Новости раздела

«Пока будет зависимость водителя автобуса от числа перевезенных людей, ситуация с авариями не изменится»

Глава Управления ГИБДД МВД по Татарстану Ленар Габдурахманов о препонах для лишенных прав, стрельбе по нарушителям и гонках на автобусах. Часть 1

«Пока будет зависимость водителя автобуса от числа перевезенных людей, ситуация с авариями не изменится»
Фото: Олег Тихонов

По итогам 9 месяцев количество ДТП и погибших в Татарстане снизилось, но сводки новостей часто сотрясали репортажи о резонансных происшествиях — смертельном таране полицейского автомобиля, сбитых на пешеходном переходе маме и дочке. Начальник Управления ГИБДД МВД по РТ Ленар Габдурахманов в интервью «Реальному времени» рассказал о том, какие выводы были сделаны службой, о причинах участившихся аварий с участием автобусов, ответственности пешеходов за свою жизнь и VIP-нарушителях.

«Не должен нарушитель наравне с законопослушными гражданами получать водительское удостоверение»

— Ленар Ринатович, по итогам 9 месяцев наблюдается снижение ДТП на 2 процента, но при этом рост происшествий с участием водителей без прав. С чем связываете это?

— Да, у нас серьезная проблема — это ДТП с участием водителей, не имеющих права управления. Аварийность выросла на 28% и составила 3,2% от всего количества ДТП. Число погибших выросло с 12 до 16 человек, а раненых — с 97 до 134. Очень серьезный рост, и мы его связываем с несовершенством законодательства. Если водитель привлекается по ст. 12.7.1 КоАП РФ за управление без водительского удостоверения, то получает только штраф, повторное уличение — опять только штраф. Мы вышли с законодательной инициативой в Госсовет, чтобы ужесточить наказание за повторное нарушение, и предложили, чтобы лица, не имеющие права управления или привлекавшиеся в состоянии алкогольного опьянения, не сразу допускались до экзамена на право управления. Чтобы не менее двух лет прошло с момента окончания исполнения наказания.

Мы считаем, что это справедливо, потому что не должен нарушитель наравне с законопослушными гражданами получать водительское удостоверение. Кроме того, Госсовет поддержал нашу инициативу и внес на рассмотрение в Госдуму законопроект, которым предусмотрено усиление ответственности в отношении лиц, повторно задержанных за управление автомобилем без водительского удостоверения, и применение наказания в виде административного ареста.

— Сколько из числа пойманных без прав, были лишены за пьянку?

— В 2017 году за управление автомобилем, лишенным права управления были выявлены 1 740 водителей. Из них 1 132 были лишены за управление в нетрезвом состоянии или отказ от медицинского освидетельствования. Если говорить про аварийность по вине лиц в состоянии алкогольного опьянения, то мы рады констатировать сокращение и количества ДТП, и количества погибших и раненых. По итогам 10 месяцев у нас произошло 314 ДТП с участием водителей с признаками опьянения, в которых погибли 63 человека, 419 получили ранения. Снижение ДТП на 32, числа погибших — на 32 и раненых на 15 человек. Мы считаем, что это существенно, но все равно недостаточно.


У нас серьезная проблема — это ДТП с участием водителей, не имеющих права управления. Аварийность выросла на 28% и составила 3,2% от всего количества ДТП. Число погибших выросло с 12 до 16 человек, а раненых с 97 до 134. Очень серьезный рост и мы его связываем с несовершенством законодательства

«Нет никакой вероятности, что наши сотрудники случайно оказались на этом месте или не успели проехать»

— Что изменилось в установках по задержанию гонщиков и нарушителей после смертельного тарана полицейской машины у Московского рынка 27 апреля? Такой способ блокировки все еще применяется?

— Прежде чем отвечать на этот вопрос, я бы хотел вспомнить вопиющий случай 21 декабря 2016 года, когда водитель въехал в здание аэропорта. Было очень много спорных моментов, но мое личное мнение, по крайней мере когда нарушитель хотел заехать в здание аэропорта, надо было применять огнестрельное оружие. Очень повезло, что люди не пострадали. Среди граждан ходит мнение, что можно таранить автомобиль нарушителя. Конечно, можно, но помимо водителя в автомобиле могут находиться дети, случайные пассажиры. При таране автомобиль может перевернуться, могут погибнуть ни в чем не повинные люди, поэтому сотруднику полиции тяжело принимать решение. Выводы были сделаны, было проведено совместное совещание с представителями прокуратуры и Следственного комитета, с сотрудниками были проведены дополнительные занятия по правовым аспектам применения оружия. Для проведения практических занятий в нашем тире был сделан макет автомобиля, по которому можно стрелять, и наши сотрудники активно им пользуются.

— Были случаи применения оружия после этого?

— Были, и стреляли не только по колесам. В Сабинском районе стреляли на поражение. К двум сотрудникам, осуществлявшим полномочия, подошли три пьяных гражданина, двое из которых несколько раз судимы, и начали препятствовать выполнению служебных обязанностей. На неоднократные требования прекратить неправомерные действия не реагировали. Был произведен предупредительный выстрел, потом применено оружие, один из нападавших был ранен в ногу. Всех троих задержали, и впоследствии они были осуждены. Все случаи применения сотрудниками табельного оружия были признаны правомерными. Если оружие применяется для того, чтобы предотвратить преступные намерения, то, конечно, все это будет правомерно.

Теперь к 27 апреля. Согласно регламенту, есть несколько вариантов, как задержать правонарушителя — с помощью специального средства для принудительной остановки, временного ограничения, запрещения дорожного движения, стрельбы по колесам, размещения на проезжей части грузовых автомобилей и одно из средств — размещение на проезжей части патрульного автомобиля с включенным световым сигналом. Вы знаете, мы часто себе задавали вопрос: можно было бы сделать по-другому в той ситуации, ведь решение принимается мгновенно? На тот момент, когда Юра Матренин со своим напарником приняли такое решение, водитель около часа ездил по городу и именно в тот момент ехал в центр. Он мог опрокинуться, выехать на тротуар, заехать в магазин — могло погибнуть или пострадать любое количество людей.

Нет никакой вероятности, что наши сотрудники случайно оказались на этом месте или не успели проехать. Они не просто проезжали и их протаранили, они ехали, остановились, и после этого произошел наезд. Они пошли на этот шаг осознанно, но, к сожалению, Юра погиб. Недавно его родителям вручили орден Мужества, открыли мемориальную доску, а его напарника наградили ведомственными наградами. Это говорит о признании их поступка на высоком уровне — во-первых. Во-вторых, сотрудники полиции в данном случае поступили как должны были. Я разговаривал со вдовой Юрия Николаевича, с его родителями, и они сказали, что если бы случилась такая же ситуация — он поступил бы точно так же.

У нас есть приказ как действовать, а действуем мы, исходя из обстановки. Мы понимаем, что нужны для того, чтобы обеспечивать безопасность граждан, и мы ее будем обеспечивать любой ценой, даже если цена — это наша жизнь.

У нас есть приказ как действовать, а действуем мы, исходя из обстановки. Мы понимаем, что нужны для того, чтобы обеспечивать безопасность граждан, и мы ее будем обеспечивать любой ценой, даже если цена — это наша жизнь

— Случаи гибели сотрудников Госавтоинспекции на службе часты?

— Довольно часты — недавно наш коллега в Самарской области погиб на посту при попытке остановить нарушителя, который ехал по встречке. Ежегодно 8 ноября у нас проводится «День памяти погибших при исполнении обязанностей сотрудников ОВД». Мы собираем близких родственников, благодарим их, но этим работа не ограничивается, встречи продолжаются в течение года. У нас 27 погибших сотрудников ГАИ и два общественных инспектора.

Сотрудник полиции, когда останавливает автомобиль «за ремень» или еще что-то — он не знает, кто там находится. Может, люди только с разбоя или террористы? Наша работа связана с большим риском, и каждый сотрудник отдает себе отчет в том, что, возможно, он сейчас стоит на разводе в последний раз. Но он дал присягу. И в конце концов, на кого должны граждане надеяться? Это работа наша.

«Пешеходы! Посмотрите налево, направо несколько раз»

— Кто ответил за ДТП на пешеходном переходе на проспекте Ибрагимова, где сбили 10-летнюю девочку и ее маму?

— Водитель пожилого возраста, и мерой пресечения была избрана подписка о невыезде. Так как это преступление относится к категории «неосторожных», то максимальное лишение свободы — 7 лет. Но, принимая во внимание возраст обвиняемого, возможно, это будет и не самый большой срок, возможный по этой статье. Суд примет объективное решение, исходя из всех обстоятельств дела. Случай ужасный, несколько раз мы смотрели, как все было. Мама — она все сделала правильно, сначала посмотрела, пошла, потом начала смотреть на другую сторону дороги. На этом месте сейчас установлен вызывной светофор, а всего по Казани в текущем году было установлено 15 таких светофоров.

— Количество аварий с пешеходами увеличилось в этом году. Это вина водителей или пешеходов?

— И тех, и других. У нас, к сожалению, у пешеходов отношение к пешеходному переходу такое, как будто ты бетонным забором от автомобилей огражден и с тобой ничего не случится. Недавно автобус сбил на переходе 19-летнюю студентку. У девушки был капюшон, когда загорелся зеленый, она, абсолютно не посмотрела налево — что там происходит, кто там едет? Она делает шаг и сразу же происходит наезд.

Пешеходы! Переходите ли вы по регулируемому или нерегулируемому переходу — посмотрите налево, направо несколько раз. И по встречке может кто-то ехать, если одна машина обгоняет другую. Вы посмотрели только налево и не увидели, что происходит справа. Убедитесь — так в ПДД написано — и спокойно переходите.

Скорее всего, на следующий год мы постараемся перед максимальным количеством пешеходных переходов нанести разметку «Стоп! Посмотри налево и направо», чтобы внизу, перед глазами, была огромная надпись, посмотрим, как это повлияет.


Пешеходы! Переходите ли вы по регулируемому или нерегулируемому переходу — посмотрите налево, направо несколько раз. И по встречке может кто-то ехать, если одна машина обгоняет другую. Вы посмотрели только налево и не увидели, что происходит справа. Убедитесь — так в ПДД написано — и спокойно переходите

«Пока будет зависимость водителя от плана, то кардинально ситуация не изменится»

— В последнее время произошел резкий рост аварий с участием автобусов и по вине водителей автобусов. С чем связываете?

— Количество аварий с участием общественного транспорта действительно увеличилось. Последний случай — задержали водителя автобуса 35-го маршрута, который в состоянии алкогольного опьянения перевозил пассажиров. При том что за несколько дней до этого на предприятии была проведена беседа о том, что нужно соблюдать ПДД. Самое интересное, что человек прошел медиков, механиков, и все его выпустили на линию. Как он нашим сотрудникам сказал: «Пил с вечера, отмечал день рождения внучки». Но если с вечера пил, то с утра обязательно покажет! Тем более они на линию в 5 утра выходят. Мы же в 8.43 почувствовали, что он нетрезв, а медик в АТП?

Поэтому нами инициированы проверки и на конечных остановках беседуем с водителями. 19 ноября, по согласованию с прокуратурой Казани, провели внеплановую проверку вышеуказанного АТП, по результатам установили, что должностными лицами допускается выпуск автобусов при наличии неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения. В отношении водителей составили 10 административных материалов.

Но пока будет зависимость водителя от плана, от того сколько людей перевезешь или сколько кругов сделаешь, то кардинально ситуация не изменится. В Москве по-другому — там зависимости никакой нет, им неважно 50 тысяч человек перевез или пять, главное — на маршрут вышел, поэтому автобусы там ездят аккуратно.

— А что в Казани мешает от плана отказаться?

— В Москве часть затрат перевозчиков субсидирует правительство. У нас пока ситуация другая, но я думаю, что мы к ней перейдем, просто нужно время.

«Инспектору все равно, кто за рулем сидит. Все равны»

— Чем закончилась история с VIP-нарушителем Игорем Пилипенко?

— У меня есть информация, что он был уволен и на него возбуждено уголовное дело. Наш сотрудник полностью оправдан, Следственный комитет вынес «отказной», и президент его даже наградил. Но я бы не стал говорить, что Пилипенко — VIP-нарушитель. Он сотрудник правоохранительных органов и вместе с нами должен стоять на страже правопорядка. Вообще что такое VIP-нарушители? У нас есть нарушители и есть ненарушители, просто некоторые нарушители считают себя очень важными. У нас есть закон, согласно которому есть иммунитет у судей, но даже если судья за рулем — это не значит, что он VIP. Я вам скажу, что сотрудники судов, прокуратуры очень серьезно относятся к ПДД, потому что любой штраф, даже с камеры фотофиксации, серьезно ударяет по их репутации.

У нас инспектор понимает, что на службе может столкнуться с кем и с чем угодно. То ли, как вы сказали с VIP-нарушителем, то ли с тем, что было 27 апреля, то ли девушка красивая ПДД нарушила. Работа инспектора интересная, а благодаря нашим носимым видеорегистраторам, она еще и открытая стала

А тот случай [с Пилипенко] нами покадрово изучен, он ведь мало того, что не подчинился, он лишенным права управления еще был. Когда его остановили, он показал удостоверение и поехал дальше. Служебное удостоверение не дает право управления транспортным средством. Покажи водительское удостоверение, выполни все законные требования сотрудника полиции, и если не согласен — есть порядок обжалования. Ну нельзя же вести себя, как хулиган!

— А повысили ли по службе инспектора Марселя Бадрутдинова? Он же еще прославился тем, что машину депутата Госдумы Фатиха Сибагатуллина остановил?

— Инспектору все равно, кто за рулем сидит. Все равны. Он адекватно себя повел в случае с Пилипенко. А за что его должны повысить по службе? За то, что следователя оформил? Он же не подвиг совершил, он свою работу делал. И мы возвращаемся к тому, с чего начали — у нас инспектор понимает, что на службе может столкнуться с кем и с чем угодно. То ли, как вы сказали с VIP-нарушителем, то ли с тем, что было 27 апреля, то ли девушка красивая ПДД нарушила. Работа инспектора интересная, а благодаря нашим носимым видеорегистраторам, она еще и открытая стала.

***

Подробнее о нагрудных камерах у автоинспекторах и технических новинках, которые в ближайшее время испытают на водителях в Татарстане – во второй части интервью с Ленаром Габдурахмановым.

Дарья Турцева, фото Олега Тихонова
ОбществоИнфраструктураВластьБизнесТранспортПроисшествия Татарстан
комментарии 7

комментарии

  • Анонимно 10 дек
    Вопрос к редакции по заголовку статьи «Пока будет зависимость водителя автобуса от числа перевезенных людей, ситуация с авариями не изменится»
    Источник : https://realnoevremya.ru/articles/122062-intervyu-nachalnika-upravleniya-gibdd-mvd-po-tatarstanu Причем здесь общественный транспорт??
    Ответить
    Анонимно 10 дек
    Зависимость водителя автобуса от числа перевезенных людей будет всегда, потому что от числа людей желающих ехать по дорогам количество аварий увеличивается. Надо дома сидеть, а не по дорогам ездить. А дороги закрыть, тогда и аварий не будет.
    Ответить
    Анонимно 11 дек
    Бред не пишите, надо кардинально изменить систему оплаты, сделать так как в Москве или в Европе, что бы плату за проезд взымал не продавец внутри автобуса называемый кондуктором.
    Ответить
  • Анонимно 10 дек
    А что стало с хулиганом-следователем?
    Ответить
  • Анонимно 10 дек
    с этими пешеходами очень огромная проблема! их надо наказывать сильнее
    Ответить
    Анонимно 10 дек
    аккуратно езди на дорогах, девочка.
    Ответить
  • Анонимно 10 дек
    Водители автобусов будут лихачить всегда. Потому что
    1. у них есть план от автохозяйства
    2. От количества проданных билетов /перевезенных пассажиров зависит их заработок .
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии