Новости

10:30 МСК
Все новости

Померимся дорожными фондами: на один километр Татарстан может потратить в 20 раз меньше Москвы

Кто виноват — Антон Силуанов, невысокий трафик или дорогой бензин?

Померимся дорожными фондами: на один километр Татарстан может потратить в 20 раз меньше Москвы Фото: Максим Платонов

Аналитическая служба «Реального времени» подсчитала, что в 2016 г. владельцы 54 млн автотранспортных средств в России потратили на топливо 2,4 трлн рублей. Однако сборы с этих трат не очень пополнили региональные дорожные фонды: с прошлого года Москва — в первую очередь финблок правительства РФ — старательно перераспределяла топливные акцизные сборы в «федеральную» пользу. По нашим расчетам, регионы в 2016 году должны были получить около 700 млрд рублей акцизных сборов, но досталось им максимум 600 млрд. При этом доля региональных дорог, находящихся в нормативном состоянии, не превышает сегодня 40%.

2,4 триллиона рублей на топливо

Аналитическая служба «Реального времени» исследовала положение дел в транспортной отрасли, сравнив, в частности, активность дорожного трафика, объемы направляемого в региональные бюджеты транспортного налога и состояние самих дорог. И задалась вопросом: отражаются ли на их качестве эти самые объемы налоговых отчислений и активность автовладельцев?

Для начала — общие данные. Всего на 1 января 2017 года в России, по данным ГИБДД, было зарегистрировано более 54 млн автотранспортных средств (без прицепов и полуприцепов). Для них построено 1,6 млн км автомобильных дорог (это уже данные Росстата и Росавтодора), из которых почти треть — 500 тыс. км — дороги с грунтовым покрытием. За 2016 год автомобилисты потратили на топливо астрономическую сумму в 2,4 трлн рублей. Наибольшая ее доля пришлась на бензин — 1,8 трлн рублей, остальное — на дизельное топливо (514,8 млрд рублей) и газомоторное топливо (57,4 млрд). По итогам прошлого года по всем регионам РФ был начислен транспортный налог в размере 161,7 млрд рублей (см. наше недавнее исследование ситуации с транспортным налогом в регионах России).

Как Силуанов отнимал у регионов топливные акцизные сборы

По данным компании VYGON Consulting за 2015 год, в структуре розничной цены бензина марки АИ-92 акциз составлял 12,3% (4,1 рубля при цене 33,3 рубля за литр), в структуре цены дизельного топлива — 8,3% (2,9 рубля при цене 34,9 рубля за литр). С начала 2016 года ставка акциза по бензину выросла на 36,1% (до 6,1 рубля), по дизтопливу — на 20,3% (до 4,15 рубля). Весной прошлого года акцизы на топливо были вновь увеличены — по бензину с каждого литра на 2 рубля, по ДТ — на рубль.

Однако повышение акцизов, по мнению экспертов, вряд ли сказалось на улучшении качества дорог. Это повышение связывали с выпадением из бюджета налогов госкомпаний, продающих половину топлива на внутреннем рынке. При том, что акцизы в полном объеме идут в региональные дорожные фонды на ремонт и строительство дорог, правительство РФ предложило изменить механизм так, чтобы в дорожные фонды уходило 77% акцизов, а 23% (весенняя прибавка) шло в федеральный бюджет. По расчетам аналитиков рынка, благодаря этому на закрытие дыр федерального бюджета ушло бы 90 млрд рублей. Позднее президент РФ предложил акцизную прибавку поделить пополам, но и в этом случае дополнительные 45 млрд рублей на дороги ждать не стоило (бюджет Росавтодора был урезан примерно на ту же сумму, без сокращения оставались проекты строительства моста через Керченский пролив и оплата работы системы «Платон»).

Главным лоббистом перераспределения акцизных сборов в пользу федерального бюджета, является, судя по всему, Антон Силуанов. Фото kremlin.ru

Летом прошлого года команда Дмитрия Медведева умерила аппетиты федералов, и пропорция между федеральным бюджетом и региональными дорожными фондами по акцизным сборам составила 12 на 88%. Впоследствии «внезапно» выяснилось, что «в результате изменений бюджетного кодекса» лишь 61% из собранных акцизов поступал в региональные дорожные фонды, а в 2018 году эта доля урежется до 57%. И это при том, что в 2015 году 65 регионам пришлось из собственного кармана добавлять в региональные дорожные фонды почти 240 млрд рублей. Нормативам в то же время соответствовало лишь 40% региональных дорог (и 77% дорог федеральных). Главным лоббистом перераспределения акцизных сборов в пользу федерального бюджета является, судя по всему, глава финансового блока правительства Антон Силуанов.

Сколько регионы получили в 2016 году?

Если взять усредненные данные, то в структуре цены на бензин (экспертами бралась в расчет розничная стоимость литра бензина в Новосибирской области — 35,4 рубля) в 2016 году доля акциза составила около 10 рублей или 35%. Учитывая ставки акциза на дизельное топливо в 5,2 тыс. рублей за тонну, среднюю цену ДТ, колеблющуюся в районе 35—36 рублей за литр, и упрощенный расчет Минпромэнерго РФ (в одной тонне, согласно формуле, около 1 190 литров), получается, что доля акциза в цене ДТ составляла в 2016 году в среднем 12,5% (4,44 рубля из 35,5 рублей за литр).

Выходит, за 2016 год государство должно было получить акцизов по бензину на 636,6 млрд рублей, по дизтопливу — на 64,35 млрд. Итого — около 700 млрд рублей. По самым оптимистичным расчетам (88% акцизов — регионам, остальное — Антону Силуанову) региональным дорожным фондам в прошлом году должно было достаться порядка 616 млрд рублей. По пессимистичным расчетам (только 61% остается регионам) дорожным фондам должно было достаться всего 427 млрд рублей. Если приплюсовать к этой примерной сумме транспортный налог на наземный транспорт (161,7 млрд рублей), на дороги в 2016 году могло быть аккумулировано в регионах от 588 млрд до 864 млрд рублей. Которые должны были пойти на улучшение состояния дорог.

Продажи автомобильного топлива
Субъект РФ Розничная продажа бензина автомобильного, тыс.руб. Розничная продажа газового моторного топлива
, тыс.руб.
Розничная продажа дизельного топлива
, тыс.руб.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, в том числе по наземным транспортным средствам, тыс.руб.
Алтайский край 18.878.950 1.090.495 2.917.381 2.048.298
Амурская область 8.910.668 15.569 3.477.912 981.142
Архангельская область 11.433.339 481.627 4.103.351 1.019.694
Астраханская область 9.490.049 1.206.866 1.511.128 813.465
Белгородская область 21.999.168 876.933 6.463.231 2.075.211
Брянская область 15.624.250 268.405 7.854.882 1.561.958
Чеченская Республика 1.801.711 892.700 755.504 350.512
Челябинская область 41.879.472 1.291.435 8.214.484 2.807.564
Чукотский автономный округ 244.483 47.303 17.552

А что у нас с дорогами?

Больше всего дорог с твердым покрытием в Башкортостане: 48,9 тыс. км (в Татарстане — 32 тыс. км). Доля таких дорог у соседей составляет 88,9%, грунтовых — 11,1%. При этом автотранспортных средств в РБ больше, чем в РТ (1,6 млн против 1,25 млн), соответственно по объему проданного бензина Башкортостан также опережает, хотя и ненамного: 53,2 млрд рублей против 51,7 млрд. Любопытно, что политика татарстанского правительства по внедрению газомоторного топлива дает свои плоды: если в РБ в 2016 году его было продано на 50,5 млн рублей, то в РТ — почти на 3 млрд. Другое дело, что газомоторное топливо пока неподакцизное (хотя отдельные главы субъектов РФ уже который год хотели бы «доить» и этот сегмент рынка), и на дорожных фондах его продажа не сказывается. Зато рынок грузоперевозчиков, судя по всему, в Татарстане развит лучше — здесь в 2016 году продали ДТ на 15 млрд рублей, тогда как в РБ — лишь на 11,3 млрд.

Если приложить вышеприведенные расчеты к этим цифрам, то Татарстан по итогам 2016 года должен был получить на развитие дорожной системы не 19,7 млрд рублей (как было бы, получай регионы все 100% акцизов), а максимум 17,3 млрд. С учетом транспортного налога в размере начисленных 4,8 млрд рублей дорожно-транспортная активность должны была принести дорожному фонду РТ почти 21 млрд рублей. Сколько в действительности в него «упало», неизвестно. Известны лишь цифры бюджетных ассигнований: согласно бюджету РТ на 2016 год, дорожный фонд был профинансирован из регионального «кошелька» на 16,8 млрд рублей, в 2017 году этот объем сократился до 11 млрд рублей. «Бюджетные ассигнования» означают, что попавших в фонд денег не хватает. Другое дело, что крупные инфраструктурные проекты финансируются в том числе и из федерального бюджета.

По доле дорог с твердым покрытием Татарстан уступает Башкортостану

Башкортостан, для сравнения, в 2016 году должен был собрать топливных акцизов примерно столько же — 20 млрд рублей. Осталось бы у него около 17,6 млрд рублей с учетом транспортного налога (который, напомним, в полном объеме регион может получить только в 2018 году) – в дорожный фонд РБ попало бы 20,6 млрд рублей. В целом, наши расчеты недалеки от истины: согласно официальным данным, объем дорожного фонда Башкортостана (соседи, в отличие от нас, их не скрывают) по итогам 2016 года составил 15,5 млрд рублей (очевидно, из акцизов и налогов прошлых лет), при этом почти 3 млрд рублей были профинансированы из федерального бюджета. Расходы в 2016 году составили 16,275 млрд рублей, с ростом к предыдущему году на 5%.

По сути, именно на такую сумму — 16—17 млрд рублей — и могут сегодня рассчитывать Татарстан с Башкортостаном. В этом смысле, в свете примерно одинаковых объемов доходов и расходов, Татарстан может «похвастаться» лишь большей протяженностью дорог с грунтовым покрытием (9,8 тыс. кв. м, доля — 23,6%) и наличием ледовых переправ общей протяженностью 6 километров: сюда, видимо, вошли открытые в прошлом году переправы через Волгу и Каму (Зеленодольск — Нижние Вязовые, село Соколка — н. п. Новозакамский, Аракчино — Верхний Услон). Интересно, что при относительно лучших дорогах (мы берем в расчет не качество покрытия, а его материал), Башкортостан получает меньше транспортного налога, чем Татарстан: 3 млрд рублей против 4,8 млрд. По объему собранного налога РТ входит в пятерку регионов РФ (Башкортостан лишь замыкает десятку). И это единственная пятерка, в которую Татарстан смог войти.

По всем показателям обе республики вполне сопоставимы. РБ по тратам на бензин на 7-м месте в РФ, Татарстан – на 8-м, по тратам на ДТ Башкортостан на 11-м месте, Татарстан – на 7-м. Особенно болезненный разрыв проходит именно по доле дорог с твердым покрытием (понятно, что на величину протяженности влияет и площадь региона — Башкортостан в два раза больше, чем Татарстан): в РБ таковых, повторим, 88,9%, в РТ — 76,4%. Работы в этом смысле в Татарстане — непочатый край.

В Татарстане 32 тыс. км дорог с твердым покрытием. Фото Максима Платонова

Наибольшая протяженность дорог с твердым покрытием — в больших и/или богатых регионах России: помимо РБ и РТ, это Краснодарский, Алтайский и Красноярский края, Московская область. По доле таких дорог в лидерах, в чем нет ничего удивительного, Москва (почти 100%), Питер (65,4%) и Севастополь (92,6%). Однако если учитывать и величину протяженности, и долю дорог с твердым покрытием, что требует от региональных бюджетов больших затрат, то с Башкортостаном и Татарстаном могут соперничать лишь вышеприведенные регионы с протяженностью таких дорог более 20 тыс. км и долей более 80%. По зимникам и ледовым переправам, разумеется, лидируют северные и дальневосточные регионы: Якутия (более 16 тыс. км), Красноярский край (13,2 тыс.), «нефтяной» ХМАО (3,7 тыс.), Иркутская область (3,1 тыс.), Чукотка (2,7 тыс. км).

Татарстан в топ-3 по объему проданного газомоторного топлива

При этом наибольший дорожный трафик, если судить по объему продажи бензина, приходится на Московскую область и Москву, где сконцентрированы крупнейшие логистические центры и хабы. Здесь в 2016 году бензина было продано на 191 млрд и 146,4 млрд рублей соответственно. На третьем месте — Краснодарский край (напомним, находящийся также на третьем месте по числу налогоплательщиков транспортного налога и количеству наземных транспортных средств), где в 2016 году купили бензина на сумму 119,5 млрд рублей. По этому показателю Татарстан уступает не только тройке лидеров и Башкортостану, но также Свердловской и Ростовской областям и Санкт-Петербургу. По объему проданного газомоторного топлива, что свидетельствует в том числе об активности «Газпрома» в этих регионах, Татарстан (без малого 3 млрд рублей) уступает лишь Краснодарскому краю (6,2 млрд) и, как ни странно, Дагестану (4,1 млрд) — единственному субъекту РФ, который не предоставил данных по продаже ДТ за 2016 год.

