Новости раздела

Руслан Миннегалиев, Maximus: «У большинства фитнес-центров Казани цена клубной карты сейчас находится на грани рентабельности»

Если раньше, до кризиса 2008 года, окупаемость фитнес-клубов в Казани могла составлять 3-4 года, то сейчас инвесторы закладывают в бизнес-план пятилетний срок, а то и выше, вплоть до семи лет. О том, как открывать новые фитнес-клубы в кризисный период, где в миллионной Казани можно найти хорошего фитнес-инструктора и насколько подорожает фитнес в начавшемся году, «Реальному времени» рассказал Руслан Миннегалиев, управляющий одной из крупнейших в Казани сети фитнес-клубов Maximus общей площадью более 13 тыс. кв. метров.

«По количеству клубов на душу населения Казань приближается уже к московскому уровню»

— Руслан, как вы оцениваете объем рынка фитнес-услуг в Казани? Какой процент населения у нас регулярно занимается фитнесом?

— Примерно у всех одна и та же картина. У нас с 2013 по 2014 год рост в денежном выражении был примерно на 10-15%. Количество клубов в Казани за эти 2 года также существенно увеличилось, так что объем рынка растет. По количеству клубов на душу населения мы сейчас, думаю, приближаемся уже к московскому уровню. Количество регулярных потребителей фитнес-услуг по Казани сейчас уже порядка 5%, а возможно, даже и 7% населения. Это уровень современного мегаполиса. Фитнес стал модным, востребованным.

— Клиенты стали более избирательными? Чем клубы привлекают новых посетителей?

— Сравнивая и 2008 год, и нынешнюю ситуацию, на самом деле можно сказать, что сейчас на рынке больше паники. В 2008 году я работал в другой компании, и мы тогда показывали рост. Только в 2009 году начались какие-то спады. В нашей сфере ведь хорошо, что клиент приобретает карту на год и больше не переживает весь год по этому поводу, так как уже является клиентом клуба. А вот привлечение новых клиентов — это однозначно скидки. У большинства заведений Казани цена клубной карты сейчас находится на грани рентабельности. Если человек ходит регулярно три раза в неделю в течение года, то уже получается, что клуб как бы доплачивает ему, если перевести на себестоимость.

«Основное, что интересует клиента, — как можно больше услуг за как можно меньшие деньги»

— Какой процент продления карт должен быть у клуба, чтобы его можно было назвать успешным или стабильно работающим?

— Тут все зависит от сегмента. Если это экономсегмент, то до 30%, бизнес-сегмент — до 50%, а в премиум-сегменте до 70% продления карт считается отличным показателем. Наш клуб по ценовой политике, конечно, работает в экономсегменте. Не могу сказать, что сейчас испытываем существенные проблемы, так как наше главное преимущество — соотношение цены и качества. Основное, что интересует клиента, — как можно больше услуг за как можно меньшие деньги, ну как и везде, так что в этом плане наша компания не только выживает, но и неплохо развивается.

— Кто основные посетители фитнес-клубов сейчас? Ориентируетесь ли на корпоративный фитнес?

— Ориентируемся, безусловно. Порядка 15-20% занимающихся у нас — это корпоративные клиенты, и это достаточно стабильная доля. Тем более в 2014 году были приняты поправки в Трудовой кодекс, в соответствии с которым сотрудники имеют право требовать от организации перенаправления средств, нацеленных на финансирование мероприятий по охране труда, на компенсацию их спортивной активности. Так что это будет еще одна зона роста.

— Какие сегменты рынка фитнеса можно выделить в Казани, если ориентироваться на стоимость клубных карт?

— Экономсегмент, если клуб с бассейном, то это где-то до 25 тыс. рублей. Если эту цену пересчитать на количество месяцев с учетом, что за эти деньги клиент посещает бассейн, тренажерный зал, групповые занятия, а также ему предоставляют сауну, полотенца, воду и прочее, то цена такого абонемента получается значительно ниже, чем посещение государственных спортивных объектов, которые построились во время Универсиады. Хотя строительство этих объектов проводилось за счет народа, но заниматься фитнесом народу там выходит дороже, чем в коммерческих заведениях. Естественно, люди умеют считать и делают выбор…

— А что с ценами карт в других сегментах?

— Бизнес-сегмент — это цена клубной карты от 25 до 35 тыс. рублей, а в ряде клубов и до 50 тыс. рублей. Премиум-сегмент — это уже все, что выше. Естественно, каждый более-менее крупный клуб называет себя премиумом, и вся рекламная политика нацелена на позиционирование себя как премиум-клуба. Но реально только цена абонемента определяет, к какому сегменту ты принадлежишь. У нас на самом деле не так уж и много клубов бизнес-формата. Сюда можно причислить «Планету Фитнес» на Хади Такташа, ну и «Планету Фитнес» на Амирхана, хотя они уже ближе к премиум-уровню. «Лучано» — это, скорее, сегмент «надпремиум», luxury. И очень много клубов экономсегмента, начиная от 5 тыс. рублей за групповые занятия и до 25 тыс. рублей за клуб с бассейном. Сегодня насчитывается примерно 17 достаточно крупных клубов в Казани.

«Динамика роста цен на клубные карты ниже уровня инфляции»

— Повышать цены в своих клубах не планируете?

— Нет, не планируем. Издержки растут, конечно, и коммунальные платежи, и зарплаты сотрудников требуют индексации. Тут два пути: либо увеличивать количество клиентов и загружать клуб, либо увеличивать стоимость карты. Пока про нас могу сказать, что динамика роста цен на клубные карты ниже уровня инфляции. И это касается большинства казанских клубов. Вообще за последние 12 лет фитнес в городе по всем сегментам существенно подешевел и стал доступнее. К примеру, возьмем «Планету Фитнес» на Хади Такташа. Когда клуб открывался, карта стоила примерно тысячу долларов, это были безумные деньги. На сегодняшний же день цена по старому курсу даже еще и снизилась, хотя курс доллара вырос.

— Есть паника у населения в ожидании кризиса, возможно, покупательная способность снижается. В этих условиях кто вырастет, кто упадет? Премиум-клубы, скорее, при своих клиентах останутся, а остальные?

— Бизнес-уровню, наверное, придется сложнее всех. А эконом — он у нас настолько «эконом», что большая часть населения может себе позволить такую услугу даже в условиях кризиса, при условии отсутствия роста цен на карты. Кто раньше не мог себе позволить фитнес — то и сейчас не сможет. Кто раньше ходил — тот и сейчас сможет найти подходящие условия и возможности. Раньше, бывало, люди брали кредиты на фитнес, в последние несколько месяцев, конечно, не могу сказать, какая ситуация в этой сфере. Но здесь включается другой механизм — акции, скидки, так что мы в этом тренде. Иногда ведь людям интереснее цена карты, чем ее наполнение.

— Каких игроков кризисные явления затронут в первую очередь?

— Большие клубы выживут за счет объема предлагаемых услуг, а вот маленьким клубам тяжело будет, так как им особо нечего предложить клиентам. У тех небольших клубов, которые открылись в последнее время, еще на докризисной волне развития, достаточно плачевная ситуация. Так что кризис ударит в первую очередь по маленьким специализированным клубам. У крупных игроков есть свои зоны экономии, какое-то время мы можем даже в убыток себе поработать, а потом вернемся на прежний уровень. Это при условии, конечно же, что клубы находятся в собственности. А наши клубы все в собственности. Собственные помещения и земля — это, конечно, основное преимущество. Сейчас все находятся в ожидании, с кем бы из игроков я ни общался, в том числе и в других регионах. Но будущее за экономсегментом, так как это дешевые карты при достаточно высоком уровне обслуживания и широком спектре услуг. Кто бы что ни говорил, но люди у нас в первую очередь идут на акции и скидки.

«Персонал — одна из самых больших проблем»

— В прошлом году вы открыли новый клуб с бассейном площадью более 11 тыс. кв. м. Какие основные проблемы возникают при открытии новых клубов? Нехватка земли, технические требования к помещениям, инвестиции?

— Основная проблема упирается в деньги. Были бы средства — клубы можно было бы открывать, как горячие пирожки, так как потребность в фитнес-клубах у города есть.

— Каков размер инвестиций в открытие подобного клуба уровня Global Maximus? А срок окупаемости?

— В открытие нового Maximus размер инвестиций составил почти полмиллиарда рублей. Срок окупаемости здесь стандартный, как у любого бизнеса — 5 лет. Если раньше, еще до кризиса 2008 года, окупаемость подобных объектов могла составлять 3-4 года, то сейчас планируется пятилетний срок, а то и выше, вплоть до семи лет.

Персонал — одна из самых больших проблем для клубов. Его найти даже сложнее, чем деньги. Рынок растет, а специализированных подготовительных учреждений практически нет, а то, что есть, не соответствует требованиям компаний. Следовательно, свободного персонала на рынке не так много, в очереди на работу никто не стоит. Да и качество тренерского состава оставляет желать лучшего. Самая большая проблема с инструкторами бассейна. В нашем реестре профессий нет понятий «фитнес-тренер» или «фитнес-инструктор». Поэтому и требования к сотруднику каждая компания предъявляет самостоятельно. В основном берут людей с опытом личных занятий, плюс прошедших тренинги. У «Планеты» есть обучающие семинары, мы также периодически приглашаем специалистов, но вообще это все не очень серьезно: если на врача учатся 5 лет, то на тренера могут учиться 5 дней. Хорошо, если человек имеет собственный опыт тренировок, замечательно, если у него медицинское образование, хорошо, если хотя бы спортивно-физкультурное образование, хотя оно у нас в Казани тоже оставляет желать лучшего. Иногда люди с таким образованием не знают элементарных вещей, и приходится переучивать. Конечно, для работодателя это всегда очень напряженный момент, так как мы вкладываем деньги в обучение сотрудников, но нет гарантии, что они не уйдут в другие клубы или вообще в другую сферу.

— Как с этой проблемой боретесь?

— Обязательно внутренние тренинги. Также предлагаем лучшую мотивацию, потому что мониторим условия оплаты, и всегда стараемся предложить чуть-чуть лучше, за счет этого и привлекаем более опытный персонал. Еще проводим спортивные соревнования на территории нашего клуба, и среди спортсменов отбираем заинтересовавших нас кандидатов. Существует перетекание тренеров из клуба в клуб. Так что сейчас хорошему тренеру ничего не стоит устроиться на работу. Это огромный потенциал роста на рынке труда, так как сейчас «неукомплектовка» по всем клубам города.

— Какие рекламные каналы сейчас в приоритете у фитнес-клубов для продвижения своих услуг?

Телевидение, Интернет, радио — все стандартно. Очень мощный «выхлоп» идет по социальным сетям, так как люди много времени проводят в Интернете, используя гаджеты. Могу сказать, что серьезно сократилась наружная реклама, так как стала непомерно дорогой, а эффективность у нее низкая.

«Все фитнес-оборудование закупается за доллары. Сейчас, к примеру, беговая дорожка стала стоить как минимум вдвое дороже»

— Что ожидаете от 2015 года, есть возможности для роста?

— Мы надеемся на лучшее, но готовимся к худшему. Внутри клуба мы роста не ожидаем, но в целом по клубам Казани, я думаю, небольшой рост будет. Основная категория, которая сейчас дает прибыль, — это экономсегмент. Бизнес-сегмент фитнеса, я думаю, уже не имеет таких точек роста. Но при развитии экономсегмента всегда начинают потом подтягиваться премиум- и бизнес-сегменты. Люди, которые посещают клубы экономсегмента, со временем начинают хотеть чего-то большего, думают, что они достойны ходить в более дорогой клуб, или ценят более высокое качество обслуживания, отсутствие народа в залах, и т. д. Зоны роста, безусловно, есть. Я думаю, что как минимум 5 клубов подобного уровня площадью не менее 3 тыс. «квадратов» наш город способен «переварить».

— В ближайшее время вы ожидаете прихода новых крупных игроков извне?

— В ближайшее время в связи с кризисом это будет крайне затруднительно, так что пока не ожидаем. Все фитнес-оборудование закупается за доллары. Сейчас, к примеру, беговая дорожка стала стоить как минимум вдвое дороже. Она и раньше стоила очень дорого, а сейчас… Так что я думаю, что крупные федеральные игроки сейчас немножко, скажем так, остепенятся. Но мы, местные игроки, еще будем расти.


Елена Денисова, фото: Роман Хасаев
Аналитика

Новости партнеров