Новости раздела

Айрат Ситдиков: «Если вы присвоили археологическую находку — вы поучаствовали в уничтожении наследия»

Директор Института археологии АН Татарстана — о «подохранных» памятниках, подводных объектах и ценностях с огорода

Лекторий «Школа горожанина — история и наследие Казани» организовал несколько встреч, призванных обогатить казанцев информацией о культурном наследии Татарстана. Корреспондент «Реального времени» побывал на одной из них — лекции «Археологическое наследие», прочитанной директором Института археологии АН РТ Айратом Ситдиковым в музее имени Горького. Пришедшие на лекцию узнали, какие заметные археологические исследования ведутся в Татарстане, сколько в Казани действующих археологов и куда следует передавать ценные предметы, найденные на своем огороде.

Археологи работают не только лопатой

Лекция «Археологическое наследие» была уже пятой по плану проекта. Для нее отвели небольшой зал, в котором все благополучно поместились — вышло что-то вроде закрытой встречи.

Первым делом Айрат Ситдиков поставил перед аудиторией такой вопрос: что такое археология? Отвечая на него, спикер не стал оперировать сложными понятиями, а лишь подчеркнул значение этой исторической дисциплины и привел факты из истории:

— Археология — сложная дисциплина, имеющая собственный научный инструментарий. Она имеет греческие корни, ибо первые указы о раскопках издавались римскими императорами. Интерес к сокрытому в земле тоже начинался в глубокой древности. Находить свидетельства прошлого, интересоваться своим наследием — это всегда было актуально.

Следующий момент, который отметил Айрат Ситдиков, связан с тем, что и как исследует археология. Во-первых, он объяснил аудитории предмет изучения этой науки — им должен быть объект древнее ста лет. Данное ограничение прописано в законе, то есть все, что моложе ста лет, не является предметом археологии. Во-вторых, по словам спикера, «вся земля — это источник колоссальной информации». Ситдиков напомнил об исследовании коллегами из Новосибирска Денисовой пещеры, назвав его «одним из ярчайших открытий археологов России»:

— В Денисовой пещере были найдены останки древнего человека. Тот объект, который стал предметом исследования, — это фаланга одного пальца. Сейчас технологии шагнули вперед, и материал можно получить из почвы. Поэтому вся земля — это источник информации. Археологические исследования — это работа не только лопатой, но и в лаборатории. В ходе исследований устанавливаются различные факты: откуда приходили люди, чем они торговали, что ели, что носили. Находятся останки косточек от персиков, грецких орехов, фиников. Новые возможности позволяют использовать не только естественно-научные методы, но и методы космического зондирования, геофизические методы.

Спикер подчеркнул, что каждый археолог специализируется на определенном промежутке истории. Если подойти к специалисту, который занимается каменным веком, с вопросом о XIX столетии, он затруднится с ответом.

«У нас здесь археологический памятник, почему вы не копаете?»

Следующий вопрос, поставленный Ситдиковым, касался разрушения памятников археологии. По его словам, сегодня на территории Казани имеется более пяти тысяч археологических памятников, которые еще предстоит исследовать. Многие задают вопрос археологам: «У нас здесь памятник, почему вы не копаете?» Спикер отмечает, что здесь не все так просто, есть свои процедура и порядок. Но основная задача археологов — это сохранить объект:

— В Казани всего человек тридцать археологов, которые могут заниматься исследованиями. Работа с одним памятником занимает несколько месяцев, это очень большой объем. Поэтому одним из условий начала производства работ является то, что в этом месте происходит разрушение. Второй момент — научные задачи и исследования. Определяющим для начала производства археологических работ является и разрешение, которые может получить только человек с двухлетним стажем исследований под чьим-либо руководством.

Разрушение памятников — процесс, который не всегда можно остановить, отмечает спикер. На него оказывают влияние строительство, дороги, газопровод, хозяйственная деятельность, а также, если объект находится под водой, воздействие омывания. Например, в Куйбышевском водохранилище было обнаружено немалое количество археологических объектов, но из-за нехватки ресурсов для проведения исследований многие из них разрушаются, водохранилище деформирует почву, а значит, и информацию о том, что там было.

Айрат Ситдиков выделил Болгар и Свияжск как одни из самых богатых объектов исследований, а также Елабугу и Набережные Челны, где тоже хватает того, что предстоит изучить. Присутствующим стало интересно, какие еще объекты могут стать предметом исследований. Спикер привел в пример Тетюши и Лаишево с тысячелетней и непрерывной историей того, как и чем люди жили.

Ситдиков отметил, что ежегодно в Татарстане исследуется 15—20 объектов.

«Присвоение предмета часто носит характер уничтожения информации»

Еще один момент, который заинтересовал аудиторию, — что делать, если вы нашли исторический объект у себя в огороде. Спикер подчеркнул, что любая подобная находка — собственность государства, даже если земля принадлежит нашедшему предмет, представляющий археологическую (и не только) ценность. Передавать его следует либо в музей, либо в научные учреждения, например в университет:

— Присвоение предмета часто носит характер уничтожения информации. Это не просто присвоение собственности, здесь есть и моральный аспект — это уничтожение наследия. Найденный и сданный объект культурного наследия, хотя и материален, но в первую очередь он дает теорию, какое-либо знание об ушедшей эпохе.

Анастасия Михайлова
ОбществоИсторияКультура Татарстан Академия наук ТатарстанаБолгарский государственный историко-архитектурный музей-заповедникГосударственный Историко-Архитектурный и Художественный Музей-Заповедник «Остров-Град СвияжскСитдиков Айрат Габитович
комментарии 14

комментарии

  • Анонимно 04 июн
    Что хуже - "уничтожение информации" "огородником" или "искажение информации" (мягкого говоря) "ученым-археологом"?

    Что приносит больше вреда обществу?
    Философский вопрос...
    Ответить
    Анонимно 04 июн
    Директор очень "жестко" подошел к "огородникам" - так можно сказать, что и простая копка огорода для посадки овощей это " уничтожение информации".
    А кушать то хочется каждый день.

    Да и вообще - Жизнь (как феномен живого) и жизнь (как феномен повседневности) это беспрерывное "уничтожение информации" - в самом широком смысле этого слова -и как следствие появление новой "информации".

    Прекратится "уничтожение информации" прекратится и Жизнь, а значит прекратится Жизнь и жизнь "огородников" и "археологов".

    Ответить
    Анонимно 04 июн
    Оказывается фекалии от древности становятся камнями, а тем не менее это ценный артефакт, который может быть результатом труда самого чингисхана.

    У вас в огороде, тогда раскосую статую на коне тыкнут, а вы будете стричь купоны, пущая поглазеть на кучи артефактов толпы туристов и поклонников.
    Ответить
  • Анонимно 04 июн
    щас. если я в огороде найду что то ценное я продам. это мое.
    Ответить
    Анонимно 04 июн
    Да вы и не поймете, что это что то стоит, через забор перекинете и всё
    Ответить
    Анонимно 04 июн
    Гвоздиком надо нацарапать на найденной хреновине "Маде ин стан в 0001 году".

    Тогда это будет уже артефакт, который сдвинет начало всего умственного станового развития.

    Таким образом, если конечно подсуетиться, то ваш аул легко намотает пару тыщ годов со дня основания, и весь район будет неделю гулять на юбилее.
    Ответить
  • Анонимно 04 июн
    — Присвоение предмета часто носит характер уничтожения информации. Это не просто присвоение собственности, здесь есть и моральный аспект — это уничтожение наследия.
    =====================
    На наврать на семь томов целой академией себе историю, переписав на себя результаты соседей, это есть благое дело, ибо оно делает из любого голозадого дикаря-кочевника разумного и развитого индивида.
    Ответить
    Анонимно 04 июн
    Какие-то расистские комментарии. Причем пишет их постоянно здесь к статьям об истории.
    Ответить
    Анонимно 05 июн
    Пишет глупые завистливые комментарии "личный враг" двух директоров институтов АНТ - Ситдикова и Хакимова.
    Комментатор разбирается в вопросах истории кочевников и Золотой Орды.
    Но хорошо видна его неприкрытая зависть, обостренная глупостью - по всей видимости комментатор работает в одном из институтов, а может и сразу в обоих.
    Ответить
    Анонимно 05 июн
    В жизни бы про это не догадался!!! )))
    Мне просто обрыдла брехня становых академиков.
    Ответить
    Анонимно 05 июн
    Комментатор разбирается в вопросах истории кочевников и Золотой Орды.
    ==========
    Чё тут разбираться то? Тут даже думать не надо.
    Рассказываю суть творческого процесса.

    Сами становые академики на голубом глазу гонят оглтелую пургу.
    Если их на этой брехне ловят, то онЕ начинают брыкаться, мол это была только гипотеза.
    А если брехню опубликовали и к ней никто не прицепился, то это уже первоисточник, ссылаясь на который можно врать дальше и гуще.

    Чай история, это вам не таблица умножения, где дважды два - четыре.
    Всё зависит от того: кто с кем про что заранее договорится.

    Это, кстати, является наиболее слабым местом становых академиков.
    Ибо онЕ не читают чего уже наврали другие и даже сами пару дней тому назад. Поэтому все их истории скачут по времени и географии в любом направлении и меж собой никак не стыкуются.

    Поэтому становым академикам приходится заливать дополнительный объём слов, прочитать который никто не сможет, а понять, уж тем более, ибо смысла там нет изначально. После такого вступления можно опять гнать любую пургу и никто уже ни к чему ни придерётся.

    Вот и вся метода, по которой стряпается под заказ любая история и объёмы.
    Ответить
  • Анонимно 04 июн
    Он бы лучше рассказал, что они предприняли на местах строительства объектов в центре Казани. Если не ошибаюсь перед началом грандиозных строек первыми на площадку должны зайти археологи. Как вариант недавно затеяна стройка на месте бывшего комбината здоровья. Да кто их пустит на частные стройплошадки? а он на огородников бочки катит. В Казани очень много интересных мест где можно копнуть. Надо шире опираться на волонтеров и горожан любящих свой город.
    Ответить
    Анонимно 04 июн
    Как-то год в Уфе такую яму уже вырыли.

    Местный академик буквально с катушек съехал и стал утверждать, что на дне зарыты артефакты подтверждающие 5 тыщ годов городу батырОв.

    И тут возникла така коллизия.

    Оказывается, в начале прошлого века, один индивид, уже написал с нуля за пару другую недель оригинал жутко древнючего 5-ти тыщного эпоса "Урал батыр".
    Поскольку всё опубликовали только ближе к 80-м, то ясно дело, что все рукописи, естесно, пропали в НКВД,.
    Поэтому эпос издали с напечатанных на машинке листиков, тоже чудом сохранившихся.., но это другая история. Там вообще долго можно смеяться.

    Вся штука в том, что, по эпосу, 5-ть тыщ годов тому назад батырАм было не до городов, ибо онЕ все тогда ездили на летающих львах.

    Короче. Мудрое становое начальство молча кивала в такт тому академику, пока он в осадок не выпал. После чего яма стала обычным котлованом фундамента для построенного затем многоэтажного дома.

    Таким образом, прежде чем копать в Казани, надо заранее договориться чего найдут на дне ямы, ибо городу итак уже оформили тыщу годов.
    Куда уж глубже то ещё копать?
    Ответить
  • Анонимно 04 июн
    В точку.
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии

Новости партнеров