Новости раздела

Ильдар Аляутдинов: «Этим запретом ваххабизма мы создадим смуту внутри мусульманского сообщества»

Почему структуры Равиля Гайнутдина не приняли антиваххабитскую инициативу Камиля Самигуллина? Интервью с Ильдаром Аляутдиновым

На днях муфтий Татарстана Камиль Самигуллин предложил запретить ваххабизм, признав его экстремистской идеологией. С таким заявлением председатель ДУМ РТ выступил на заседании Межрелигиозного совета России. Эта инициатива вызвала неоднозначную реакцию в мусульманском сообществе. В частности, в Совете муфтиев России и Духовном управлении мусульман РФ (обе организации возглавляет Равиль Гайнутдин) не поддержали такой порыв татарстанского муфтия. За разъяснением позиции СМР и ДУМ РФ корреспондент «Реального времени» обратился к председателю ДУМ Москвы, ученому секретарю Совета улемов ДУМ РФ Ильдару Аляутдинову. В интервью нашей интернет-газете богослов рассказал о причинах неприятия такой инициативы Самигуллина и посетовал на то, что столь важные вопросы поднимаются без коллегиального решения мусульманских экспертов.

«Легко рядового верующего по внешним признакам отнести к ваххабитам»

— Ильдар хазрат, почему Совет муфтиев России и ДУМ РФ не приняли заявление Камиля Самигуллина по ваххабизму?

— Такое заявление лично еще не видел, и в руки оно мне не попадало. Даже не знаю, было ли таковое. Это не совместное решение, а лишь инициатива одного из религиозных деятелей. В таких глобальных вопросах, как подобное заявление, нужно подходить взвешенно и учитывать разные мнения. Безусловно, все духовные управления, все муфтии, имамы ДУМ РФ и СМР, не сомневаюсь, против любых форм радикализма, экстремизма и терроризма. К сожалению, бывает так, когда один религиозный деятель что-то заявляет, не обсуждая, не согласовывая этого с другими, не учитывая, каким будет ход дальнейших событий. Ну объявили, что ваххабизм — это плохо… Во-первых, четкого определения «ваххабизма» не дано. Во-вторых, есть международные отношения с Саудовской Аравией. Используя данный термин для запрета и не давая четкого определения и критериев, что за ним стоит, мы в какой-то степени можем накалить отношения с таким важным партнером нашего государства, как Саудовская Аравия. Здесь, наверное, важны не какие-то термины, которые, как ярлык, можно повесить на многих. Важно четкое определение экстремистских радикальных течений, взглядов и убеждений.

— Тогда что такое ваххабизм? Много ли в России ваххабитов?

— Нужно начать именно с определения понятия «ваххабизм». Использование этого термина не совсем правильное и приемлемое. Имя Всевышнего аль-Ваххаб (Дарующий) неуместно применять к каким-то безграмотным людям разных экстремистских толков, называя их словом «ваххабит». Я уже с таким понятием не согласен. С одной стороны, имя Всевышнего аль-Ваххаб (Дарующий), с другой, вкладываемый в него смысл экстремизма, радикализма и терроризма — одно с другим не стыкуется. Нужно четко определить, какие убеждения, взгляды неприемлемы, недопустимы с точки зрения традиционного ислама.

Сегодня очень легко какого-либо имама или рядового верующего по внешним признакам отнести к ваххабитам. Никто даже разбираться не будет, является он таковым или нет. Может быть, верующий, смотря на других, копируя их, отпустил длинную бороду, подвернул брюки, а тут взяли и объявили его ваххабитом и поставили вне закона. Подобно тому, как те или иные течения или секты объявлены запретными по ряду факторов, точно так же и здесь нужно отталкиваться не от термина, а от того, что есть недопустимого в религиозных убеждениях человека и их проявлений в жизни.

«С Камилем хазратом очень хорошо общаюсь. Каждый раз, прибывая в Татарстан, к нему заезжаю. Хочется, чтобы наши усилия были объединены во благо ислама и мусульман». Фото Олега Тихонова

«Запреты ни к чему хорошему не приведут»

— Корректно ли связывать ваххабитов с салафитами? Или это разные вещи?

— Считаю, что разные вещи. Каждый мусульманин на сегодняшний день претендует на то, чтобы быть салафитом — последователем первого поколения мусульман. Каждый суфий, имам, муфтий хочет быть салафитом, потому что следует первым ученым. Но важно не какую-то печать поставить, а понять, что за этим термином стоит. То опасение, которые высказали руководители СМР и ДУМ РФ, заключается в том, что под термин «ваххабизм» можно подогнать многих, тем самым избавиться от неугодных, невыгодных людей. Важно четко определить критерии, которые делают человека экстремистом или террористом. Мы часто слышим даже в рядах мусульманского сообщества, когда человек, чтобы угодить кому-нибудь, с легкостью говорит о ком-то, что тот ваххабит, потому что он не суфийских взглядов.

Этим запретом, необоснованным на сегодняшний день, мы создадим смуту внутри мусульманского сообщества. К сожалению, озвучивая данную точку зрения, кому-то на руку сказать: «А вот они защищают ваххабитов».

— Действительно, сейчас уже появляются подобные новости: СМР отказался запрещать ваххабизм, подразумевая, что вы выступаете за ваххабизм.

— Совет муфтиев России, Духовное управление мусульман Российской Федерации всегда выступают против какого-либо проявления форм радикализма и экстремизма. Как имам, который 19 лет работает в этой структуре, я это вижу и подтверждаю. Заявляя так, ДУМ РФ просто боится того, что внутри мусульманского сообщества будет некая смута: ярлык «ваххабит» станут вешать на неугодных и объявлять человека злодеем. Нужно определить некие критерии, по которым человек попадает в категорию тех, с кем нужно вести просветительскую работу. Если он преступает закон, то должен по закону понести наказание. А так запреты ни к чему хорошему не приведут. Нужно просвещать, образовывать, воспитывать, давать понимание, что есть ислам, какие принципы несет религия.

Вся проблема в том, что нам не хватает площадки, где бы лидеры мнений — мусульманские деятели — ключевые значимые вопросы обсуждали за одним столом и вместе принимали решения, в каком направлении двигаться. Не должно быть единоличных решений, иначе можно воспринять так, будто подобное решение продиктовано какой-то структурой, и человек обязан чью-то волю исполнить. Вопрос религии очень тонкий. С одной стороны, мы говорим, что государство и религия отделены друг от друга, с другой, мы видим некие попытки влияния на религиозную среду такого рода вещами. На данный момент важно не пытаться кого-то обвинять, обливать грязью. Все-таки нужно понять, к чему этот запрет приведет. И на данный момент нужно восстановить и укрепить единство мусульманского сообщества, где муфтияты разных регионов были бы единым целым, чтобы таких раздоров не возникало. Мы надеемся, что Всероссийский научный мусульманский совет будет функционировать и приносить свои плоды. Мы над этим проектом работаем.

— Тот самый Совет улемов при Болгарской исламской академии?

— Да. И первое заседание пройдет в Москве 17 апреля, иншаллах (если будет воля Аллаха, — прим. ред.).

— И кто там будет представлен? Кавказ, ЦДУМ, Татарстан?..

— Все.

«К сожалению, бывает так, когда один религиозный деятель что-то заявляет, не обсуждая, не согласовывая этого с другими, не учитывая, каким будет ход дальнейших событий». Фото islam.ru

«Лепят клеймо, тем самым избавляясь от неугодных людей»

— Почему инициативу Самигуллина поддержали дагестанский муфтият и Альбир Крганов?

— Каждый сам вправе выбирать. Повторюсь, ДУМ РФ и СМР не против запрета каких-либо форм радикальных проявлений, которые нарушают согласие и мир внутри российского общества. Просто к этому вопросу нужно подойти грамотно и взвешенно, чтобы не наломать дров, чтобы не пострадали невинные люди. К сожалению, было и есть то, что одни обливают других грязью или лепят клеймо, тем самым избавляясь от неугодных людей или организаций, при этом используются государственные органы власти. Кстати, с Камилем хазратом очень хорошо общаюсь. Каждый раз, прибывая в Татарстан, к нему заезжаю. Хочется, чтобы наши усилия были объединены во благо ислама и мусульман.

— Ильдар хазрат, а какие другие мусульманские центры России выразили солидарность с СМР и ДУМ РФ в этом вопросе?

— Я этого не отслеживаю. Порой я не успеваю даже заниматься научными вопросами, подготовкой фетв, материалов. Просто нет времени на отслеживание того, кто что сказал.

— В конце прошлого года поднимался вопрос о коранитах, в том числе в Совете муфтиев России. Какую позицию по ним занял Совет улемов ДУМ РФ?

— Мы не привязываемся к понятию «коранизм». Люди, которые отрицают Сунну, наследие пророка Мухаммада, не имеют права называться коранитами — они прикрывают свои сектантские убеждения Священным Кораном. На самом деле эти люди дальше всех от Священного писания (Корана). У нас, ДУМ РФ и СМР, есть четкая позиция: те люди, которые отрицают наследие пророка Мухаммада, отрицают то, что имеет высокий уровень достоверности, по сути, выходят из лона ислама, перестают быть в нашем понимании мусульманами. Но это их личный выбор, за который им нести ответ пред Богом, а не перед нами. Отмечу, что мы не первые, кто такое озвучивает — это общемировое мнение касательно сунны нашего пророка и ее значимости. Это один из вопросов, который будет подниматься на предстоящем всероссийском совещании.

Тимур Рахматуллин
Справка

Аляутдинов Ильдар Рифатович — российский мусульманский богослов. Председатель Духовного управления мусульман Москвы; главный имам Соборной мечети Москвы.

  • Родился в 1978 году в Москве.
  • В 2001 году с отличием закончил факультет филологии и богословия Международного исламского университета «Аль-Азхар», Египет (бакалавр).
  • В 2003 году окончил магистратуру университета «Аль-Азхар» (магистр исламский наук).
  • С 2000 года — имам Мемориальной мечети Москвы.
  • С 2003 года — имам Московской Соборной мечети, позднее — главный имам Московской Соборной мечети.
  • В 2012 году — председатель ЦРО «Мухтасибат г. Москвы», имам-мухтасиб столицы.
  • С 2013 года — муфтий Москвы.
  • Автор множества книг и публикаций, канонический редактор и коppектоp аpабских текстов книг своего старшего брата, имам-хатыба Мемориальной мечети Шамиля Аляутдинова. Руководитель проекта MIRadio.ru.
  • Член президиума ДУМ РФ, ученый секретарь Совета улемов ДУМ РФ.

Общество Татарстан
комментарии 34

комментарии

  • Анонимно 05 апр
    Хорошо ответил. Хоть и изворотливо.
    Ответить
  • Анонимно 05 апр
    Ну верно. Нельзя единолично запрещать. И Камиль это понимает. Вероятно, ему кто-то сказал так сделать.
    Ответить
  • Анонимно 05 апр
    Очень уважаю Ильдар-хазрата. Умный интеллигентный человек. Самый грамотный богослов в стране.
    Ответить
    Анонимно 05 апр
    просто супермен))))
    Ответить
    Анонимно 17 апр
    Ильдар хәзрәт татарча белми. Татар халкына ул ничек хезмәт итәр, татар телендә догалар укыр?
    Ответить
    Анонимно 17 апр
    Татар телен белмәгән мулла татар дин әһеле түгел.
    Ответить
    Анонимно 17 апр
    Муллалар үзара талашып халыкны диннән биздерәләр.
    Ответить
    Анонимно 17 апр
    Мәскәүдә татар мөселманнары мәһәлләсе кирәк.
    Әлбир хәзрәткә ышанган идек, ул да ашыкмый.
    Ответить
    Анонимно 17 апр
    Күпмилләтле ислам татарга зыянлы.
    Ответить
  • Анонимно 05 апр
    4 года назад Камиль Хазрат говорил что мы дескать татары можем за чашкой чая любые проблемы решить. Даже и не пытались ничего решить. Только все начало успокаиваться,опять нужно охоту на ведьм устраивать.был лучшего мнения о нем
    Ответить
    Анонимно 05 апр
    камиль много че говорил
    Ответить
  • Анонимно 05 апр
    Они, помнится, уже закусились из-за татарских хутб на джума-намазе. Теперь здесь.
    Ответить
  • Анонимно 05 апр
    спасибо за хорошее и полезное интервью.
    Ответить
  • Анонимно 05 апр
    Современная религия объединяет верующих, но разделяет общность общества. Верующие разных направлений даже одной религии непримиримы между собой. Зачем тогда всё это?
    Ответить
  • Анонимно 05 апр
    Удивительная хамелеонская позиция: не смейте запрещать ваххабизм - мы за свободу мнений; коранизм - это плохо, мы выводим из ислама коранитов - свободу мнений в вопросе коранизма не допускаем
    Ответить
  • Анонимно 05 апр
    проверте пожалуйста, района азнакаево, альметьевска на вахабизм
    Ответить
    Анонимно 05 апр
    нормально тут у нас
    Ответить
  • Анонимно 05 апр
    Батров разделал их фетву под орех. Видимо, решили работу над ошибками сделать.
    Ответить
    Анонимно 05 апр
    Ничего он не разделал. Какие-то сплетни привел, разбавил своими домыслами. Ни логики, ни фактов. Одна вонь батровщины. Так что, Батров, не флуди тут.
    Ответить
    Анонимно 05 апр
    Согласен. Рустам хазрат красавчик. В пух и прах их перемолол. Молодец!
    Ответить
    Анонимно 05 апр
    батров к мухетдинову пытается пристроиться. смешные.
    Ответить
    Анонимно 06 апр
    кого он перемолол? не смеши народ. скорей, батрова раздели до гола при всех, разоблачили, вот и бегает, бесится, повизгивает
    Ответить
  • Анонимно 05 апр
    Секты в принципе антиобщественны. Трудно контролировать. Легко манипулировать сознанием людей. Считаю, надо запрещать такие формы.
    Ответить
    Анонимно 05 апр
    Давайте тебя запретим для начала.
    Ответить
  • Анонимно 05 апр
    Самигуллин конечно глупость сморозил. Сейчас прячется от всех.
    Ответить
  • Анонимно 06 апр
    Евреи самая реальная нация и после идут башкиры и вот эти две нации имеют право по вере управлять иными мусульманами в мире.
    Ответить
    Анонимно 06 апр
    Сам себя не похвалишь, целый день как оплеванный ходишь?Это про вас.А вообще посмотрите видео в Ютубе как в Белорецке танцуют вуги- вуги в мечети.
    Ответить
    Анонимно 06 апр
    опять мусульманское общество под палку и контроль берут.
    Ответить
  • Анонимно 10 апр
    Мухаммад ибн аль Ваххаб -один из мусульманских лидеров, свою жизнь посвятил борьбе с хараджеритами ( бритоголовыми сектантами времён таби' инов и ат таби'инов. ) хараджириты по всем характеристикам и идеологией подходят под современных террористов( настоящих террористов а не тех кого называют так) . Очень печально что многие не знают о чем ведут речи свои. Невежды это игрушки в руках манипуляторов . Невежество-это болезнь ,лечит ее вопрос к знающему! Лечитесь люди!
    Ответить
    Анонимно 16 апр
    И почему-то последователи АбдульВаххаба сами стали бритоголовыми хариджитами с косматыми бородами и радикальными настроениями
    Ответить
  • Анонимно 17 апр
    финансовые вливание в религию могут поменять ее направление. главная религия деньги попробуйте около мечети проповедуйте что не надо приносить деньги в мечеть, такой социальный эксперимент закончится очень печально особо верующие братья проведут с вами беседу.
    Ответить
  • Анонимно 17 апр
    1. жоржик. вообще то у нас светское государство, и церковь отделена от государства, так скажем;
    2. но может кто ни будь пояснит мне:
    2.1. сунниты считают законными преемниками Мухаммеда первых четырёх халифов — Абу Бакра, Умара, Усмана и Али — а также признают, наряду с Кораном, многочисленные предания (сунну) о пророке Мухаммеде (два самых авторитетных для них источника — сборники хадисов аль-Бухари и Муслима). Сунниты следуют принципам приверженности исламским ценностям, зафиксированным в Священном Предании, и идее руководящей роли мусульманской общины в решении жизненно важных проблем.
    Сунниты признают четыре богословско-правовые школы, называемые «мазхабами»: маликитский, шафиитский, ханафитский и ханбалитский.
    2.2. Шииты (от араб. شيعة‎ шӣ‘а — приверженцы, партия) — вторая по величине ветвь ислама. После смерти пророка Мухаммеда сформировалась группа мусульман, которые считали, что власть в общине должна принадлежать исключительно его потомкам (детям Фатимы, дочери Мухаммеда, и Али, его двоюродного брата)[4]. По мнению шиитов, право на имамат (институт верховного руководства общиной) было закреплено за родом Али божественным установлением[5]. Первоначально эта группа являлась только политической партией, а как самостоятельное религиозно-правовое течение в исламе сформировалась позднее, при шестом имаме Джафаре ас-Садыке.
    ТАК ГДЕ ЗДЕСЬ вахабиты?
    Ответить
    Анонимно 17 апр
    смотрю, копипастой занялись?
    Ответить
    Анонимно 19 апр
    1. жоржик. Копипа́ст (от англ. copy & paste — копировать и вставлять) — скопированный в статью из внешних источников текст
    2. пояснение к предыдущему - в связи с тем. что я не знаю арабский, э в той мере, которая требуется для понимания не только того, что изображено на носителе (бумаге, так скажем), но и того, что в Коран вложил его творец, вынужден, для того чтобы меня, тупого и серого, поняли умные, рассудительные люди, ссылаться на выдержки из авторитетных (ну, это на мой, тупого и серого, взгляд) источников, э ..так скажем;
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии