Новости раздела

Парковка у подъезда: источник конфликтов или вынужденная мера?

Эксперт: нужно запретить парковки в радиусе 45 метров от подъезда, выходящего во двор

Тема парковок во дворах — предмет бесконечных дискуссий. С одной стороны звучат требования освободить придомовые территории от личного транспорта, с другой — слышится резонный вопрос: «Куда же тогда ставить автомобиль?» Эксперт в области рациональной архитектуры (в условиях ограниченных бюджетов и ресурсов) Никита Маликов в колонке, написанной для «Реального времени», разбирается в ситуации и предлагает свое решение проблемы нехватки машиномест в жилых массивах.

Лишить автомобилистов яблока раздора

Во многих проектах парковочные машиноместа приходится делать во дворах. Нравится это модным урбанистам или нет, но наше законодательство и экономические реалии далеко не всегда позволяют сделать двор без машин. Да и не всегда это нужно. Но в большинстве случаев парковки ставят необдуманно, что приводит к постоянному дискомфорту у жителей, конфликтам и поэтапному захвату территории двора машинами.

Недавно мы провели локальное исследование с целью улучшить свои проекты. Ставилась задача понять, как можно во дворах снизить количество конфликтов, связанных с машинами. Под конфликтами понимается самозахват земли под парковку, парковка на газонах, ссоры автомобилистов по поводу машиномест. И решение оказалось достаточно простое и эгоистичное — нужно лишить автомобилистов яблока раздора. Нет, не запретить вовсе парковку, иначе. Перераспределить.

На иллюстрации показаны усредненные данные по исследованию.

По пути наименьшего сопротивления

Где мы хотим парковаться? Людям показывали генплан участка и просили выбрать парковочное место, которым они хотели бы постоянно пользоваться. Бо́льшая часть опрашиваемых выбрала место в радиусе 30 метров от подъезда, чтобы было удобнее идти и чтобы «из окон было видно».

Где мы паркуемся по факту? Реальная расстановка машин во дворе. Причем на расстоянии 45 метров от подъезда машины припаркованы немного плотнее. Это обосновано именно парковкой в неположенных местах, но лишь бы ближе к двери.

Где мы ссоримся? А это непосредственно график конфликтов, самозахвата территории, парковки на газонах. Видно, что бо́льшая часть происходит на расстоянии не дальше 45 метров от подъезда.

Психология человека проста. Он выберет путь наименьшего сопротивления для достижения определенной цели. Цель у автомобилиста одна — встать как можно ближе ко входной двери. Причин и оправданий много. Часто эти пути наименьшего сопротивления пересекаются у нескольких людей и начинается конфликт. Спор за место поближе к двери — это уже почти скрепы. Но поскольку физическое насилие в нашем обществе обретает все меньшую популярность (мужик хилеет), начинается насилие над двором. Зачем ругаться с соседом, если можно встать на газоне, детской площадке или поперек дороги? Эффект-то тот же — машина стоит близко ко входу.

Есть решение

Есть хороший прием по снижению массовой напряженности. Если убрать очаг возмущений и заменить его равными обременениями, то и бо́льшая часть конфликтов исчезнет (при условии сохранения альтернативы). Если людям так важно парковаться у подъезда и ссориться из-за этого, может, лишить их этой возможности? Как показал анализ, основная конфликтная зона располагается на расстоянии до 45 метров от подъезда. Убираем автомобильные дороги и машиноместа в радиусе 30-45 метров до подъезда, отдаем это пространство под благоустройство. Теперь вдоль подъездов идет тротуар, предназначенный только для пешеходов. Тем не менее, этого достаточно для проезда скорой помощи, пожарной техники или даже грузчиков с мебелью в момент заселения новых жителей (армированный газон обеспечивает необходимую ширину проезда для грузовой техники). И вуаля. Получаем неплохой двор, где ребенок может смело выбегать из подъезда не боясь попасть под машину. А автомобилисты получают примерно одинаковые условия для парковки с сохранением количества машиномест. Источник конфликта исчез, строительные нормы соблюдены, двор защищен.

Разумеется, может появиться одаренный водитель, который проигнорирует все ограничения и все равно заедет на тротуар. Раз скорой можно, то почему нельзя его «ласточке» там ездить. Тут уже начинает работать психология толпы. Абсолютное большинство водителей не может парковаться так же. Более того, через короткое время водителям понятно, что в данном проектном решении жители (а в первую очередь дети) защищены от проезжей части. Люди начинают ощущать свой двор не как территорию между парковками, а как небольшой оазис под окнами. Поэтому они уже самостоятельно угомонят выскочку и попросят его не парковаться.

На картинке показан принцип работы с дворами по такой схеме. Проезжая часть убрана от подъездов, двор приближен к фасаду (получился двор без машин). Остальные парковки расположены вдоль основных внутридворовых дорог.

Пока что данных со дворов, где парковочные места удалены от подъезда, не так уж много (еще собираем), но первые результаты уже внушают уверенность.

Важное замечание: данное правило действует для подъездов, ориентированных во двор. Фасады, которые формируют фронт улицы, могут иметь парковки ближе. Это позволяет успешнее развивать потенциал первых этажей и самой улицы.

Никита Маликов
ОбществоИнфраструктура
комментарии 14

комментарии

  • Анонимно 08 окт
    Какое счастье, что с быдлом, живущим в таких домах, с такими планировками парковок, как двор без машин, или такие идиотские предложения, я не сталкиваюсь. Свой дом это свобода от идиотов планировщиков и тех, кто пытается навязать свои взгляды. Посмотрите в хрущевках какие дворы! Есть место и под парковку и больщущие пространство для двора. Башкой надо думать, когда в угоду застройщикам впихиваете человейники и извлекаете выгоду от этого.
    Ответить
    Анонимно 08 окт
    Судя по стилю и синтаксису пишет было в квадрате.
    Ответить
  • Анонимно 08 окт
    25 мест для парковки на огромный 7-подъездный дом?
    Вы издеваетесь, Никита?
    Придумайте, как увеличит число парковочных мест в 10 (десять) раз.
    Ответить
  • Анонимно 08 окт
    Горе архитектор забыл померить расстояние между подъездами.А оно для большинства домов 36 метров.Поэтому 45 метров никак не укладываются.Но с машинами что то делать надо.Самое простое расширить придомовые дороги.В основном у них ширина по нормам 3,75 м.Надо сделать на 2-3 метра шире чтоб машины могли стоять в два ряда и был проезд по середине.Или сделать полноценные карманы по всей ширине дома.Это в большинстве случаев выполнимо особенно в кварталах советской постройки.Деньги можно взять с желающих ставить машины организовав платные парковки.Человек перед тем как купить машину должен сразу думать как её содержать.Ну а у подъездов парковка должна быть почасовая чтоб не занимали места для разгрузки машин иначе к своему подъезду не проехать.Бесплатно должно быть не более часа а дальше плати 100 рублей в час.Людей для фиксации машин во дворе найти очень просто.Пенсионерам дополнительный заработок не помешает.Ну и видеофиксацию никто не отменял.И кстати машины будут под наблюдением а то уже начали машины потихоньку раздевать.
    Ответить
  • Анонимно 08 окт
    Я бы вообще запретила парковать автомобили у жилых домов. Сейчас же все ими заставлено, а если у дома стоит офисное здание, это вообще караул. Сейчас полно парковок, есть и стихийные, есть и хорошо оборудованные. Что мешает оставлять свои машины там? Купил машину - позаботься и о ее парковке.
    Ответить
  • Анонимно 08 окт
    проблема старой советской застройки и точечной застройки - это места для парковки...
    надо сделать ограждения около подъездов чтоб машины вплотную не парковались.
    принимай законы не принимай а места больше не станет.
    Ответить
  • Анонимно 08 окт
    Какой идиот это писал.... Он вообще площадь этих дворов видел? Какие конфликты за парковку у подъезда, люди бьются за то, чтобы хотя бы в своем дворе встать. В стандартном дворе 45 метров от поъезда плюс детская площадка, вообще места для машин не будет. Строить нормально надо. Планируя парковку место на квартиру плюс гостевые.
    Ответить
  • Анонимно 08 окт
    Проблема не в парковках, а в застройке. Дома строят как для нищих в развитых странах (я называю их муравейники). Которые, кстати, часто давали бесплатно или за маленькие деньги. У нас это обусловлено жадностью застройщиков и не только их. Надо заниматься малоэтажным строительство на окраинах и делать нормальную инфраструктуру для быстрого передвижения.
    Ответить
    Анонимно 08 окт
    Все верно, застройка должна быть плотнее и ниже по этажности. И развитый общественный транспорт
    Ответить
  • Анонимно 08 окт
    Надо строить 2-х ярусные парковки для микрорайонов и запрещать стоянки на междворовых проездах. Например, почти пустует автостоянка у домов 6А и 6Б по ул. Чехова, но широкая пешеходная дорожка от Шмидта до Бутлерова, вдоль этой стоянки, забита автомобилями. Чего районная власть ждет: когда школьников задавят ? .
    Ответить
    Анонимно 08 окт
    Недалеко от нас есть многоярусная парковка, но 3500 руб. это дороговато для не богатого района на краю города (бедное население) . Она стоит полупустая.
    Ответить
  • Анонимно 08 окт
    На внутредомовые территории нужно запрещать парковки, потому как там играют дети и периодически могут или мячом попасть, или могут упасть на машину (на бок или капот). А это может стать поводом для агрессии со стороны владельца машины. Грубо говоря и детям можно спокойно играть, и автолюбителям можно спать спокойно
    Ответить
  • Анонимно 09 окт
    у таких горе-экспертов всегда самое верное решение проблемы - запретить! Зато подвел "научно"-демагогическое обоснование...
    Ответить
  • Анонимно 10 окт
    Штрафовать и эвакуировать, тогда часть машин изымут за долги и дышать станет легче.
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии

Новости партнеров