Объем продажи ДТ свидетельствует косвенно и о развитости рынка грузоперевозок, поэтому естественно, что первое место принадлежит Московской области (куплено ДТ на 43,4 млрд рублей). На втором месте — Краснодарский край (35,3 млрд), на третьем — Москва (25,5 млрд). Татарстан, занимая седьмое место (15 млрд), уступает Ростовской, Воронежской и Свердловской областям.

Московский дорожный фонд в три с лишним раза больше татарстанского

Если суммировать все финансовые потоки в федеральный и региональный бюджеты, Татарстан займет седьмое место, опередив Башкортостан. В тройке лидеров почти без изменений: 2016 год должен был принести Московской области 88,1 млрд рублей (по факту, не больше 77,5 млрд), Москве 80,4 млрд (в дорожный фонд не больше 70,7 млрд), Краснодарскому краю — 52,8 млрд (46,5 млрд попало бы в дорожный фонд региона). Затем идут с большим отрывом Питер (33 и 29 млрд рублей), Свердловская (29,6 и 26 млрд) и Ростовская (27,5 и 24,2 млрд рублей) области. Фактически дорожный фонд Москвы и Московской области в три с лишним раза больше татарстанского и башкортостанского.

Однако следует иметь в виду отношение объема дорожного фонда к общей протяженности автомобильных дорог (не считая зимники и ледовые переправы). Самым богатым регионом в этом смысле стоит считать Москву, где на один километр дорог могли бы потратить до 10 млн рублей (с другой стороны, на один километр приходится 11,5 млн рублей сборов, включая акцизы и транспортный налог). С большим отрывом от столицы РФ — Санкт-Петербург. Здесь, несмотря на то, что дорожный фонд, судя по данным о продаже топлива и начисленному транспортному налогу в два раза меньше московского, на 1 километр дорог приходится в среднем до 7 млн рублей дорожного фонда. На третьем и четвертом местах все те же Московская область и Красноярский край с 1,8 млн и 948,5 тыс. рублей дорожного фонда на километр.

По объему проданного бензина Татарстан уступает не только тройке лидеров и Башкортостану, но также Свердловской и Ростовской областям и Санкт-Петербургу. Фото Максима Платонова

Татарстан по этому показателю находится лишь на 16-м месте (Башкортостан и вовсе на 36-м): на 1 километр по итогам 2016 года должно было прийтись около 600 тыс. рублей, однако в силу «медведевского» перераспределения топливных акцизов придется 520,5 тыс. (в Башкортостане — 368,8 тыс. рублей). Это в 20 раз меньше, чем в Москве, в 13 раз, чем в Питере и в 3,5 раза, чем в Московской области. Татарстан по этому показателю уступает среднероссийскому уровню (561,7 тыс. рублей на 1 км).

Конечно, чем больше регион строит дорог, тем, казалось бы, меньше будет этот показатель. Но строительство дорог в результате (в теории) должно приводить и к росту трафика, что в итоге сказывается на росте потребления бензина и дизтоплива, увеличении количества автотранспортных средств и сборов транспортного налога. Именно благодаря всем этим показателям Москва и Питер в состоянии аккумулировать больше средств на дорожную сеть, чем, например, Татарстан. Высокий трафик и экономическая развитость московского и питерского регионов обеспечивают больший объем дорожных фондов и, как следствие, большее финансирование развития дорожной сети, что, в свою очередь, сказывается на увеличении дорожных фондов. Напротив, регионы, если федеральный центр по-прежнему будет забирать себе немалую часть акцизов, без обратной, федеральной помощи развивать свою дорожную сеть не смогут. Те самые 40% нормативных дорог окажутся в итоге заложником «вилки»: невозможность вкладываться в строительство и ремонт дорог приведет к оттоку уже существующего трафика в регионы с более качественной дорожной сетью.

