Новости раздела

Чубайс готов рискнуть деньгами Роснано по законам шариата

Госкомпания объявила о переориентировании на Восток и ждет интересных предложений от исламских инвесторов

Санкции со стороны Запада сподвигли корпорацию «Роснано» переориентироваться на Восток, чтобы найти партнеров в исламских странах взамен «охладевших» к России Евросоюза и США. Для того чтобы открыть российским проектам доступ к исламскому финансированию, компания намерена создать исламский венчурный фонд совместно с мусульманскими странами и заявила о готовности вкладывать в него «неограниченные ресурсы».

Венчур и так уже халяль

Исламские финансы как альтернатива западным обсуждаются в Казани второй день подряд, Площадкой для дискуссии стал VII международный экономический саммит России и стран ОИС KazanSummit-2015. «Новое время порождает новые вызовы. Если в начале создания компании мы в основном ориентировались на сотрудничество с развитыми странами, — это США, Евросоюз — то сейчас стратегия Роснано изменилась: была сформирована управляющая компания, и мы перешли к созданию специализированных венчурных и фондов прямых инвестиций в высокотехнологичные компании под нашим управлением», — рассказал сегодня на пленарном заседании инвестиционный директор УК «Роснано» Вадим Вещезеров. По его словам, сейчас компания активно расширяет географию и ищет партнеров за пределами США и Евросоюза, а именно в мусульманских странах.

Вадим Вещезеров: «Венчурный фонд по своей природе полностью соответствует принципам исламских финансов»

«В частности, мы исследуем возможность создания исламских венчурных фондов. Такие прецеденты в мире есть — в Малайзии, в США. Это объясняется простой причиной: венчурный фонд по своей природе полностью соответствует принципам исламских финансов», — объявил на заседании Вещезеров. Он пояснил, что традиционный венчурный фонд по своей организации мало чем отличается от кредитования по принципу мушарака (долевое участие в бизнесе). Исключением являются несколько направлений вложения средств, которые запрещены в шариате, такие как алкоголь, оружие, ростовщичество и азартные игры. «Вчера наши коллеги из банковского сектора рассказывали о трудностях создания исламского банка в России. Они есть, но относятся к розничному и классическому банковскому бизнесу. Если же мы говорим о венчурах, фондах прямых инвестиций в высокотехнологичные компании, то сегодня в России есть вся необходимая законодательная база для создания таких фондов. То есть не требуется вообще ничего добавлять», — обнадежил собравшихся представитель компании.

Отметим, что еще в 2011 году в планах татарстанского СП — «Татарстанской международной инвестиционной компании» («ТМИК») — было создание венчурного фонда. Назывался даже первоначальный его размер — $10 млн. Половину этой суммы инвестирует ЗАО «ТМИК», на оставшиеся $5 млн компания искала партнера. Предполагалось, что поэтапно размер фонда в дальнейшем увеличится до $100 млн. «Нам бы хотелось видеть среди участников Роснано российские венчурные компании. В ближайшее время собираемся провести переговоры с ними, обсудить возможное партнерство в фонде», — рассказывал генеральный директор ЗАО «ТМИК» Эмиль Гасымов. «Первоначальный капитал венчурного фонда будет использован на подбор проектов, переговоры по отдельным проектам, в том числе на привлечение конкретных инвестиций, проведение юридической экспертизы, анализ деятельности компании и основных сделок. На втором этапе потребуется дополнительный капитал от инвесторов для реализации проектов, на третьем и четвертом произойдет инвестирование средств и инкубация проектов. На заключительном этапе «ТМИК» будет заниматься привлечением в проект технического партнера с отраслевой экспертизой, подбором менеджмента и операционным контролем деятельности фонда. Капитал будет формироваться траншами», — обещал Гасымов. Но дальше заявлений дело не пошло.

Добавим, что не так давно парламент России принял закон об инвестиционных товариществах, в который заложены принципы бизнеса, полностью соответствующие принципам мушарака (в исламских финансах — совместное долевое предприятие, в котором инвесторы осуществляют вложения в складчину и делят между собой полученные прибыли или убытки в соответствии с размером пая каждого участника — прим. ред.). «Единственное, что необходимо дополнить, чтобы фонд заработал в соответствии с правилами исламских финансов, это ввести шариатский комплаенс (контроль — прим. ред.) для оценки направлений инвестиций и некоторых ограничений по направлению финансирования», — признал Вещезеров.

Роснано ждет решения исламских фондов

Таким образом, сейчас УК «Роснано» прорабатывает возможность создания таких фондов в России и с партнерами со стороны исламского мира. «Сейчас у нас идут консультации с некоторыми крупными инвестиционными фондами исламского мира, пока о них говорить преждевременно. Вот когда мы с ними договоримся и что-то подпишем, тогда и будем озвучивать. Это работа по созданию совместных венчурных фондов, работающих по принципам исламских финансов», — пояснил он позже «Реальному времени». Вещезеров признался, что в выступлении немного упростил схему работы фондов, и помимо направлений финансирования, запрещенных шариатом, есть ограничения по работе таких организаций: есть инструменты, которые обычный фонд может использовать, а исламский — нет. «Это не очень сильные ограничения, но их надо учитывать», — предупредил он. УК «Роснано» направила предложения своим потенциальным партнерам из исламского мира с учетом их требований и ограничений. Но, как отметил представитель компании, на конкретные документы потребуется время, поскольку их законодательство во многом отличается от российского.

Ограничений по финансированию почти нет

«Такой фонд просто откроет двери для исламских фондов. Обычный фонд не всегда дает все возможности, а этот будет максимально адаптирован», — пояснил «Реальному времени» председатель правления AV Group Алексей Крыловский. Об добавил, что средства таких фондов могут пойти на любой высокотехнологичный бизнес, за исключением чистых IT-проектов. Однако назвать примеры таких проектов ни он, ни Вещезеров не смогли. «Проект должен быть связан с Россией. Если говорить о наших потенциальных партнерах, значительный интерес вызывают именно проекты, реализуемые с технологическими решениями России, но на их территории», — ответил инвестиционный директор госкомпании. Какой объем средств она готова вложить в фонд, он тоже не назвал. «У нас есть только одно ограничение: по правилам, которое установило государство, мы не можем вкладывать в фонд больше половины его средств. Условно говоря, если к нам придет исламский фонд и предложит создать фонд на миллиард долларов, вложит половину, то вторую половину мы найдем», — загадочно улыбнулся Вещезеров.

Фото: gazeta.ru, Роман Хасаев

Дина Валиуллина
Справка

Роснано организовывалось как государственный институт развития с целью создания в России современной высокотехнологичной наноиндустрии. Председателем правления ОАО «Роснано» является Анатолий Чубайс. На данный момент под управлением компании находится примерно $10 млрд инвестиций. Они вложены в 100-120 крупных проектов, кроме того, у компании выстроена достаточно большая сеть из компаний венчурного уровня и даже стартапов. Оборот построенной с помощью Роснано индустрии в России сама компания оценивает в $12-15 млрд. В Татарстане Роснано реализует такие проекты, как Центр нанотехнологий РТ, «Данафлекс-Нано» и др. В январе этого года глава Ростеха Анатолий Чубайс предложил Татарстану проект производства нанотрубок на 6 млрд руб.

Новости партнеров