Новости раздела

«Светлого рода человек»: на Свияжске после ста лет запустения открылась келья святителя Германа

Князь Андрей Курбский, которого считают первым русским диссидентом, назвал его «мужем чистого и святого жительства». Святитель жил в келье размером в четыре квадратных метра, есть версия, что печатать книги при нем в Свияжской обители начали раньше, чем это сделал первопечатник Иван Федоров, и он не боялся говорить правду в глаза Ивану Грозному. О том, как на Свияжске чтят память основателя Успенского монастыря, — в материале «Реального времени».

«Мощи чудом уцелели»

На днях в Успенском мужском монастыре Свияжска паломникам и туристам стала доступна келья святителя Германа — основателя обители. Он служил в Свияжске с 1555 по 1564 год. Келья находится в Никольской церкви. Трудно представить, как же здесь жил святитель — ее размер приблизительно 4 квадратных метра. Аскеза была нормой жизни преподобного Германа.

Как рассказывает наместник монастыря игумен Симеон, до революции келья была известна, монахи из уст в уста рассказывали о месте, где жил святитель Герман. Но после того, как монастырь был поруган, все пришло в упадок. Некоторое время назад келью было решено открыть для посещения, сделали это не сразу, потому что пройти в нее было трудно, в самом Никольском храме велись реставрационные работы.

«К счастью, кладка кельи не была утрачена, там, где были небольшие утраты, нам помогли реставраторы. Сам храм еще не открыт, ведутся работы, связанные с иконостасом. Но можно подняться на колокольню и можно спуститься в келью святителя Германа. Со временем мы хотим создать реконструкцию кельи монаха XVl века», — рассказал «Реальному времени» игумен Симеон.

По его словам, келья, конечно, была маленькая, но в те времена, чтобы легче было отапливать, все помещения были небольшими. Это не единственная причина. Святитель Герман был настоящий монах, подвижник, просветитель. Он строил монастырь, при нем на Свияжске были возведены и Успенский собор, и Никольский храм, открыто подворье в Казани, позже ставшее самостоятельным монастырем.

Ряд исследователей придерживаются мнения, что уникальные фрески Успенского монастыря были созданы при святителе Германе. Судя по выбору сюжетов, по той культурной и интеллектуальной составляющей, курировал работу художников явно очень образованный человек, каким и был владыка Герман.

Мощи его, перенесенные из Москвы, хранились на Свияжске, в Успенском соборе. Когда же обитель была закрыта, их просто выбросили в монастырском дворе, надругавшись над ними. Свияжские старожилы вспоминали, что когда это произошло, мощи были вскрыты, раздался сильный гром и налетел ураган, и испуганные жители разбежались.

«Мощи, точнее, их часть, чудом уцелели. Их удалось перевезти в Казань, в храм Всех Ярославских Чудотворцев, эта церковь была единственной казанской, которая никогда не закрывалась. В начале двухтысячных их крестным ходом вернули на Свияжск и сейчас они хранятся в соборе Всех Скорбящих Радости. Он открыт круглый год, и все это время верующие могут поклоняться мощам святителя. А Успенский собор будет работать только в летнее время», — поясняет наместник Свияжской обители.

Из древнего княжеского рода

Будущий святитель происходил из древнего княжеского рода Полевых, монашеский постриг он принял в Волоколамском монастыре в возрасте 25 лет. Здесь он трудился под руководством игумена Гурия, позже архиепископа Казанского, известного миссионера. Гурий по прошествии нескольких лет, после того как его перевели в Казанский край, и вызвал на Свияжск Германа. После кончины Гурия именно Герман стал архиепископом Казанским и Свияжским, преемником Гурия.

Герман был широко образованным человеком, знавшим несколько языков, в том числе латинский, греческий, он занимался переводами, у него была большая библиотека. Такой просвещенный человек был нужен на Свияжске. Известно, что в Никольском храме, возле его кельи, было помещение, в котором монахи занимались переписыванием духовных книг необходимых для просвещения паствы.

Ряд исследователей придерживаются версии, что в Свияжском монастыре гораздо раньше, чем это сделал первопечатник Иван Федоров, начали печатать книги, и произошло это по инициативе святителя Германа. Игумен Симеон, историк по светскому образованию, говорит об этом осторожно, подчеркивая, что рассматривать эти сведения можно только на правах версии. Подтверждения этой версии нет, но нет и опровержения.

Образованный и уважаемый паствой священнослужитель заинтересовал Ивана Грозного, и архиепископа Германа вызвали в Москву. Здесь царь рассматривал его в качестве кандидата на митрополичий престол, его даже поселили в митрополичьих покоях. Он вел с царем длинные беседы, и в ходе их святитель Герман открыто обличал опричнину, требуя ее отмены, призывая Ивана Грозного к покаянию. Так он без страха выполнял свой долг пастыря.

«Ты еще не возведен в сан митрополита, но уже отнимаешь у меня свободу», — ответил царь. Он приказал изгнать священника, но не отправлять его из Москвы и держать под надзором, очевидно, боясь смуты.

«Это достоверный факт, это подтверждает его житие, что смелость святителя Германа навлекла на него царскую немилость. Кроме этого, он встал на защиту митрополита Филиппа, с которым жестоко обходились, говорил, что с митрополитом поступили несправедливо», — поясняет игумен Симеон. Митрополит Филипп также обличал опричнину, был за это отправлен в ссылку, где его убил Малюта Скуратов.

Кончина святителя Германа была таинственной, единой версии не существует. Если следовать его житию, он умер в результате эпидемии какой-то болезни, подобное часто случалось на Руси. Вторая версия, весьма убедительная, говорит о том, что священнослужитель погиб от рук опричников.

«Периодически происходят переоблачения и освидетельствование мощей, такое было в XlX веке, и было установлено, что голова святителя, очевидно, была отсечена», — рассказывает наместник Успенского монастыря. Что указывает именно на вторую версию. Андрей Курбский, назвавший святителя «светлого рода человеком», правда, пишет, что праведник был отравлен или задушен по приказу царя.

Но версию с отсечением головы, где она подробно изложена, можно прочесть в житии священномученика Филиппа. Человек, который не боится говорить правду, не ищет почестей, его нельзя купить должностью, был опасен и для Ивана Грозного, и для его опричников.

Святитель Герман был погребен в Москве, но позже, когда царь Федор Иоаннович решил ответить на просьбы жителей Казанского края, мощи перенесли на Свияжск. В келью праведника, где стены цвета топленого молока, где видна «родная» кладка и здесь почему-то очень легко дышится, теперь может войти каждый желающий, в нее уже течет ручеек паломников. В неглубокой нише здесь можно увидеть икону святителя Германа, создателя монастыря, не боящегося говорить правду, и «милость к падшим призывавшего».

1/19
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
Татьяна Мамаева, фото Максима Платонова
комментарии 19

комментарии

  • Анонимно 26 июн
    Архиепископ Гурий, архимандриты Герман и Варсонофий организовали в Казанском крае в конце 1550-х - начале 1560-х годов целую сеть школ (первую в новой России), для которых в большом количестве требовались азбуки и другие учебные пособия.

    Скриптории (монастырские мастерские по написанию книг) в Свияжске и Казани работали, но лучшим способом тиражирования учебных и богослужебных книг для школ и строящихся церквей Казанской епархии было конечно же книгопечатание.

    Об этом прямо написано в Послесловии Апостола, изданном Иваном Федоровым в 1564 году - в котором говорится только о двух городах Москве и Казани.
    Но вот в каком из этих двух городов бал напечатан Апостол не сказано.

    По традиции считается, что Апостол 1564 года издан Иваном Федоровым в Москве - но доказательств этому нет, ни в Послесловии, ни в других исторических источниках.

    В Послесловии Апостола 1564 года указана дата выпуска - 1564 год, но НЕ указано место выпуска - т.е. Апостол Ивана Федорова это полу-анонимное издание.

    Зато в Казани в 1580-1590-х годах издавалась Служба Казанской иконе Божией Матери, напечатанная шрифтом Анонимных изданий, которые были напечатаны за 10 лет до Апостола 1564 года.

    На одном из Апостолов имеется надпись. напрямую указывающая, что книга была напечатана в Свияжске.
    В библиотеке Свияжского Успенского монастыря по описи 1565 - 1568 гг. хранились печатные Апостолы, Евангелии, и Псалтири (по всей видимости Апостол 1564 года Ивана Федорова и Анонимные издания 1550-х годов).

    Анонимные издания и Апостол 1564 года напечатаны на бумаге (совпадают водяные знаки), которая использовалась для написания Свияжских и Казанских книг, в том числе и Писцовой книги Борисова и Кикина 1565 - 1568 годов.

    Так что гипотеза о том, что в Свияжске был напечатан не только Апостол Ивана Федоров 1564 года, но и другие Анонимные издания, не такая уж и "фантастическая".

    Другое дело, что "традиции" в науке, так называемая "парадигма", дело очень устойчивое и менять общепринятые взгляды не любят не только "простые" граждане, но и учёные и особенно историки (и правильно делают).
    Тем более, что в вопрос о начале книгопечатания в России неминуемо "вмешивается" и политика - где же началось книгопечатание в Москве или Казани и Свияжске?

    Если книгопечатание началось в Москве - то вся история взаимоотношений Москвы и Казани остается, как она была написана 200 лет назад.

    А что если книгопечатание в России зародилось в в Казани и Свияжске????
    Тогда придется изменять научные взгляды не только на политику, но и на экономику, науку и культуру.

    А это под силу только молодым и свободным учёным - помните молодого казанского математика-профессора, который поставил под сомнение постулаты самого Евклида, за что и был подвергнут осмеянию и замалчиванию более опытными и авторитетными коллегами?
    Ныне не-евклидова геометрия обще-признана.

    Хорошо было бы воссоздать в Свияжске скрипторий середины 16 века, с изготовлением ручным способом бумаги, перьев, каламов, чернил и т.д. - наверняка будет пользоваться успехом у туристов.
    Ответить
    Анонимно 26 июн
    Интересное уточнение, спасибо!
    Ответить
    Анонимно 26 июн
    Пожалуйста.
    Ответить
    Анонимно 26 июн
    Если возможно, напишите откуда эта интересная информация.
    Ответить
    Анонимно 26 июн
    Главный исторический источник о начале книгопечатания в России это Послесловие Апостола 1564 года Ивана Федорова - где указано время выхода и еще множество деталей начала книгопечатания в России,но НЕ указано место печатания Апостола 1564 года.

    Огромное количество информации о начале книгопечатания в России собрано в книгах Е.Л.Немировского.
    О книгопечатании в Казани можно прочитать в статьях И.Поздеевой и А.Турилова.

    Информация о водяных знаках находится в исследованиях конкретных рукописных и первопечатных книг.

    И множество информации разбросано по многочисленным книгам и научным статьям - в век Интернета её можно легко найти и самостоятельно сделать выводы.

    Например, в книге "Кириллические издания в хранилищах Тверской земли (ХУ1 век - 1725 год)", авторы Г.С.Гадалова, Е.В.Перелевская, Т.В.Цветкова есть на с.22 информация об Анонимном Евангелии - "Евангелие. - Б.в. [Москва, 1553-1554] - и "по традиции в скобках указано место выхода город "Москва" - но это только гипотеза, которая подтверждена гораздо меньшим количеством фактов, чем выход Анонимных изданий в Казани и Свияжске.

    Поздеева и Турилов установили, что изданная в Казани "Служба Казанской Божией Матери" напечатана шрифтом Анонимных изданий, место расположение которой точно не установлено, а гравюры выполнены с досок Анонимных изданий.

    Есть информация, обнаруженная и опубликованная И.Поздеевой, что неизвестная типография была перевезена из Казани в Москву в 1613 году.

    Но почему-то все эти хорошо известные факты о печатании книг в Казани в 16 веке замалчиваются и им не уделяется должного внимания.

    Ответить
    Анонимно 26 июн
    Спасибо, это действительно очень интересно
    Ответить
    Анонимно 26 июн
    Пожалуйста.
    Ответить
    Анонимно 26 июн
    Да, прочитаешь такой текст и сразу вспомнишь, что Россия - родина слонов:) То есть сведения о Печатном дворе, его месте в Москве, продолжение работы типографии с учеником Федорова Невежей, указания самого Федорова в своих Львовских и Острожских изданиях - все такому автору нипочем, давайте будем придумывать на основе отсутствия указаний на город самого Федорова в Апостоле 1564 года. Конечно, прекрасно, что люди погружаются в историю, но хорошо бы, чтобы погружение было полноценным, а не только по верхам:)
    Ответить
    Анонимно 26 июн
    Извините, Вы о чём?
    О своих "верхах"?
    Яснее, пожалуйста, выражайте свои мысли.

    И штампами "о слонах" пора бы перестать говорить - это не является аргументами и доказательствами, а только характеризует Вашу личность.
    Ответить
    Анонимно 26 июн
    Вы абсолютно правы, надо рассматривать и изучать все версии. Истина может быть неожиданной.
    Ответить
    Анонимно 26 июн
    Конечно, учёные всегда рассматривают все версии и гипотезы, а потом принимают за рабочую гипотезу наиболее соответствующую фактам.
    Что в физике, что в истории.

    Например, известны из исторических источников четыре факта - опубликованы в открытых научных авторитетных изданиях.

    1. Все анонимные издания (Евангелие, Псалтирь, Триоди) были напечатаны в 1550-х - начале 1560-х годах до первого датированного Апостола 1564 года Ивана Федорова, в котором МЕСТО издания НЕ БЫЛО указано.

    2. В Казани в 1580 - 1590-х годах было издано несколько изданий (по крайней мере 2) Службы Казанской Иконе Божией Матери.

    3. Шрифты Анонимных изданий и шрифты Службы Казанской Иконе Божией Матери одни и те же.

    4. Гравюры Анонимных изданий и Казанских изданий одни и те же (на вскидку вспоминаю даже вроде???? есть и из других изданий, но надо проверить, но это уже и не суть важно).

    Вот четыре факта - из них можно строить различные версии событий и гипотезы.

    Московские учёные выдвинули (и имеют на это полное право) следующую гипотезу - Анонимная типография размещалась в Москве (а где же ещё по уверениям одного анонима должны размещаться все российские "слоны").
    Потренировавшись на Анонимных изданиях Иван Федоров издает в 1564 году Апостол (напомню, БЕЗ указания Места выхода).
    А Анонимная типография пакуется и отправляется в 1560-х годах в Казань.
    Где и лежит 20 лет без "движения".
    Через 20 лет её "распаковывают" и печатают несколько изданий Службы Казанской Божией Матери в 1580-1590-х гг.
    В 1613 году Казанскую типографию отправляют в Москву (есть исторические источники).
    В Москве Казанская типография бесследно исчезает....
    Бывает?
    Бывает - в Москве и не то ещё исчезало...

    Красивая гипотеза?
    Красивая.
    Москвичи имеют на неё полное право.
    Но какая-то неубедительная - 20 лет типографское оборудование лежало, а потом вдруг заработало?...

    Можно выдвинуть и другую гипотезу.

    Книгопечатание всегда встречало противодействие писцов, и многочисленных скрипториев. Не исключение и Россия.

    Царем и Митрополитом было решено испробывать "новые технологии" в одном из монастырей, в который трудно было добраться - идеальным местом для этого был Новый Город, носящий имя Царя - Ивангород на реке Свияге (Свияжск) и центр создаваемой новой Казанской епархии Казань.
    Все Анонимные издания были напечатаны в Свияжске и Казани - этим и объясняется несколько шрифтов (между Свияжской и Казанской типографией наверняка были тесные связи, о чём свидетельствует письмо Царя о Свияжских и Казанских школах. До 1917 года в Казанском Кремле хранилась и переписка между Архиепископом Гурием и Архимандритом Германом, которая бесследно исчезла).
    Апостол 1564 года Ивана Федорова также был напечатан в Свияжске.
    Анонимные книги были благожелательно приняты духовенством и в 1565 году выходит ПЕРВАЯ точно датированная Московская книга - Часослов.
    А Свияжские и Казанские типографии продолжают работать и выпускать печатную продукцию для многочисленных строящихся церквей и школ, созданных Архиепископом Гурием, Архимандритами Германом и Варсонофием - известна Анонимная Азбука, напечатанная шрифтом Анонимных изданий.
    После Смутного времени, когда остро встал вопрос о централизации Казанская типография была перевезена в Москву - книгопечатание, унификация текстов это мощное орудие централизации.


    Вот две гипотезы.
    Обе красивые.
    Можно, конечно, придумать и еще множество гипотез, пожалуйста - у настоящего и свободного учёного должна быть богатая фантазия.

    Но общепринятой стала гипотеза Московских учёных - почему трудно объяснить, Московская гипотеза противоречивее Казанской и Свияжской гипотезы.

    Тут надо вспомнить еще и Псалтирь, изданную в "тезоименитом граде" - "тезоименитый град" вообще-то это Ивангород, в книге использовались доски из предыдущих изданий.

    А фрески Свияжского Успенского монастыря о Сотворении мира и Грехопадении были в точности скопированы в Лицевом летописном своде.

    Ещё много тайн хранит Свияжск и Казань и раскрыть их могут только следующие поколения свободных от идеологических шор учёных, стремящихся не повторять домыслы и штампы, а стремящихся познать ход Исторического процесса, познать что же происходило в Московском царстве и Казанском ханстве в середине 16 века.
    А происходили грандиозные политические, экономические и культурные события и книгопечатание очень хорошо "встраивается" в их ряд.



    Ответить
    Анонимно 26 июн
    Вы, пожалуйста, не нервничайте и, кроме послесловия Апостола, почитайте другие послесловия Ивана Федорова в указанных мною уже Львовских и Острожских изданиях и тогда вопрос о Москве у Вас отпадет. И типография в 1580-х гг. не имеет никакого отношения к типографии 1550-1560-х гг., даже если Вам этого не хочется признавать, она появилась после обретения иконы для печатания ей службы и поэтому только это издание в ней вышло, хотя типография была в Казани до 1619 года, когда эту "штанбу" из Казани увезли. Верхи означают именно Ваше нежелание обратиться ко всему комплексу источников, а застревание на послесловии к Апостолу:)
    Ответить
    Анонимно 26 июн
    По-моему нервничает Вы - так как всё время переходите на "личность", вместо того чтобы анализировать факты, которые опубликованы в научной печати и о которых пишет Ваш оппонент - обычный прием "политиков" от науки.
    Ответить
    Анонимно 26 июн
    Иван Федоров ничего не пишет об Анонимной типографии в своих Послесловиях, кроме неявного упоминания в Послесловии Апостола 1564 года.
    Так что не надо писать о том, чего нет.
    Ответить
    Анонимно 26 июн
    Заметьте, в статье информация о книгопечатании дана именно на правах версии.
    Ответить
  • Анонимно 26 июн
    В этой келье будет кто-то жить? Или она будет использоваться как музейная экспозиция?
    Кстати, сам игумен монастыря в подобной келье живет? И как современные кельи выглядят?
    Ответить
  • Анонимно 26 июн
    В этой келье будет реконструирован интерьер кельи монаха 16 века, читайте текст внимательно. Ваш второй вопрос с подвохом, вы конечно, понимаете, что сейчас , в 21 веке, в таких кельях никто не живет. Монахи живут в братском корпусе. Условия хорошие, но не такие аскетичные, конечно. Для чего вы троллите?
    Ответить
  • Анонимно 26 июн
    Троллят только по одной причине - делать нечего, надо как то самоутвердиться.
    Ответить
  • Анонимно 26 июн
    Уважаемый сторонник Московской гипотезы о размещении Анонимной типографии в Москве всё время приводит своему оппоненту общеизвестные факты из Википедии.
    Да, Википедия хороша для получения "первичной" информации.
    Но дело в том, что в Википедии приводятся общепринятые факты, парадигма той или иной науки.
    А факты, которые не укладываются в общепринятую теорию, гипотезу обычно не приводятся, замалчиваются.

    А дискуссия то развернулась на страницах уважаемого РВ по проблемам и спорным вопросам начала книгопечатания в России.
    Но сторонник Московской теории приводит факты только те, что свидетельствуют в пользу избранной им теории.
    А факты свидетельствующие в пользу Казани и Свияжска, как одних из первых центров книгопечатания в России "не замечает", игнорирует.
    Это обычное дело в истории и философии любой науки - от физики до истории.
    Но общеизвестные факты не интересно обсуждать - они хороши только для защит "проходных" диссертаций.
    Не случайно теорию Н.Лобачевского не приняло большинство современных ему ученых, а гениальный Гаусс со страху промолчал...
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии

Новости партнеров