Новости

01:56 МСК
Все новости

Как сервисы по поиску попутчиков заняли нишу бюджетных перевозок

Столица Татарстана и маршрут Казань — Набережные Челны вошли в топ самых востребованных автомобильных перевозок с попутчиками в России

Как сервисы по поиску попутчиков заняли нишу бюджетных перевозок Фото: Алексей Кунилов (oblgazeta.ru)

Россия стала основным регионом развития сервисов райдшеринга. В дополнение к международным проектам в стране стали появляться свои. Их перспективы пока туманны, однако участники рынка уверяют, что сервисы уже заняли нишу бюджетных междугородних перевозок. При этом Казань вошла в топ самых популярных направлений. О том, как себя чувствует рынок и какие темпы роста они наблюдают внутри компаний, «Реальному времени» рассказали в двух крупнейших райдшеринговых сервисах, работающих на территории России.

Как Россия стала основным регионом развития сервисов райдшеринга

В последние годы в качестве альтернативы ж/д, авиа- и автобусных перевозок появилась практика поиска попутчика в онлайне. До 2014 года найти попутчика или водителя можно было преимущественно через соцсети, но три года назад в разгар кризиса в Россию зашло сразу несколько райдшеринговых сервисов. Одним из самых известных является европейское приложение BlaBlaCar, которое сводит на своей площадке пассажира с водителем, тем самым удешевляя для обоих стоимость поездки.

Как рассказал «Реальному времени» Алексей Лазоренко, руководитель сервиса в России и на Украине, на протяжении трех с половиной лет число новых российских пользователей сервиса росло по экспоненте.

— Каждый следующий месяц у нас успешней предыдущего. Такой темп развития позволил России за короткое время стать основным регионом для нашей компании. А мы, на минуточку, глобальный сервис с более чем десятилетней историей и более 45 млн пользователей. За первые 10 месяцев, т. е. к декабрю 2014 года, у нас зарегистрировались миллион россиян. Сегодня эта цифры превышает 10 млн человек, — комментирует Лазоренко. По его словам, общее число людей, которые ежеквартально пользуются BlaBlaCar, превышает число пользователей Аэрофлота.

В феврале этого года свой райдшеринг-сервис в России под названием BeepCar запустила Mail.Ru Group. По данным пресс-службы сервиса, за это время количество пользователей мобильным приложением составило более 2,5 млн человек. Сейчас разработкой по поиску попутчиков можно воспользоваться в 20 странах СНГ, Прибалтики и Восточной Европы, но основная аудитория сервиса сосредоточена в России.

Альтернативой BlaBlaCar и BeepCar выступает сервис «Покатили», который работает по схожему принципу за исключением того, что при отсутствии подходящих параметров поиска предлагается купить билеты на автобус по выбранному маршруту. На запрос «Реального времени» в компании не ответили, поэтому более подробной информацией об их деятельности мы не владеем.

В дополнение к международным райдшеринг-сервисам в России стали появляться свои. Фото zhazhda.biz

Казань — в топе перевозок

Среди наиболее популярных маршрутов на BlaBlaCar называется Казань — Набережные Челны, а также Челябинск — Магнитогорск, Москва — Ярославль, Москва — Санкт-Петербург и Челябинск — Екатеринбург.

В свою очередь BeepCar пользуются для поездок из Москвы в Санкт-Петербург и обратно, а также из столицы в такие крупные региональные центры, как Нижний Новгород, Ростов-на-Дону, Воронеж, Чебоксары, Тулу, Ярославль и белорусский Минск. Казань при этом входит в топ-10 самых популярных для поездок городов.

Как и во многих других сферах, в работе сервисов есть своя сезонность. «В первую очередь во время длинных выходных и праздничных дней, летних отпусков, когда люди активно путешествуют и ездят в гости к друзьям, родственникам. Также мы отметили всплеск по поездкам в сентябре. Скорее всего, это связано с тем, что пользователи возвращались из отпусков, добирались до мест работы и учебы в других городах и ездили за грибами за пределы городской черты», — комментируют в пресс-службе BeepCar.

В BlaBlaCar отмечают, что летом растет интерес к маршрутам в сторону черноморского побережья, в результате чего в этом году самыми популярными городами стали Ростов-на-Дону и Краснодар.

Стоимость поездки в разных райдшеринговых сервисах определяется схожим образом. В BlaBlaCar расценки контролируются самим сервисом, но водителю дается возможность незначительно их корректировать. Алексей Лазоренко поясняет, что на выходе один пассажир платит одну треть стоимости бензина в конкретной поездке. Цена напрямую зависит от расстояния и стоимости бензина в регионе — если она растет, то повышается и стоимость поездки.

В BeepCar система рассчитывает стоимость исходя из километража, предлагая водителю на выбор диапазон рекомендованных цен.

«Водитель может изменить стоимость на свое усмотрение, но не выше определенного рубежа, в основном все придерживаются средней стоимости. Среди поездок есть конкуренция, а наш сервис выступает за то, чтобы попутчики делили расходы на бензин, а не зарабатывали частным извозом. Тех, кто не соблюдает правила сервиса, система блокирует, если будут получены соответствующие жалобы пользователей, — говорят в BeepCar.

BeepCar пользуются для поездок из Москвы в Санкт-Петербург и обратно, а также из столицы в такие крупные региональные центры, как Нижний Новгород, Ростов-на-Дону, Воронеж, Чебоксары, Тулу, Ярославль и белорусский Минск. Фото aida-tula.agency

На чем добраться удобнее и дешевле?

Во многом сервисы по поиску стали альтернативой стандартным способам путешествий — самолетами, поездами и автобусами. Среди неоспоримых плюсов таких поездок можно назвать их бюджетность, вариативность по времени и относительно быстрый способ добраться из пункта А в пункт Б.

Для сравнения мы возьмем не столь близкий маршрут Казань — Пермь, по которому функционирует не только автобусное, но и ж/д, и авиасообщение.

На 27 октября стоимость самого дешевого места на поезд по этому направлению начинается от 781 рубля. Речь идет о местах у туалета и верхних боковых. Цена других билетов в плацкарте составляет от 1 210 рублей, в купе – от 2 378 рублей. При этом весь путь займет практически 14 часов. Чуть меньше времени займет поездка на автобусе, правда, как это всегда бывает, билеты на рейс надо еще успеть купить — их хватает не всем. Путь в случае выбора этого способа поездки будет лежать через Ижевск и займет около 12—13 часов, а стоить билета будет порядка 1 500 рублей.

Наиболее бюджетные варианты авиаперевозок из Казань в Пермь предлагает авиакомпания UVT Aero. С ее помощью до конечного пункт можно добраться за один час, потратив при этом около 3 630 рублей.

В свою очередь на том же BlaBlaCar на пятницу, 27 октября, можно найти поездку за 1 100 рублей, время в пути составит порядка 10 часов. На BeepCar такая поездка обойдется в 1 000 рублей, но тут важно заметить, что в обоих сервисах цена меняется в зависимости от времени выезда.

Конкуренты с одной целью

Если в 2014—2016 годах команда BlaBlaCar акцентировала внимание на экспансии рынка, открывая сервис в различных странах, то сейчас они занимаются его совершенствованием. Секреты руководитель сервиса в России и на Украине Алексей Лазоренко раскрывать не стал, но анонсировал изменения в 2018 году.

По своему пути совершенствования идет и сервис BeepCar, который, например, предпринимает дополнительные меры для обеспечения безопасности попутчиков — страхует пассажиров, недавно команда ввела верификацию по паспорту.

Если в 2014—2016 годах команда BlaBlaCar акцентировала внимание на экспансии рынка, то сейчас занимается его совершенствованием

«В России только у нас действует такая опция, кстати, добровольная. Те водители и пассажиры, которые подтверждают свою личность по паспорту, таким образом, сообщают попутчикам о том, что им нечего скрывать и с ними действительно безопасно путешествовать. Это очень важно, когда речь идет о поездках с незнакомыми людьми», — комментируют в компании. Кроме того, в качестве примера реакции разработчиков на запросы аудитории называется тот факт, что попутчики сервиса имеют возможность оставить отзыв, если им отменили поездку или бронь менее, чем за 24 часа.

Что интересно, несмотря на один принцип работы двух сервисов, оба выступают за развитие конкуренции, преследуя одни и те же цели. Это, по их мнению, позволит решить транспортные проблемы в регионах и популяризировать идею разумного использования свободных мест в автомобилях. Не воспринимают конкуренты в качестве соперников и традиционные виды общественных перевозок.

— Мы не конкуренты, а скорее партнеры. BlaBlaCar очень органично дополняет маршруты автобусов и поездов. Ведь в каждый населенный пункт рельсы не проложить — это экономически невыгодно. То же касается частых автобусных рейсов.

Мария Горожанинова
БизнесТранспорт
комментарии 6

комментарии

  • Анонимно 20 окт
    Вы бы для полноты картины спросили у официальных автоперевозчиков, как они относятся к таким сервисам. Они уже с прошлого года начали борьбу (пока безуспешную, слава Богу) с частными извозчиками. А теперь еще эти клиентуру перебивают.
    Часть людей все равно будет пользоваться Татавтотрансом - пожилые, командировочные и просто консерваторы.
    Ответить
  • Анонимно 20 окт
    Сама езжу только в бла бла. намного комфортнее и дешевле
    Ответить
  • Анонимно 20 окт
    Классно, что в BeepCar ввели верификацию по паспорту. Безопасность очень важна!
    Ответить
  • Анонимно 20 окт
    Один раз я только проехал через блаблакар и навсегда забыл об идее ездить с попутчиками. Водитель - малолетний "гонщик", за всю дорогу три раза вылетал на встречку с неоправданным риском, в результате чего мы все могли разбиться в лепешку. Хотя отзывы о нем были только самые положительные. Мне таких аттракционов больше не нужно. Спасибо. Моя жизнь не стоит 1000 руб экономии.
    Ответить
  • Анонимно 20 окт
    не понимаю, как люди доверяют свою жизнь не знакомому водителю без лицензии на право перевозки пассажиров. Ж/д гораздо безопаснее.
    Ответить
  • Анонимно 21 окт
    Уже год как абмассадор на блаблакаре. В вонючие автобусы больше не ногой!
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии