Новости раздела

Авторынок РТ: вертикальные полеты Chevrolet, победы Renault и явление Datsun народу

Самые популярные машины у татарстанцев — все так же корейцы и АвтоВАЗ

Несмотря на нелегкое время, которое настигло российский автомобильный рынок, тенденции первого полугодия шепчут, что надежда на спасение все же есть. Этому способствуют поумеренный кризисом аппетит потребителей на бюджетное авто и государственные программы по поддержке автомобильного рынка — trade-in и программа утилизации.

Рынок продаж легковых авто в РТ за 5 месяцев рухнул наполовину

Агентство «Автостат-инфо» опубликовало новые данные по продажам легковых авто. По итогам последних 5 месяцев можно смело свидетельствовать: падение рынка продолжается. Что касается российского авторынка, то по итогам мая 2015 года в РФ продан 125 801 автомобиль, что на 37,7% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В регионах картина похожая. При этом если по итогам января-февраля рынок рухнул более чем на половину в Татарстане (-55%), то весенние продажи в нашей республике едва ли подкорректировали это пике: динамика продаж относительно аналогичного периода 2014 года неутешительна — 21 204 легковые машины в Татарстане продано за 5 месяцев этого года против 42 626 за то же время в прошлом году. Итог: -49,7%!

Потребитель голосует за бюджетные модели, но у ВАЗа все равно кризис

При этом достаточно одного взгляда на статистические отчеты, как становится ясна диспозиция. Если в мае прошлого года российские автомобили занимали четверть рынка продаж, 74,7% приходилось на иномарки, то на май 2015 года ситуация сильно изменилась: теперь российский сегмент отхватил треть рынка (31,2%), а рынок иностранных авто ужался до 68,8%. Рынок продолжает проседать, но проседает он, разумеется, неравномерно — как результат более дешевого сегмента отечественных авто и дороговизны иномарок. Так, российский сегмент просел «всего» на 24,7%, но для отечественного автопрома это «всего» вылилось уже в сокращение почти 2 000 человек в феврале и переходе с шести- на пятидневку (сборочный конвейер «Гранты» работает отныне лишь в две смены, «Калины» — в одну). Иностранный сегмент рухнул, однако, и вовсе на 44%. В Татарстане продажи иномарок в мае составили 3 344 ед. против 5 969 в прошлом году, отечественных машин — 1 519 против 2 018 ед. По России та же Lada потеряла в продажах 29,8% относительно первых пяти месяцев прошлого года.

В погоду на рынке пытается вмешаться как российское правительство, как и отдельные производители (весной уже началась война скидок: ряд иномарок объявили о снижении цен, а с учетом различных госпрограмм совокупная скидка на Lada может составить до 100 тыс. руб.). Ситуации должен был помочь запуск программы льготного автокредитования на автомобили 2015 года, на реализацию которой из бюджета выделили 1,5 млрд рублей (это должно было помочь продать до 200 тыс. авто), но цифры продаж свидетельствуют о том, что даже предполагаемое увеличение продаж на 20% оказалось лишь каплей в море, и общий нисходящий тренд это, можно сказать, «косметическое» решение утопил в отрицательных цифрах.

Власти РФ решили подкинуть в топку автомобильного рынка еще 5 миллиардов рублей поддержки

Впрочем, продажам может помочь отчаянное решение правительства РФ о продлении действия госпрограммы по обновлению автопарка, на поддержку которой выделят еще 5 млрд рублей. Таким образом, власти кидают в топку автомобильного рынка уже 6,5 млрд рублей. 5 миллиардов вряд ли сильно подействуют на рынок, но скорее не дадут ему окончательно свалиться в штопор, подкорректировав его падение. Так как в прошлом месяце некоторые автопроизводители приостановили действие скидки на приобретение автомобиля по государственной программе по поддержке авторынка России, потому что не было ясности, выделит ли государство дополнительные деньги для получения компенсаций или нет.

В настоящий момент скидка при сдаче старой машины в утилизацию или trade-in составляет 50 тысяч рублей для легковых автомобилей и 350 тысяч при покупке грузовика или автобуса. Как стало известно, выделенные деньги будут переданы предприятиям: АвтоВАЗ, Nissan, Renault, УАЗ, группе «ГАЗ» и Hyundai.

Renault на фоне кризиса умудрился отвоевать еще 3% рынка и вошел в тройку лидеров по продажам в РТ

Несмотря, впрочем, на падение в 25,7%, ВАЗ по-прежнему занимает лидирующее положение на татарстанском автомобильном рынке. В мае продано в РТ 1 484 автомобилей этой компании (против 1 996 в мае прошлого года). Основные конкуренты ВАЗа в сегменте бюджетных легковых авто — Kia, Renault, Hyundai — могут противопоставить объем продаж, лишь в совокупности превышающий вазовский: 1 556 (620 ед. Kia, 519 — Renault, 417 — Hyundai). Сильнее всего просела Kia, продажи которой за год упали на 42% (447 машин в абсолютном выражении). Renault потерял 17,6%, Hyundai — 12,2%. Впрочем, если сравнивать цифры последних пяти месяцев, то траурные настроения должны царить вообще во всей топ-5 продаж легковых авто. ВАЗ просел на 40%, продав за пять месяцев этого года 6 504 машины (10 828 за тот же период прошлого года). Kia в продажах потеряла 43,1% (2 779 против 4 881 ед.). Renault спикировал на 36 пунктов: в прошлом году за пять месяцев он реализовал в Татарстане 3 127, в этом году — лишь 2 000. В отрицательном тренде и Hyundai (-21,7%; продажи упали на 500 ед. до 1 820 машин), и Volkswagen. Последний демонстрирует самое серьезное снижение для лидеров продаж: 57,1%! В прошлом году в январе-мае он продал в Татарстане 2 272 машины, в первые 5 месяцев этого года — всего 974.

Как следствие, основная доля рынка принадлежит той же пятерке, что и раньше. Однако по итогам весенних продаж ВАЗ уже начинает терять свою долю, хотя изменения пока незначительны. Сейчас он занимает долю рынка в 30,5%, тогда как по итогам I квартала у него было 31,4%. Не исключено, что в результате ценовой войны, разразившейся на авторынке с началом весны, часть этой доли отвоевали по меньшей мере две компании — Kia и Renault. Так, корейцы, несмотря на падение, умудрились отвоевать 0,5% рынка: теперь им принадлежит 12,7% рынка легковых авто в Татарстане (ранее — 12,2%). Но Renault продемонстрировал настоящие волевые качества, за весенние месяцы, пользуясь вазовскими потерями, нарастив свою долю с 7,9% до 10,7% и войдя в тройку лидеров по продажам и доле рынка в бюджетном сегменте. Таким образом, Renault опередил Hyundai, доля рынка которого в РТ ужалась с 8,8% до 8,6%.

Появление дочки Nissan сразу в десятке продаж «откусило» от доли «Лады» больше 2 процентов?

Показательно, что начиная с Volkswagen имеющие долю рынка в 2-5% просели сильнее прочих. При этом на какие-то доли процента объем их рынка продолжает расти (по-видимому, свою роль сыграл и кризис, вытеснив тех, кто не успел закрепиться в РТ в дилерских центрах и так или иначе попасть во внимание автолюбителей Татарстана). Если продажи Volkswagen упали на 57%, то Toyota потеряла в продажах 56,7%, Nissan — 51.4%, Chevrolet рухнул сразу на 73,3%. Напомним, сей печальный последний факт вкупе с падением Opel на 84% во многом объяснимы решением General Motors покинуть РФ (перед самим уходом цены на его бренды выросли до 42%). Skoda потеряла в продажах 55,3%, Mitsubishi — 70%, BMW — 53%, Ford — 74,1%, Mazda — 54,8%. На этом фоне падение продаж Mercedes на четверть должно стать предметом зависти конкурентов. Впрочем, его доля на рынке РТ — всего 1,4%. Интересно, что в топ-10 татарстанского рынка продаж легковых авто появился новичок Datsun, сразу заняв 10-е место, продав за первые 5 месяцев этого года 510 машин. Напомним, Datsun — это бюджетная «дочка» Nissan, потенциальный конкурент той же «Лады Гранты». Не исключено, что потерянные «Ладой» проценты перешли именно сюда — доля рынка Datsun с нуля выросла до 2,5%.

Пока Hyundai с ВАЗом борются за 2-3 места в топt продаж по моделям, корейская Rio по-прежнему вне конкуренции

Интересна и статистика по моделям. Первое место принадлежит популярной в Татарстане Kia Rio — 10,3% рынка (несмотря на 37%-ную просадку продаж) — не исключено, что это следствие щадящей ценовой политики компании: зимой цена на нее выросла лишь на 5,6%, тогда как цена на «Гранту» увеличилась на 11%. Второе место принадлежит вазовской «Калине» 2194 (универсал): ее продажи хотя и рухнули на треть, но вследствие того, что рухнули они и у основного конкурента по доле рынка Hyundai и его модели Solaris (-12.4%), ВАЗ по-прежнему остался в топ-3. Хотя в спину «Калине»-«универсал» дышит тот же Solaris: доля рынка первой — 7,7%, у Solaris — 7,6% (в прошлом году у корейцев доля составляла 4,4%, у «Калины» — 4%, так что налицо опять же факт переориентации покупателя с иномарок на отечественные машины). Любопытно, что вазовский «универсал» в мае продемонстрировал даже рост (15,8%) относительно прошлогоднего мая. При этом другая модель «Калины» — «хэтчбек» (2 192) — в мае просела на 17%, а по результатам первых 5 месяцев этого года потеряла и вовсе 57%, хотя сохранила за собой 6-ю строчку татарстанского «хит-парада» продаж легковых авто.

Успешный старт новой «Гранты» забрал у иностранных конкурентов пару процентов рынка

Сильнейшие структурные изменения продемонстрировали продажи «Гранты». Так, прошлогодний лидер (напомним, мы сравниваем аналогичные периоды и имеем в виду в первую очередь долю рынка по состоянию на май прошлого года) с долей рынка 9,6% «Гранта» 2190 (седан) теперь не входит даже в тройку лидеров, а занимает 4-е место. Эта модель «Гранты» сохранила за собой лишь 6,2% рынка: падение продаж ее катастрофическое — сразу на 63,8%. 1 480 ед. было продано в январе-мае этого года против 4 092 за аналогичный период прошлого года. Но при этом, судя по всему, произошел отток покупателей бюджетных вазовских моделей к другой «Гранте» модели 2191 (liftback), предпродажи которой в прошлом году были незначительными (0,6%) и объяснились тем, что производство этой модели стартовало только в мае 2014 года, а продажи лишь в июне. Фактически ВАЗ сегодня делает ставку именно на новую «Гранту», продажи которой в Татарстане увеличились со смешных 48 до 1 624 единиц по итогам первых 5 месяцев этого года. «Гранта»-лифтбэк занимает таким образом 5-ю строчку рейтинга, за год «съев» долю рынка в 5,3%. Заметим также, что прежняя «Гранта» потеряла лишь 3,4% рынка, стало быть, по меньшей мере 2% ВАЗ отвоевал у иностранных конкурентов. Что вновь демонстрирует очевидное: пока цены на иномарки кусаются (а вследствие подорожавшего доллара это будет неизбежным даже в случае производства иномарок в России — совсем без иностранных комплектующих, несмотря ни на какие заявления о локализации, компаниям обходиться трудно) потребитель будет выбирать бюджетные варианты отечественных авто.

Топ-10 самых востребованных автомобилей в Татарстане за I полугодие 2015 года

По данным «Автостат-инфо», продажи легковых автомобилей в мае в Татарстане снизились на 39,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Так, в последний месяц весны в республике было продано 4 863 автомобиля, из них 3 344 иностранного и 1 519 российского автопрома. Для сравнения, в мае 2014 года было продано 7 987 автомобилей — 5 969 иномарок и 2 018 российских.

Согласно данным статистики, в мае автолюбители Татарстана отдавали предпочтение модели Kia Rio. Всего за 5 месяцев 2015 года их было продано 2 038, а в ажиотажном декабре 2014-го — 920. В прошлом году за аналогичный период было продано 3 249 автомобилей данной модели. Доля, занимаемая маркой в мае текущего года, составляет 10,3%. В аналогичный месяц прошлого года данная модель занимала 9,2% доли авторынка республики.

На втором месте по популярности у татарстанцев модель Lada Kalina 2194, которая в мае заняла 7,7% доли автомобильного рынка Татарстана, что на 3,7% больше доли рынка мая 2014 года. За первые 5 месяцев 2015 года их было продано 1 118. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года это на 29,3% меньше. Май стал удачнее в продажах данной модели по сравнению с декабрем 2014 года — в последний месяц весны продано на 12 машин больше, чем в первый месяц зимы.

Третье место по майским продажам занимает модель Hyundai Solaris с долей в 7,6% на авторынке Татарстана. Примечательно, но в мае прошлого года данная модель занимала лишь 4,4% рынка. Всего в период январь-май 2015 года было продано 1 376 автомобилей, и это на 12,4% меньше, чем в аналогичный период прошлого года. Интересно, но майские продажи этой модели в текущем году составили ровно 50% продаж декабря 2014 года, в декабре их было продано 736.

Четвертое место в рейтинге майских продаж занимает модель Lada Granta 2190 с долей 6,2% на автомобильном рынке Татарстана. За 5 месяцев было продано 1 480 машин. Это на 63,8% меньше, чем в аналогичный период прошлого года. В мае число проданных автомобилей данной марки составило 303, это меньше половины продаж мая 2014 года и чуть больше половины продаж ажиотажного декабря прошлого года.

В середине рейтинга автомобильных продаж мая текущего года находится модель Lada Granta 2191. Данная модель занимала 5,3% авторынка республики. За полгода машин этой модели было продано 9 121, тогда как в аналогичный период 2014 года было продано всего 236 машин. В мае количество проданных автомобилей составило 1 591.

Шестое место в рейтинге продаж мая отводится модели Lada Kalina 2192. За 5 месяцев 2015 года автомобилей данной модели было продано 696, а за 5 месяцев 2014 года — 1 623. При этом данная модель занимает 5% доли майских продаж, что 1,3% больше продаж мая 2014 года. В республике за май было продано 245 машин, это 17,2% меньше майских продаж прошлого года. Но май оказался самым удачным месяцем за 5 месяцев для данной модели, поскольку за апрель их было продано 152, в марте 151, а в феврале всего 66.

Седьмое место в рейтинге занимает внедорожник Renault Duster — 192 проданных за май автомобилей. Продажи первых 5 месяцев 2015 года меньше продаж первых 5 месяцев 2014 года на 43,4% — в текущем году продано 780 машин. Доля татарстанского рынка в мае, занимаемая внедорожником, составляет 3,9%, что на 0,4% больше, чем в мае прошлого года. Декабрь прошлого года также положительно сказался на продажах данной модели — было продано 387 автомобилей.

Восьмое место в списке востребованных в мае машин занимает хэтчбек того же семейства Renault — модель Sandero. За январь-май нынешнего года было продано 563 автомобиля данной марки. Майские продажи заняли 3,6% доли рынка, и всего в этом месяце было продано 173 машины. Для сравнения, в мае прошлого года число проданных автомобилей данной марки составило 120. При этом только в декабре 2014 года было продано 269 автомобилей.

Предпоследние место в рейтинге топ-10 самых востребованных автомобилей в Татарстане за I полугодие 2015 года занимает представитель российского автопрома — Lada Largus. Майские продажи данной модели составили 165 машин, хотя в мае прошлого года их было продано 308. Продажи первых 5 месяцев текущего года составили 769 автомобилей, что занимает 3,4% доли общих продаж мая.

Десятое место в рейтинге отведено модели Volkswagen Polo. За 5 месяцев в Татарстане было продано 518 машин данной модели. Майские продажи составили 3,2% доли авторынка, всего в этот месяц было продано 156 машин, это на 127 машин меньше, чем в мае 2014 года. Зимний ажиотаж несильно коснулся данной модели, в декабре их было продано 262.

Надежды на сентябрь

«Реальное время» обратилось к экспертам за информацией о том, что происходит на авторынке Татарстана и с чем связан значительный спад продаж.

Евгений Ушмаев — генеральный директор компании «Альянс-авто»:

— Спад, безусловно, ощущается, снижается покупательная способность. Kia Rio, «Лада Калина», Hyundai Solaris — это массовые автомобили. Они наиболее лояльно проявили себя в ценообразовании. Datsun On-Do — еще не раскрученный бренд, то есть он найдет своего покупателя. А в случае со Skoda Rapid, наверное, ключевым фактором являлась цена, потому что даже те же самые «одноклассники» примерно на 100 тысяч дешевле. Я думаю, что до сентября ситуация на рынке не изменится, а в сентябре есть вероятность того, что будет некий подъем. Думаю, что будет разработан ряд программ для поддержания малого и среднего бизнеса. Во-вторых, есть господдержка, связанная с лизингом. Думаю, что в кредитовании тоже будет какая-то государственная программа.

Анна Муртазина — директор по маркетингу автохолдинга «Делфо»:

— Продажи снизились. Автомобили, которые занимают лидирующие позиции, — это наиболее бюджетные модели. Они привлекательны соотношением цены и качества и рассчитаны на среднего потребителя. Отечественные автомобили популярны среди покупателей, и это обусловлено историческим спросом: они всегда были популярны. Большой сегмент населения его покупает. И второй момент — это ценовая доступность. Мы надеемся, что осенью будет оживление. У нас прямая корреляция с состоянием рынка.

Model-PC

Май 2015

Май 2014

по Май 2015

по Май 2014

Отклонение

Май
2015-2014

Отклонение
по Май
2015-2014

%-Отклонение
Май
2015-2014

%-Отклонение
по Май
2015-2014

ACURA

0

2

3

4

-2

-1

-100

-25

AUDI

53

78

188

414

-25

-226

-32,1

-54,6

BENTLEY

0

0

1

0

0

1

999

999

BMW

59

93

318

672

-34

-354

-36,6

-52,7

BOGDAN

0

0

0

6

0

-6

999

-100

BRILLIANCE

4

14

40

16

-10

24

-71,4

150

CADILLAC

1

3

1

6

-2

-5

-66,7

-83,3

CHANGAN

3

11

14

52

-8

-38

-72,7

-73,1

CHERY

22

128

117

691

-106

-574

-82,8

-83,1

CHEVROLET

177

402

731

2739

-225

-2008

-56

-73,3

CITROEN

4

27

23

165

-23

-142

-85,2

-86,1

DAEWOO

49

242

186

1054

-193

-868

-79,8

-82,4

DAIHATSU

0

1

0

1

-1

-1

-100

-100

DATSUN

123

0

510

0

123

510

999

999

DERWAYS

0

4

0

4

-4

-4

-100

-100

DONGFENG

7

5

36

5

2

31

40

620

FAW

1

25

8

66

-24

-58

-96

-87,9

FIAT

2

2

3

5

0

-2

0

-40

FORD

55

125

280

1083

-70

-803

-56

-74,1

GEELY

22

115

206

639

-93

-433

-80,9

-67,8

GREAT WALL

9

30

53

180

-21

-127

-70

-70,6

HAIMA

0

6

6

30

-6

-24

-100

-80

HONDA

8

27

38

230

-19

-192

-70,4

-83,5

HYUNDAI

417

475

1820

2323

-58

-503

-12,2

-21,7

INFINITI

8

19

52

129

-11

-77

-57,9

-59,7

JAC

1

5

9

23

-4

-14

-80

-60,9

JAGUAR

4

4

11

19

0

-8

0

-42,1

JEEP

2

7

12

50

-5

-38

-71,4

-76

KIA

620

1067

2779

4881

-447

-2102

-41,9

-43,1

LANDROVER

21

21

100

143

0

-43

0

-30,1

LEXUS

32

37

170

136

-5

34

-13,5

25

LIFAN

24

94

182

513

-70

-331

-74,5

-64,5

LUXGEN

0

0

0

1

0

-1

999

-100

MAZDA

54

175

395

873

-121

-478

-69,1

-54,8

MERCEDES

68

79

265

353

-11

-88

-13,9

-24,9

MINI

2

3

9

12

-1

-3

-33,3

-25

MITSUBISHI

78

135

294

976

-57

-682

-42,2

-69,9

NISSAN

201

280

847

1743

-79

-896

-28,2

-51,4

OPEL

47

251

264

1644

-204

-1380

-81,3

-83,9

PEUGEOT

4

24

14

161

-20

-147

-83,3

-91,3

PORSCHE

8

13

48

53

-5

-5

-38,5

-9,4

RENAULT

519

630

2000

3127

-111

-1127

-17,6

-36

ROLLS ROYCE

0

0

0

1

0

-1

999

-100

SEAT

0

1

0

11

-1

-11

-100

-100

SKODA

125

281

522

1167

-156

-645

-55,5

-55,3

SMART

0

1

0

1

-1

-1

-100

-100

SSANGYONG

5

44

60

348

-39

-288

-88,6

-82,8

SUBARU

9

50

87

263

-41

-176

-82

-66,9

SUZUKI

8

45

35

305

-37

-270

-82,2

-88,5

TAGAZ

0

2

1

9

-2

-8

-100

-88,9

TESLA

0

0

1

0

0

1

999

999

TOYOTA

234

409

844

1947

-175

-1103

-42,8

-56,7

UAZ

35

20

117

142

15

-25

75

-17,6

VAZ

1484

1996

6504

10828

-512

-4324

-25,7

-39,9

VOLKSWAGEN

247

459

974

2272

-212

-1298

-46,2

-57,1

VOLVO

7

20

26

100

-13

-74

-65

-74

ZAZ

0

0

0

10

0

-10

999

-100

ВСЕГО

4863

7987

21204

42626

-3124

-21422

-39,1

-50,3

ВСЕГО Российские

1519

2018

6622

10995

-499

-4373

-24,7

-39,8

ВСЕГО Иномарки

3344

5969

14582

31631

-2625

-17049

-44

-53,9

Фото: vkonline.ru, car42ok.ru, nissanfan.ru, mydatsun.ru, transportryazan.ru, sdelanounas.ru, tavto.ru

Гузель Шамилова, Сергей Афанасьев, Гуландам Зарипова

Новости партнеров