С оглядкой на футбол. О проблемах волейбольной Лиги чемпионов
Почему турнир интересен только со стадии плей-офф?
Сегодня «Зенит-Казань» домашней встречей с турецким «Халкбанком» завершает групповую стадию очередного розыгрыша Лиги чемпионов. С большой долей вероятности все пришедшие на эту игру увидят очередной проходной матч для казанцев, преимущественно резервистов. Хотя турецкий клуб занимает в группе второе место, но между ним и лидирующим «Зенитом» пропасть не только в очках, но и в игре. О том, как реформация 2016 года не дала Лиге чемпионов практически ничего нового, когда ждать по-настоящему интересных матчей в этом турнире и почему нужно чаще оглядываться на футбольную ЛЧ — в материале «Реального времени».
Пять групп для группового раунда — много
Когда в 2016 году Европейская конфедерация волейбола (ЕКВ) меняла формат группового раунда, уменьшая количество групп с семи до пяти, это выглядело очень здравым решением. Турнир к тому моменту стал жутко предсказуемым, в группах довольно редко игрались настоящие матчи-«зарубы». Количество сенсаций в виде невыхода в следующий раунд кого-то из фаворитов неумолимо стремилось к нулю, так что реформы назрели.
Два розыгрыша Лиги чемпионов в формате пяти групп и плей-офф с Финалом четырех дали понимание, что и это решение требует доработки. Тогда организаторы решили попробовать оставить пять групп, но полностью видоизменить матчи на вылет. Теперь в плей-офф выходят пять победителей групп и три лучшие команды со вторых мест. Дальше классическая кубковая система с четвертьфиналами и полуфиналами (дома и в гостях) и одним финалом в мае. Задумка выглядела неплохо, но уже первый розыгрыш турнира с таким регламентом показал, что это точно не оптимальный вариант.
Перед шестым туром группового этапа нынешнего розыгрыша турнира известны уже четыре из пяти команд, которые точно займут первые места: «Зенит-Казань», «Перуджа», «Чивитанова» и «Гданьск». Упустить свое первое место может только питерский «Зенит» в случае сенсационного поражения дома «Фридрисхафену». Но в сенсацию совсем не верится: максимум, что сделает российская команда — это потреплет своим поклонникам нервы и сыграет пять партий (и даже в случае поражения на тай-брейке все равно займет первое место). С выходами со вторых мест вариантов больше, но держать все эти расклады в голове могут лишь настоящие волейбольные фаны или болельщики и сотрудники клубов, претендующих на выход из групп.
Идея с платными трансляциями провалилась
ЕКВ пора еще внимательнее изучить опыт футбольной Лиги чемпионов разных лет. В конце 90-х — начале 2000-х там практиковался опыт двухгруппового раунда: команды, занявшие первые два места в каждой из восьми групп, затем составляли четыре группы по четыре команды. Так вот, волейбольному турниру рано или поздно придется избавляться от пяти групп с запутанными вторыми местами и переходить на совершенно понятный формат: те самые «футбольные» четыре группы по четыре команды. В плей-офф выходят по две лучшие из каждой группы. И болельщику все понятно, и играют действительно лучшие из лучших, а значит, проходных матчей становится меньше.
На эту претензию в ЕКВ могут ответить длинным монологом про широкую популяризацию волейбола в Европе. Но вот совсем недавно организация запустила платный сервис, где за 8 евро в месяц можно смотреть все игры. Повторы некоторых матчей становились доступны (бесплатно) уже через пару суток. Обещали сделать и архив предыдущих сезонов. Но фурора новый ресурс не произвел. В декабре стоимость снизилась до 5 евро, а позже большинство трансляций снова стали бесплатными. Во время плей-офф цены наверняка будут выше.
Учитывая, что все матчи российских клубов показывают каналы холдинга «Матч ТВ» («Матч Наш спорт», «Матч Игра» и основной «Матч»), ЕКВ абсолютно точно теряет волейбольную «платную» аудиторию из России.
Два финала в один день — спорное решение
В середине февраля стало известно, что финалы и мужской, и женской Лиги чемпионов пройдут в один день, 18 мая, в Берлине. Таким образом, ЕКВ дает понять, что совсем не разделяет аудиторию мужского и женского волейбола. Понятно, что это удобно организаторам со стороны конфедерации, по их задумке, должно быть удобно и зрителям. Но это расходится с классическим пониманием популяризации вида спорта.
Кроме того, это создаст множество хлопот берлинским организаторам. Сейчас предсказать, кто точно сыграет в финале, невозможно — хотя, например, билеты на берлинские матчи мужской части соревнований рекламирует баннер с доигровщиком казанского «Зенита» Эрвином Нгапетом. Правда, не обошлось и без Вильфредо Леона, который расположился баннером ниже.
Понятно, что формат Финала четырех, возможно, исчерпал себя и нужно пробовать другие варианты, но гораздо уместнее было бы проводить два финала в разных городах и в разные даты. И посмотреть, что из этого получилось бы. В конфедерации приняли слишком радикальное решение там, где не нужно было. Тем более после удачно проведенного Финала четырех в Казани, который подарил еще и высочайший спортивный накал.
Турнир должен «вытянуть» увлекательный плей-офф
На групповом этапе было не так скучно с точки зрения самого волейбола — было много затяжных партий. Но неволейбольному болельщику сложно объяснить, почему за тур до окончания группового этапа нет практически никаких интриг. И почему тот же «Зенит-Казань» большинство лигочемпионских матчей играет преимущественно волейболистами резервного состава. В футболе в национальном чемпионате идет подготовка к Лиге чемпионов. В волейболе наоборот.
Спасти сезон призвана новая формула плей-офф. Теперь не будет никаких Раундов Шести и Раундов Двенадцати, а уже со стадии четвертьфинала не просматривается проходных матчей. Большую роль сыграет жеребьевка в начале марта. В футбольной Лиге чемпионов пришли к тому, что жребий лучше проводить после каждого этапа — так непредсказуемо, зрелищнее, хотя, возможно, не так удобно для болельщиков. В волейболе к этому придут еще не скоро и после мартовской жеребьевки уже будет понятен путь до финала каждой из команд.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.