Новости раздела

Даешь дорожную революцию в Казани: ограничение скорости до 40 км/ч и ликвидация пешеходных переходов

Даешь дорожную революцию в Казани: ограничение скорости до 40 км/ч и ликвидация пешеходных переходов
Фото: realnoevremya.ru/Максим Платонов

Тимур Ямашев, активист общественного движения «Казанцы за общественный транспорт», специально для «Реального времени» подготовил авторскую колонку о дорожной ситуации в городе. Он посчитал, что этот всегда актуальный вопрос выходит на первый план на фоне того, что в марте в Казани была продлена программа по повышению безопасности дорожного движения в городе на 2017 год. Какие меры предлагает эксперт — в его материале.

А может, начать с организации движения?

В марте в Казани была продлена программа по повышению безопасности дорожного движения в городе на 2017 год. От планов на ближайшие годы впору ужаснуться — наши чиновники посчитали, что «всего» 67 погибших горожан за год — будет хорошо. Для сравнения, за всю (!) войну в Афганистане погибло сопоставимое число казанцев (точных данных до сих пор нет). Почему же в мирном городе с амбициозными целями подобная смертность считается нормой? Ответ исключительно в нашем восприятии, над которым я призываю задуматься каждого читателя.

Главный момент — смертность на дорогах воспринимается как нечто неизбежное. Даже глава исполкома Казани Денис Калинкин, рассказывая о принятой программе, упомянул в качестве фактора рост автопарка. Полной противоположностью нашей ситуации является Швеция, где принята программа «нулевой толерантности» к дорожным смертям, и целью является не допустить ни одной трагедии. Соответственно, скандинавский подход предполагает, что главной причиной аварий являются не люди, накупившие слишком много машин, а сама организация дорожного движения. Надеюсь, что и в Казани мы начнем переосмысление этого принципа в правильном направлении. Понятно, что с новой парадигмой у шведских чиновников не получается рапортовать о достигнутых «плановых показателях смертности». Но главное — сама смертность в 4 раза ниже, чем в Татарстане. Какие меры помогут нам достичь аналогичного прогресса?

  1. Снижение скорости

    Очевидно, что одним из основных параметров безопасности на дороге является скорость. При увеличении скорости уменьшается обзорность и увеличивается тормозной путь, как следствие — при возникновении нестандартной ситуации все столкновения происходят на большей скорости и заканчиваются более серьезными последствиями. Хорошим примером снижения скорости является Великобритания, где с каждым годом растет число городов, где вводится радикальное ограничение 20 миль/час (32 км/ч). Как результат — снижение на 56% всех ДТП: количество смертей и серьезных травм от аварий сократилось на 90%, детский травматизм снизился на 64%.

    Влияние скорости на обзорность

    Для Казани первой фазой могло бы стать тотальное ограничение в 40 км/ч. С учетом традиционных водительских «+19» это означает, что на всех улицах должны быть установлены знаки формального ограничения в 20 км/ч. Либо, если Госдума вернет старые нормы, то знаки должны ограничивать скорость 30 км/ч. Многие тут возразят, что 40 км/ч — это слишком низкая скорость, и город встанет. На самом деле, все наоборот — по измерениям, именно на скорость в 40 км/ч приходится пик пропускной способности дороги. К такому выводу пришли не только в нашей стране (руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог, Москва, 1982), но и в США (Highway Capacity Manual) с Англией. Поэтому введение фактической скорости в городе на уровне 40 км/ч лишь дополнительно поможет увеличить эффективность дорожной сети.

    Все мы знаем, что не на всех водителей действуют ограничивающие знаки. Поэтому дополнительно потребуется принять меры по успокоению трафика. Это самое успокоение (traffic calming) — целая наука во многих странах, однако наши организаторы дорожного движения применяют лишь один элемент — лежачих полицейских, хотя есть множество и других способов заставить водителя сбросить скорость, не портя лишний раз подвеску автомобиля.

    Альтернативные элементы успокоения трафика



  2. Ликвидация всех надземных и подземных переходов

    В России бытует мнение, что подземные переходы — самые безопасные. Однако в наиболее безопасных городах Западной Европы или Японии мы не увидим внеуличных переходов. В том же Лондоне сейчас действует программа по ликвидации остатков переходов, доставшихся городу от времен Маргарет Тэтчер. Какие-то переходы в развитых городах остаются, но дублируются по поверхности «зеброй», а сама подземная часть работает не столько как переход, сколько больше как торговое место или вход в метро. И причин тому сразу несколько.

    Ликвидированные подземные переходы в Лондоне




    Во-первых, часть людей все равно будут перебегать через опасную дорогу, потому что куда-то торопятся и не могут правильно оценить риск для своей жизни. В таких случаях водители не ожидают появления человека на дороге и многие эпизоды заканчиваются летально. В качестве примера можно привести участок пр. Ямашева между улицами Мусина и Гаврилова. На этом участке только подземные переходы. Казалось бы, это самое безопасное место в городе. Однако статистика неумолима — каждый год здесь происходит множество смертельных наездов на пешеходов. С точки зрения сбрасывания ответственности все идеально — пешеходы сами нарушают и платятся за это. А если поставить на первое место спасенную жизнь, а не юридическую правоту?


    Во-вторых, подземные и особенно надземные переходы резко снижают комфортабельность пешеходной среды. Даже молодые здоровые люди не любят лишний раз делать крюк и ходить по лестницам. Для пожилых людей и родителей с колясками переходы и вовсе стали проклятием, не говоря уже про застревающих людей в лифтах переходов. Поскольку каждый пассажир общественного транспорта является еще и пешеходом, неудобство переходов автоматически добавляется к дилемме «личный автомобиль против общественного транспорта». Чем больше мы портим среду неудобными переходами, тем больше людей в итоге предпочтут этому дискомфорту свой личный автомобиль. А избыточное пользование автомобилем чисто статистически заканчивается новыми ДТП.

    Разумеется, помимо вышеупомянутых основных факторов, есть и другие, к которым призывают ООН и ВОЗ: полный запрет автомобилей во дворах и на мелких улицах, интенсификация освещения дорог, приподнятые «зебры», социальная реклама и работа со школьниками. Но все-таки главных вывода два:
  • Организаторы дорожного движения делят ответственность с непосредственными виновниками ДТП, простыми водителями и пешеходами.
  • Сейчас Казань превращается в город — автогоночный трек, для которого травмы и аварии являются нормой. Что стало с нашими мечтами о городе-саде?
Тимур Ямашев, иллюстрации предоставлены автором
комментарии 49

комментарии

  • Анонимно 28 мар
    Для начала надо восстановить конструкции обеспечивающие безопасность движения, например, на Мамадышском тракте.... Прекратить беспорядочное движение пешеходов на проезжей части магистралей- типа ул. Восстания, Фучика и тд. Надо воспитывать пешеходов.
    Ответить
    Анонимно 28 мар
    а прекратить беспорядочное движение автомобилей по тротуарам той же фучика, восстания, а еще зорге и вишневского не хотите?
    Ответить
  • Анонимно 28 мар
    Разметку надо, и всё
    Ответить
  • Анонимно 28 мар
    Болтология. Знаки расставить дешевле, а кто компенсирует водителям время? Не знаки нужны - а ограждения и переходы. Мы химическая республика, можем сделать полимерные заграждения - никто перебегать не будет - не сможет. Удачный опыт позволит продавать заграждения соседям.

    Но нет - ограничивать знаками и штрафовать проще. Наши правители во всей красе.
    Ответить
    Анонимно 28 мар
    Страна заборов.
    Ответить
    Анонимно 28 мар
    "Егоза" обойдется еще дешевле. "Путанку" еще можно применить. Главное цветными их делать, мы же химическая республика, ага.
    Ответить
    Анонимно 28 мар
    А кто компенсирует время пешеходам, которое они потеряли тогда, когда понастроили непереходимые многополосные магистрали. И усилия по преодолению лестниц переходов?
    Ответить
  • Анонимно 28 мар
    а может сначала повысить культуру поведения на дороге у самих пешеходов?!
    а то переходят через дорогу по принципу "мне надо именно тут" и им глубоко фиолетово, что через 50 метров метров есть пешеходный переход со светофором,
    и что еще хуже - толкают перед собой детскую коляску, а на прицепе тащат еще ребенка
    и очень недовольны, когда начинаешь им сигналить и предупреждать
    не зря же говорят, что ПДД каждая буква и каждая запятая "написана кровью".
    Ответить
    Анонимно 28 мар
    На какой это улице так переходят?
    Ответить
    Анонимно 28 мар
    на многих, ост.Даурская 10 шагов светофор и переход, люди вышли с автобуса и переходят прямо перед ним дорогу, и с детьми и пожилые бабушки в школу ведут внуков, до светофора дойти не хотят и ждать своего сигнала. А на ул.Гвардейская, ост.Гвардейская, наши умные нарисовали пешеходный переход перед остановкой, автобус стоит или машина на остановке припаркована, едешь по средней полосе и не видно людей совсем, знак закрыт стоящим автобусом, разметка на дороге стерта как всегда. А подземные переходы хорошо, просто надо сделать их правильно и граматно, чтоб лифты в них не ломались, и для мам сделать доступным такие переходы, тяжело тащиться с коляской на верх сама еле идешь и коляску тащишь с ребенком
    Ответить
    Анонимно 28 мар
    Уличные лифты в нашем климате физически не будут работать, вот в чём проблема.
    Ответить
    Анонимно 28 мар
    На Декаюристов где Тверская так переходят. переходов нет, нужно или до метро идти, или до ДК Химиков, нагло прут!
    Ответить
    Анонимно 28 мар
    а вы попробуйте пройти по городу с коляской! Например по той же улице Восстания от Солнышка до Восхода не пройдешь без погружения в ужасный переход.
    Ответить
  • Анонимно 28 мар
    Необходимо использовать опыт развитых стран в виде ограничения скорости в городе. 40 км/час позволит снизить количество ДТП. И сделать исключения, например, для проспекта универсиады можно будет разрешающие знаки поставить 60 км/час.
    Ответить
    Анонимно 28 мар
    там тоже перебегают дорогу!!!
    Ответить
  • Анонимно 28 мар
    Такие полимерные ограждения будут служить много лет, и не ржаветь. Их можно не красить - они будут изначально цветными. Они могут быть антивандального исполнения, с красивыми названиями улиц - такое на дачу никто не поставит.
    Ограждения задержат выкатывающиеся детские мячики, не дадут ездить по тротуарам.
    В идеале ограждения можно было бы делать из переработанного пластикового мусора, отходов. Поставить отдельные емкости во дворах, на ёмкости написать "спаси ребенка, положи материал для заграждения сюда".
    Формулу надежного цветного полимера, конструкцию и дизайн изобретут в Иннополисе, сырье будут делать на новом мусоросжигающем заводе.

    Ау, чиновники!
    Ответить
  • Анонимно 28 мар
    Что-то в этом есть.

    И в статье, и в комментариях.
    Ответить
  • Анонимно 28 мар
    у нас такие ямы на дорогах, что и так едешь медленно
    Ответить
  • Анонимно 28 мар
    До аэропорта для чего ограничение 70? Дурдом
    Ответить
  • Анонимно 28 мар
    давайте машины запретим?
    Ответить
  • Анонимно 28 мар
    Где логика-если уменьшают пешеходные переходы, то зачем уменьшать скорость. Казань, итак, немаленький город. Лучше бы придумали как лихачей вовремя останавливать.....
    Ответить
  • Анонимно 28 мар
    Где-то я это уже видел. ;)
    Ответить
  • Анонимно 28 мар
    Дурдом! В городе итак везде 40, улицы широкие, но нужны штрафы. Пешеходы, начните с себя! Я са,м пока за руль не сел, тоже думал что перебегать дорогу можно - теперь смиренно илу до перехода! Штраф и пешеходу и водителю должен быть одинаков, а не кратно различаться!
    Ответить
    Анонимно 28 мар
    Штрафы - это последнее дело. Сама среда должна быть удобной, чтобы не провоцировать нарушения.
    Ответить
    Анонимно 28 мар
    У кого средство повышенной опасности, тот и получает серьезные штрафы.
    Ответить
  • Анонимно 28 мар
    Р. К.

    Поддерживаю автора.
    Ответить
  • Анонимно 28 мар
    скорость 40 - нормально, у нерегулируемых пешеходных переходов (на больших дорогах) кнопки со светофорами по требованию, у оставшихся яркие щиты, светящиеся в темноте. Кроме того, у пешеходных переходов надо вырубить все кусты, деревья и т.д., то что скрывает пешеходов. Кстати заборы тоже мешают обзорности. Для пешеходов, переходящих дорогу в неположенном месте - большой штраф.
    Ответить
    Анонимно 28 мар
    Лучше кнопки для автомобилистов. Пешеходам всегда зеленый, а водитель выходит из машины и жмёт кнопку
    Ответить
    Анонимно 28 мар
    Слушайте, ребята. Постройте себе город только для пешеходов и живите там! У нас и пешеходы и автомобилисты имеют свои права и обязанности, указанные в ПДД. Считаю, что отказаться от автомобилей и уповать только на общественный транспорт в нашем климате при таких размерах города - это экстремизм.
    Ответить
    Анонимно 28 мар
    Я же не писал, что нужно запетить автомобили, просто остановитесь, поднимите зад и нажмёте кнопку, потом постоите секунд 20, как пешеходы на Фрунзе, ждущие включение зеленого, затем Вам и другим автомобилям дадут 15 секунд, чтоб прошмыгнуть через перекресток.
    Ответить
    Анонимно 28 мар
    Так автор же не призывает отказываться от ПДД. Он предлагает по-другому организовать городскую среду.
    Ответить
  • Анонимно 28 мар
    а где подсветка переходов? В темноте ничерта не видно пешеходов...
    Ответить
  • Анонимно 28 мар
    слушайте, а может тогда автомобили вообще отменить???????
    Ответить
    Анонимно 28 мар
    Отменять не нужно, необходимо сделать удобный город для людей. Если многочисленные исследования показывают, что при снижении ограничения скорости в 40 км/ч время пути не меняется, то почему бы это не использовать? В статье всё правильно описано, это элементарные вещи, которые проверялись на практике не одно десятилетие
    Ответить
  • Анонимно 28 мар
    Что нового сказал этот эксперт? Все эти предложения года 3 назад были озвучены в КСОДДе и по мере финансирования реализуютя!
    Ответить
    Анонимно 28 мар
    почему же город продолжает закапывать деньги в подземные и надземные переходы с неработающими лифтами?
    Ответить
  • Анонимно 28 мар
    Вопрос очень важный, но автор статьи слишком голословен.
    1. Ссылается на документ 1982 года
    2. Ссылается на опыт западной Европы. НО! Все, кто там бывал, могут вспомнить, что там в основном узкие средневековые улочки. И еще один фактор - у них люди не торопятся также как у нас. Поэтому у них ограничение в 40 км нормально.
    3. В любой системе пропускная способность может быть увеличена 2мя способами: увеличение скорости (постоянной скорости, а не от светофора до светофора) и расширение пропускного канала (в нашем случае - дороги). К последнему способу можно добавить отсутствие так называемых узких горлышек, к которым можно отнести и светофоры.

    Система нужна, но она должна быть пригодна для России, а не копией простой чьего-то опыта.

    Возвращаясь к смертности. Это плохо, все знают! Но во всем должна быть личная ответственность. Если у наших людей нет чувства ответственности и нет воспитания ходить/жить по правилам, значит вопрос приходится решать ограничениями (заборами). Но только делать их нужно повыше, а то даже бабушки умудряются через заборы перекарабкиваться...
    Ответить
    Анонимно 28 мар
    1. Есть более свежие исследования, только в нашей стране этим не занимаются
    2. Улицы и у нас, и у них бывают разные. За счёт чего, а главное кого мы будем расширять дороги для личного автомобиля? Рядовой автомобилист, возможно, кое-как может содержать такие плохенькие дороги, но строительство новой инфраструктуры точно не потянет. А аргумент, что на Западе не кто не торопится, вообще, странный. У Вас есть исследования, которые показывают, что пути при ограничении скорости увеличивается?
    3. Провозная способность дороги может быть увеличена самым не дорогим и простым способом - развитием ОТ, выделенными полосами, созданием благоприятной пешеходной среды. И светофоры это не узкое горлышко, если что.


    Что касается смертей, то, конечно, человек должен отвечать за себя в первую очередь, но доля вины организаторов дорожного движения тоже
    Ответить
    TY-214 28 мар
    1. Советское руководство, конечно, выглядит староватым. Но принципиально тут ничего не поменялось, в других странах и современных исследованиях данные аналогичные. Наверно, поэтому это руководство официально прилагается к действующим ГОСТ Р.
    2. Люди торопятся везде. И города вроде Лондона, Парижа или Вены — это бывшие имперские столицы с 8-полосными проспектами даже в центре. Но там зебры и скоростной лимит.
    3. В городе без светофоров никак.

    Т.Я.
    Ответить
    Анонимно 28 мар
    видела как бабулька с котомками проспект победы перебегала.. а в этот момент на нее несся автомобиль, причем возникло ощущение, что он ее не видел, потому что в последний момент увернулся..была сторонним наблюдателем, и то страшно.
    Ответить
    Анонимно 28 мар
    Бабушка рискует своей жизнью, чтоб молодой и здоровый не простоял лишние 20 секунд на светофоре
    Ответить
  • Анонимно 28 мар
    Только Лондон. Париж и Вена нет.
    Ответить
  • Анонимно 28 мар
    Какой-то пешеходный экстремизм. В городе-миллионнике тотальное ограничение 40 км/ч, ага. В Лондоне вашем любимом почему так не сделали? Там различные ограничения применяются от 32 до 80 км/ч. Причем очень похоже на то, как это сделано в Казани - на тихих улицах 40, а на магистралях 60 или 80.
    Ответить
    Анонимно 28 мар
    Какие ещё магистрали в городе, среди жилых кварталов? Даны же ссылки на исследования, где указано, что ограничение 40 не увеличивает время пути.
    Ответить
    Анонимно 28 мар
    конечно не увеличивают. тише едешь - дальше будешь. А на месте будешь стоять - так и приедешь куда раньше срока. А физика всё врет, да.
    Ответить
    Анонимно 28 мар
    Есть исследования. Будет, что ответить по-существу?
    Ответить
    Анонимно 28 мар
    Попробуйте сделать эксперимент — засеките реальную среднюю скорость своей машины в городе, с учетом всех остановок. Получите 25-30 км/ч.
    Ответить
    Анонимно 28 мар
    Магистрали (ямашева, прП, прУ, Миллениум, перспективные дублёры Мамадышского и Сибирского тр., Горьковского ш) оставить скоростными. Остальные дороги - нормализовать и замедлять. Между районами ездим быстро. Внутри района - нормально. Внутри микрорайона - медленно.
    Ответить
  • Анонимно 28 мар
    город создан для автомобилей - они тут живут с шоферами своими, остальные - зря приехали... особенно старики и дети
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии

Новости партнеров