Новости раздела

Панельное домостроение в Казани: назад в СССР или новая Финляндия?

«Ак Барс Девелопмент» обещает «набить шишек», но подарить экономжилье без плесени

«Ак Барс Девелопмент» намерен вернуть в Казань индустриальное домостроение. Для этого группа выкупила у структур «Татстроя» домостроительный комбинат (КПД-3) и вложила в его перевооружение 1,5 млрд рублей. Сегодня корреспондент «Реального времени» выслушал все аргументы за в версии минстроя, услышал нотки надежды от Азата Нигматзянова и узнал, как будут улучшать подпорченный имидж «панели».

Возвращение трехслойной «панели»

Разительные изменения на промзоне на Адель Кутуя работники оставшегося советского индустриального кластера смогли ощутить на себе еще 3 недели назад, проезжая по обновленной дороге. «Не одну подвеску здесь оставили автомобилисты», — шутит один из сотрудников «Ак Барс Девелопмента», вспоминая легендарные ухабистые дороги «Адельки».

Решению одной из двух бед России в этом случае поспособствовал приезд федерального министра строительства Михаила Меня на открытие обновленного Казанского домостроительного комбината (входит в «Ак Барс Девелопмент»). Сопровождал гостя из Москвы Рустам Минниханов. ВИПы толпились у входа в цех.

У входа в цех в ожидании машин шефов толпились чиновники из надзорных органов, директора всех ключевых татарстанских проектных институтов, банкиры, строители и Марат Шагитов, банкир, строитель и принимающая сторона в одном лице. Именно его компания ООО «Ак Барс Девелопмент» сегодня презентовала обновленные мощности КПД-3, выкупленного у структур «Татстроя» еще в 2012 году.

Тогда новый владелец аккуратно перенес линию по выпуску советской 90-й серии в новый цех и принялся готовить площадку под новое оборудование от немецких и финских производителей SommerAnlagentechnikGmbh, Eurobend и Steel-KametOy. Тут можно добавить, что именно Финляндия, активно строящая «панель», стала отчасти для татарстанских девелоперов ориентиром.

И вот спустя 3 года сегодня нужно было показать товар лицом. Посмотреть, во что трансформировались 1,5 млрд рублей, сегодня приехали и инвесторы-кредиторы в лице управляющего отделением «Банк Татарстан» Сбербанка России Рушана Сахбиева («Сбер» дал на проект 700 млн рублей) и Роберта Миннегалиева, председатель правления «АК БАРС» Банка.

Чистая бетонная площадка перед цехом, в цехах аккуратно сложенные арматурные сетки, услужливо помеченные заламинированными бирками. В переходе между цехами прямо под открытым небом выставлено то, ради чего задумывалась встреча и были потрачены 1,5 миллиарда, — новая стеновая панель. На первый взгляд она ничем не отличалась от привычных глазу казанцев стен советских ленинградок. Находившийся у панелей один из топов группы «Ак Барс Девелопмент» объяснил корреспонденту «Реального времени», что отличия все же есть. Это трехслойная конструкция, когда базальтовый утеплитель закатан между двумя бетонными плитами, и то, что панели уже на заводе комплектуются пластиковыми окнами и дверями, а на фасад можно наклеить имитацию керамики или саму керамическую плитку для красоты.

Михаил Мень: «Есть в любой технологии качественные и некачественные постройки. Я проехал большинство городов, осмотрел многие ДСК, и сегодня есть панельные дома, которые не уступают по качеству и энергоэффективности другим технологиям»

Набить шишек и подумать над второй очередью

Шефы в сопровождении огромной свиты подходили к главному цеху, немного задержавшись у очередного стенда, гости по очереди поднялись на сцену.

Первым слово дали Михаилу Меню. Он сразу поделился с заводчанами своими наблюдениями по итогам обхода — «можно говорить о том, что это абсолютно современное предприятие» — и затем выступил в защиту несколько дискредитированной технологии (что греха таить — самое темное пятно на технологии поставила невыводимая плесень).

«Есть в любой технологии качественные и некачественные постройки. Я проехал большинство городов, осмотрел многие ДСК, и сегодня есть панельные дома, которые не уступают по качеству и энергоэффективности другим технологиям», — заявил министр. Врио президента продолжил тему заметив, что имидж был подпорчен некачественным исполнением, но сейчас этого не будет.

Далее прозвучало, что итогом первого этапа модернизации стала возможность выпускать 150 тыс. кв. метров жилья. После второго этапа модернизации мощности могут вырасти до 250 тыс. кв. метров. Правда, как заметил Шагитов во время общения с журналистами, прежде, чем это произойдет, нужно обкатать, набить шишек. По оценкам гендиректора «Ак Барс Девелопмента», новая линия поможет снизить себестоимость выпуска как минимум на 10-15%.

Говоря о стоимости квадратного метра панельного жилья, он привел в пример ЖК «Светлая долина», где цена «квадрата» стартует от 45 тыс. рублей при средней цене по городу в 50-55 тыс.

Почему «панель» — это добро

Как признались сами топ-менеджеры «Ак Барс Девелопмента», сегодня в Казани, по сути, отсутствует индустриальное домостроение. Единственными панельными домами в Казани, по словам Шагитова, которые сейчас строятся, можно назвать многоэтажки в акбарсовском ЖК «Светлая долина», куда журналистов и ВИП-гостей отвезли.

Пока все ждали гостей, и. о. первого замминистра строительства Алмаз Ахметшин и гендиректор «Татинвестгражданпроекта» Адель Хуснутдинов взяли на себя нелегкое дело убедить корреспондента «Реального времени», что «панель» — это добро, а не зло. «Мы не хотим вернуть дома 80-х годов. Понятно, что это сейчас в «Светлой долине» стоят дома по классической советской 90-й серии, но все изменится с запуском нового завода. Нет, вы же были в цеху. Видели цветной бетон? Он же не крашеный, а колер уже добавляется в бетон. Видели там художественный бетон?» — говорит Ахметшин. Далее последовали более полновесные экономические доводы.

«Вот видите этот дом (указывает на стоящую рядом кирпичную многоэтажку — прим. ред.)? Кирпичная кладка — это очень дорого. Строители за месяц могут заработать 100 тыс. рублей. Понятно, что каменщик не придет на социальные объекты, где денег не заработаешь. Плюс к этому нужно добавить, что молодежь особо не рвется в эту профессию», — заявил первый зам Файзуллина. К этому тут же добавилась и скорость строительства. На довод журналиста, что «жить в бетоне — это античеловечно», последовал ответ: «Это нужно рассматривать как первое жилье».


Первый замруководителя исполкома Казани Азат Нигматзянов внимательно наблюдал за происходящим и был одним из тех, кто был настроен более критично.



«Отрываю бумагу, а там портрет Меня»

Первый замруководителя исполкома Казани Азат Нигматзянов внимательно наблюдал за происходящим и был одним из тех, кто был настроен более критично. В принципе он оказался сторонником индустриального домостроения, но не его заменителей. На вопрос корреспондента «Реального времени», а сколько в Казани строят панельных домов, Азат Робертович ответил вопросом.

— Как вы думаете, это панельный дом? — спросил он, указывая на 14-этажку.

— Формально это старая добрая 90-я серия.

— Вот именно — формально. Сейчас функционирует КПД-3. Они выпускают пока тяжелые панели, на него крепится утеплитель, а на него вентфасад. Но нет индустриального метода. Сегодня на закладке капсулы я понял, что «Ак Барс Девелопмент» хотят построить первый дом с трехслойными панелями, когда между двумя бетонными плитами устанавливается утеплитель, — делился Нигматзянов.


Тут к беседе подключился Эдуард Галеев, директор ООО «Ак Барс Строй», который подтвердил, что это так. «Нужны панельные дома в традиционном смысле — полной заводской готовности, которые можно возводить зимой и летом. Но делать надо качественно. Тогда будет достигаться экономия в себестоимости на 30-40%, о чем заявляет «Ак Барс». Но пока нужно испытать все на одном доме, — заявил первый замруководителя исполкома, обращаясь к Галееву, и продолжил: — До этого были керамзитобетонные панели, но их отменили и перешли на «трехслойку». Но сопротивление теплопередаче было плачевным. В итоге в панельных домах «плачут» стены, холодно, дома «потеют». Да, плесень, вспомните 2-ю Азинскую. «Ак Барс» такие панели взялся заменить и начать строить то, что было раньше, но на новом уровне. Когда утеплитель между бетонных стен и на синтетических связях (чтобы не было мостиков холода и коррозии — прим. ред.)».

Нигматзянов продолжил, что сегодня возможности КДСК позволяют наносить на панели любые картинки, делать фактуру стен под кирпич или плоттером наносить любой рисунок. «Открываешь бумагу, а там портрет Меня», — пошутил он. «Это реальные вещи, не сказки», — включился Галеев. «Задумки большие, шаг сделали, еще несколько шагов надо «Ак Барс Девелопменту» сделать к заявленному», — резюмировал гость из мэрии.

Потом уже в беседе с журналистами Марат Шагитов рассказал, что в компании настроены серьезно к борьбе с плесенной болезнью. Для чего будут привлечены финские проектировщики, а в будущем доме из новой серии установят принудительную вентиляцию.

Помянем Витрувия

Но вот подъехали микроавтобусы «Мерседес», и после некоторой заминки вышли Рустам Минниханов и Михаил Мень, пройдясь по новой детской площадке и визуально осмотрев облицованные плитками фасады 14-этажек. Гендиректор АБД у планшета объяснял про 300 тыс. кв. метров, которые появятся в будущем на пока пустынной территории, что будет здесь и детский сад на 340 мест. «Самый большой в Казани», — заметил Марат Фаатович.

«Федерального софинансирования нет, пока приходится строить на свои», — тут же нашелся Рустам Минниханов и посмотрел на гостя из Москвы. Мень оставался серьезным.

В этом время журналисты заботливо были перемещены в котлован, посыпанный галькой и окруженный лесом свай. По периметру выстроились рабочие в синих комбинезонах, из окон многоэтажки высунулись немногочисленные жильцы и отделочники. Чай не каждый день президент с федеральным министром приезжают в гости.

Мень напомнил, что федеральное правительство активно помогает регионам через различные программы (а Татарстан почти ни одну не пропускает), порадовался жилищному рекорду 2014 года, когда в России оказалось введено больше, чем в Советском Союзе, — 83 млн кв. метров (ох уж эта любовь к гонке за метрами).

После дежурных речей ведущий церемонии вспомнил про знаменитую «триаду Витрувия» — «польза, прочность, красота» — и предложил дополнить ее еще одной составляющей — доступностью. Все эти чудесные слова были нанесены на серый бетонный брусок, который заботливыми руками министра и президента был отправлен в подготовленную нишу блока.

Фото: Роман Хасаев, tatar-inform.ru

Видео Романа Хасаева

Арслан Минвалеев

Новости партнеров