Новости

13:34 МСК
Все новости

«Когда я слышу о разгрузке центра Казани, моя рука тянется к пистолету»

«Когда я слышу о разгрузке центра Казани, моя рука тянется к пистолету» Фото: Роман Хасаев

Тимур Ямашев, активист общественного движения «Казанцы за общественный транспорт», специально для «Реального времени» подготовил авторскую колонку об идее перенести и разгрузить деловой центр Казани. Автор считает, что идея перенести акцент в развитии города на окраины опасна и губительна.


Зачем нужен центр жителям?

Перефразируя известное высказывание, можно сказать: «Когда я слышу о разгрузке центра Казани, моя рука тянется к пистолету». В последнее время все чаще можно слышать о том, что наш центр перегружен и надо выносить офисы и госучреждения на окраины. Эта точка зрения ошибочна и даже вредна, поэтому в данной статье я постараюсь подробно раскрыть, почему.

Казалось бы, как связаны между собой школьная геометрия и градостроительство. Особой связи нет, ответят многие, и наверняка в их числе будут чиновники и архитекторы города. На самом деле, связь есть, и про эту связь хотелось бы упомянуть. Для начала мы используем простенькую модель города радиусом 1 км:

Рис. 1. Схематическая модель города.

Синие точки — это окраинные жилмассивы. Пускай в каждом из них живет 1000 человек. Красная точка — это место, куда наши жители ездят каждый день: работа, учеба и т. д. В первом случае, если красная точка расположена в геометрическом центре между жилмассивами, наши жители в сумме будут проезжать 3 х 1 000 = 3 000 км туда и столько же обратно, итого 6 000 км. Если наша «рабочая» точка сместится на полкилометра, то любой старшеклассник подсчитает, что жители нижних синих точек будут удалены от нее на 1,323 км. Таким образом, во втором случае жители города за день будут проезжать 3,15 х 100 х 2 = 6 300 км. В третьем случае жители города будут суммарно проезжать 6 900 км. Казалось бы, прирост ощутимый, но не принципиальный, не в разы. А в разы и не надо: город, испытывающий проблемы с транспортной ситуацией, даже при росте нагрузки на 10% может встать намертво. А главный вывод, который нужно сделать из этого абстрактного примера: активно используемая людьми недвижимость должна находиться как можно ближе к географическому центру города.

Наиболее интенсивно используемые типы недвижимости убывают в следующем порядке: вузы > торговля и общепит > офисы > жилье > склады и заводы. Поэтому с транспортной точки зрения нужно в центре размещать вузы, кафе и магазины, офисы. Далее на периферии должны быть «спальные» районы, а на самой окраине — складские помещения и крупные заводы.

Зачем нужен центр бизнесу?

Многие сейчас считают, что урбанистика — это просто либо забава хипстеров, либо такой раздел архитектуры. На самом деле урбанистика выросла как раздел экономической географии. Потому что в свое время экономисты задумались, как надо обустраивать город так, чтобы его экономика развивалась быстрее и устойчивее. Поэтому взглянем на предыдущий раздел не с точки зрения жителей (синих точек на рис. 1), а с точки зрения бизнеса (красной точки). Очевидно, что бизнесу выгоднее всего быть максимально близко к клиентам. Поэтому, если предприятие позиционирует себя как общегородское предприятие, то оно будет стремиться в центр. Чем дальше офис будет от центра, тем дальше он будет от среднестатистического жителя. Естественно, чем ты дальше, чем меньше у тебя клиентов, тем хуже идет бизнес.

Переходя от теоретической окружности к реальному городу, нужно отметить, что максимально близкая к населению Казани точка находится в районе ул. Вишневского. Но в первом приближении мы можем считать исторической центр также и географическим центром. На рис. 2 показано, как меняется среднее расстояние до казанца с удалением офиса от центра.

Рис. 2. Изолинии доступности разных точек Казани

Все, что находится внутри оранжевого восьмиугольника, лежит в зоне средней поездки менее 5,5 км. По идее, это самая ценная и лакомая зона. Остальными цветными линиями выделены зоны 6, 6,5, 7 и 7,5 км. Как видим, Московский и Ново-Савиновский районы имеют преимущество в доступности по сравнению с районами Горок и Азино.

Еще одна доступность для бизнеса, которую необходимо иметь в виду, — это компактное расположение коллег и партнеров, а такая тесная связь создает синергию даже сейчас, а будущее без этого и вовсе невозможно. Сейчас мы находимся в начале очередной технологической революции, которая передоверяет роботам всю рутинную и монотонную работу. По окончании такой революции людям останутся преимущественно творческие профессии, причем сконцентрированы они будут в больших городах. Те города, которые сейчас создадут удобные деловые центры, станут доминирующими в XXI веке.

Каким должен стать центр Казани?

1. Он должен быть единственным. Предложение о создании новых деловых центров на периферии Казани в данный момент неактуально. В классической научной работе профессора Университета Иллинойса Даниэля МакМиллена доказано, что формирование второго делового центра имеет смысл только при населении города более 2,68 млн человек, а третьего центра — при населении более 6,74 миллиона. На второй деловой центр Казани банально не хватает размеров. Даже если посмотреть на нынешний центр города, то видно, что он не перегружен, а, наоборот, недозагружен. Можно сравнить, как выглядят из космоса центральные части Хельсинки, Стокгольма и Дублина — городов, максимально близких по размеру и климату.

Центр Казани Центр Хельсинки Центр Стокгольма Центр Дублина
1/4
  • Центр Казани
  • Центр Хельсинки
  • Центр Стокгольма
  • Центр Дублина

Рис. 3. Центры Казани, Хельсинки, Стокгольма и Дублина.

В глаза бросается очень низкая плотность застройки в казанском центре. Не говоря уже о том, что у многих исторических зданий приведены в порядок лишь фасады, а внутри помещения пустуют. То есть у центра есть колоссальный резерв по жилью и офисным помещениям.

2. Упор в развитии центра должен быть на общественный транспорт и, прежде всего, метро. Транспортная проблема в центре Казани вызвана не тем, что люди работают и учатся. Условно говоря, если перенести КФУ в Дербышки, а КХТИ в Азино, то у казанских студентов появится только больше желания пересесть с автобуса на свою машину. Источник транспортной проблемы — избыточное автомобилепользование: 60% казанцев работоспособного возраста используют автомобиль для ежедневных нужд против 25—40% в наиболее развитых городах Европы и Азии. Очевидно, что для исправления дисбаланса между личным и общественным транспортом нужны серьезные меры по развитию общественного транспорта и пешеходной среды. Уже сейчас очевидно, что в центре Казани не хватает нескольких станций метро. Какие преимущества есть у метро перед остальными видами транспорта? Это способность перевозить максимальные потоки людей, а в Казани максимальные потоки именно в центр и из центра. Метро не создает нагрузку на уличную дорожную сеть, а ведь именно в центре самая большая нехватка земли. Метро — это экологичный электротранспорт, а именно в центре Казани почти ежедневно наблюдается превышение ПДК вредных выбросов. Казалось бы, очевидно, что новые ветки нужно вести в центр, как это делают во всем мире. К сожалению, «Казгражданпроект» взял за основу схему развития, пролоббированную самими метростроевцами. В этой схеме отдается предпочтение удобному строительству на окраинах. По сути, в центр придет лишь четвертая линия метро, да и то строительство придется вести из спальных районов.

Что же с другими районами?

Нежелательность создания новых центров города не означает, что остальные районы должны быть только «спальниками». Напротив, в каждом районе или даже микрорайоне должны быть функции центра. Но соответствующие заведения должны быть не общегородского, а местного значения. Подобное разделение четко прописано в философии под названием «Новый локализм», которая сейчас бурно и успешно овладевает западными городами. Суть нового локализма заключается в передаче большого количества функций на самый нижний уровень самоуправления. В результате избиратели городских органов власти перед выборами видят не абстрактные лозунги от неизвестных кандидатов, а реальные программы — каким кандидаты видят каждый конкретный двор. Как итог — большая вовлеченность избирателей и более прозрачная власть. Было бы здорово, если бы Казань первой в России попробовала данную философию.

Тимур Ямашев
Общество Инфраструктура
комментарии 53

комментарии

  • Анонимно 28 сент
    Я за то, чтобы разгрузить центр от офисов и госслужащих. Слишком много их расплодилось в последние годы.
    Ответить
    Анонимно 28 сент
    Сами на заводе работаете, и детей туда же после школы отправили?
    Ответить
  • Анонимно 28 сент
    Да кому нужен этот центр. Принципиально не езжу туда, где нет парковки. Мне не нужны не услуги салонов, куда надо ехать с пересадками, ни магазины и рестораны и торговые центры, и тем более партнеры, которые не озаботились парковкой для клиентов. А в гос учреждения можно через гос услуги обращаться и прлучать ответ в электронном виде. Так что центр это мертвое болото!
    Ответить
    Анонимно 28 сент
    В центре полно платных парковок, так что вопрос в 50 рублях.
    Ответить
    Анонимно 28 сент
    Хах, так и представил, как человека позвали друзья отмечать в ресторан в центре. А он не поехал, потому что принципиально 50 рублей))
    Ответить
    Анонимно 28 сент
    Я не понял, Тимур несколькими постами ранее писал, что метро зло, сейчас пишет, что нужно больше его строить. Согласен, что трассировка новой линии - это кошмар, нужно вести в центр либо через Азино, либо через Квартал, но как прокомментируете несоответсвие?
    Ответить
    Анонимно 28 сент
    Я нигде не писал, что метро зло. Метро это отлично, но у нас нет денег на него.
    Ответить
    Анонимно 28 сент
    метро на Луне - сколько стоит и кто платит? Тимур и его команда? Денег не будет. Никогда. Очистные и мусорозаводы - вот что актуально... ну и праздники мера у чаши...
    Ответить
    Анонимно 28 сент
    Да таких людей, которые не могут пятую точку от машины оторвать становится всё меньше. Для тех у кого есть деньги платная парковка решает проблему, для тех, кто не имеет возможности должен быть хороший общественный транспорт.
    Ответить
    TY-214 28 сент
    Такая любовь к машине характерна для автомобилистов в первом поколении, у нас таких много, т.к. в СССР и бедные 90-е было тяжело купить машину. Время всё расставляет на места, и общение с людьми становится важнее.
    Ответить
    Анонимно 29 сент
    Прочитай басню Крылова "Лиса и виноград"
    Ответить
    Анонимно 11 окт
    То есть вы не вылезаете из своей машины? Вам наверное тяжело жилось бы в развитых странах
    Ответить
  • Анонимно 28 сент
    советники по архитектуре навечно засели в Казани, УАИГ и ВООПИК, они читают лекции, но давно не читают книги.... впрочем сами книг не пишут - стараются комментировать всех и все.... они же советники...
    Ответить
  • Анонимно 28 сент
    Идея из последнего обзаца интересная
    Ответить
  • Анонимно 28 сент
    Тимур, если ведёшь счёт, то нужно внимательнее следить за разрядом цифр))
    Ответить
    Анонимно 28 сент
    Не совсем понял, что не так с числами? Т.Я.
    Ответить
  • Анонимно 28 сент
    Кампусы университетские вообще строят за городом.
    И всем хорошо.
    А Вы предлагаете университеты в центре строить - это вообще средневековье.
    Ответить
    Анонимно 28 сент
    Что же тогда Сорбонну не вывезут из центра Парижа, а UCL из центра Лондона? Кампусы строят за городом, потому что места в городе нет. Но тогда надо полностью переезжать. Это второй подход, который никак не противоречит первому. Т.Я.
    Ответить
    Анонимно 28 сент
    Уважаемый Тимур, привожу текст из Википедии:

    "В 1970 году Сорбонна, или Парижский университет, была реорганизована в 13 университетов, различающихся по направлениям обучения и относящихся к трём академиям Парижа и парижского региона. Четыре из этих университетов находятся в основном в исторических зданиях Сорбонны, остальные — в других кварталах Парижа и его пригородах".

    В центре Парижа остались в основном управленческие структуры Сорбоны - ректорат, бухгалтерия и т.д.

    А студентов переместили в пригороды Парижа.

    Это совершенно же логично.

    Когда профессоров было меньше, чем дворников, а студентов меньше, чем рабочих, то университеты располагались в центре средневековых городов.

    Ныне же, когда профессоров в разы больше, чем дворников, а студентов в десятки раз больше, чем рабочих - университеты размещают в пригородах, а то и просто в "чистом поле".
    Так выгоднее всем.
    Это же совершенно очевидно...
    Ответить
    TY-214 28 сент
    Я согласен, что это очень удобно, когда все дружно живут в кампусе на свежем воздухе. Но обсуждать вынос хотя бы большой тройки (КФУ+КХТИ+КАИ) из Казани - это нереально для нынешней экономики. Кто оплатит строительство десятков корпусов для учёбы и проживания 100 000 студентов и 10 000 сотрудников? На данный момент реальность такова, что лучше университеты в центре, чем в условном Азино.
    Ответить
    Анонимно 28 сент
    Почему не реально?

    Во-первых. были республиканские планы постройки кампуса для КНИТУ-КХТИ в СМАРТ-СИТИ около аэропорта.

    Во-вторых. высвободившиеся в центре мегаполиса земли позволят окупить строительство кампуса.

    В-третьих. значительно улучшится транспортная ситуация в центре.

    И т.д.

    Оставить надо только знаковые исторические здания КгУ-КХТИ-КАИв центре города под ректораты, а остальные сдавать по нормальной цене под офисы.

    Зачем химические лаборатории КФУ и КНИТУ в самом центре города?
    А вдруг они все же возобновят химические эксперименты?
    Верю в чудеса...
    У Арбузовых и их учеников почему-то всегда получались БОВ...

    Лучше пусть едут в СМАРТ-СИТИ...
    Ответить
    Анонимно 28 сент
    Вы не понимаете. В центре освободятся только рабочие здания. А строить придется и жилые. Деревня Универсиады на 8000 студентов стоила 14 млрд. Вот и считайте стоимость переезда всех студентов и преподавателей.
    Ответить
    Анонимно 29 сент
    14 млрд. - это годовой бюджет КФУ (чуть меньше , чем бюджет Казани).
    Ответить
  • Анонимно 28 сент
    Центр чаще всего это расположение госорганов и исторических достопримечательностей для туристов. В старых городах это узкие улицы и мало парковок. А вот удобная развязка, большие парковки-это окраины, где и строятся бизнес-центры и супермаркеты. Не надо изобретать колесо-оно уже изобретено. Не надо путать понятия "исторический центр" и "финансовый центр города".
    Ответить
    TY-214 28 сент
    Покажите хоть один серьёзный финансовый центр, который расположен на окраине города?
    Ответить
    Анонимно 29 сент
    TY-214, я так понимаю, и есть автор. Не комильфо Вам комментировать мнения читателей - все, что хотели, Вы должны были высказать в статье.
    Ответить
  • Анонимно 28 сент
    Бред дилетанта, прочитавшего несколько книг!
    Нужно учить матчасть!
    Ответить
    Анонимно 28 сент
    Просветите тогда нас по теме?
    Ответить
  • Анонимно 28 сент
    Интересно, почему "красная точка" (деловой центр Казани) размещена в самом центре разрушенной Подлужной слободы около особняка братьев Хайруллиных?
    Ответить
    TY-214 28 сент
    Потому что теоретическая "точка Ферма" там находится.
    Ответить
    Анонимно 28 сент
    "Точка Фермы-Торричелли" строится для ТРЕУГОЛЬНИКА.

    Территория Казани больше похожа на круг (включая Верхний и Нижний Услоны), центр которого находится на реке Казанке около Адмиралтейской дамбы.
    Но это просто геометрия и не более.

    А по "геометрии" Тимура из Казани "выпадают" Азино, Горки, в которых живет огромное количество людей.
    Ответить
    TY-214 28 сент
    Я употребил термин "точка Ферма", чтобы было понятно, о чём идёт речь. Ваша ошибка в том, что Вы смотрите на карту Казани, а надо учитывать население. Если учесть это самое население, то точкой кратчайшего расстояния будет ЦПКиО.
    Ответить
    Анонимно 28 сент
    Извините, TY-214 16:12, надо мыслить и на перспективу.

    В ближайшем будущем будет построено несколько мостов через Волгу в черте Казани и правый берег Волги - Верхний и Нижний Услоны - тоже станет Казанью.
    Ответить
    Анонимно 02 окт
    в ближайшее время мостов не будет - только если Вы их оплатите.
    Ответить
  • Анонимно 28 сент
    Теоретик неплохой, но всё же теоретик!

    И в эти абстрактные умственные изыскания автор забыл добавить другие немаловажные параметры, а не только геометрию. Ибо, опираясь на расстояния по виртуальной прямой начерченной на карте, не учитывается вопрос пропускной способности дорог и других путей сообщения.

    И эта "теория" привела к тому, что адмиралтейская слобода находится вне "лакомой зоны", хотя по кировской дамбы за "пять" минут можно оказаться в центре города. Горки оказались вообще вне зоны нарисованных зон, при этом с использованием метро можно очутиться в центре за 10-15 минут.
    Ответить
    TY-214 28 сент
    Разумеется, одной теорией сложно охватить всю жизнь города. Но Адмиралтейская слобода оказалась на уровне улицы Воровского, и её лакомость примерно такая же по факту. За пять минут можно оказаться на самом краю исторического центра у вокзала, который тоже не такой лакомый.

    Скоростной транспорт сжимает пространство, этому можно посвятить отдельную дискуссию)
    Ответить
    Анонимно 28 сент
    Лакомость Адмиралтейской слободы и Воровского всё же разная! )

    И, как тут уже писали, внимательнее с числами, коль уж пытаетесь на них построить доказательную базу.
    Цитата: "наши жители в сумме будут проезжать 3 х 1 000 = 3 000 км туда и столько же обратно, итого 6 000 км."

    6 000 км. - это уж точно не "лакомая зона" )))
    Ответить
    TY-214 28 сент
    На мой взгляд, это оба довольно депрессивные районы с хрущевско-сталинской застройкой.
    Ответить
    Анонимно 28 сент
    Адмиралтейская слобода будет одним из самых элитных районов Казани - там будут жить миллионеры, долларовые.
    Ответить
    twr001 01 окт
    Нет ничего хуже для городской среды, чем разделение её на районы проживания по социальному статусу: для миллионеров, для пролетариата, для судимых, для гастарбайтеров
    Ответить
  • Анонимно 28 сент
    Тимур, какое у Вас образование?
    Ответить
    TY-214 28 сент
    Естественно-научное.
    Ответить
  • Анонимно 28 сент
    Нужно быть философом, политологом, историком прежде чем писать о центре Казани. В этом году я была летом в Казани на территории КФУ, за КФУ у черного озера. Красиво. Там очень хорошо ухожено. Ну чего еще надо Не надо трогать историю
    Ответить
  • Анонимно 28 сент
    Тимур большой молодец. Как узнать о ваших проектах, если они есть, то принять участие в них?
    Ответить
    TY-214 29 сент
    Спасибо. Наш проект Казань, считайте себя участником общественного движения)
    Ответить
  • Анонимно 28 сент
    Спасибо за статью, со многим согласен.
    Ответить
  • Анонимно 28 сент
    Логика есть. КФУ в городе один? В центр его. Арбитражный суд один? В центр. Пятёрочек, районных больниц, стоматологий, заправок, ашанов, леруа мерленов много? По спальникам их. В центр возить только тело, с грузом ездить по своему району.
    Ответить
    Анонимно 28 сент
    С КФУ надо сделать то, что сделали с Сорбоной в 1970-м году.

    Будет всем хорошо.
    Ответить
  • Анонимно 28 сент
    Очень грамотно и доступно все разложить по полочкам! Молодец!
    Ответить
  • Анонимно 29 сент
    У автора есть здравая мысль и суждения, спасибо ему, так же нужно хорошо подумать о доступности этого самого центра и хорошем развитии окраин. Я надеюсь он заметил, что у нас в Казани просто перестали строится проспекты, бульвары, парки, скверы, где люди могли бы просто сидеть на свежем воздухе, рядом с домом, так как рядом с домом стоят те самые автомобили. А так же у нас просто колоссальная проблема с скамейками на обычных улицах, хотите контраста, гляньте на Москву, на Европу не нужно, там не очень много примеров, тут самое актуальное сравнить с Москвой. Люди просто сидят друг с другом везде, знакомятся, дружат, рожают, ну вы поняли. У нас же центр как промзона, с виду искусство, а по факту, там даже сесть негде
    Ответить
    Mikhail Vedishchev 29 сент
    Вообще это какая-то общероссийская беда. И даже в Москве еще недавно так было.
    У нас считают - что городская площадь - это плац для парадов (по-другому их назначение становится непонятным). В маленьких городах победнее - асфальтовое поле, иногда с Лениным посередине. Где побогаче - в плитке все. Но площадь голая - там негде остановиться, там неуютно, там нечего делать...
    Ответить
  • Анонимно 30 сент
    Статья "молодого, умного, амбициозного" (но без опыта и не способного видеть свои ошибки).... грабли - наше человеческое всё :)
    Ответить
  • twr001 01 окт
    Геометрический центр, центр масс (по плотности населения) и пики транспортной доступности - это разные вещи.

    Доступность точки "А" - это количество (тыс. чел/час) способных посетить точку "А", используя любой способ перемещения. Предпочтительность способов перемещения для комфортной городской среды в порядке убывания: пешеход - велосипед - общ. транспорт - личный транспорт.
    Соответственно, объекты интенсивного использования: ВУЗы, торговля, офисы, жильё должны быть размещены на пиках транспортной доступности, а не в геометрическом центре.

    Среди объектов интенсивного использования, маломобильными являются только ВУЗы. Переезд условного "ООО "Рога и копыта" - это перевоз 50 компьютеров из одного помещения в другое. Именно этот процесс и должны стимулировать городские власти.
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии

Рекомендуем