Рынок грузоперевозок: нефтепроводы как главный транспорт Татарстана
По объему грузоперевозок Татарстан занимает лишь 4-е место в ПФО, но по грузообороту — лидер. К такому выводу пришла аналитическая служба «Реального времени», изучив рынок грузовых перевозок республики. Как выяснилось, после гибели «Булгарии» в Татарстане сразу и резко просели объемы речных грузоперевозок, но одновременно вырос речной грузооборот.
«Булгария» и отрицательная динамика речных грузоперевозок в Татарстане
К сожалению, данных по 2014 году у Татарстанстата нет, и нам приходится оперировать показателями 2009-2013 годов. Но даже судя по ним, все равно можно представить какие-то общие очертания рынка грузоперевозок. Так, обращают на себя внимание катастрофические показатели по внутренним водным перевозкам, причем рухнули эти показатели на следующий год после известного события (крушения «Булгарии»). Если в 2011 году объем грузоперевозок внутриводным транспортом в Татарстане составил 18,2 млн тонн, показав рост к предыдущему году более чем в 2 раза — то в 2012 году он упал на 31,88% и составил всего 13,8 млн тонн (вследствие, видимо, ужесточения госрегулирования в этой отрасли), а к 2013 году рухнул еще на 22,46%, и объем грузоперевозок внутриводным транспортом составил уже всего 10,7 млн.
Главный транспорт РФ — автомобили, главный транспорт РТ — нефтепроводы
По остальным видам транспорта темпы также неутешительные. Так, железнодорожный рос в продолжении почти 5 лет с 2009 года, достигнув к 2012 году цифры в 16,3 млн тонн (плюс 31,9% к 2012 году), однако в следующем году объем упал на 3,68% до 15,7 млн тонн. Ситуация с автомобильными перевозками повторяет картину с железными дорогами: рост до 2011 года (111,9 млн тонн) и затем падение (в 2012-м — 105,9 млн тонн, в 2013-м — 104,6 млн тонн). Единственный вид транспорта, чувствующий себя в РТ более-менее стабильно — по понятным «нефтяным» причинам — это трубопроводы. Однако и они не демонстрировали в последние годы позитивной динамики: разве что рост на какие-то доли процента. Объем грузоперевозок с 2009 по 2013 годы по нефтепроводам в итоге почти не изменился: как составлял примерно 29,5-29,6 млн тонн в 2009 году, так и составляет по итогам 2013 года. Высокие показатели трубопроводов объясняются в РТ, конечно, сырьевым характером татарстанского экспорта.
Объем грузоперевозок в Татарстане по видам транспорта, млн тонн
2009 | 2010 | в % к предыдущему | 2011 | % к предыдущему | 2012 | в % к предыдущему | 2013 | в % к предыдущему | |
Транспорт — всего | 146,1 | 142,2 | -2,67 | 171 | 20,25 | 165,4 | -3,39 | 160,5 | -2,96 |
в том числе: | |||||||||
железнодорожный | 9,4 | 10 | 6,38 | 11,1 | 11,00 | 16,3 | 31,90 | 15,7 | -3,68 |
трубопроводный (нефтепроводы) | 29,6 | 29 | -2,03 | 29,2 | 0,69 | 29,4 | 0,68 | 29,5 | 0,34 |
внутренний водный | 7,5 | 8,7 | 16,00 | 18,2 | 109,20 | 13,8 | -31,88 | 10,7 | -22,46 |
автомобильный | 99,6 | 94,5 | -5,12 | 111,9 | 18,41 | 105,9 | -5,67 | 104,6 | -1,23 |
в том числе транспортом общего пользования | 27,2 | 21,8 | -19,85 | 23,2 | 6,42 | 24,9 | 6,83 | 23,7 | -4,82 |
Тем не менее грузооборот автотранспорта в Татарстане медленно, но растет
Данные по грузообороту позволяют делать какие-то выводы по воздушному транспорту в РТ (в таблице Татарстанстата по грузоперевозкам «самолетов» нет). И они, если им верить, впечатляющие. Только в 2012 году грузооборот воздушного транспорта продемонстрировал темпы, близкие к нулевым, и до и после — он рос. В 2010 году — на 27,5% (до 171,5 млн тонн км), в 2011 на 14,8% (до 196,9 млн тонн км), в 2013 — сразу на 23,7% (до 251,2 млн тонн км). Впрочем, общая доля на рынке грузоперевозок у воздушного транспорта в Татарстане также невелика, как и в целом по России: по итогам 2013 года она составила 0,13%. Недостижимыми, и не только для воздушного вида транспорта, но и для всех остальных (в т.ч. автомобильного) являются цифры грузооборота трубопроводов: 145,8 млрд тонно-километров. Что в Татарстане объясняется, наверняка, и протяженностью путей, что учитывается при расчете грузооборота. Для сравнения по железнодорожному транспорту грузооборот в РТ составляет 29,8 млрд, автомобильному — 6,4. Однако, если по объему грузоперевозок динамика по автомобильному транспорту нестабильна и год за годом демонстрирует скачки (а с 2011 по 2013 год просто падает), то по грузообороту она медленно, но растет: с 2009 по 2013 год грузооборот здесь вырос с 4,9 млрд тонно-километров до 6,4 млрд. В отличие от железнодорожного транспорта, где показатели падают, как по объему грузоперевозок, так и по грузообороту (правда, падение началось не в 2011, а в 2012 году).
«Относительность» цифр по грузообороту речного транспорта РТ
Впрочем, данные по грузообороту в Татарстане как воздушного транспорта, так внутриводного (последний после краха «Булгарии» взлетел с 1,26 млрд тонно-километров до 4 млрд), вряд ли могут радовать специалистов. Так, например, эксперты того же рынка воздушного транспорта полагают, что «российский рынок пока идет против мировых тенденций в силу доминирования на нем одного грузового перевозчика, тогда как у подавляющего числа остальных авиакомпаний наблюдается «общемировая» тенденция к снижению грузооборота». Соответственно, можно предположить, что в силу уменьшения числа судов на Волге и Каме после ужесточения госрегулирования (да и общей изношенности судов — газета «Реальное время» уже писала о положении этого рынка применительно к сфере туризма) грузооборот на оставшихся может показывать и не такие фокусы.
Грузооборот в Татарстане по видам транспорта, млн тонно-километров
2009 | 2010 | в % к предыдущему | 2011 | в % к предыдущему | 2012 | в % к предыдущему | 2013 | в % к предыдущему | |
Транспорт — всего | 190247,5 | 189966,6 | -0,145 | 191716,9 | 0,92 | 195077 | 0,02 | 186494,6 | -4,4 |
в том числе: | |||||||||
железнодорожный | 26020,7 | 29150,7 | 12,03 | 30726,5 | 5,4 | 31965,4 | 0,04 | 29891 | -6,49 |
трубопроводный (нефтепроводы) | 157140,5 | 153633,5 | -2,23 | 152972 | -0,43 | 152710,8 | -0,001 | 145893,4 | -4,46 |
внутренний водный | 1989,9 | 1260,8 | -36,64 | 1572 | 24,68 | 3885,6 | 1,47 | 4059,3 | 4,47 |
автомобильный | 4961,9 | 5750,1 | 15,89 | 6249,5 | 8,69 | 6312,1 | 0,01 | 6399,7 | 1,39 |
в том числе транспортом общего пользования | 2184,4 | 2416,8 | 10,649 | 2983,6 | 23,45 | 2902 | -0,03 | 3128,8 | 7,81 |
воздушный | 134,5 | 171,5 | 27,51 | 196,9 | 14,81 | 203,1 | 0,03 | 251,2 | 23,68 |
По объему грузоперевозок автомобилями РТ — в четверке, по грузообороту — в лидерах. Почему?
Если взглянуть на ситуацию с автотранспортными перевозками в ПФО по итогам 2014 года (в отличие от Татарстанстата у Росстата данные по РТ за прошлый год имеются), то окажется, что по их объему Татарстан не в тройке лидеров, занимает лишь четвертое место: 43,6 млн тонн (с ростом 2,37% к предыдущему году). Лучше всего обстоят дела в Самарской области — 75,3 млн тонн, Марий Эл — 63 млн тонн и Пензенской области — 50 млн тонн. Однако, за исключением Марий Эл, по Самаре и Пензе динамика отрицательная: регионы просели на 13,28% и 19,48% соответственно. Татарстан же, продемонстрировав те же отрицательные темпы в 2012 и 2013 годах, в прошлом году чуть-чуть подрос. Впрочем, в любом случае доля РТ даже в совокупном объеме автотранспортных грузоперевозок ПФО невелика и составляет лишь 10,9% (у Самары, Марий Эл и Пензы — 18,8%, 15,8% и 12,5% соответственно), а в разрезе общероссийских показателей и вообще незначительна: 0,8%. Доля же всего ПФО в российском объеме грузоперевозок составляет чуть более 7%. Надо, однако, иметь в виду, что доля всей РФ включает оценку деятельности субъектов малого предпринимательства; по субъектам РФ данные — без оценки деятельности малых и микропредприятий.
Объем автомобильных грузоперевозок в России и регионах Приволжского федерального округа, млн тонн
2012 | в % к предыдущему году | 2013 | в % к предыдущему году | 2014 | в % к предыдущему году | |
Российская Федерация | 5841,6 | 3,2 | 5635,3 | -3,5 | 5416,7 | -3,88 |
Приволжский федеральный округ | 432 | 5,9 | 420,2 | -2,7 | 399 | -5,04 |
Самарская область | 88,1 | -1,1 | 86,8 | -1,5 | 75,3 | -13,28 |
Республика Марий Эл | 62,2 | 22,3 | 62,3 | 0,1 | 63 | 1,15 |
Пензенская область | 68,7 | 33,3 | 61,9 | -9,9 | 49,9 | -19,48 |
Республика Татарстан (Татарстан) | 49 | -7,2 | 42,6 | -13,2 | 43,6 | 2,37 |
Ульяновская область | 27,1 | -9,6 | 29,4 | 8,3 | 31,8 | 8,45 |
Кировская область | 25 | 15,7 | 28,6 | 14,5 | 24,7 | -13,84 |
Республика Башкортостан | 19,4 | 1,6 | 20,2 | 3,9 | 22,9 | 13,68 |
Удмуртская Республика | 19 | -4,5 | 17,7 | -6,7 | 16,3 | -8 |
Оренбургская область | 16 | -16 | 14 | -12,7 | 14,7 | 5,64 |
Пермский край | 15,9 | 6,2 | 14,5 | -8,8 | 14,1 | -2,66 |
Саратовская область | 14,1 | -4,2 | 12,3 | -12,6 | 13 | 6,02 |
Республика Мордовия | 11 | 6,6 | 13,7 | 24,1 | 13 | -5,23 |
Чувашская Республика — Чувашия | 9,1 | 15,5 | 9,5 | 4,3 | 8,8 | -7,15 |
Нижегородская область | 7,5 | 19 | 6,9 | -7,2 | 8 | 15,45 |
По картине грузооборота ситуация в случае с Татарстаном получше: он лидер по грузообороту — 5,1 млрд тонно-километров (с падением к 2013 году на 4,91%), причем с большим отрывом: показатели Самары и Башкортостана соответственно 3,9 и 3,4 млрд тонно-километров. Чтобы примерно представлять, о чем это говорит, надо знать, что тонно-километр показывает груз массой в одну тонну, который перевозится на расстояние один километр. Чтобы посчитать показатель тонно-километра, необходимо перемножить вес груза на пробег автомобиля, доставляющего товар. (К примеру, грузовой автомобиль перевез 5 тонн груза на расстояние 300 километров: показатель равен 1500 тонно-километров). При этом на показатель грузооборота влияние оказывает и тип дорог, по которым перевозится груз. Учитывая, что сегодня в России три типа дорог: с односторонним движением и твердым покрытием; с твердым покрытием и двухсторонним движением; и грунтовые дороги — скорость перевозки грузов по дорогам 1-го типа будет намного выше скорости перемещения по грунтовым. Разницу между показателями объема грузоперевозок и грузооборота по автотранспорту в Татарстане можно показать на самом деле примерно также, как эксперты объясняют разрыв между объемом и грузооборотом морского транспорта в целом по стране (см. предыдущий наш материал) — только там загрузка растет, а грузооборот падает, следовательно, сократились расстояния перевозок. В Татарстане ситуация обратная, что можно объяснить относительно неплохим качеством основных транспортных магистралей, но и увеличивающимися расстояниями, на которые груз отправляют автотранспортными средствами. Та же Марий Эл, занимающая второе место по объему грузоперевозок, имеет относительно ничтожный грузооборот в 674 млн тонно-километров, замыкая рейтинг ПФО.
Грузооборот автомобильных грузоперевозок в регионах Приволжского федерального округа, млн тонно-километров
2012 | в % к предыдущему году | 2013 | в % к предыдущему году | 2014 | в % к предыдущему году | |
Российская Федерация | 248862 | 11,69 | 250054 | 0,48 | 246925 | -1,25 |
Приволжский федеральный округ | 33933 | 10,1 | 32019 | -5,64 | 31242 | -2,43 |
Республика Татарстан (Татарстан) | 5301 | 2,78 | 5361 | 1,13 | 5098 | -4,91 |
Самарская область | 5392 | -6,93 | 3939 | -26,95 | 3912 | -0,69 |
Республика Башкортостан | 3431 | 19,32 | 3609 | 5,19 | 3443 | -4,60 |
Пермский край | 3273 | 8,81 | 3073 | -6,11 | 2857 | -7,03 |
Нижегородская область | 2430 | -3,98 | 2547 | 4,81 | 2398 | -5,85 |
Саратовская область | 2344 | 8,23 | 2203 | -6,02 | 2146 | -2,59 |
Ульяновская область | 2138 | 4,08 | 2126 | -0,56 | 2133 | 0,33 |
Пензенская область | 1387 | 25,04 | 1685 | 21,49 | 1806 | 7,18 |
Удмуртская Республика | 1094 | 44,02 | 1706 | 55,94 | 1764 | 3,40 |
Оренбургская область | 1358 | 3,97 | 1184 | -12,81 | 1376 | 16,22 |
Кировская область | 1742 | 7,17 | 1408 | -19,17 | 1374 | -2,41 |
Республика Мордовия | 2353 | 91,07 | 1667 | -29,15 | 1357 | -18,60 |
Чувашская Республика — Чувашия | 902 | 33,69 | 857 | -4,99 | 906 | 5,72 |
Республика Марий Эл | 787 | 49,51 | 651 | -17,28 | 674 | 3,53 |
Прогноз по 2015 году для автомобильных перевозчиков неоптимистический
Впрочем, уже известны данные по 3 кварталу 2015 года, во всяком случае по РТ (данные Татарстанстата без учета малых предприятий автомобильного транспорта и оценки объемов работы, выполненной предпринимателями, занимающимися коммерческими грузоперевозкам), — это 2,4 млрд тонно-километров, а это лишь 38,1% от общего грузооборота за 2014 год. Можно, конечно, предположить, что малые предприятия доберут оставшееся, когда их посчитают, однако в отрасли в целом по стране уже озвучиваются пессимистические оценки по автомобильным грузоперевозкам в этом году. Снижение грузооборота в первом квартале уже составило 6,5%, а по прогнозам МЭР РФ к концу 2015 года падение составит 3,7%. Объясняется это тем, что треть затрат перевозок автомобильным транспортом –это статьи, привязанные к валюте (в начале года там произошел двукратный рост по понятным причинам), и стоимость перевозок выросла на треть. Рост тарифов и конкуренции при одновременном падении грузооборота может довольно сильно ударить по картине с перевозками этим видом транспорта в Татарстане.
По объему грузоперевозок железнодорожным транспортом Татарстан не то, что не в лидерах, а и вовсе занимает 8 место в рейтинге ПФО с показателем в 6,2 млн тонн и почти нулевой динамикой роста. Для сравнения, объем Ульяновска — 42 млн, Саратовской области — 36,5 млн, Нижегородской — 31,5 млн. Показательно, что если почти по всем регионам ПФО в автомобильном виде грузоперевозок произошел спад относительно 2013 года, то по железным дорогам ситуация все же стабильная.
Объем грузоперевозок железнодорожным транспортом общего пользования в РФ и по регионам ПФО, тыс. тонн
2012 | в % к предыдущему году | 2013 | в % к предыдущему году | 2014 | в % к предыдущему году | |
Российская Федерация | 1421127 | 3,00 | 1381236 | -2,81 | 1375439 | -0,42 |
Приволжский федеральный округ | 199939 | 3,00 | 192823 | -3,56 | 200602 | 4,03 |
Ульяновская область | 38871 | -3,00 | 38976 | 0,27 | 42173 | 8,20 |
Саратовская область | 37653 | 7,00 | 35202 | -6,51 | 36588 | 3,94 |
Нижегородская область | 30531 | 4,00 | 30121 | -1,34 | 31465 | 4,46 |
Республика Башкортостан | 23026 | -1,00 | 23678 | 2,83 | 23942 | 1,11 |
Самарская область | 16944 | -9,00 | 16586 | -2,11 | 17008 | 2,54 |
Удмуртская Республика | 16329 | 28,00 | 15691 | -3,91 | 15717 | 0,17 |
Чувашская Республика — Чувашия | 14632 | 5,00 | 13683 | -6,49 | 14485 | 5,86 |
Республика Татарстан (Татарстан) | 6682 | -5,00 | 6262 | -6,29 | 6274 | 0,19 |
Кировская область | 4063 | 8,00 | 3641 | -10,39 | 3491 | -4,12 |
Пензенская область | 3346 | 7,00 | 3209 | -4,09 | 2964 | -7,63 |
Республика Марий Эл | 4012 | -7,00 | 2907 | -27,54 | 2746 | -5,54 |
Пермский край | 1300 | 11,00 | 1323 | 1,77 | 1826 | 38,02 |
Республика Мордовия | 1599 | -1,00 | 673 | -57,91 | 1114 | 65,53 |
Оренбургская область | 951 | -4,00 | 871 | -8,41 | 809 | -7,12 |
Обобщенных данных по воздушным перевозкам в ПФО в разрезе регионов нет, зато есть данные Единой межведомственной информационно-статистической системы, согласно которым Татарстан занимает третье место по… объему перевезенной на воздушном транспорте почты в 2014 году: 61,6 тонны. При этом показатель даже вырос по сравнению с 2013 годом аж на 42%.
Перевезено почты воздушным транспортом всего, тонн | ||
2013 | 2014 | |
Пермский край | 104,3 | 97,8 |
Республика Башкортостан | 84,6 | 89,2 |
Республика Татарстан | 43,4 | 61,6 |
Удмуртская республика | 47,3 | 41,2 |
Оренбургская область | 16,9 | 33,1 |
Самарская область | 32,7 | 32,5 |
Саратовская область | 24 | 8,5 |
Чувашская республика | 2,4 | 3,5 |
Ульяновская область | 0,2 | 0,2 |
Кировская область | 0 | 0 |
Нижегородская область | 0 | 0 |
Пензенская область | 0 | 0 |
Республика Марий Эл | 0 | 0 |
Республика Мордовия | 0 | 0 |
Часть 1. Рынок грузоперевозок: точка роста повисла в воздухе
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.