуру необходимо рассматривать не только с точки зрения физического воспитания и оздоровления и как одну из сторон культурной, хозяйственной и ВОЕнной подготовки молодежи (стрелковый спорт и по.), но и как один из методов воспитания МАСС... и, вместе с тем, как средство сплочения широких рабочих и крестьянских МАсс вокруг тех или иных партийных, советских и профессиональных организаций".

    Всё должно работать на дело Мировой коммунистической (марксистской) революции.
    Ответить
    Анонимно 04 окт
    Учебное пособие "теория физического воспитания" было написано в ГЦОЛИФК имени И.В.Сталина - Государственном Центральном Ордена Ленина Институте Физической Культуры имени И.В.Сталина.

    В Киеве центральный стадион назывался "Красный стадион имени Льва Троцкого".

    Вся жизнь граждан СССР была под полным контролем марксистов-террористов - малейшее отклонение от "теории марксизма" каралось очень жестоко, даже в физкультуре и спорте.

    Ответить
  • Анонимно 04 окт
    Дрожжаново-родина моего отца Абитова Загита Фахрутдиновича Откликнитесь земляки!
    Ответить
  • Анонимно 04 окт
    Сейчас дети русский с 1 первого же класса учат?
    Ответить
  • Анонимно 04 окт
    Расскажите, сохранились ли к 1920 ым годам школы созданные при участии Ильи Николаевича Ульянова ? Какова их судьба ?
    Ответить
    Анонимно 04 окт
    Сын разрушил школы, созданные отцом.
    И создал тоталитарные школы для тоталитарного общества.
    Учителя и школьники выживали как могли.
    Ответить
    Анонимно 04 окт
    Просьба номер школы, адрес, выпускники. Преподавались ли в этих школах (преимущественно национальные как известно) марксизм - ульянивизм ?
    Ответить
    Анонимно 04 окт
    Извините, Вы в школе не учились?
    Библиотеками пользоваться не умеете?
    И интернетом тоже?
    Или привыкли быть "начальником"?
    Всегда на всём готовеньком?
    Прошли те времена...
    Идите работайте.
    Ответить
    Анонимно 04 окт
    Это от редакции ?
    Ответить
    Анонимно 04 окт
    Нет не от редакции - редакции правду говорить нельзя.
    Это от старика с осенним обострением "правдолюбия".
    Не обижайтесь - в Ульяновске выпускают Труды Ленинского мемориала и там есть много информации о школах Н.И.Ульянова.
    Ответить
    Анонимно 04 окт
    Илья Николаевич Ульянов
    Трофимов Жорес Александрович

    Школы для «инородцев»


    Ответить
    Анонимно 04 окт
    Для вас. Я действительно бывший начальник. По состоянию здоровья не работаю. Интернет для меня единственная связь с внешним миром ))
    Ответить
    Анонимно 04 окт
    Извините.
    Ответить
    Анонимно 04 окт
    Буинский уезд (в т.ч. Дрожжаное) входил в Симбирскую губернию до 1920 г. Значит должны остаться школы (или следы).
    Ответить
    Анонимно 05 окт
    В начале 30-х годов нашего века я еще застала в живых некоторых народных учителей-ульяновцев. Непосредственно от воспоминаний, напечатанных в саратовском сборнике и в других ранних книгах, а также от сохранившихся в нижегородском архиве подробных записей проводившихся Ульяновым учительских съездов, можно получить интересные данные о передовых взглядах и педагогической методике Ильи Николаевича. Вот основные черты его методики: комплексное обучение ребят в классе, чтоб предмет давался не изолированно, но в связи с его фактическим окружением; коллективная занятость в уроке всего класса, чтоб не было ни одного ученика, не принимающего участия в освоении урока; роль коллектива в воспитании детей, а не только в их учебе; роль обязательного повторения прошлого урока – не формально, а с прибавлением нового и с углублением его знания; ввод музыки и ритма в обучение; обращение внимания на декламацию при изучении стихов наизусть и при инсценировках; ручной труд обязательно в практическом его применении: починка школьной мебели, изготовление учебных пособий для уроков (клейка из картона геометрических фигур – куба, квадрата, шара и т.д.), самостоятельное составление коллекций, например, образцов почвы своего уезда; продление учебного дня по мере необходимости для отстающих ребят; воскресные литературные беседы и чтения.
    Т.Брыляева http://sovross.ru/articles/643/10451
    Ответить
  • Анонимно 04 окт
    На второй фотографии мальчики и девочки ещё сидят раздельно, хотя уже и в одном классе.

    До сих пор вся элита ведущих капиталистических стран учится в раздельных школах - раздельное образование.
    Смешанные классы для детей наёмных работников.

    Экспериментально доказано, что в смешанных классах мальчики учатся хуже, чем в раздельных, а девочки лучше, чем в раздельных.

    Прочитал - и сам напугался, что написал...
    Ответить
  • Анонимно 04 окт
    а еще три?

    В Татарии их было восемь: в Казани, Чистополе, Тетюшах, Спасске, Елабуге и других городах.

    Источник : https://realnoevremya.ru/articles/153798-fotomarafon-100-letie-tassr-urok-truda-v-selskoy-shkole-drozhzhanovskogo-rayona-tassr-1933-god
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии

Новости партнеров