Талгат Таджуддин: «Празднование «освобождения от татаро-монгольского ига» приведет к негативным последствиям»
У нас в веках не «стояние» друг против друга, а жизнь бок о бок, плечом к плечу

Верховный муфтий, председатель Центрального духовного управления мусульман России Талгат Таджуддин выразил солидарность с татарстанскими депутатами, историками и российскими политологами, выступив против празднования «Дня освобождения от татаро-монгольского ига», которое, по мнению авторов проекта, случилось 11 ноября 1480 года. Напомним, с инициативой ввести в российский календарь памятных дат «День окончания Великого стояния на реке Угре» активно выступают власти Калужской области, а в сентябре соответствующий законопроект рассмотрит Госдума. В колонке «Реального времени» Талгат Таджуддин отмечает, почему такая инициатива вредна для российского общества. Глава ЦДУМ призывает делать акцент на тех вещах, которые объединяют многонациональную и поликонфессиональную страну.
Булгары задержали монгольское нашествие на Русь
Первыми, кто нанес поражение монгольскому нашествию во главе с Субадай-ханом в 1223 году, были наши предки — древние булгары. Это произошло в Жигулевских горах, после известной битвы на Калке, где объединенные войска половецких ханов и русских князей потерпели поражение. В этом же, 1223 году волжские булгары наголову разбили 40-тысячное войско Субадай-хана. Остатки его войска — 400 воинов — вместе с Субадай-ханом вернулись в ставку Чингисхана. Плененных воинов Субадай-хана булгары меняли на двух баранов. Об этом упоминается в исторических книгах и в книге «На стыке двух цивилизаций». Этим наши предки — древние булгары, на целых 13 лет задержали монгольское нашествие на Древнюю Русь и Восточную Европу.
В 1236 году монгольское нашествие во главе с Батый-ханом было направлено прежде всего на Булгарское государство, которое в неравной схватке потеряло свою независимость и не только. А в XIX веке булгары потеряли даже свое самоназвание, когда вдруг были объявлены татарами. Наши предки — древние булгары, на протяжении веков имели самые добрые, дружественные отношения с Древней Русью. Взаимоуважение и взаимовлияние культур наших народов оставило свой огромный след в истории нашей единой Отчизны.

Наши предки — древние булгары, на протяжении веков имели самые добрые, дружественные отношения с Древней Русью
После вхождения в состав России наши предки в течение пяти столетий доблестью и трудом доказали любовь и преданность нашей единой Родине. Будь то искоренение польского нашествия во главе с Лжедмитрием, восстановление единства Российского государства в Смутное время, отражение нашествий Карла XII, Наполеона и агрессии фашистской Германии в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов.
Не «стояние», а жизнь плечом к плечу
Народы нашей великой державы, России, — это почти 200 больших и малых народов, в течение многовековой истории вместе делили ее радости и горести. У нас в веках не «стояние» друг против друга, а жизнь бок о бок, плечом к плечу. И наша страна — это единая держава — Россия.
Сегодня в этом кипучем, бурлящем мире, когда попираются международное право, международные договоры, суверенитет и независимость многих стран и народов, народы нашей страны дают изумительный пример межнационального и межконфессионального мира и согласия, взаимоуважения и взаимопонимания. Это и есть суть жизни, Божественный миропорядок и промысел Божий в сотворении высшего творения Своего — Человека и жизни на земле.

Народы нашей великой державы, России, — это почти 200 больших и малых народов, в течение многовековой истории вместе делили ее радости и горести. У нас в веках не «стояние» друг против друга, а жизнь бок о бок, плечом к плечу
Негативные последствия проекта
Памятные даты нашей единой Отчизны, несомненно, должны способствовать сохранению и укреплению в нашем сознании, сознании наших современников и будущих поколений россиян святых понятий мира и согласия, братского сотрудничества между всеми россиянами — соотечественниками в великой и единой державе — России.
Предлагаемый проект празднования «Дня окончания Великого стояния на реке Угре» («Освобождение от татаро-монгольского ига») этим целям, тем более в современном бурлящем мире, способствовать не может. Наоборот, он может привести к негативным последствиям в межнациональных и межконфессиональных отношениях, осложнить которые пытаются немало сил вне рубежей нашей Родины.
комментарии
Но заключительная мысль очень правильная. Не надо калужанам чесать там, где чесать не надо.
Дело в том , что русские власти монгол , которые с 14 века начали переходить на службу русским князьям, называли СЛУЖИЛЫМИ ТАТАРАМИ . хотя сами ордынцы так себя не называли .С начала 15 века , когда Мещера перешла под власть Московских князей , местных буртасов-мусульман повестали в "служилые татары" .Какая то часть буртасов была поверстана в "посопные(ясачные) татары "То есть целый 15,16,17 и первую половину 18 века буртасов русские называли "татарами" по сословному признаку . Но постепенно это сословное название("татары")- в течении 4 веков --закрепилось в сознание буртасов и стало их самоназванием.Кстати соседи Мишарей , где они формировались как этнос , то есть по Мещере --Мокша и Эрзя ,на своих языках не называют их татарами . Мокша называет мишарей -- кельмАС, а Эрзя- ПечкАС
сами ордынцы так себя не называли
Источник : https://realnoevremya.ru/articles/149707-talgat-tadzhuddin---o-prazdnovanii-dnya-stoyaniya-na-reke-ugre
откуда у вас информация, что ордынцы сами себя не называли татарами?!
письменные источники на 50 языках называют ордынцев татарами
русские летописцы называют ордынцев татарами. а ведь русские монахи-летописцы хорошо знали этническую и религиозную ситуацию в Золотой Орде. нигде в русских источниках нет мифических монголов. с 13 по 17 век не в одной русской летописи нет мифических монголов
хватит нас лечить своими выдумками
Хан-освободитель Тохтамыш тоже изгонял их Москвы царей норманнских корней, а император-освободитель Наполеон из этого же града - немецкую династию Романовых.
Сегодня 2 татарские нации: татары (в т.ч. казанские, мишары, астраханские, сибирские, польско-литовские, кряшены и т.д.) и крымские татары. Так как у крымских татар с конца 16 века свой путь исторического развития (после завоевания Казани, Астрахани, Тюмени и т.д. Крымское ханство ещё долго оставалось независимым государством).
Вся эта информация признана академическим сообществом России. Она чётко и ясно изложена в коллективной монографии "Татары" (Москва: Наука, 2001).
БХ
По переписи 2002 г. татар в РФ насчитали 5,554 млн. чел и они делились на: астраханских 2,0 тыс.(ДВЕ ТЫСЯЧИ) чел., сибирских 9,6 тыс.(ДЕВЯТЬ ТЫСЯЧ ШЕСТЬСОТ), а остальные волго-уральские, включающие в себя группы кряшен 24,6 тыс., нагайбаков 9,6 тыс. Вот и вся АРИФМЕТИКА! Прямыми потомками "золотоордынцев", сильно притянув за уши, можно считать только астраханских и сибирских татар. А вот волго-уральские татары образовались на мощнейшем булгарском базисе, растворившем в себе иные этносы. Это обычная практика формирования большой народности даже в наше время. Дунайские болгары приняли в себя немеряное количество греков, славян, фракийцев и др., но историческую память, имя народа сохранили. Ну а наследие Золотой Орды со всеми её недостатками, тихой сапой приватизировал себе Казахстан! Казахи ведь происходят от кипчаков! Так что всем оконфузившимся "татаристам", страдающим от неудовлетворённой мании величия, моё сочувствие. Попытайтесь протянуть к себе нить истории от Аттилы. Может получится!
браво!
Свободное общение возможно только с башкирами. Общаться так запросто с крымскими татарами, ногаями и др. не получится.
По сути современный татарский диалект башкирского.
Отличный будет повод злобно, едко высмеять, опошлить "святое" и выставить клиническими идиотами на весь "белый свет" всю эту оголтелую, "могучую кучку ура-патриотов скрепоносцев", озабоченную головку РПЦ, во главе с одиозным министром "культур-мультур" В.Мединским. Дело за малым. Собрать инициативную группу и продвигать эту мысль через все СМИ в массы. Комедия будет хоть святых выноси! Кто бы сомневался?
Прямыми потомками монгол Чингисхана ,Джучи , Батыя являются также казахи , хазарейцы , ногайцы , кочевые узбеки , степные крымлы , каракалпаки .В данном случае монголы Зол Орды приняли Ислам и перешли на тюркский язык и сильно смешались с тюркскими и другими народами, изменив антротип и генотип .Но высшие должности все равно занимали те , кто имел монгольское происхождение по мужской линии
Тимур , принявший Ислам монгол из племени Барлас
Башкиры и Сибирские татары- не являются прямым потомками Монгол Джучи и Батыя . так как сибирле - прямые потомки коренных народов лесной Сибири -- угров и самодийцев . Сибирские татары не имеют в своем составе Золотордынских монгольских племен . У них они угорские и самодийские.
Ордынцы господствовали над местными лесными народами Сибири .Но держались от коренных этносов обособленно и почти не смешивались .После разгрома Кучума и проникновения русских в конце 16 века на юг западной Сибири , степные ордынцы ,узбеки и ногаи ушли оттуда .
В Казанском ханстве была такая же ситуация . Когда Казань взял Иван 4 , ордынцев на Средней Волге не осталось .Остались лишь СУАСЫ (предки современных казанских татар) и финно-угорские народы ,а также башкиры
Но ни где вы не найдете , что бы у казанлы и мишарей было РОДО-ПЛЕМЕННОЕ деление на Золотордынские племена ...Но это же обязательный атрибут принадлежности современного народа к статусу прямых потомков ордынцев -(монгол) завоевателей пол-мира и создателей Зол Орды .
Но у поволжских татар нет родо-племенного деления , тем более нет даже в их лексиконе названий ордынских (монгольских) племен типа мангыт, кереит , найман , кият , кунград ,аргын , баргын , селджуит и тд Но во у казахов , ногаев , хазарейцев , калмыков монгол , степных крымлы , каракалпаков , кочевыых узбеков и тд -- есть родо-племенное деление ИМЕННО НА ТЕ племена , которые были в Зол Орде, как господствующие
Я уж не говорю , что генотип и антротип потомков ордынцев и поволжских татар - далеки друг от друга. А в культуре нет ни какого сходства..
Сибирские татары потомки угров и самодийцев
Поволжские татары потомки болгар буртасов ,славян , германцев , финнов
Тюрко-монгольских генов у поволжских татар---мизер
Суас эл --- Татарстан- по марийски
ПечкАСсон республика --- Татарстан- по Эрзянски
Наверняка это Хакимов с сотоварищами?
---
Ого.. Это что то новенькое. Верховный муфтий против татаризма?
«Люди не понимают простую истину – происхождение народа и его название это вещи разные. Этнонимы, как правило, случайные, имеют мало общего с этногенезом народов. Проведение знака равенства между татарами (татаро-монголами) периода Золотой Орды и современными татарами – это НЕ научный подход, это НЕВЕЖЕСТВО и политикантство. Этноним «татары» в средневековье был собирательным. Повторюсь, им называли все монгольские и тюрко-язычные племена, населяющие Улус Джучи. А позднее в Российской империи кого только не называли татарами: хакасов, шорцев, карачаевцев, азербайджанцев и так далее, даже нивхов на берегу Тихого океана.…
…татарская интеллигенция этой своей привязанностью к слову «татары» и ко всему золотоордынскому буквально подставляет свой народ.
2. надеюсь, что Наш Президент Нашего Татарстана, государства в составе РФ обратит БОЛЬШЕ, ГОРАЗДО БОЛЬШЕ внимания на состояние дел с землями и инфраструктурами для многодетных семей, что подвигнет дело с увеличением числа будущих налогоплательщиков (надо быть прагматиком и называть вещи своими именами-создать условия для делания детей). В результате чего остановиться вымирание русского и, как мне кажется и татарского, да и не только этих двух а и всех остальных коренных народов РТ и, следовательно РФ;
3. Караван должен идти, а то мы бога душу мать так все стараемся копаться в прошлом, что все наши государства исчезнут, так как исчезнут народы, являющиеся носителями государственности..
4. ПРЕЗИДЕНТУ ТАТАРСТАНА МИННИХАНОВУ ЖЕЛАТЕЛЬНО НАДО САМОМУ ВООБЩЕ ПЕРЕСМОТРЕТЬ ПОДХОД к данному вопросу многодетных семей и порекомендовать ПРЕЗИДЕНТУ РФ согласиться с ним насчёт совместного финансирования федеральной программы (а не какого то нацпроекта, отсутствующего в Конституции РФ) "МНОГОДЕТНЫЕ СЕМЬИ", которая предусматривала бы КАРДИНАЛЬНОЕ УВЕЛИЧЕНИЕ МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ до 66,7% всех семей за счёт создание производств с нормальными рабочими местами и зарплатой, позволяющей маме содержать своих любящих её детей..Именно МАМЕ!!
5. с наступающим праздником и днём принятия нами Декларации о суверенитете, благодаря которой были спасены заводы Серго и Горького. Бик зур рахмат Минтимер Шарипович! Семь футом Вам под килём!
6. замечание Субудай ни когда не был ханом. в войсках его звали "багатур" и "барс с отгрызенной лапой". Правильно написали что было два тумена, Субудай багатура и нойона Джебэ, которые искали хорезм шаха. а потом пошли дальше на запад через Кавказ. Русских на Калке вместе с половцами было порядка 45 тысяч, но монголы разбили их по частям - руссиш-швайны, как иногда правильно нас называют немцы, шли отдельными отрядами (каждый князь со своей дружиной) и обжирались мясом скотины, которую монголы пригоняли на путь их следования... Ни кому, ни что, не напоминает?
Неужели Исхаков ,Хакимов , Миргалимов Измайлов не в курсе этого?
2. мы все стоим перед нелёгким выбором в части условий выживания женщин, матерей нашего единого многонационального народа:
2.1. оставить ВСЁ КАК ЕСТЬ?
2.2. или всё же , находящимся в руководстве перестать быть носящими штаны, а стать мужиками и понять, что женщины это не игрушка для развлечений, в том числе и Ваших, господа, а в первую очередь они мамы, ПРОДОЛЖАТЕЛЬНИЦЫ РОДА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО, которым чрезвычайно необходимо для выживания государства создать условия, для ПРОИЗВОДСТВА ДЕТЕЙ без БРАКА, то есть здоровых. И здесь государству просто НЕЦЕЛЕСООБРАЗНО отделываться подачками, а должна работать система а не трёп. Великий Ходжа Насреддин в своё время изрёк "сколько не говори халва -халва, во рту слаще не станет". Так что возьмите пример с многоуважаемого Талгата Таджуддина и как он по Угре назовите вещи своими именами по положению мам в наших государствах.
Нет ни каких доказательств , что кипчаки вошли в состав Поволжских татар , ни антропологически , ни генетчески , ни по культуре , ни бытовому укладу -- у Поволжских татар и кипчаков и их потомков -нет ни чего общего .
Почему казанские татары до революции называли себя булгарами , а не кипчаками ?
Почему русские летописи называли предков татар болгарами и чювашой , а не кипчаками ?
Вот летопись :
ПОВЕСТЬ О ЧЕСТНОМ ЖИТИИ БЛАГОВЕРНОГО И БЛАГОРОДНОГО И ХРИСТОЛЮБИВОГО ГОСУДАРЯ ЦАРЯ И ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ ВСЕЯ РУСИ ФЕДОРА ИВАНОВИЧА, О ЕГО ЦАРСКОМ БЛАГОЧЕСТИИ И ДОБРОДЕТЕЛЬНЫХ ПРАВИЛАХ И О СВЯТОЙ ЕГО КОНЧИНЕ. ПИСАНО СМИРЕННЫМ НОВОМ, ПАТРИАРХОМ МОСКОВСКИМ И ВСЕЯ РУСИ
Теперь же к слову хочется помянуть и другие его царские достохвальные деяния, да не предано будет словесному забвению то, что достойно памяти. При жизни незабвенного отца его, благочестивого царя и великого князя всея Руси Ивана Васильевича, бывало так, что нечестивые БУЛГАРЫ , живущие близ русских рубежей по реке, именуемой Волгою, с давних пор вторгались в пределы Русского государства и много зла творили православным христианам, нападая на них и захватывая людей и добычу. Год за годом шла эта война, подобно речной быстрине текла кровь православных. Многих нечестивцы перебили, других увели в полон, подвергая различным мучениям.
В 7061 (1552) году царь и великий князь всея Руси Иван Васильевич, видя богомерзкое нечестивцев( БУЛГАР) ожесточение, устремился на них с большими силами и город ИХ (булгар) стольный Казань взял, всеми землями Казанскими завладел, несметное множество нечестивых БУЛГАР истребил, избежавших же плена всех под свою царскую десницу покорил. Спустя немногие годы после этого похода царь и великий князь всея Руси Иван Васильевич божьею волею отошел к господу, и Российского царства скипетр, как и прежде сказано было, принял достохвальный сын его, благочестивый наш царь и великий князь всея Руси Федор Иванович. Нечестивые же БУЛГАРЫ , гордыней бесовскою обуянные, опять посягают на православный народ и, вступив в русские пределы, по обыкновению своему уводят большой полон.
..........
торгшись в их область и захватив толпы пленников, воинство благочестивого царя с божьей помощью в сражениях одолело нечестивцев; множество их пало от мечей. Воочию узрев храбрость и неукротимую решимость христолюбивого воинства и собственную погибель, БУЛГАРЫ вскоре изъявили благочестивому царю рабскую покорность. Царь же и великий князь всея Руси Федор Иванович повелел в их стране много своих крепостей построить, и с той поры и доныне благодаря царскому благоразумному управлению все ЗЕМЛИ БУЛГАРСКИЕ в полной покорности и в рабском послушании под его царскою десницей пребывают.
-------------------------------------------------------------------------------------------
Почему казанцев русские летописи называют БУЛГАРАМИ, а не КИПЧАКАМИ ?
Спасский Н. А (1846–1920 г.г.) - историк «Очерки по Родиноведению» Казань 1912 г., стр. 59 : «Казанские татары называют себя мусульманами, считая слово «татарин» - бранным, сами татары называют себя булгарами…».
Гумилев Л. Н.(1912-1992 г.г.) – советский и российский историк и писатель статья «Корни нашего родства». В газете « Известия 13.04.1988г. «…потомки этих булгар, составляющих значительную часть населения Среднего Поволжья, по иронии судьбы называются именем «Татары», а их язык татарским. Хотя это не больше чем камуфляж».
В.И. Рогозин (1833-1901г.г.) историк, писатель «От Оки до Камы» исторический очерк о народах Средней Волги в журнале «Волга» том 3 С-Петербург1881г. Стр.194. : «….Татары не без гордости величают себя булгарлы.» [
Бегунов Ю. К (1932-2014г.г.) – профессор, академик Международной Славянской академии наук, в книге «Сокровища булгарского народа» Санкт-Петербург 2007г. Стр. 3. «Наша цель – сообщить общественности о серьезном многотысячелетнем вкладе Булгарского народа в историю мировой цивилизации и культуры. К сожалению, и в России и в Татарстане находятся «ученые», которые утверждают, что Булгарского народа нет. Этим они наносят вред и Татарстану и его великому народу. Булгарский народ был, есть и будет жить вечно!»
Егоров Е. Н. Составитель и редактор. «Из этнической истории Ульяновской области»
Ульяновск 1995г. Стр.17 : «Предки же современных поволжских татар в течение многих лет называли себя булгарлы».
В Большой энциклопедии (под ред. Южакова) изд. С-Петербург-1900 г., том. 16, стр.461 написано: «Волжские татары (булгарлыки) в Казанской, Симбирской, Самарской, Вятской, Уфимской губернии составляют выдающуюся массу населения … Исповедуют Ислам за который держатся очень стойко как главное объединяющее их начало».
П.И.Рычков.(1712-1777г.г.) – историк «Опыт Казанской истории древних и средних веков.» Санкт-Петербург., 1767г. Стр . 18-19. «Известный возмутитель Батырша, возмущая к бунту, в письме своём всех здешних магометан болгарским народом называл".
М.Г.Худяков (1894-1936 г.г.) историк и писатель . «Мусульманская культура в Среднем Поволжье». Казань, 1922. Стр. 15. «Масса современных казанских мусульман и в настоящее время не считает себя татарами, а зовет себя булгарами…".
В.В.Григорьев (1816-1881г.г.) - русский историк, востоковед «Волжские татары. Библиотека для чтения». 1836. Т.XIX. Отд. III. Стр. 24 : "Нынешние татары казанские и сибирские, разнося халаты по улицам русских городов, величают себя "булгарлык", "булгарством".
П.С. Савельев (1814-1859 г.г.) русский археолог, востоковед-арабист, нумизмат «Мухамеданская нумизматика в отношении к русской истории» г.Санкт-Петербург 1846 г. стр.523: « В настоящее время название булгар сохранилось на Волге лишь между мусульманами именно Казанскими татарами…»
С.М. Шпилевский (1833-1907г.г.) историк, археолог «Древние города и другие булгаро-татарские памятники в Казанской губернии» г. Казань 1887г. Стр.41 : «… эти называющие себя булгарами-татары …»
Н.И.Золотницкий (1829-1880г.г.). историк археолог «Лингвистическая заметка о названиях булгар, биляр и моркваши» Труды ИОАИЭ. Т.3. Казань, 1884. Стр. 33. -"Не могу… пропустить позднейшего известия Куника… что "Казанских татар и по сию пору в Средней Азии называют Болгарами".
Н.И.Воробьев (1894-1967г.г.) историк, этнограф «Казанские татары.»
Казань, 1953. Стр. 19: "… Казанские татары всегда относились к булгарам, как потомки к предкам, и булгарская старина считалась священной… На тесную связь современных казанских татар с булгарами указывают и те родословные, которые имеются во многих татарских семьях и которые чаще всего упираются в то или иное лицо — выходца из Булгара".
«История Казани.» Первая книга. Казань, 1988. стр. 40 : "Сами жители Казани и её края вплоть до Октябрьской революции не прекращали называть себя булгарами. О том, что казанское население называло себя булгарами, а не татарами ("булгарлык", "булгарство"), писали историк XVIII века П.И.Рычков, крупный тюрколог первой половины XIX века В.В.Григорьев, выдающиеся тюркологи В.В.Радлов, А.Н.Самойлович… учёные К.Насыри, Х.Атласи и многие другие".
\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\
Почему Казанские татары до революции называли себя БУЛГАРАМИ . но ни когда не позиционировали себя КИПЧАКАМИ?
«… в XII-XIV веках живший в Дэшти Кипчак каждый народ оставилсвой яркий след.
А вот конкретно следов ТАТАР не находят. После всего этого можно ли утверждать что Золотая Орда была татарским государством?» Член-корреспондент Академии наук Республики ТатарстанХузин Фаяз Шарипович
Родился в 1951 г. Член-корреспондент АН РТ (2004), доктор исторических наук, профессор. Заслуженный деятель науки РТ, лауреат Государственной премии РТ в области науки и техники. И.о. зам. директора Института археологии им. А.Х.Халикова АН РТ. Являлся руководителем археологических раскопок в Казанском Кремле.
C.Х. Алишев, доктор исторических наук
«История Казанского ханства» Казань -2003г. стр.12 : «На территории Золотой Орды народ с именем "татары "не проживал, так называемый язык татарский не сохранился, археологические находки(татарские) и другие свидетельства отсутствуют»
Али́шев Саля́м Хаты́пович (20 мартаnbsp;1929 Щербень ТАССР ;— 23 июняnbsp;2015 Казань — советский и российский историк специалист по истории татар
доктор исторических наук с 1990 годаГлавный научный сотрудник ;отдела средневековой истории Института истории имени Шигабутдина Марджани ;Академии наук Республики Татарстан с 1998 года[4]
И все кыпчаки среди этих народов прекрасно знают что они кыпчаки. Прекрасно знают свое родословные.
Но где среди татар кыпчаки? Почему никто среди татар не знает своих предков-кыпчаков? Почему татарам несвойственно знание своих предков? И вообще, почему у татар отсутствуют кланы, которые есть у всех тюркских народов?
Монгольское завоевание внесло НЕзначительные изменения в состав населения Булгарии. Разгром 1236 г. коснулся в основном центральных районов. Монголы НЕ распространялись в глубь лесов. Разгромив города, монголы двинулись дальше, вторгнувшись в Рязанские земли в 1237 г. Русские летописи передают о втором погроме(булгар) 1240 г., после чего между булгарами и завоевателями-монголами установились отношения, характерные и для Руси. Булгарские князья, как и русские, получили ярлыки на княжение; булгары, как и русские, были обложены данью. Можно ли говорить о какой-либо смене культуры и смене населения в Булгарии? Никаких оснований для этого нет.
Изучение Булгаро-Татарской культуры показывает много общего {42} между памятниками первого(домонгольского) и второго периода(монгольского). Раскопки крупных городов, где сохранились остатки домонгольской эпохи – Сувара и Биляра, показывают, что слои домонгольские переходят в слои XIII— XV вв. Это показывает, что уцелевшее население этих городов, изгнанное войной из родных мест, после ухода монгольской армии ВНОВЬ ВЕРНУЛОСЬ и принялось восстанавливать свое хозяйство. Население строит дома того же типа. В центре Сувара восстанавливают дворец, используя старое основание. В бытовых памятниках также прекрасно видна ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ . Многие типы керамики, характерные для булгарской эпохи, продолжают существовать и в монгольский период. ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ хорошо устанавливается и по украшениям. В частности, характерная для булгар манера украшать браслеты, броши, привески камнями и цветными стеклами, сканью и зернью продолжается и в монгольский период, примером чему могут служить вещи XIV в., хотя нужно отметить грубость и тяжеловесность вещей в этот период и небрежность их выделки по сравнению с вещами XI–XII веков.
Все материалы хорошо показывают дальнейшее развитие СТАРОЙ БУЛГАРСКОЙ культуры.
Остались ли монголы в Поволжье? По-видимому, нет
А.П Смирнов ,доктор исторических наук , археолог , булгаровед