Новости раздела

Когда Росстат остановил инфляцию: в Казани дорожают молоко и овощи

Статистики рапортуют о нулевой августовской инфляции в стране

Настоящей сенсацией и порцией позитива для россиян стало сообщение Росстата о том, что в августе впервые за пять лет инфляция в России оказалась равна нулю. Аналитическая служба «Реальное время», которая мониторит цены в казанских сетях, пришла к выводу, что держится этот «успех» на ценах на овощи. Также аналитики обнаружили, что есть признаки того, что сезонность скоро сойдет на нет и цены медленно, но верно поползут вверх.

Росстат: с августа цены перестали дорожать

На этой неделе Росстат опубликовал данные о годовой инфляции в России. Согласно этой информации, в августе 2016 года инфляция оказалась равна 0%. Это происходит в российской экономике впервые с октября 2011 года. По сравнению с августом 2015 года, по данным статистов, инфляция составила 6,9%, а по сравнению с началом 2016 года — 3,9%. Инфляция за август в годовом выражении снизилась с июльских 7,2% до 6,9%.

«Реальное время», напомним, с начала 2015 года анализирует стоимость продуктовой корзины. В результате анализа оказалось, что полученные нами данные несколько отличаются от опубликованных показателей официальной статистики, хотя, напомним, исследование мы проводим именно по методике Росстата. Таким образом, можно говорить, что ситуация с ценами в Казани несколько отличается от ситуации по России в целом.

Потребительская корзина подешевела на 4%

Согласно данным аналитической службы «Реального времени», средняя стоимость потребительской корзины в начале сентября составила 5107 рублей (от 4835 рублей в «Магните» до 5574 рублей в «Бахетле»). За год — в сравнении с началом сентября прошлого года — корзина в целом подорожала на 6%, что в целом соответствует данным Росстата. Тогда она стоила дешевле примерно на 300 рублей — 4825 рублей.

А вот за месяц средняя потребительская корзина, по данным аналитиков «Реального времени», даже подешевела на 4% — с 5294 (от 4930 до 5627) рублей. Росстат, напомним, говорит о нулевой инфляции, но не утверждает, что все продукты подешевели.

Динамика за год: разнонаправленные овощи и фрукты

В целом разные виды продуктов за год показали разнонаправленную динамику. Многие продукты подорожали гораздо значительнее, чем указанные 6%, в то же время определенные продукты даже подешевели. Всего же подорожавших за год продуктов оказалось 33 из 43.

Больше всего за год подорожали некоторые виды овощей и фруктов. Рекордсмен — укроп, подорожавший на три четверти — до 259 рублей. Немногим меньше — на 60% — подорожание и у бананов, которые сейчас можно купить за 64 рубля. Почти в полтора раза подорожали и лимоны — на 45%, до 195 рублей за килограмм. Почти так же за год подорожали и огурцы — на 42%, до 50 рублей.

Среди других значительно подорожавших продуктов — растительное масло, соль, груши, шоколад, капуста, горох (от 25 до 34%), сыр, чай, сливочное масло, макароны, лавровый лист, печенье, маргарин, черный перец, сметана, молоко, рис, сельдь (от 10 до 22%). Как можно заметить, значительно подорожали в основном некоторые виды фруктов и овощей. Представители этой же категория товаров, как мы увидим далее, окажутся и в списке наиболее подешевевших. Подорожали, кроме того, молочные продукты и бакалея.

Меньше, чем на 10% подорожали мясо — свинина и курица, батон (хлеб при этом даже подешевел), некоторые виды овощей — свекла, фасоль, лук, а также сахар, гречка и минтай. Говядина при этом абсолютно не изменилась в цене.

А вот подешевели за год всего девять продуктов. Немного, по сравнению с количеством продуктов, которые подорожали. Больше всего за год подешевел и без того недорогой овощ — морковь. Она снизилась в цене в два раза — до 26 рублей. Меньше подорожал другой овощ — картофель, на 21%. В этом сентябре он стоит в среднем 17 рублей за килограмм. Также на 20% подешевели яблоки — до 62 рублей, на 19% — апельсины, до 73 рублей. Также подешевели помидоры — на 15%, до 44 рублей.

Ситуацию с разнонаправленной динамикой фруктов и овощей комментирует Ирина Козий, генеральный директор информационного агентства FruitNews: «Сейчас изменения в ценах на овощи и фрукты в основном будут связаны с изменением валютного курса и с ограничениями на поставки турецкой продукции. Турция ведь все еще не открыта. Что касается укропа — скорее всего, увеличились цены на производство у местных производителей — это связано с закупкой оборудования и расходных материалов. По поводу огурцов у меня нет точных данных по росту стоимости — возможно, это локальные вещи в вашем регионе. Потому что Росстат, вроде бы, не дает таких показателей. Но вообще одним из дешевых поставщиков продукции была Турция, которая сейчас закрыта, а местные компании могли поднять цены, потому что меньше конкуренции.

Стоимость бананов достаточно часто изменяется в течение года. Бананы могли подорожать только из-за валютного курса, потому что если мы смотрим сентябрь, то каких-то глобальных колебаний не должно быть.

Что касается овощей и фруктов, которые подешевели, то это должно быть связано с урожаем внутри страны. Картофель очень сильно дешевел в конце прошлой осени и до весны, потом был летний рост, связанный с переходом на картофель свежего урожая. По идее, сейчас цена должна быть немного выше, чем прошлогодняя в том же сезоне. Хотя основной объем еще не собрали, пока собрано меньше половины урожая. Посчитать объемы урожая в этом году мы сможем только тогда, когда его более-менее соберут. В принципе, по слухам, посадили немного меньше, чем в прошлом году — часть компаний ушла с рынка. Слишком большой урожай картофель для сельхозпроизводителя, в общем-то, невыгоден — получается очень низкая цена. В прошлом году многие хозяйства продавали картофель по цене ниже себестоимости, с учетом хранения. Те, кто посчитал это невыгодным, они или сократили поставки, или ушли с рынка. Кроме того, во многих регионах была неблагоприятная ситуация с урожаем.

Апельсины сейчас в основном из южного полушария — ЮАР. Турецкий сезон начнется поздней осенью. Сейчас — то, что осталось от летних поставок. Очень сильно меняется стоимость в зависимости от конкретной поставки, урожая и региона. По апельсинам сейчас низкий сезон, объем апельсинов очень незначительный. Соответственно — чем меньше объем, тем больше влияют на цену малозначительные факторы. В Южной Африке сокращались объемы поставок на российский рынок, потому что для российских потребителей цена оказывалась достаточно высокой. Может быть, какие-то компании могли пойти навстречу — но это просто предположение. Вообще, обычно в этот сезон бананы и апельсины показывают одинаковую тенденцию, ситуация в этом году нестандартна».

Динамика за месяц: подорожание молока и огурцов

Более радужной кажется показатель инфляции, если сравнить нынешние цены с показателем начала августа. За месяц лишь 17 товаров в казанских магазинах подорожали, в то время как 22 товара подешевели. Еще четыре товара не изменились в цене.

Что примечательно — то, насколько подорожали товары, оказалось меньшим, чем то, насколько снизились цены на подешевевшие товары. Наиболее подорожавшими оказались огурцы, поднявшиеся в стоимость почти в полтора раза, с 33 до 49 рублей. Также повысились в цене апельсины — на 30%, с 56 до 73 рублей.

За месяц подорожали бакалейные товары — крупы и приправы: макароны и соль — на 8%, горох, мука и лавровый лист — на 7%, чай практически не изменился в цене, подорожав на 1%. Немного повысилась и цена на хлеб: батон увеличился в цене на 4%, сельский — на 2%. Также подорожали яйца — на 5%, маргарин — на 3%. Не изменились цены на сахар, молоко, говядину и квашенную капусту.

Из тенденций — можно заметить, что начали дорожать молочные продукты. Сметана, к примеру, подорожала на 10%, масло — на 8%, сыр — на 5%. Денис Шишканов, руководитель департамента по связям с общественностью УК «Просто молоко», объясняет рост цен на молоко и молочные продукты ростом цен на сырье: по его словам, стоимость продукции молокопроизводителей напрямую зависит от цен на сырье, из которого производится продукция, а сырье растет в цене.

Более подробно объясняет ситуацию директор департамента по связям с общественностью и государственными органами Национального союза производителей молока «СОЮЗМОЛОКО» Мария Жебит: «На рынке пищевых молочных продуктов отмечается общее повышение ценовых уровней как в промышленном сегменте, так и в рознице. Темпы роста цен при этом сравнительно небольшие. Нехватка сырого молока и сравнительно низкие темпы снижения цен на него (результат ожидаемых интервенций) подталкивает ценовые индексы вверх, перерабатывающие предприятия пытаются компенсировать затраты, связанные с закупкой более дорогостоящего сырья.

В то же время ограниченный платежеспособный спрос и высокая ценовая конкуренция с импортируемой молочной продукцией, а также борьба за покупателя при отмечаемых фактах восстановления спроса на молочную продукцию со стороны населения сдерживают темпы роста розничных цен. Снижение потребительского спроса на молокоемкие продукты в 2015 году и увеличение импортных поставок молочной продукции в I полугодии 2016 года сдерживают повышение цен. Однако в условиях повышения себестоимости производства из-за девальвации национальной валюты (оборудование является преимущественно импортным) недобросовестные производители молочных продуктов пытаются снизить себестоимость производства путем замещения молочных жиров дешевеющими растительными (пальмовое масло), в результате чего на рынке сохраняется некоторая доля фальсифицированной продукции и обостряется ценовая конкуренция», — говорит она.

В то же время, комментируя более значительный рост цен именно на молочные продукты, а не на само молоко, Мария Жебит говорит, что питьевое молоко является товаром повседневного спроса для значительной части населения страны, а молокоперерабатывающие предприятия не получают значительной прибыли от его реализации, так как добавленная стоимость при его производстве минимальна. «В этой связи повышение цен на питьевое молоко, как правило, является умеренным и обуславливается инфляционными процессами», — поясняет она.

Что касается других продуктов, то цены промышленных производителей на сливочное масло в июле сменили ценовой тренд на фоне низких объемов июньского импорта, ожидаемого повышения цен на импортную продукцию в результате повышения мировых цен на сливочное масло и более низких объемов внутреннего производства (-3,1% в сравнении с I полугодием 2015 года).

«В результате сливочное масло подорожало у производителей сразу на 2,6% за месяц, цена на него составила 262,8 руб./кг (+7,7% за год). Наибольшее повышение цен отмечено в регионах Приволжского (+4,3% в среднем по округу) и Сибирского (+5,9%) федеральных округов. Это дало прирост цены в розничном сегменте на 0,6% в среднем по России, до 412,2 руб./кг (+6,9% за год). Цены на маргарины в июле продолжили повышаться: у производителей — на 2,1% (до 52,5 руб./кг), в рознице — на 0,5%, до 121,9 руб./кг», — говорит Мария Жебит из «СОЮЗМОЛОКО».


Большая часть из подешевевших за месяц продуктов — овощи и фрукты. Так, к этой категории относится рекордсмен по снижению цены — свекла, которая подешевела более, чем в два раза — с 43 до 19 рублей за килограмм. Помимо этого, на 36% подешевели помидоры — с 69 до 43 рублей, картофель — на треть, с 25 до 17 рублей.

Среди других подешевевших овощей и фруктов — лук (цена снизилась на 29%), капуста (на 25%), яблоки (на 24%), морковь (на 22%), болгарский перец (на 21%), укроп (на 20%). Чуть меньше подешевела фасоль — на 9%, бананы — на 4%, лимоны и груши — на 3%.

Помимо овощей и фруктов, за месяц снизились цены на печенье (9%) и шоколад (6%), рис и гречку (7% и 8%, соответственно), молотый перец (2%), свинину и творог (6%). Также подешевела рыба — и минтай, и сельдь — на 2%.

Динамика изменения товаров из потребительской корзины за год и месяц
Наименование товара / Средняя цена по магазинам за кг. Изменение за год Изменение за месяц 05.09.2016 05.08.2016 05.09.2015
Укроп 74% -20% 259,93 323,03 149,65
Бананы 60% -4% 63,65 66,48 39,88
Лимоны 45% -3% 194,80 201,58 134,63
Огурцы свежие 42% 49% 49,16 32,94 34,55
Масло растительное 34% 3% 116,95 113,56 87,41
Соль (мелкая) 31% 8% 10,64 9,89 8,11
Груши Конференц 29% -3% 151,85 156,85 117,56
Конфеты (шоколад) 28% -6% 713,19 762,41 555,56
Капуста свежая (качан) 26% -25% 18,05 24,00 14,35
Максим Матвеев, аналитическая служба "Реального времени"
Аналитика

Новости партнеров