Бюджет в помощь

Справедливости ради отметим, что по показателю дорожный фонд/протяженность дорог высокие места занимают не самые развитые регионы с очень слабо развитой дорожной базой: Ненецкий автономный округ, Севастополь, Калининградская область, Камчатский край, Мурманская и Челябинская области, Дагестан и Приморский край. Фактически, если говорить о регионах с протяженностью автомобильных дорог более 30 тыс. км, Татарстан опережают Ростовская область, Московская область и Краснодарский край — именно этим регионам, включая РТ, для поддержания дорожной базы в нормальном состоянии (не говоря уже о приведении ее к нормативам и строительстве новых дорог) приходится тяжелее прочих: слишком много дорог. Если же сравнивать Татарстан с регионами, где дорог с твердым покрытием, как и в РТ, более 30 тыс. км, то единственные его конкуренты — это Московская область и Краснодарский край. Трафик в этих регионах (только бензина в МО продано больше, чем в РТ, в четыре раза, в Краснодарском крае — в два раза больше; по дизтопливу разница трех- и двукратная) позволяет им поддерживать сравнимую с татарстанской дорожную базу, тратя гораздо больше, чем может позволить себе РТ. Властям Татарстана остается надеяться, что реализация проектов по трассе М-7, мосту через Каму и проч., развитие в том числе камского кластера, приведет к росту дорожного трафика. А жители Татарстана будут больше покупать машины и тратиться на бензин (что возможно только в случае роста благосостояния татарстанцев).

Неудивительно, что пока этого не произошло, дорожный фонд РТ получает такие крупные ассигнования из бюджета (см. выше). Согласно нашим расчетам, это должно было увеличить возможность вложения в дорожную систему Татарстана с 520,5 тыс. до 921,1 тыс. рублей на километр. При таком раскладе Татарстан входит в топ-5 российских регионов.

Протяженность автодорог
Субъект РФ Количество автомототранспортных средств (без прицепов и полуприцепов) Протяженность автозимников и ледовых переправ Протяженность автомобильных дорог с грунтовым покрытием Протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием Доля дорог с грунтовым покрытием
Алтайский край 834.063 4,1 19.113,7 37.895,3 33,5%
Амурская область 294.716 4,7 4.461,5 12.935,4 25,6%
Архангельская область 399.614 1.196,4 8.181,8 13.893,7 37,1%
Астраханская область 351.116 0,0 2.482,4 4.674,8 34,7%
Белгородская область 617.270 0,0 2.042,1 20.472,6 9,1%
Брянская область 309.182 0,0 5.924,7 11.491,7 34,0%
Чеченская Республика 312.897 0,0 6.211,4 14.455,7 30,1%
Челябинская область 1.295.355 0,0 4.140,2 19.141,9 17,8%
Чукотский автономный округ 16.743 2.753,9 1.489,1 714,2 67,6%
Сергей Афанасьев
АналитикаЭкономикаБюджетОбществоИнфраструктура
комментарии 8

комментарии

  • Анонимно 30 окт
    Если у нас 1 км дороги стоит 260 млн рэ, то стало быть в Москве 2 , 6 млрд), вот нисколько не смешно, что у нашших что у них аппетиты беспредельные
    Ответить
    Анонимно 30 окт
    Вам бы источники внимательнее читать. 260 млн это у четом переноса газопровода и этиленопровода.
    Ответить
    Анонимно 30 окт
    и сколько в остатке получается, без учета что вы перечислили?
    Ответить
  • Анонимно 30 окт
    Получается, что инфраструктура личного транспорта убыточна. На каждого автомобилиста приходится по 10 тысяч рублей субсидий из Республиканского бюджета. Это к слову, что владельцы личного транспорта любят плакаться о том, что их постоянно оббирают. На деле транспортные налоги нужно повышать
    Ответить
    Анонимно 30 окт
    Куда повышать? Вы цену на бензин и запчасти видели? почитайте сегодняшнюю статью про то сколько обходятся автовладельцам простая переобувка
    Ответить
    Анонимно 30 окт
    Кто не может оплачивать инфраструктуру пусть пересаживаются на автобус
    Ответить
  • Анонимно 30 окт
    Ненадо просто себя сравнивать с Москвой!
    Ответить
  • Анонимно 30 окт
    Не надо народ обманывать. Татарстане за 2016 год собрали транспортный налог на 16 миллиардов рублей. Вот где эти деньги?. Все деньги почти отдали Казани и Челнам. Маленьким городам ничего не дают.
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии