Новости раздела

Арбат, Китай-город, Черкизово и Таганка: остатки «татарщины» в Москве

Из книги востоковеда-татарофила о влиянии татар на жизнь русского народа. Часть 18

Арбат, Китай-город, Черкизово и Таганка: остатки «татарщины» в Москве Фото: mos-holidays.ru

Известный российский востоковед-тюрколог, доктор исторических наук, профессор РАН Илья Зайцев четыре года назад подготовил к изданию книгу Сергея Аверкиева (1886—1963) «Влияние татар на жизнь русского народа», которая была выпущена в Казани тиражом всего 100 экземпляров. Автор книги, историк-энтузиаст и «татарофил», до начала Первой мировой войны работал в Палестине (сначала в Дамаске учителем русской школы, позже в Назарете помощником инспектора начальных школ Императорского Православного Палестинского общества). Затем он был интернирован в Россию, где в итоге осел в Нижнем Новгороде. Аверкиев считал, что многие русские государственные институты, явления и понятия по происхождению татарские — в его книге можно найти множество соответствующих примеров. В 50-е годы историк-любитель отправлял свою рукопись в московский Институт истории, но там ее, конечно же, немедленно отправили в архив, где она пролежала до середины 10-х годов XXI века. С разрешения Ильи Зайцева «Реальное время» публикует фрагменты этой монографии.

IV. Быт

4. Москва, ее рост и строительство. Влияние на нее татарщины

Рост и строительство Москвы в прошлом происходили под длительным влиянием татар. Вот что говорит об этом времени в истории Москвы акад. Буслаев: «Поощряемая сомнительно связью князей и духовенства с татарами Москва, чтобы подняться над старыми городами, без зазрения совести пользовалась снисходительной дружбою и покровительством татарских ханов. Самые ранние предания этого города проникнуты элементом татарским. Приходилось сносить самые тяжкие оскорбления азиатских тиранов и употреблять их в свою пользу. Двуличный характер этих сношений до позднейших времен отзывается в сказаниях о зачинавшемся на северо-востоке преобладании Москвы, придавая какой-то мрачный колорит даже, казалось бы, и самым лучшим страницам истории Москвы».

Татарское влияние на старую Москву ясно усматривается из названий улиц и сооружений города, из древностей, хранящихся в ее стенах, и из исторических сведений и преданий.

Центром города, его сердцем, являлся кремль, наиболее древняя укрепленная часть города. Характерно, что эта крепость, вероятно, уже с самого ее основания не называлась русским термином «детинец», а получила татарское имя «Кремник — Кремль».

До XV столетия татары жили в самом Кремле и наблюдали за ходом русской жизни. Так, в XIV веке там был ханский двор, иначе ханское конюшенное место, где ведались дела по собиранию дани. Потом это место было подарено митрополиту Алексею Тайдулой, женой хана Джанибека, в благодарность за исцеление ее от тяжелой болезни. Митрополит в 1365 году построил на этом месте церковь во имя Чуда архангела Михаила в Хонех, которая сделалась главным храмом знаменитого в истории Чудова монастыря. При Иоанне III в Кремле находился особенный для татар дом (подворье), в котором жили татарские послы, чиновники и купцы, следившие за всеми поступками великих князей, чтобы сообщать о них хану.

Чудов монастырь в Кремле. Фото wikipedia.org

Жена Иоанна, Софья Палеолог, тяготясь постоянным надзором татар за деятельностью ее мужа, решила хитростью удалить татар из Кремля. Она стала ходатайствовать перед женой хана Ахмата об уступке ей этого дома под предлогом, что, согласно божественного видения, она хочет построить на этом месте храм. Ханша пошла навстречу просьбе Софьи и подарила ей это подворье, а Софья, удалив татар, построила на этом месте церковь во имя Николая Гостунского. В Московском Успенском соборе татарские послы в XVI столетии сажали на престол московских князей. В главных церковных святынях Кремля в XVI века были похоронены казанские цари и царевичи, принявшие крещение: в усыпальнице великих и удельных князей московских и царей из рода Рюрика и Романовых в Архангельском соборе похоронены царевич Петр, сын Ибреимов, сын Маматякова, царя Казанского (ум. 1509), и царь казанский Александр Сафагиреевич (ум. 1666); в Чудовом монастыре, «при церкви св. Михаила с 1563 года хранится прах последнего царя казанского Едигера, во св. крещении Симеона Касаевича».

Часть посада, расположенная к востоку от кремля, была укреплена каменной стеной в 1533 году и получила татарское название Китай-города. Китаи или кытаи — монгольский народ, который в 911 году овладел частью северного Китая и основал здесь китайскую династию Лао. По имени этого народа северная часть Небесной империи и получила свое название, которое посредством татар и перешло в русский язык, в то время как арабы, персы, а, следуя им, и западные европейцы для Китая усвоили его старое название: Чин, Син, Хина. На Русском юге, особенно на правой стороне Днепра, встречаются местности с названием Китай-города; сюда принадлежит в частности, и Китаевское городище под Киевом. Таким образом, татары не только знакомили русских с материальной культурой Востока, но и обогащали их географическими сведениями о странах Центральной и Восточной Азии, как на это указал еще Рихтер.

Московский Китай-город получил свое название в честь Китай-городка в Подолии, откуда была родом правительница Московского государства Е.В. Глинская, при которой и была сооружена эта крепость. В Китай-городе и в соседних с ним улицах в XVII столетии, по образцу восточных городов, лавки продавцов и ремесленников располагались по специальностям, так что в одном месте можно было найти только одинаковые товары. «Продавцы шелковых, суконных товаров, — рассказывает Олеарий, — золотых дел мастера, седельники, сапожники, портные, скорняки, шапочники и другие, каждый имеют свои улицы, в которых и торгуют своими товарами». Здесь же находился и вшивый рынок, который жители Москвы называли татарским именем Бит-базар. На этом рынке, надо полагать, продавались всякие старые носильные вещи (ветошный ряд) или, как говорит Олеарий, москвичи стриглись и брились.

Аполлинарий Васнецов. Улица в Китай-городе. XVII век

На запад от кремля, около Никитских ворот, было расположено урочище, носившее название Арбата. Под этим именем оно было известно уже в конце XV века. В настоящее время это название сохранилось за одной из главных улиц этой местности. Слово Арбат арабское, занесенное в Москву, по всей вероятности, из Средней Азии. В Ср. Азии, в бассейне рек Аму и Сыра, арабы сооружали около городов предместья, которые они называли рабад (во мн. числе арбад), а в пограничной полосе с кочевым населением они строили укрепленные жилища, носившие название рабат. Последнее слово от арабов было позаимствовано персами, у которых оно получило преимущественное значение подворья, странноприимного дома, бесплатного караван-сарая. Какое из этих двух слов дало имя московскому Арбату, сказать трудно. Названия Рабат и Арбат встречаются и у крымских татар.

Кроме Арбата, расположенного в пределах Земляного города, то есть между Бульварным и Садовым кольцом, на юго-восточной окраине Москвы, между Крутицкой набережной и Крутицким валом, около бывшего Крутицкого подворья, была местность, называвшаяся Арбатец. В настоящее время в этом районе существуют улица Арбатец и 1-й и 2-й Арбатецкие переулки.

Бывшее подворье Крутицкого монастыря было построено около 1272 года. С половины XV века оно стало служить местопребыванием сарайского епископа, кафедра которого была учреждена в 1261 году, и находилась в столице Золотой Орды Сарае. Сарайские епископы заведовали также церквами по Дону, а потому они назывались Сарайскими, или Сарскими, и Подонскими. Не гнушаясь татарщины, москвичи, чтобы сохранить память о пребывании Сарайских епископов в татарской столице и об их прежнем титуле, дали название Сара и Подон двум ручьям, между которыми был построен Крутицкий монастырь.

В XV веке около Ходынского поля существовало село Черкизово, пожалованное Дмитрием Донским татарскому царевичу Серкизу, выехавшему из Орды в Москву на службу к великому князю. Село это, как полагают, и стало носить имя своего владельца. От Серкиза оно перешло к Азаку, имя которого сохранилось в названии Азаковской улицы.

Слово Арбат арабское, занесенное в Москву, по всей вероятности, из Средней Азии. Фото ticketstour.ru

За Черкизовым к северу, где позже стояло с. Богородское, находилась деревня Алымова, принадлежавшая, если не татарину, то лицу с татарским именем (татар. алим — «ученый»). Об этой деревне напоминают сейчас Алымовы улица, переулок и тупик в Богородском.

Главным районом, где исстари жили татары в Москве, было Замоскворечье. Здесь до сих пор сохранили свое название Б. и М. Татарские улицы, расположенные на том месте, где в XIV—XVIII столетиях стояли татарские слободы. Здесь же находятся Б. и М. Толмачевские переулки, где жили татарские и русские устные переводчики — толмачи. Здесь пролегала и большая дорога в Орду, которая впоследствии превратилась в улицы Б. и М. Ордынку. По объяснению Мартынова, на. Б. и М. Ордынской улицах имели местопребывание ордынские послы, от которых и получили название эти улицы. По Сытину, здесь жили ордынцы, русские тяглые люди, состоявшие на службе великого князя, на обязанности которых лежало принимать и провожать татар, приезжавших в Москву. Большая дорога, ведущая в Орду, проходила через Владимир и Нижний. Поэтому она после получила у русского народа название Владимировки, название, напоминающее скорбный путь арестантов, ссылаемых в Сибирь. Теперь это Московско-Нижегородское шоссе.

В Замоскворечье около Зацепы в XV—XVI столетиях существовал обширный луг, куда ногайские татары пригоняли на продажу многочисленные (свыше 40 тысяч голов) табуны лошадей. Здесь находился особый ногайский двор, а с 1508 года по договору ногайских мурз с вел. кн. Василием Ивановичем, ногайский конный торг в этой местности сделался постоянным. В районе Павелецкого вокзала существуют Кожевническая улица и четыре Кожевнических переулка. В этом месте татары, пригонявшие в Москву на продажу лошадей, обрабатывали на Москве-реке ручным способом шкуры лошадей, павших в дороге.

Крымские набережная, площадь, переулок и тупик, улица Крымский вал, Крымский мост, построенный на месте Крымского брода через реку Москву, напоминают нам крымских татар, имевших недалеко от Крымского моста Крымское подворье, где жили послы и другие представители крымского хана. Под Дорогомиловской слободой, за Москвой-рекой, в местности Кобылий враг в 1669 году была построена татарская тюрьма, заключенные в которой должны были ходить на ломку бутового камня, залегавшего в районе этой местности.

В Замоскворечье, между р. Москвой и Водоотводным каналом, расположена улица Балчуг. Другая улица Балчуг находилась около Покровских ворот. Слово Балчуг — татарское, означающее землю, прах, глину — указывает на свойства данной местности, превращающейся в грязь после дождя.

В Замоскворечье, между р. Москвой и Водоотводным каналом, расположена улица Балчуг. Фото izi.travel

Названия «Спасоболвановские переулки» в Замоскворечье, улица Верхняя Болвановка (ныне Ртищевская) и Николоболвановский переулок в Таганке историки Москвы объясняют по-разному.

Замоскворецкие Спасоболвановские переулки расположены в местности, которая раньше называлась Болвановкой. Это последнее имя сохранялось в названии находившейся здесь церкви «Спаса Преображенья на Болвановке». В этом месте татары до начала XIV столетия, когда они были еще язычниками, поклонялись своим идолам, которые в старинном русском языке назывались болванами. Здесь же, по преданиям, московские князья должны были встречать ордынских послов, привозивших «басму лица ханова». Князья при встрече подносили послу золотой кубок с кумысом, а когда зачитывался ханский ярлык, то, подостлав под ноги чтецу соболий мех, выслушивали чтение, стоя на коленях. С течением времени слово «болван» получило значение формы, болванки. С этим значением получила свое название и местность, расположенная в пределах старинного урочища Таганки. Здесь в старину была слободка, в которой жили мастера, изготовлявшие формы для чугунолитейщиков и гончаров.

Слово «болван» вошло в русский язык еще в домонгольский период от тюркских народов, как это убедительно доказал проф. Мелиоранский. В языке орхонских турок оно означало статую, вроде каменных баб, или надгробные столбики, ставившиеся на могилах знатных лиц. Однако «Толковый словарь» Ушакова до сих пор придерживается Коршевской этимологии, производя слово болван от персидского пахлаван — «герой». Что касается выражения «басма лица ханова», употребленного казанским летописцем при рассказе о тому, как Иоанн III порвал свою вассальную зависимость от золотоордынского хана («Великий же князь понем басму лица его (царского), и поплевав на ню «излома»), то это выражение являлось камнем преткновения до наших историков и до сих пор не получило убедительного объяснения. Карамзин рассказ летописца передает следующими словами: «Он (Иоанн) взял басму (или образ царя), изломал ее, бросил на землю, растоптал ногами». В примечании же к этому месту он поясняет: «У нас несправедливо толковали, что басма есть ханская грамота с печатью: грамоты ханов назывались ярлыками, а печать нишаном. Басма собственно значит тиснение, изображение, снимок, от глагола басмак». Это простое объяснение, однако, не удовлетворило историков, так как у мусульман-суннитов религия запрещает всякую живопись, в том числе и портретную. Иловайский пытался объяснить басму как оттиск ханской ступни, а проф. Мелиоранский, не особенно тоже убедительно, как большую печать с портретом (!) хана.

От тюркского слова «басма» произошло и название круглого хлеба «басман», на верхней корке которого басмились разные фигуры. В Москве за Земляным валом, между современной площадью Красных ворот и улицей Маркса, находилась обширная Басманная слобода, где выпекали для дворца и части войск казенный хлеб, басман. О ней напоминают теперь Новая Басманная улица, 1-й и 2-й Басманный переулки и тупик. Старая Басманная улица в 1922 году была переименована в улицу Маркса.

В Москве за Земляным валом, между современней площадью Красных ворот и улицей Маркса, находилась обширная Басманная слобода. Фото dokonline.com

Упомянутое выше урочище Таганка получила свое имя от татарского слова таган, что значит «козелки для привешивания чего-нибудь». По смелому предположению Снегирева, здесь было становище татар, «где они в таборах своих на походных таганах готовили себе пищу». Правдоподобнее объясняет происхождение этого слова Сытин: «Здесь жили и работали кузнецы, выделывающие таганы — железные треножники с обручем наверху, на которые ставили котлы и горшки для варки пищи. Эти таганы с котлами возили за собою стрелецкие войска во время походов». До настоящего времени в числе московских улиц сохранились названия: верхняя и нижняя Таганские площади, Таганские проезды, улица, переулок и тупик.

В конце нынешней Домниковской улицы, — говорит Сытин, — в XVII—XVIII веках стоял деревянный царский дворец с башней, по-татарски каланчой, по которой он назывался Каланчевским дворцом. Отсюда современная Комсомольская площадь перед вокзалами, тогда еще не застроенная, называлась Каланчевским полем. О нем и дворце напоминает находящаяся здесь Каланчевская улица.

На правом берегу реки Москвы, невдалеке от Татарских улиц, находилась церковь Николая Чудотворца Заяицкого. Это последнее название производят от Заяицких татар (Яик-Урал), которые торговали в Москве бухарскими товарами, или от имени потомка брата Батыева Шейбана Заяицкого, известного в Москве с 1360 года.

О торговых сношениях о Хивою свидетельствовала улица «Хива» между Покровскою и Рогожскою, где в 1731 году останавливалось первое хивинское посольство в Москву.

Пресловутое число церквей в Москве «сорок сороков», по словам Трачевского, возникло в подражание татарам, у которых число сорок значило «множество». На самом же деле в Москве не насчитывалось и 300 церквей, включая в это число часовни и «крестовые» в домах.

Продолжение следует

Сергей Аверкиев
Справка

С.С. Аверкиев

ВЛИЯНИЕ ТАТАР НА ЖИЗНЬ РУССКОГО НАРОДА

Казань — 2015

СЕРИЯ «ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА ЗОЛОТОЙ ОРДЫ»

Составитель — доктор исторических наук И.В. Зайцев

Ответственный редактор — кандидат исторических наук И.М. Миргалеев

© Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2015

© Центр исследований Золотой Орды и татарских ханств им. М.А. Усманова, 2015

© Институт российской истории РАН, 2015

© Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы им. М.И. Рудомино, 2015

© Издательство «ЯЗ», 2015

ОбществоИсторияКультура
комментарии 24

комментарии

  • Анонимно 02 июня
    Не зря русский народ придумал знаменитое - хочешь жить умей вертеться.Никуда не выкинуть то тяжёлое время жизни под ордой.Но важен конечный результат.И только умный и великий народ не стал ни разрушать ни переименовывать ни Арбат ни Ордынку.Пусть и дальше стоят.
    Ответить
    Анонимно 02 июня
    автор конечно же подредактировал текст расчитывая читатель не вспомнит что национальность появился около 300 лет назад .. трудно предположить не имея понятие нация .преследовали по националным признакам ..... скорее не равенство было по богатство ии знатность ... ии местечковое сообшность .. условные московские Татары и мордва теснее дружили чем Казанский татарин и Московский татарин
    Ответить
    Анонимно 04 июня
    Понятие национальность появилось в середине 19-го века. В России - лишь в конце века, а вошло в обиход только после революции.
    Ответить
    Анонимно 02 июня
    А переименованных в 100 раз больше.
    крылатское например раньше называлось Татарское.
    Чертаново - Чуртаново.
    Ответить
  • Анонимно 02 июня
    Великолепно!
    Великолепно показана неразрывная связь, взаимовлияние и культурное взаимообогащение двух этносов - славянского и тюркского.

    Именно славяне и тюрки и "стоят" - вместе с финно-угорами - в основе русского этноса.

    Единственное уточнение - не стоит забывать, что москвичи называли "татарами" все монгольские и тюркские племена Золотой Орды.

    Но среди племён Золотой Орды не было ни одного ни монгольского, ни тюркского племени, которое само себя называло бы "татары" - монгольское племя "татар" было уничтожено монголом Чингизханом ещё в 1202 году.

    Удивительным для учёных образом все мусульмане Российской империи стали называться "татарами" - азербайджанские "татары", казанские "татары" и др.

    А в 1920 году Ленин и Троцкий закрепили название "татары" за поволжскими тюркскими мусульманами создав Татарскую АССР.

    Этот "удивительный" исторический феномен ни в коем случае не запрещает поволжским тюркским мусульманам называться "татарами" - они имеют на это полное право.

    Но историю этнонима "татары" образованным людям надо знать, чтобы не плодить фантастические мифы и легенды.

    История Москвы неразрывно связана не только с финно-угорским и славянским этносами, но и с монгольским и тюркскими этносами, что прекрасно и показал русский учёный на примере московских названий улиц, площадей, местностей и др.

    Совершенно не случайно абсолютное большинство "татар"Золотой Орды поддержали стремление Москвы восстановить территориальное единство разорванной на части сепаратистами Золотой Орды.

    И не случайно ныне в Москве проживает около 4 (четырех) миллионов мусульман - больше, чем во всей РТ.

    Москва по-прежнему остаётся и в 21 веке родным для мусульман городом, как это было и в 13-20 вв.
    Ответить
    Анонимно 02 июня
    Что только официальная трактовка златоглавой от этих правильных выводов трактуется абсолютно обратным.
    Ответить
    Анонимно 02 июня
    можно подумать что Татары пришли в обустроеннуюю Москву ии давай мешать местному населению... если пришел Татарин жить в МОСКВУ 1250 году тоо уже его потомство 1350 году ии ни чем не отличался от местного населения .. москва стал большим с приходом Татар ии от Орды ПОЛИТИЧЕСКИХ беженцов наполняли Москву ии Тверь ии другие города
    Ответить
    Анонимно 04 июня
    Никаких монголов в Орде не было, кто там был, назывались татарами и теперь они называются татарами: сибирскими, крымскими, астраханскими, поволжскими. Разве что ногайские татары, взяли названием своего этноса имя своего хана Ногая сына Татара.

    Только не надо о том, что, якобы, Чингисхан вырезал всех татар. Известно, по надписи на памятнике Куль Тегину, что татар было 39 родов (отуз татар, токуз татар) и нет никаких данных о том, что он вырезал все 39 татарских племен, да и незачем ему это было делать. У него 2 жены были татарками и генералы были татары и передовые отряды состояли из татар. Тем более татары, как народ, до сих пор живут и здравствуют в Монголии ит являются не самым малочисленным из монгольских племен.
    Известно, что гаплогруппа у них R1a а это подтверждает, что они были тюрками, пока не омонголились.

    Ответить
  • Анонимно 02 июня
    Уже давно понятно, что русские и татары, близкие народы, если не родные. У меня отец русский, а мама татарка, она мне так и говорила, что мы ближе, чем нам хотят показать обратное. Особенно запомнились её слова о губительных 90-х годах и национализме в республике. Гнать нужно местных националистов поганой метлой. А недавно я читал, что одну такую особу пригласили снова для обсуждения какого-то документа? Зачем? Снова игры.
    Ответить
    Анонимно 03 июня
    Обращаюсь к интернационалисту, побратиму русских и татар. Два вопроса. А вы вот сами кто по национальности, кто по национальности ваши жена и дети? А почему именно так?
    Ответить
  • Анонимно 02 июня
    Губительные 90 ые? То есть время когда татары смогли заявить о равных с русскими правах, для вашей мамы ГУБИТЕЛЬНЫЕ?Кого отсюда гнать,так это шовинистов запрещающих обучение на родном языке,языке матери.И на языке вашей матери,кстати,тоже!
    Ответить
    Анонимно 02 июня
    До 90-х она часто слышала слово «чаплашки». Она видимо скучает по тем временам...
    Ответить
  • Анонимно 02 июня
    Татарских топонимов по России не счесть. В т.ч. и по Московской области. О татарских топонимах Московской области есть отдельный труд, есть еще и книга "Москва татарская".
    Вот некоторые татарские топонимы Московской области:
    Булаково, Коняево, Бартеньки, Старогарогиреево, Аксеново, Б. Петрищи (ок. Ст. Фрязино), Караваево, Боль. Буньково, Караваево, Ямские леса, Тимково, Криулино, Грибаново(ок. Пвлопасадского), Рахманово, Мещеры*, Бахтеево, Коломно, еще одно Фрязино, Кузяево, Турыгино, Конобеево, Ашитково.Ямкино, Кармолино, Аксенов Бутырки, Аксеново, Кошерово?, Мещерино*, Кекишево, Икша, (2)Рахманово, Алабушево, Болкашино, Кочушкино, Пикино, Бунҗково, Кострова, Мансурово, Ягунино, Каринская, Тимохово, Шарапово, Алопково, Балабаново, Чубарово, Новогиреево, Шарапово, Ходаево, Алачково, Тургенево, Валишово, Мещерская*, Минаево, Барыбино, Татариново, Хоняйтино, Карачарово, Шубино, Чекмаево, Тютюково, Кишкино, Ерммолино, Алмахово, Батыбино, Щапово, Грибаново (ок. Мячнивко), Падыково, Мещерский*, Картмазово, Баковка, Б. Сараево. Тименино, Солманово, Крокшино, Анкудиново, Колокшино, Горловка, Ямщиково, Дцоцы, Барки, Таганьково, Чичаково, Шихово, Коринское, Рыбушкино,* Урмино, Богуньково, Бушарово, Покаево, Тиленинно, Есипово, Горловка, Мамлеево, Малино, Кутузово, Шереметьево, Ельдигово, Новая Деревня в Пушкинском р-не, Грибаново, (ок. Мураново), Рахменово, Анушкино, Кутлякова, Киясово и т.д. много таких топонимов где явно просматриваются татаризмы. В Москвовской области известно населенных пунктов- Грибаново (6 штук); в близи ст. Муранов, в Павло-Посадском целых два населенного пункта, в Красногорском, Пушкинском, Латошкинском районах. В этих Грибановых думаю что сейчас жувут русские люди, а в Грибаново (Гарифаново) в Нижегородской области живут – татары. Наверняка и в этих селах жили и ассимилировались наши земляки
    Ответить
  • Анонимно 02 июня
    В Воронежской области вышла книга "Топонимы Воронежской области". Авторы (причем профессора) признают, что каждый третий топоним области - татарский.
    Ответить
  • Анонимно 02 июня
    Такое обилие татарских топонимов означает только одно: Москва и Московия была татарской, славяно-татарской (финугро-татарской).
    Ответить
  • Анонимно 03 июня
    Само слово Москва – только на русском Москва. На всех других языках (в т.ч. и на европейских) – Маскау-Москау. Наши стараются объяснить этот топоним через финугорские языки. Но на татарском означает у этого слова (маскау-мыскау) есть значение, которое на русский можно переводить как петля, сеть, сачок. Намного вероятнее объяснение этого названия именно с татарского маскау-мыскау.
    У татар есть еще и слово маскай (мәскәй). Маскай-мәскәй – это персонаж татарской мифологии, фольклора, это леший, который обманом заманивает людей в лесные дебри, и люди заблуждаются, не находят выход из леса. В Зауралье есть деревня Маскау (Москово), местные люди говорят, что деревня получила свое название как раз от этого Маская-Маскава.
    Ответить
  • Анонимно 03 июня
    Зато в Татарстане и Башкирии каждый второй топоним финно-угорский
    Ответить
    Анонимно 03 июня
    однакож татарам и башкирам хватает ума признавать это
    Ответить
    Анонимно 03 июня
    а вы боитесь признать что Киев основали болгары и хазары, а Москву основали финно-угры
    Ответить
  • Анонимно 03 июня
    Глупо сейчас рассуждать кто чего построили тысячу лет назад.На наших глазах построили Инополис.Ну и кто его построил.А в Америке половина штатов и городов носят названия индейских племён которых сейчас уже нет.За 300 лет монгольского ига во многих местах монголы свои стоянки устраивали.Ну сохранились названия.И что дальше.В чём тут заслуга того или иного народа.С тех пор любой город или деревня несколько раз меняла своих жителей.И нет сейчас никаких хазар и финно-угров тоже нет.
    Ответить
  • Анонимно 04 июня
    Ртищевы – татары. Они потом обрусели. Фамилия Ртищев происходит от татарского слова Эре+теш – крупнозубый. Такое прозвище было у того татарина, от которого пошел этот род.
    Ответить
  • Анонимно 04 июня
    Болвановку обосновали татары-тенгрианцы, которые были вынуждены оставить Золотую орду, когда Узбек хан принял ислам. Среди них было много знатных татар, в т.ч и чингизидов, Узбек насильственно насаждал ислам, особенно мреди знати, тех, кто отказывался принять ислам, подверг репрессиям. Татарам ничего другого не осталось, как оставить Орду. Тогда многие получили прибежище в Московии. Они обосновались в Москве и в приближащих населенных пунктах. В Московии особо знатным татарам выдавали улусы для кормления, эти населенные пункты до нынешнего дня в своих названиях хранят еще память о тех тех татарах, которые их обосновали или которым эти поселения были выданы как улусы. Переселенцы, которые остались в Москве, построили там свою слободу – Болванную. Первым делом они там построили храм Тенгри, наподобие храма Тенгри в Сарае, которого разрушил Узбек. Вначале храм был деревянный, потом вместо него они построили каменный. Со временем эти татары крестились, обрусели и этот храм Тенгри превратили в православную церковь. Церковь на Болвановке – единственно сохранившийся храм Тенгри в России. Само название слобода получила именно от этих тенгрианцев, которые поклонялись идолу Тенгри, которого местные называли болваном. Короче, все местное, коренное население Замосворечья – обрусевшие татары, в основном татары-тенгрианцы.
    Ответить
    Анонимно 06 июня
    Слово болван образован от татарского "балбал".
    Ответить
  • Анонимно 11 июня
    Как все интересно! А в Эхо Москвы по-татарски говорят всего 2 минуты. Неужели нельзя вот об этом всем рассказать?
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии

Новости партнеров