Новости

21:38 МСК
Все новости

Симбирская губерния Морозова: как родину Ленина доил «МММ», а поделили Сечин, Швецов и японцы

Топ-100 крупнейших предприятий Ульяновской области

Симбирская губерния Морозова: как родину Ленина доил «МММ», а поделили Сечин, Швецов и японцы Фото: misanec.ru

Аналитическая служба «Реального времени» продолжает исследование бизнеса, передела влияния и экономик соседних с Татарстаном регионов. После исследованных нами Марий Эл, Чувашии, Кировской области, Удмуртии и Самарской области под нашим микроскопом оказалась родина Владимира Ильича, где больше 10 лет бессменно царствует губернатор Сергей Морозов. Авантюрно-приключенческий криминальный роман о переделе сфер влияния в регионе за последнюю четверть века, кажется, включает в себя все, что нужно для хорошего «бестселлера». Но магистральная сюжетная линия все же похожа, как две капли воды, на сюжеты соседних регионов: большинство крупнейших активов региона с начала «нулевых» перешли под контроль крупных ФПГ и госкомпаний Вадима Швецова, Алексея Миллера, Игоря Сечина и Михаила Гуцериева.

Экономика Татарстана вмещает в себя девять экономик Ульяновской области

Экономика Ульяновской области, если судить по обороту 100 крупнейших ее компаний за 2016 год — слабая: всего 240 млрд рублей. Да, это больше, чем в большинстве других исследованных нами уже регионах: напомним, в Марий Эл совокупный оборот топ-100 компаний составил 190 млрд, в Чувашии — 180 млрд, в Кировской области — 157,5 млрд. Однако Ульяновск уступает Удмуртии (444,4 млрд рублей) и в особенности — в шесть раз — Самарской области (1,4 трлн рублей). Экономика Татарстана, если основываться только на цифрах оборота крупнейших компаний (в РТ по итогам 2015 года он составил 2,2 трлн рублей), вмещает в себя девять «ульяновских экономик». По итогам 2015 года оборот 100 крупнейших ульяновских компаний был выше, и составлял 261,8 млрд рублей — впрочем, объясняется это тем, что к настоящему моменту далеко не все компании представили отчетность за 2016 год.

Объясняется отставание ульяновской экономики от удмуртской, самарской и татарстанской банально: здесь мало нефти, во всяком случае, в лидерах далеко не нефтедобывающие компании (но разведанные запасы составляют 42 млн тонн). И если в Татарстане почти 60% совокупного оборота 100 крупнейших компаний приходится на нефтехимическую отрасль, а в Самарской эта цифра достигает 40%, то в Ульяновской области на нефтянку приходится лишь 7,7% всего оборота или 18,5 млрд рублей. Тем не менее сразу две компании в топ-10 сильно зависят от нефтяного рынка: «Ульяновскнефтепродукт» торгует топливом, «Ульяновскнефть» нефть добывает. Как отмечают в самой области, более 50% экономики приходится на машиностроение, что объясняет, конечно, и низкий объем совокупного оборота. Представьте себе на минуту, что Татарстан зависел бы не от нефтяной иглы, а от таких компаний, как КАМАЗ.

Бюджет-2017 области лишь повторяет цифры бюджета-2015: регион живет, затянув пояса

Отсюда и очень небольшой, в сравнении с Самарой и Казанью, бюджет области. Так, бюджет-2017 был сверстан с дефицитом в размере 1,8 млрд рублей. Это, конечно, меньше, чем в Самаре, где «дыра в бюджете» составила 3,3 млрд, или чем в Татарстане (7,6 млрд). Но надо иметь в виду, что и бюджеты этих двух богатых регионов в разы больше ульяновского. Самарский бюджет-2017 сверстан, например, с доходами в объеме почти 150 млрд рублей — ульяновский был сверстан с доходами в объеме всего 39,6 млрд рублей (расходы — 38,6 млрд), то есть меньше в 3,7 раза. Дефицит в итоге составил 4,5% (в Самарской области — 2,2%). Цифры доходов бюджета-2017 Ульяновской области, ко всему прочему, лишь повторяют цифры бюджета-2015 (только дефицит там был больше): 2016 год регион прожил, затянув пояса, сверстав бюджет с доходами в 37 млрд и расходами в 38 млрд. К слову, в кризисном 2014 году планировался «антикризисный бюджет» 2016 года с объемом доходов всего в 32 млрд рублей.

Несмотря на невысокие финансовые показатели, область презентует себя как регион высокой инвестиционной привлекательности. Так, на сайте региона обращают внимание на то, что область «заняла лидирующие позиции» в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата субъектов РФ (в 2017 году регион занял 10-е из 85 мест) и в рейтинге регионов РФ по уровню развития государственно-частного партнёрства (12-е место с улучшением к 2015 году сразу на 60 позиций). Впечатлить должны и цифры инвестиций: так, суммарный объем за 11 лет к 2016 году (включительно) составил 600 млрд рублей. В одном только 2016 году было привлечено 27 инвесторов, а объем инвестиций составил аж 135 млрд рублей. В стадии реализации в настоящий момент в Ульяновской области находится 66 инвестпроектов на 80 млрд рублей. В 2017 году планируется создать дополнительно 22 тысячи новых рабочих мест.

Все это замечательно, планы наполеоновские, рейтинги рейтингами, но что на практике? А на практике — первое место по обороту принадлежит компании, как и КАМАЗ с АвтоВАЗом, во многом зависящей от колебаний на автомобильном рынке (рынок этот быстрее прочих проседает с началом кризиса и позже прочих поднимает голову): УАЗу, увеличившему оборот с 31,2 до 33,3 млрд рублей.

Первое место по обороту принадлежит УАЗу, увеличившему оборот с 31,2 до 33,3 млрд рублей. Фото путь.рф

УАЗ: на завод претендовали пирамида Сергея Мавроди и Юрий Лужков, а получил Швецов

История Ульяновского автомобильного завода в чем-то повторяет историю многих поволжских и уральских предприятий: он родился в 1941 году на базе эвакуированного в Ульяновск московского автозавода ЗИС. В результате, строительство автозавода дало жизнь и одному из районов города — Засвияжскому, первая улица которого названа Автозаводской (в Тольятти и Набережных Челнах подобным же образом появились Автозаводские районы). В начале 1990-х заводу пришлось спешно подстраиваться под новые экономические реалии — в 1992 году завод стал акционерным обществом открытого типа (АООТ). В результате приватизации 25% акций бесплатно получил коллектив, 15%, по-видимому, остались за государством, так как лишь 60% дополнительно должны были продать на аукционе. В конце 1992 года первые 10% этого пакета достались некоему АО «Капитал». Скоро выяснилось, что создана компания была за пару дней до аукциона топ-менеджерами самого УАЗа (включая гендиректора Павла Лежанкина). Итоги этой странной приватизации были утверждены лишь полгода спустя «специальным указанием Федерального фонда имущества». АО «Капитал», «пользуясь случаем», руками собственно топ-менеджеров (собственников 10% предприятия) уже в 1993 году начал продавать ряд моделей УАЗ со специальной надбавкой в цене. Надбавка якобы поступала на счета АО «Капитал» — государственный антимонопольный комитет РФ вынужден был потребовать прекратить подобную продажу. Руководство завода объяснило эту надбавку решением «оставить контрольный пакет акций на самом заводе»: исполнительный директор «Капитала» Анатолий Смирнов (по совместительству и председатель совета директоров УАЗа) объяснял, что деньги, которые получает АО «Капитал» (от 30 до 100% стоимости проданного автомобиля) идут на ссуды коллективу завода, который, в свою очередь, выкупает акции УАЗа у самого «Капитала». Таким образом, все сделки АО «Капитал» по покупке акций компании якобы проводятся в пользу заводчан, а решение антимонопольного комитета на УАЗе связывали со «сторонними силами», которые собираются совершить рейдерский захват предприятия, заполучив контрольный пакет.

Еще 11% автомобильной компании купила легендарная пирамида 1990-х — чековый фонд «МММ-инвест». В 1995 году, когда на конкурс выставили еще 11% уставного капитала УАЗа, компания Сергея Мавроди довела свой пакет до 17%. При этом «МММ», как считали наблюдатели в свое время, конкурировала при покупке акций с тем самым АО «Капитал». На тот момент УАЗ был одним из немногих твердо стоящих на ногах бывших советских предприятий: было создано СП в рамках партнерства с Mercedes Benz и ЕБРР (похожая история у КАМАЗа) и рядом российских банков («Тверьуниверсалбанк», «Инкомбанк», «Промстройбанк» и «АвтоВазбанк»). Интересно, что продажа пакета проходила с условием вложиться в развитие предприятия: начальный объем инвестиций, установленный Фондом имущества, составлял 12,5 млн долларов в первые 3 года. Вряд ли Мавроди успел вложить эти деньги (если вообще намеревался это сделать). Если в начале 1994 года его компания гордо рапортовала об имеющихся у нее пакетах акций УАЗа и АвтоВАЗа (более 8%): «акции, составляющие инвестиционный портфель «МММ-Инвест», имеют высокую ликвидность, пользуются спросом на рынке ценных бумаг не только у отечественных, но и у западных инвесторов», то уже летом 1994 года финансовая пирамида потерпела крах, а Мавроди был арестован, что не помешало ему избраться осенью в Госдуму. Фактически в торгах УАЗа принимала участие уже умирающая финансовая структура «МММ».

К 1997 году «акционерный передел» вошел в предфинальную фазу. Внезапно из списка владельцев автозавода пропал «МММ-Инвест», зато появился владелец крупнейшего пакета в 20% — «Русинвест». Учитывая, что такой же «Русинвест» появился в числе акционеров и АвтоВАЗа, наблюдатели довольно быстро поняли, что «Русинвест» — прямой наследник компании Мавроди, но доказано это было лишь в 2003 году. К слову, пирамида «Русинвест» тоже рухнула не так давно, в 2014 году. На выставленный в тот же год пакет УАЗа претендовал даже Юрий Лужков через московское правительство, желая заполучить привлекательный актив: в год завод выпускал тогда до 75 тыс. автомобилей. Однако уже в 1999 году, после кризиса, когда УАЗ большую часть машин реализовывал по бартеру, долги компании начали расти (комплектующими и энергоносителями, которые завод получал за свои автомобили, с поставщиками и бюджетом не расплатишься). УАЗ попытался поменять маркетинговую политику, отказался от бартера и повысил цены. В итоге продажи резко упали, а Анатолий Смирнов потерял свое кресло — три члена совета директоров проголосовали за отрешение его от должности председателя (любопытно, что еще шестеро членов совета директоров на голосовании отсутствовали!). В 2000 году Смирнов через суд отвоевал свое кресло обратно. А уже осенью стало известно, что 20% акций, принадлежащих компании Мавроди, были выкуплены структурами «Северстали» Алексея Мордашова, консолидировавшего контрольный пакет: так в Ульяновск пришла крупная федеральная промышленная группа — одновременно «Северсталь» приобрела и набережночелнинский Завод малолитражных автомобилей. Активы были выделены в отдельную компанию «Северсталь-авто», которую начал курировать Вадим Швецов, а через 7 лет Швецов выкупил контрольный пакет у Мордашова, и переименовал компанию в Sollers. Швецов также стал формальным главой УАЗа.

Считается, что Хабатулин, курировавший сбыт автомобилей, пал жертвой разборок с питерскими бандитами, которые пришли в город накануне выборов губернатора области. Фото dletopic.ru

УАЗ в «нулевых»: от «авторитета» «Хобота» с четырьмя женами до обвинения в «откатах»

Без криминальных войн, как и в случае с АвтоВАЗом тоже не обошлось: через пару месяцев после покупки 20% акций «Северсталью» при загадочных обстоятельствах был убит 38-летний член совета директоров УАЗа Валерий Хабатулин, известный криминальный авторитет по кличке Хобот. На похоронах Хобота были замечены не только все четыре (!) жены покойного, но и бессменный директор завода. Считается, что Хабатулин, курировавший сбыт автомобилей (похожая криминальная схема была и на Тольятти), пал жертвой разборок с питерскими бандитами, которые пришли в город накануне выборов губернатора области: на просьбу поделиться лакомым куском Хобот ответил отказом. Тогдашний глава региона Юрий Горячев уже перед выборами сильно проигрывал путинскому ставленнику генералу Владимиру Шаманову и уверял избирателей, что за генералом на самом деле стоят «самарские силы», так называемый СОК. Выборы Горячев, тем не менее, проиграл, а год спустя с поста руководителя УАЗа ушел и Лежанкин. Местные наблюдатели отмечают, что в 1990-х налоги УАЗа составляли почти половину бюджета области, что позволяло Горячеву проводить политику «мягкого вхождения в рынок». Между властями региона и завода, однако, были и публичные дискуссии: губернатор требовал больше налогов и не понимал, зачем инвестировать деньги в новые модели, «если старые хорошо продаются».

Эпоха «Соллерса» окончательно сформировалась уже в 2010-е годы. В июле 2010 года команда Игоря Шувалова представила список предприятий, рекомендованных к приватизации, продажа госпакетов должна была принести за 3 года триллион рублей. В списке был и госпакет УАЗа, который уже на следующий год выставили на торги — 14,67% обыкновенных акций или 13,19% уставного капитала с начальной ценой в 1,5 млрд рублей. На тот момент прибыль компании составляла 1,3 млрд рублей (в 2010 году), оборот — 20,7 млрд, уставный капитал оценивался в 4,1 млрд рублей; что интересно, годом ранее, в кризисном 2009 году, завод показал прибыль всего в 868 тыс. (в 2008-м — 795,6 млн рублей). «Соллерс» к 2011 году уже контролировал 67,7% акций и был первым претендентом на покупку. Но еще 2 года на госпакет не находилось покупателя, говорили, что Швецову не нравится цена пакета. В 2013 году стороны, наконец, договорились — цену «Соллерс» удалось сбить почти в 2 раза, до 850 млн рублей!

2013 год, однако, оказался для самого УАЗа неудачным — год компания закрыла с убытком в 1 млрд рублей. С тех пор оборот компании ежегодно растет (с 2014 по 2015 год, например, он вырос сразу на 8 млрд — с 23 до 31 млрд рублей), но прибыль «плавает»: так, в 2015 году чистая прибыль упала в 1,8 раза с 3,4 млрд до 1,8 млрд. Какова чистая прибыль УАЗа за 2016 год, неизвестно, но «головная компания» «Соллерс» закрыла с год с падением прибыли почти в 2 раза до 1,6 млрд рублей (по МСФО). 2017 год может оказаться для завода тоже неудачным: в июле этого года стало известно, что УАЗ отзывает 150 тыс. автомобилей из-за возможных проблем с тормозами и электрикой, в какую сумму это обойдется, можно только гадать. При том что и в прошлом году объем производства упал на 8%, итоги этого года могут оказаться неутешительными. Отношения же самого Вадима Швецова с губернатором Сергеем Морозовым можно назвать «теплыми», что даже служит объектом критики со стороны партии «Единая Россия»: так, московский офис «ЕР» обвинял Морозова в дружбе с компанией «Соллерс» — в прошлом году власти Ульяновской области зачем-то покупали здание заводоуправления УАЗ за 320 млн рублей (секретарь ЕР назвал это «помощью акционерам «Соллерса» в избавлении от неликвидного актива). Команда Морозова в ответ заявила, что покупка завода носит «антикризисный характер», мол, таким образом региональный бюджет помог УАЗу.

Сеть «Гулливер» к настоящему моменту насчитывает более 30 предприятий. Фото gulliver-ul.ru

АО «Гулливер»: за что самого состоятельного депутата ульяновской думы попросили сложить мандат

Вторая крупнейшая ульяновская компания — АО «Гулливер», увеличившее свой оборот в 2016 году с 9,5 до 14,5 млрд рублей. Принадлежит она известному местному бизнесмену и теперь уже бывшему депутату ульяновской Думы Игорю Любченкову. Любченков начал свой бизнес в 1996 году с открытия небольшой оптовой компании, годом позднее создал торговую сеть «Гулливер», к настоящему моменту насчитывающую более 30 предприятий. Больше о нем ничего не было бы известно, не попытайся он избраться в городскую думу в 2005 году (неудачно) и в 2010 году (удачно).

С началом предвыборной компании в 2010 году в Сети и в ульяновских изданиях появились материалы, якобы разоблачающие предпринимателя. Так, власти Ульяновска обвиняли в незаконной передаче ряда муниципальных магазинов стоимостью 73 млн рублей структурам Любченкова, на базе этих магазинов к 2006 году было открыто шесть новых АО. В результате, считают недоброжелатели, сеть «Гулливер» вытеснила калининградскую сеть компаний «Виктория». Полагали, что в Думу Любченков избирается лишь для того, чтобы получить депутатский мандат, который якобы мог бы защитить его от преследований правоохранительных органов. Смекнув, что проигрыш на выборах 2005 года мог объясняться беспартийностью, в 2007 году Любченков получает партийный билет «Единая Россия», удачно избирается в Думу в 2010 году, в 2011 году заводит блог в «Живом Журнале», где самолично регулярно отбивается от атак скептиков и критиков, публикуя посты о благотворительности и прочее.

Наблюдатели отмечают, что именно с 2010 года бизнес Любченкова пошел в гору, сеть «Гулливер» расширилась. Насколько эта информация соответствует действительности, впрочем, неизвестно. Известно зато, что в 2015 году местные СМИ обвиняли в нежелании поддержать местного производителя (чего требовал от ретейлеров губернатор Сергей Морозов): якобы в сети «Гулливер» ульяновских продуктов почти нет. А по итогам 2015 года Любченков оказался самым состоятельным депутатом, задекларировав 26,24 млн рублей дохода, что неудивительно, если учесть, что АО «Гулливер» уже по итогам 2014 года занимало в рейтинге местных предприятий 7-е место с оборотом в 7,6 млрд рублей. Отметим, что всего за два года Любченкову оборот удалось увеличить в два раза.

Однако уже летом 2016 года Любченков удивил ульяновцев, отказавшись от депутатского мандата — по официальной версии, из-за нехватки времени «на совмещение бизнеса с работой депутата городской Думы». По Ульяновску гуляли две версии. По первой, Любченкова «попросили вон» сами партийцы: у Любченкова, как будто, за рубежом оказалась недвижимость, которую он скрывал и не декларировал. По второй версии, Любченкова вынудили отказаться от мандата в обмен на сохранение бизнеса. Впрочем, бизнесмен ушел из Гордумы буквально за несколько месяцев, и теперь в ней сидит его «ставленник», 29-летний Антон Антипов.

За время депутатства Любченкова АО «Гулливер» лихорадило: в 2012 году прибыль составила всего 4,5 млн рублей, в 2013 году компания показала убыток в 974 тыс. рублей, в 2014 году снова прибыль в 11 млн рублей, а в 2015 году опять убыток — уже в 13,9 млн рублей. Руководит сетью, кстати, Елена Сорокина — тоже депутат, но уже Законодательного собрания Ульяновской области.


За время депутатства Любченкова, АО «Гулливер» лихорадило. Фото okrug34.livejournal.com

«Волга-Днепр»: как бывший офицер создал крупнейшую грузовую авиакомпанию

Третья по величине оборота компания области — первая частная грузовая авиакомпания в России «Волга-Днепр» Алексея Исайкина, несмотря на высокие обороты, показывает довольно нестабильные результаты. Так, во-первых, в 2016 году оборот упал с 17,2 до 13,5 млрд рублей. Что с прибылью компании — неизвестно, но у московской «дочки», которую возглавляет тот же Исайкин, за 4 года то прибыль, то убытки: в 2012 году прибыль в размере 24,7 млн рублей при выручке всего в 626 млн, в 2013 году убыток в размере 9,5 млн рублей при выручке в 545 млн рублей, в 2014 году вновь прибыль в 29,5 млн рублей при выручке в 642 млн рублей, в 2015 году — вновь убыток в 1,1 млн рублей при выручке в 923 млн. Также известно, что EBITDA (прибыль до вычета расходов по выплате процентов, налогов и амортизации) в 2015 году у головной компании составила 238,8 млн долларов (в 2014 году — 165 млн долларов). При этом, что интересно, согласно отчету самой компании, изначальный бизнес компании — чартерные грузовые перевозки — с каждым годом все менее прибыльны: выручка от них с 2011 года упала с 900 млн долл до 468 млн долл в 2016 году. Одновременно растет объем выручки от регулярных грузовых перевозок: за тот же период он вырос с 767,5 млн до 967,4 млн долл. В настоящий момент парк компании, согласно собственным ее данным, составляют 12 АН-124-100 («Руслан»), пять ИЛ-76ТД, восемь «Боингов 747-8F», девять «Боингов 747-400F», три «Боинга 737». Однако, согласно Реестру сертификатов эксплуатантов Федерального агентства воздушного транспорта РФ, в воздушном флоте компании всего 17 бортов.

Основана компания была в 1990 году бывшим армейским офицером, отвечавшим в СССР за реализацию госзаказа самолетов АН-124 «Руслан» на Ульяновском авиационно-промышленном комплексе. После закрытия советской программы Исайкин с командой ЗАО «Авиастар-СП» (бывший УАПК — ныне принадлежит «Объединенной авиастроительной корпорации»), КБ «Прогресс» и АНТК им. Антонова (Украина) создает АО «Волга-Днепр», которая и становится основным гражданским заказчиком «Русланов», таким образом, как считают наблюдатели, сохранив производство самолетов. За годы развития самолетами компании были перевезены совершенно разные грузы: от 60 тыс. живых кур и живой касатки до переброски 52 тонн золота из Эмиратов в Швейцарию и целого ботанического сада (от жуков до комаров) из Конго в Ригу. Кроме того, компания известна и грузоперевозками гуманитарных (на чем настаивает руководство авиакомпании) грузов на театры военных действий в Югославии в 1990-х и для американских военных в Афганистан в начале 2000-х.

Доля перевозки грузов группой компаний «Волга-Днепр» в 2015 году составила 58% — для сравнения, в 1996 году доля компании, на тот момент занимавшейся лишь чартерными перевозками, составляла всего 14,5%, но уже в 1999 году выбилась в лидеры. И хотя бизнес авиагрузоперевозок, как считают эксперты, отличается низкой маржой и высокими оборотами (что в кризис может привести к резким убыткам на фоне низких оборотов и высоких издержек), компания все эти годы остается успешной. Исайкин, пользуясь этим, даже, как полагают наблюдатели, лоббирует производство самолетов «Руслан». «Форбс», посвятивший компании целую статью под названием «Бывший военный экономист создал авиакомпанию с оборотом в 1,5 млрд долларов», отмечает, что с 2000 года парк вырос лишь на два самолета, а выручка — более чем в семь раз. Большие деньги привели и к тому, что компания стала «разбрасываться деньгами», по словам скептиков, или «инвестировать в инфраструктуру», как считают в самой «Волга-Днепр»: так, в 2008 году авиакомпания пообещала вложить 653 млн рублей в строительство ряда баз в рамках создания портовой особой экономической зоны Ульянвоской области (о том, как лихорадит эту зону с начала санкций мы писали в материале о доходах ульяновских чиновников). Кроме того, собиралась вложиться и в реконструкцию красноярского аэропорта. Проект оценивался в 23 млрд рублей, однако за 8 лет практически ничего не произошло, судя по тому печальному виду авиагавани, который лицезрел автор этих строк в прошлом году на Красноярском форуме.


Первая частная грузовая авиакомпания в России «Волга-Днепр», несмотря на высокие обороты, показывает довольно нестабильные результаты. Фото 1-nah.ru

Снижение выручки в прошлом году может объясняться санкционной войной. Так, сообщалось, что в 2016 году «Волга-Днепр» практически потеряла заказы Пентагона — американцы намеревались разорвать контракты с российской авиакомпанией, заключив их напрямую с украинской компанией «Антонов» (собственно эксклюзивного производителя самолетов «Руслан»). Сама украинская компания также собиралась отказаться от российского партнера, лоббируя этот отказ в свою очередь среди американских военных. По понятным геополитическим причинам, могли «отвалиться» части мирового рынка для авиакомпании: НАТО, Пентагон, тем более, Украина в свете европейских и американских санкций вряд ли будут пользоваться услугами российского перевозчика как в военных, так и, скорее всего, в гражданских операциях.

«Газпром Межрегионгаз Ульяновск»: как руководитель «дочки» компании Алексея Миллера вошел в комитет по ЖКХ

Четвертая крупнейшая ульяновская компания — «дочка» все того же вездесущего «Газпрома», попадавшего в наши региональные рейтинги: ООО «Газпром Межрегионгаз Ульяновск», оборот которого в 2016 году составил 11,7 млрд рублей, почти не увеличившись за год. Ситуация в ней сходна с другими региональными «дочками» компании Алексея Миллера: тотальные неплатежи за газ. Уже в 2014 году долги области перед «Газпромом» составили 2,5 млрд рублей, из которых 1,8 млрд — просроченная задолженность: больше всего долгов приходится на ЖКХ (1,2 млрд) и промышленность (792 млн). В ответ «Газпром» исключил регион из «Программы газификации регионов РФ», «по которой область должна была полностью перейти на «голубое топливо» в 2015 году. Из-за конфликта «дочки» «Газпрома» с коммунальной компанией «Жилсервис» в мае 2014 года была отключена подача горячей воды в более чем 100 домах Новоульяновска — на газовиков в итоге ополчилась прокуратура. Любопытно, что при этом глава «Газпром Межрегионгаз Ульяновск» Владимир Канеко годом ранее избрался в Законодательное собрание Ульяновской области и стал там зампредседателя комитета по ЖКХ!

В 2015 году вновь из-за конфликта «газовиков» с коммунальщиками и местными властями (отдельные муниципалитеты задолжали более 100 млн рублей) без тепла остались 15 тыс. человек, в том числе детские сады и школы. К лету 2017 года суммарная задолженность превысила 3,5 млрд рублей: на снабжающие организации ЖКХ пришлось 620 млн рублей, на промышленность — 461 млн, на население — 320 млн. Несмотря на это, Канеко, испытывая очевидное давление со стороны депутатов и властей области, объявил о продолжении газификации региона: в 2016 году инвестиции ОАО «Газпром» в программу газификации Ульяновской области составили более 700 млн рублей. Уровень газификации региона составляет пока всего 64,4%.

«Ульяновскэнерго»: как бывший пилотный проект Анатолия Чубайса «уплыл» в руки тольяттинских химиков

Пятая крупнейшая компания — бывшая «дочка» РАО ЕЭС «Ульяновскэнерго» с оборотом в 11,2 млрд рублей (в 2015-м — 10,6 млрд). Энергокомпанию приватизировали в 1992 году вместе с другими региональными предприятиями, 49% акционированного «Ульяновскэнерго» передали в структуры, ставшие впоследствии базой для РАО ЕЭС. Под патронажем РАО ЕЭС «Ульяновскэнерго» первой вошла в созданную командой Анатолия Чубайса «Средневолжскую межрегиональную управляющую компанию» (в кубышку также попали «Самарскэнерго», «Саратовэнерго»). СМУЭК был пилотным проектом, который возглавил будущий «человек Чемезова», тогдашний «человек Чубайса» Владимир Аветисян (о нем мы подробно писали в исследовании бизнеса Самарской области). В результате должны были получиться подготовленные к рыночным условиям крупнейшие межрегиональные предприятия (межрегиональные холдинги должны были создаваться по видам деятельности: генерации, сбыту и транспорту энергии). Проект активно лоббировал сам Аветисян, в его пользу высказывались и ульяновские власти. В 2009 году СМУЭК прекратил существование, добившись успешных показателей «дочек» — «Ульяновскэнерго» закрыла 2007 год с прибылью в 367 млн рублей.

Под патронажем РАО ЕЭС «Ульяновскэнерго» первой вошла в созданную командой Анатолия Чубайса «Средневолжскую межрегиональную управляющую компанию»

Однако все это время «энергопирог» Ульяновска продолжали делить. В 2002 году 10% акций управляемой ЕЭС компании приобрела ИФК «Метрополь», на тот момент «Ульяновскэнерго» было проблемным предприятием — бюджет региона задолжал энергетикам «безнадежные суммы». В 2003 году компания показала убыток в 146 млн рублей, а в числе акционеров появилась ИК «Трансферт» (ликвидированная в том же году). В 2005 году задолженность выросла до астрономических 4 млрд рублей: полагали, что во всем виновата прежняя власть области, в ЕЭС отмечали, что такой задолженности нет ни в одном другом регионе РФ. Однако компания Анатолия Чубайса пеняла и новым властям, команде Сергея Морозова, севшего в губернаторское кресло в 2005 году: никаких подвижек со стороны администрации области энергетики не видели. В том же году энергокомпанию поделили на три предприятия: кроме одноименной сбытовой компании были созданы еще два новых акционерных общества — ОАО «Ульяновская территориальная генерирующая компания» и ОАО «Ульяновская распределительная компания». Сама «Ульяновскэнерго» отныне только продавала электроэнергию.

В 2008 году РАО ЕЭС, наконец, выбросила на рынок свой пакет акций в 49% «Ульяновскэнерго», который приобрела «МСК Секьюритис», очевидно, в интересах некоего лица или компании, сразу это выяснить не удалось. 49% обошлись всего в 120 млн рублей! Осенью того же года стало известно, что МСК принадлежит уже 65,33% акций и она продолжает выкупать ценные бумаги компании у миноритариев. Позднее выяснилось, что доля МСК упала до 32,6% акций, а 13% купили Альфия Камальдинова и Игорь Провкин, еще 6,53% — Елена Поликарпова (владелица нескольких татарстанских фирм). К 2013 году эти три физлица контролировали уже 45% акций крупнейшей региональной энергокомпании — еще 22,47% принадлежало кипрскому офшору Hosmaline finance LTD. И, наконец, в начале 2016 году «Гульчатай открыло личико»: как оказалось, «Ульяновскэнерго» с 2013 года полностью перешло под контроль самарского бизнеса, управлять компанией стала УК «Юнилекс», которая поставила перед компанией задачу выйти и на самарский рынок. С 2013 года сменилось уже три гендиректора «Ульяновскэнерго», в марте этого года стали известны и конечные самарские бенефициары — новым директором компании стал 30-летний выходец с «Тольяттиазота» Константин Двинянинов.

О ситуации с «Тольяттиазотом» мы писали в исследовании бизнес-поля Самарской области: напомним, что в настоящий момент между старыми владельцами компании, семьи Владимира Махлая и «Уралхимом» идет вялотекущий десятилетний конфликт. В итоге Махлай, заочно арестованный, выставил свой пакет акций в 71,5% на продажу, оценив его в 2 млрд доллара — покупателя пока не нашлось. Тем временем энергоактив Ульяновской области самарский бизнес уже успел поделить между собой: тольяттинскому ООО «Волжский город» досталось 24,12 % акций, ООО «Тоаз-Диоксид» (100 % дочка «Тольяттиазота») — 14,41 % акций, ООО «Тольятти-финанс» — 13,97 % акций, и тольяттинскому же ЗАО КБ «РТС-БАНК» (входит в структуры «Тольяттиазота») — 9,8 % акций. В настоящий момент владельцы вновь «ушли под воду»: на поверхности 24,43% принадлежит офшору Triumph Development Limited, еще 18,13% — Тутушевой Елене Вадимовне. Судя по всему, за ними стоят все те же тольяттинцы — Тутушева является руководителем того же ООО «Волжского города» (фирма-пустышка с нулевыми оборотом и прибылью и тольяттинского ИП). Получается, кто бы ни купил 71,5% акций «Тольяттиазота», он также получит через ряд компаний и офшоров и ульяновский энергоактив. Среди претендентов СМИ называют «Уралхим» и АФК «Система».

«Ульяновскнефтепродукт»: уплывший из рук Ходорковского в руки Сечина АЗС-актив вместе с «Татнефтью» находится ныне под атакой ФАС

Компания «Ульяновскнефтепродукт», занявшая 6-е место в рейтинге топ-100 крупнейших компаний Ульяновской области по итогам 2016 года, увеличила оборот с 2015 года на 900 млн рублей — он составил в результате почти 9 млрд рублей. Финансовые показатели 2015 и 2016 годов, конечно, далеки от успешных 2013 года (выручка — 10 млрд, прибыль — 212,5 млн) и 2012 года (выручка — 15,5 млрд, прибыль — 324,5 млн). Но ничего не поделаешь, зависимость от нефтяной иглы предполагает не только радости, но и печали: объем выручки находится почти в прямой зависимости от колебания цен на нефть.

Как и в случае с самарскими предприятиями «Самаранефтегаз» и «Самаранефтепродукт» — это бывший актив «ЮКОСа» Михаила Ходорковского, который в итоге достался «Роснефти» Игоря Сечина. Почти сразу после основания в 1992 году предприятия, осуществлявшего реализацию моторного топлива в розницу через собственную сеть (в настоящее время у компании одна нефтебаза и три минитерминала при АЗС), актив был передан в государственный гигант ЮКОС — в 1995 году через залоговые аукционы ЮКОС приобретает Ходорковский. В действительности, конечно, «Ульяновскнефтепродукт» никто не основывал в 1992 году — это было бывшее советское госпредприятие, работающее еще с 1956 года, когда ввели в эксплуатацию ульяновскую нефтебазу (головное предприятие по обеспечению топливом самой области). В 1994 году его просто-напросто акционировали, превратив в акционерное общество открытого типа: согласно распоряжению Госкомимущества РФ от 14 февраля 1994 года (пункт 4) государство зарезервировало за собой 46,8% акций, из них 8,8% направило на формирование нефтяной компании «ЮКОС» для последующего внесения в уставной капитал (согласно постановлению правительства РФ от 14 апреля 1993 года). В момент расцвета перешедшая под контроль Ходорковского компания владела сетью автозаправочных станций в количестве более 800 АЗС и 180 нефтебаз. ЮКОС, собственно, отчасти и состоял также из сбытовых компаний: помимо ульяновской и самарской, в в него входили сбытовые предприятия Центральной России — «Белгороднефтепродукт», «Брянскнефтепродукт», «Орелнефтепродукт», «Воронежнефтепродукт», «Липецкнефтепродукт», «Тамбовнефтепродукт», «Пензанефтепродукт».

В момент расцвета перешедшая под контроль Ходорковского компания владела сетью из 800 АЗС и 180 нефтебаз. Фото neftebaza.ru

После начала дела ЮКОСа в 2003 году Ходорковский попал за решетку, а 3 года спустя (за год до продажи ульяновского актива с молотка) ЮКОС, на тот момент банкрот, в котором было введено конкурсное производство, увеличил уставный капитал «Ульяновскнефтепродукта», разместив допэмиссию «в пользу ЮКОСа» (ту же допэмиссию падающий нефтяной колосс разместил и в нескольких других своих сбытовых «дочках»). Для чего это было сделано, не совсем ясно: есть версия, что допэмиссия должна была улучшить финансовые показатели компании, у которой могли быть большие долги (это важно для банков-кредиторов), либо давала сигнал будущим покупателям, банкам, и контрагентам компании, что основной акционер (ЮКОС) уверен в будущем «Ульяновскнефтепродукта». В 2007 году с аукционов по распродаже активов ЮКОСа уходит лот №12 (в основном сбытовые активы), в «мешке» которого лежал и ульяновский актив: лот приобретает некое ООО «Юнитекс» за 12,2 млрд рублей при начальной цене в 7,7 млрд. Через месяц «Роснефть» вынуждена была выкупить у «Юнитекса» группу предприятий с сетью в 495 АЗС и терминалов для перевалки нефтепродуктов уже за 16,3 млрд рублей. Интересно, что, как скоро выяснилось, «Роснефть» при этом покупала еще и «кота в мешке» — ряд региональных АЗС принадлежали сторонним компаниям и муниципалитетам: так, в 2008 году суд отклонил требование «Роснефти» на получение контроля над 250 АЗС, принадлежащих его «дочкам» не более чем на 6%. В числе прочего суд отклонил и иск «Ульяновскнефтепродукта», 99% АЗС которого принадлежало… городу Лесной (закрытое административно-территориальное образование!). В «Роснефти» признавались, что на 100% контролируют лишь 232 АЗС, остальные оценивались рынком примерно в 3 млрд рублей.

По-видимому, к 2012 году «Роснефть» таки получила контроль над большей частью АЗС Ульяновской области. Настолько большей, что забеспокоилась ФАС: антимонопольщики запретили нефтяному гиганту покупать половину компании «Дивный мир», занимающуюся хранением и торговлей топливом. Проведя анализ конкурентной среды на розничном рынке автомобильного бензина и дизельного топлива в границах Ульяновска, ФАС пришла к выводу, что дочерняя компания ОАО «НК «Роснефть» (ЗАО «Ульяновскнефтепродукт») «занимает доминирующее положение на рынке и сделка приведет к ограничению конкуренции». С тех мало что изменилось — ситуация скорее усугубилась. В августе этого года УФАС по Ульяновской области раскритиковало ситуацию на рынке розничной реализации бензина, под «раздачу» попали и «наши»: внезапно выяснилось, что в границах Ульяновской области продажу бензина марки АИ-92, АИ-95, АИ-98 контролирует «Ульяновскнефтепродукт» и «Башнефть-Розница» (тоже, напомним, сечинский актив), тогда как марки АИ-76 (80) контролируется ООО «Татнефть-АЗС Центр». В границах Ульяновска ситуация похожая: ульяновский рынок поделили «Роснефть» с «Татнефтью».

В политику нынешнее руководство «дочки» «Роснефти» не лезет, зато бывший руководитель компании Николай Ягодин, вовремя уйдя из несущей репутационные потери компании в 2006 году, в разгар антиюкосовской кампании, будучи руководителем фракции «Единая Россия», претендовал на пост секретаря регионального отделения партии. Впоследствии он вошел в президиум политсовета ЕР, в ноябре 2013 года стал полномочным представителем губернатора в законодательном собрании области, а в 2016 году возглавил управление внутренней политики — ключевой пост перед выборами президента РФ в 2018 году. Но надолго ли он удержится в этом кресле, неизвестно. Напомним, мы уже писали о чехарде назначений и отставок в команде губернатора Сергея Морозова в материале о самых богатых чиновниках Ульяновской области.

ООО «УАЗ-Автокомпонент»: как из-за кризиса Вадим Швецов оказался в центре скандала о «массовых увольнениях»

В топ-10 крупнейших компаний входит и «дочка» УАЗа, также принадлежащая «Соллерсу» Вадима Швецова — ООО «УАЗ-Автокомпонент» с оборотом в 8,3 млрд рублей, занимавшееся до недавнего времени производством частей и принадлежностей автомобилей и их двигателей. Однако в начале этого года созданное лишь недавно — в 2012 году — предприятие оказалось в центре скандала «с политической окраской» (как считают в «Соллерсе»).

В местных СМИ появилась информация о массовых увольнениях на «дочке» УАЗа, где работало 2600 человек, и ликвидации самого ООО. Однако автомобильная компания выпустила заявление о том, что слухи эти не соответствуют действительности, во всяком случае, «не совсем». Дело в том, что выделенноеый (зачем-то) в отдельное производство завод автокомпонентов пять лет спустя опять перевели на сам УАЗ, и постепенно начали переводить и персонал «УАЗ-Автокомпонент», трудоустроив 99% работников. Уволены были лишь 40 человек «в связи со значительным уменьшением объема поставок контрагентам и существенным спадом заказов на производство автокомпонентов». «Политики, имеющие возможность на федеральном уровне способствовать реализации программ поддержки автопрома, и в том числе увеличению госзаказов и производственной загрузки УАЗа и «УАЗ-Автокомпонента», а значит, и росту занятости, предпочитают заниматься не конкретными делами, а популистскими акциями и поддержкой личного рейтинга», — возмущались представители «Соллерса». Каких именно политиков имели они в виду, неизвестно. Известно только, что теперь на «дочке» осталось лишь чугунолитейное и кузнечное производство. Однако сами рабочие, оставшиеся не удел, уверяют, что на УАЗ не перевели более 40 человек — а именно 262. Подав в прокуратуру жалобу, рабочие сообщили, что часть сотрудников компании не перевели, так как они якобы не прошли проверку в службе безопасности УАЗа. В мае этого года суд поставил точку в конфликте, разрешив Швецову уволить ненужных людей.

С чем связаны эти неожиданные переводы персонала — неясно. Возможно, все дело в финансовых показателях компании? 2015 год «дочка» УАЗа закрыла с небольшой прибылью в 26,3 млн рублей, 2014 год — с убытком в 257 млн рублей. Прибыль за 2016 год неизвестна.

В начале этого года «УАЗ-Автокомпонент» оказался в центре скандала «с политической окраской». Фото drive2.ru

АО «Исузу Рус»: приведенные в Ульяновск за руку Вадимом Швецовым японцы окопались в регионе надолго

В топ-10 входит также и бывший партнер компании Вадима Швецова — компания по производству японских грузовиков, чьи обороты в 2016 году выросли с 5,8 до 7 млрд рублей. Закончила ли компания год с прибылью или убытком, неизвестно, но в 2015 году убыток составил 225,4 млн рублей. Именно в декабре 2015 года Швецов продал свою долю японцам и вышел из СП (не прекратив, однако, партнерства).

«Исузу Рус» было основано в 2006 году со штаб-квартирой в Ульяновске как совместное предприятие между ОАО «Соллерс» (66% акций), Isuzu (29%) и Imperial Sojitz (5%) и сначала называлось ЗАО «Северстальавто-Исузу». Объем первоначальных инвестиций в открытие СП составил 350 млн рублей. Первый блин оказался комом: грузовик Isuzu AUV в (российская локализованная версия Isuzu Panther) не пользовалась успехом, продавалась вяло (780 единиц в год), в 2009 году производство этого грузовика прекратили, а на замену на рынок выбросили грузовики серии Isuzu C, Isuzu D и Isuzu N (производство выросло до 25 000 единиц в год).

Напомним, что одновременно с ульяновским проектом Швецов с японцами развивали проект «Исузу» на площадках ОЭЗ «Алабуга». В 2006 году СП Sollers-Isuzu начало сборку среднетоннажников в Ульяновске, но уже в 2008 году ее перенесли на ОЭЗ «Алабуга», а инвестиции японцы из-за кризиса сократили. В 2007 году «Северсталь» купила часть ЕлАЗа за 205 млн рублей для создания парка поставщиков: речь шла о том, что зарубежные производители автокомплектующих — тогдашние партнеры «Северсталь-авто» (УАЗ, Isuzu, SsangYong, Fiat) — будут локализовать там производство. Предполагалось, что компания Вадима Швецова возьмет 317 тыс. кв. м площадей ОЭЗ и вложит $100 млн. В начале 2011 года сборку «Исузу» приостановили на неопределенный срок, а площадку отдали под производство LCV Ford — партнера Sollers. К тому моменту самая большая партия среднетоннажников Isuzu на УАЗе была выпущена в 2007 году (1 тыс. машин), а в Татарстане максимальный объем сборки пришелся на 2010 (2 тыс. грузовиков). В результате среднетоннажники в Елабуге собирать не стали, отдав в 2012 году производство вновь УАЗу. Сегодня этот резидент существует, но превратился вв СП «Форд Соллерс Елабуга», вложивший $896,5 млн. Объем производства — 85 тыс. автомобилей («Форд») и 185 тыс. двигателей в год. В 2012 году АО «Исузу Рус» открыло производство в Ульяновске, подписав долгосрочное соглашение о лизинге с Корпорацией развития Ульяновской области. В 2013 году было принято решение о расширении проекта и переходе на производство полного цикла (сварка, окраска и сборка) автомобилей Isuzu на промышленной площадке УАЗа.

В результате продажи доли «Соллерс» Isuzu Motors Limited стала владельцем 74% голосующих акций ЗАО «Соллерс-Исузу», компания Sojitz Corporation — 26% голосующих акций общества. Швецов объяснил выход из СП «текущей (читай – тяжелой, — прим. ред.) ситуацией на автомобильном рынке, требующей концентрации ресурсов на стратегических для «Соллерс» сегментах внедорожников и легких автомобилей». Японцы не растерялись и развили в последние год-два невероятно бурную деятельность. В 2016 году Isuzu продала коммерческой техники больше других иностранных производителей — 2586 ед. (производство за год увеличилось более чем в два раза, продажи — на 8%). Сегодня грузовик «Исузу» находится на четвертом по популярности месте (4,5% рынка), уступая «Уралу» (9,4%), «ГАЗу» (15,8%), и «КАМАЗу» (47,2%). Все остальные иностранные производители уступают японцам, в том числе Scania и Man. В 2017 году компания планирует увеличить продажи коммерческой техники в России еще на 25% (за I квартал продажи уже выросли на 15%). В настоящий момент компания занимается производством и продажей полного модельного ряда коммерческой техники Isuzu массой от 3,5 до 33 тонн через национальную дилерскую сеть, насчитывающую более 50 дилерских центров.

На встрече с губернатором Ульяновской области было объявлено, что в 2016 году от теперь уже полностью японской компании поступило на треть больше налогов в бюджет. В апреле этого года японцы объявили о намерении расширить производство с 5 тыс. до 10 тыс. грузовиков, что обойдется представителям Страны восходящего солнца в 1,5 млрд рублей (проект рассчитан на 3 года). Вероятная площадка — одна из ОЭЗ области, в том числе та же «портовая зона» на базе аэропорта «Ульяновск-Восточный». По мнению наблюдателей, размер инвестиций вызван желанием японской компании остаться в программе господдержки (в том числе и участия в госзакупках), необходимый уровень локализации производства в администрацией Ульяновской области обсудили еще в феврале этого года. В мае этого года японцы запустили производство самых тяжелых грузовиков бренда Isuzu — автомобилей C и E-серии полной массой до 33 тонн с дизельными двигателями стандарта «Евро 5» (план — 400 ед в 2017 году). В 2017 году японцы набрали вообще какой-то невероятный темп работы: в июле было объявлено о заключении меморандума о запуске в регионе до конца этого года производства автобусов типа «стритбас». Это должно в том числе помочь властям Ульяновской области в изменении схемы транспортного движения: планируется, что на центральных магистралях будет задействован транспорт большой вместимости, на второстепенных — средней и малой. В свете такой дружбы между властями области и японцами можно предположить, что на будущем автобусном аукционе проиграют все российские производители, включая камазовский «НЕФАЗ»: отказывать главным иностранным инвесторам с Японских островов в Ульяновске не осмелятся. Общий объем инвестиций в производство в Ульяновской области японцы оценивают более чем в 1 млрд рублей.

В апреле этого года японцы объявили о намерении расширить производство. Фото isuzu.ru

ООО «Завод Трехсосенский»: как из-за недостачи акцизов на пивзаводе Следком РФ поссорился с ульяновскими властями

На девятом месте расположился пивоваренный завод с оборотом в 6,7 млрд рублей по итогам 2016 года — с 2015 года он вырос почти в три раза. Завод, расположенный в Димитровграде (ранее Мелекесс, 13,2% населения — татары), известен с конца XIX века, в 1910 году он получил звание «Поставщика двора Его Императорского Величества». В 1995 году завод акционировали, в 2007 году он перешел под контроль известного местного бизнесмена, владельца мясокомбината «Диком» (впоследствии «Газпром» потребовал признать его банкротом) и банка, Михаила Родионова (тогда зампредседателя самарского отделения партии «Справедливая Россия»), собиравшегося вложить в модернизацию до 5 млн долларов. В том же году Родионов становится депутатом Самарской думы, 5 лет спустя получает мандат депутата Законодательного собрания Ульяновской области, где входит в состав комитета по бюджету, налогам и предпринимательству, в 2013 году вновь был избран в Заксобрание.

Еще в 2007 году к Родионову были претензии как со стороны Следственного комитета (за якобы фальсификацию доказательств в рамках арбитражного процесса), так и со стороны «Роснефти», которой Родионов как будто бы отказывался вернуть долг в 2,25 млн долларов (видимо, дело касалось еще продажи нескольких АЗС «дочке» ЮКОСа, «Ульяновскнефтепродукту», в 2002 году. Сделку суд признал недействительной, но Родионов деньги покупателю, как посчитало тогда следствие, не вернул). Депутат считал претензии необоснованными.

Но настоящий скандал разразился в 2015 году по делу о пивоваренном заводе «Трехсосенский»: Росалкогольуправление и налоговики, изучив данные по продаже пива, насчитали Родионову сумму неуплаченных акцизов только за 2013 год в размере 1,1 млрд рублей! При том что выручка по итогам года составила официально чуть больше миллиарда, а прибыль — всего 22,2 млн. Родионов несколько раз не явился в Следственный комитет, после чего депутата объявили в розыск. Остроты скандалу придавал факт дружбы Родионова (к тому моменту «единоросса») с губернатором Сергеем Морозовым и вице-губернатором Михиалом Сычевым. Во время объявления депутата в розыск — Родионова якобы видели на его яхте «Капитан» — бежать он явно не собирался. 17 сентябре 2015 года провели обыск в банке Родионова «Венец», 22 сентября беглец, наконец, сам пришел к следователем. Это не очень помогло: 30 сентября имущество депутата арестовали — все, нажитое непосильным трудом: две яхты, 18 дорогих автомобилей и 150 млн рублей. Той же осенью противостояние вышло на федеральный уровень, представитель Следкома РФ Владимир Маркин фактически обвинил ульяновские власти в давлении на следствие: якобы уголовное дело против депутата Заксобрания и владельца пивоваренного завода «не понравилось кому-то из его высокопоставленных партнеров и покровителей». Следователей возмутила защита Родионова со стороны ульяновских властей в СМИ. Маркин назвал эти методы «черным пиаром» и ядовито заметил: «Мы все в курсе, что именно по части креативного пиара Ульяновская область при нынешнем губернаторе была и остается передовой. Как говорится, на здоровье, но надо видеть границы, где и как использовать такие методы. Мы не на выборах и не в рыночной конкуренции встретились. Оказание политического давления на следствие или суд зачастую приводит к прямо противоположным итогам».

К началу 2016 года претензии вместе с пенями и штрафами выросли уже до 3,4 млрд рублей, а в городе ходили слухи о том, что Родионов под следствием потратил 40 млн долларов на новогодний отдых в Куршавеле и судебный залог. Михаил Родионов в ответ на претензии в миллиарды рублей начал процедуру банкротства завода — действительно, при выручке в 2,5 млрд рублей завод по итогам 2015 года показал убыток в 250 млн рублей. Но следователи посчитали доказательства, представленные для процедуры банкротства, сфальсифицированными — и возбудили еще одно уголовное дело. Одновременно было возбуждено и уголовное дело о мошенничестве в особо крупном размере — на 200 млн рублей. Под прицел Следкома попали и власти области, которые выдавали компаниям Родионова субсидии «на основании подложных документов». Следствие вяло идет, кажется, до сих пор. По итогам 2016 года депутат якобы «забыл» задекларировать имущество своей супруги, но все равно оказался на втором месте по доходам среди депутатов Заксобрания области. В марте СКР по Ульяновской области потребовала отобрать депутатский мандат у бизнесмена, потому что депутат в ходе расследования уголовного дела о неуплате налогов «занимался строительством дорогостоящей яхты» (стоимостью более 17 млн долларов) и не указал ее в декларации. Через несколько дней «неожиданно» у Родионова нашлись сразу 1,4 млрд рублей, которые бизнесмен вернул в региональный бюджет! Еще несколько дней спустя внезапно был отправлен в отставку руководитель СКР по Ульяновской области Алексей Евдокимов (говорят, что за неудовлетворительную работу его сняла Москва). А в июне этого года Заксобрание отфутболило следователей, не найдя у депутата дорогостоящих яхт.

При этом стоит отметить, что по итогам 2016 года самым крупным налогоплательщиков Ульяновской области оказался как раз пивзавод «Трехсосенский», который перечислил в бюджет акцизов на сумму 5 млрд рублей — это больше, чем сумма налогов, отчисляемых от производства самолетов и автомобилей вместе взятых: УАЗ, например, перечислил всего 791 млн рублей.

Следователей возмутила защита Родионова ( на фото — справа) со стороны ульяновских властей. Фото ulnovosti.ru

ОАО «Ульяновскнефть»: как нефтяной актив делили между собой генерал Шаманов с Гуцериевым

Десятку крупнейших предприятий региона замыкает нефтяная компания, оборот которой за год сократился с 9,8 до 6,7 млрд рублей. Это — актив «РуссНефти» Михаила Гуцериева. История передачи этого актива, как и большинства региональных лакомых кусков, тоже похожа на авантюрный детективный роман. Началась она относительно мирно: в начале 2000 года Михаил Гуцириев, вице-спикер Госдумы РФ, основатель банка «БИН», был назначен — неожиданно для всех — президентом госкомпании «Славнефть» (основанная в 1994 году как совместное с Мингосимущества предприятие). Перед бизнесменом поставили задачу: подготовить компанию к приватизации — на актив претендовали «Сибнефть» Романа Абрамовича, ТНК и Олег Дерипаска. За время руководства компанией именно Гуцериев приобрел «Ульяновскнефть», «Нафта-Ульяновск» и ряд других ульяновских нефтяных активов. И началась война между ФПГ с Москвой — и регионом. Тогдашний губернатор области генерал Владимир Шаманов, разъяренный неподконтрольностью бизнеса «Северстали» (купившего к тому моменту главный автомобильный актив области УАЗ), решил пойти ва-банк, и забрать нефтяные активы в пользу региона. Он объявил о создании ГУП «Ульяновскоблнефть», куда должны были войти предприятия, акционером которых была к тому моменту «Славнефть». По сути, речь шла о деприватизации подразделений «Славнефти», что, конечно, команде Гуцериева понравиться никак не могло. Команда Шаманова даже успела вернуть 49% акций ульяновской «Нефтеразведки» через суд, но «Славнефть» все равно сохранила контроль над этой компанией (51%), а власти области в результате столкнулись с чиновниками из Минэнерго РФ. Пока шли позиционные региональные бои, Гуцериева неожиданно «ушли» из компании, сам бизнесмен умудрился перед уходом с поста передать контрольный пакет одной из добывающей компании собственным фирмам. Вернуть «Варьеганнефть» «Славнефти» не удалось, а Гуцериев начал строить собственную нефтяную империю, поочередно— с началом приватизации компании, выкупая у «Славнефти» те активы, которые под его руководством ею же и покупались. В 2003 году созданная им «Русснефть» выкупила ульяновские компании, в том числе «Ульяновскнефть». Несмотря ни на какие претензии губернатора Шаманова, под контролем у бизнесмена оказалось 90,5% акций компании, а также 75,5% УК СП «Нафта-Ульяновск», 58,13% УК «Ульяновскгеонефть», 51% УК «Нефтеразведка». «Русснефть» вышла в итоге на уровень добычи в 3 млн тонн. Сумма сделки не сообщалась, но на все ульяновские активы, а также удмуртскую «Белкамнефть» (см. наш материал о бизнес-поле Удмуртии), актив в ХМАО и Новосибирской области у Гуцериева могло уйти до 650 млн долларов. За «Нафта-Ульяновск», например, «Русснефть» заплатила 355,3 млн рублей. Позднее сам Гуцириев уверял, что сделки по приобретению ульяновских активов были «чистыми», и куплены они были за 70 млн долларов. Ульяновские активы давали «Русснефти» ежегодно 650 тыс. тонн нефти. К 2004 году выручка «Русснефти» ожидалась в размере 1 млрд долларов, добыть планировалось 10 млн тонн нефти (впрочем, на добычу в 1 млн тонн «Русснефть» вышла только в 2006 году). Гуцериев все покупал и покупал активы (даже выкупал бывшие активы ЮКОСа), когда в 2007 году Следком возбудил уголовное дело об уклонении от уплаты налогов в особо крупном размере. Главная атака пришлась на ульяновские компании: следователи уверяли, что ущерб от деятельности «Нафта-Ульяновск» составил 700 млн рублей, а «Ульяновскнефти» – около 2 млрд рублей. Заговорили о параллелях с делом Ходорковского, акции «Русснефти» арестовали, а Гуцериев сбежал в Лондон.

Вернулся в Россию он, заслужив прощение Дмитрия Медведева и Владимира Путина (именно им он чрезвычайно благодарен за то, что «разобрались в деле и восстановили справедливость»), через 3 года, когда на «Русснефть» уже облизывался Олег Дерипаска. Что это вообще было — никто не знает до сих пор. Ходят слухи, что Гуцириев поссорился с кем-то из высокопоставленных чиновников Кремля, но никто не знает точно ничего. По-видимому, чтобы разобраться с финансами, Гуцериев продал 49% «Русснефти» АФК «Система», которая (тоже непонятно почему) продала их через 3 года близким Гуцериева людям. С 2013 года единственный владелец «Русснефти» — Михаил Гуцериев. В 2016 году семья Гуцериева разместила на Московской бирже 20% обыкновенных акций «Русснефти» (или 15% уставного капитала) и привлекла в ходе IPO 32,4 млрд рублей. Сам же «Ульяновскнефть» на 60,36% принадлежит «Русснефти», 39,47% — владеет офшор Canopus Investments Limited/ В Ульяновской области в последние годы Гуцериев выделил 20 млн рублей на строительство Спасо-Вознесенского собора в Ульяновске (строить его начали в 1997 году, в кризисный 1998 год работы заморозили, вновь стройка стартовала в 2006 году) и финансировал команду «Нефтяник».

Топ-100 предприятий Ульяновской области
Наименование Вид деятельности/отрасль Собственник Выручка за 2016 г., руб. Выручка за 2015 г., руб.
1 УАЗ, ООО Производство автотранспортных средств СОЛЛЕРС, ПАО 100% 33.367.150.000,00 31.194.485.000,00
2 ГУЛЛИВЕР, АО Торговля розничная преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в неспециализированных магазинах Любченков Игорь Владимирович — 100% 14.553.288.000,00 9.564.625.000,00
3 АВИАКОМПАНИЯ ВОЛГА-ДНЕПР, ООО Перевозка воздушным грузовым транспортом, не подчиняющимся расписанию VOLGA-DNEPR LOGISTICS B.V. 98,82% Габриель Валерий Александрович 0,5%
Низков Виктор Иванович 0,4%
Ерхов Владимир Анатольевич 0,06%
Мироненко Сергей Валентинович 0,06%
Педан Сергей Дмитриевич 0,06%
Поболь Георгий Анатольевич 0,06%
Плешаков Александр Петрович 0,04%
13.537.073.000,00 17.264.668.000,00
4 ГАЗПРОМ МЕЖРЕГИОНГАЗ УЛЬЯНОВСК, ООО Распределение газообразного топлива по газораспределительным сетям ГАЗПРОМ, ПАО 90%, Сахаров Виктор Иванович -4%, Сахарова Зоя Семеновна — 4%, Суворова Галина Викторовна-2% 11.765.445.000,00 11.625.760.000,00
5 УЛЬЯНОВСКЭНЕРГО, ПАО Торговля электроэнергией TRIUMPH DEVELOPMENT LIMITED 24,43%, Тутушева Елена Вадимовна — 18,13% 11.214.501.000,00 10.674.946.000,00
6 УЛЬЯНОВСКНЕФТЕПРОДУКТ, АО Торговля розничная моторным топливом в специализированных магазинах НК РОСНЕФТЬ, ПАО 100% 8.972.598.000,00 8.027.087.000,00
7 УАЗ-АВТОКОМПОНЕНТ, ООО Производство электрического и электронного оборудования для автотранспортных средств СОЛЛЕРС, ПАО 100% 8.295.053.000,00 7.933.883.000,00
8 ИСУЗУ РУС, АО Производство автотранспортных средств ISUZU MOTORS LIMITED 74%, SOJITZ CORPORATION 26% 6.981.732.000,00 5.799.750.000,00
9 ЗАВОД ТРЕХСОСЕНСКИЙ, ООО Производство пива Родионов Михаил Юрьевич 100% 6.726.531.000,00 2.469.986.000,00
Сергей Афанасьев
Аналитика
комментарии 12

комментарии

  • Анонимно 12 сент
    Везде одни и те же фамилии. Как они надоели уже. Все наестся не могут.
    Ответить
  • Анонимно 12 сент
    А где в топ-100 авиационный завод "Авиастар-СП"?
    Ответить
    Анонимно 12 сент
    они не раскрывают отчетность свою уже давно и поэтому все там не понятно с ним
    Ответить
    Анонимно 12 сент
    А наши открывают отчетность? КВЗ?
    Ответить
  • Анонимно 12 сент
    У Волги-Днепр Боинги выведены в отдельную компанию AirBridge Cargo. Так что данные по числу самолетов правильные.
    Ответить
  • Анонимно 12 сент
    По Авиастару есть данные в сети, выручка за 2015 г. более 7,5 млрд. рублей. Хотя бы упомянуть его надо, все-таки.
    Ответить
  • Анонимно 12 сент
    Памятник Валере четкий.
    Ответить
  • Анонимно 12 сент
    Папа всю жизнь ездит на УАЗах, и знаете, машины раньше были намного были качественнее, хотя практически облик не поменялся
    Ответить
  • Анонимно 12 сент
    Объемная статья. редкость в Онлайн газетах
    Ответить
  • Анонимно 13 сент
    какая скукотища.
    Ответить
  • Чеберяк Татьяна 14 сент
    Очень длинная статья. Понятно: был хороший завод в СССР, а сейчас его просто угробили, при этом обогатились отдельные личности. Все , как везде.
    Ответить
  • Анонимно 21 сент
    Очень интересная и глубоко проработанная статья. Продолжайте в том же духе.
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии