Новости раздела

«За всем этим стоят живые люди»

«7 дней»: от Дня памяти жертв политических репрессий до Дня народного единства

«За всем этим стоят живые люди»
Фото: Олег Тихонов/realnoevremya.ru

Как прошло празднование Дня народного единства в Казани? Когда ожидать итоговое решение по «языковому вопросу»? Чем завершилась «революция» в Уруссу? Сколько людей пали жертвами политических репрессий в Татарии? На эти и другие вопросы искали ответы корреспонденты еженедельной информационно-аналитической программы «7 дней», выходящей на канале ТНВ.

Двойной праздник

4 ноября в России отметили сразу два праздника — День народного единства и День празднования Казанской иконы Божией Матери. Съемочная группа «7 дней» побывала на торжественных мероприятиях.

Праздничная литургия в Благовещенском соборе Казани стартовала в 9 утра. Верующих собралось столько, что к алтарю практически невозможно было пробраться. Кто припозднился, молился на крыльце храма и на площади. У многих в руках — иконы казанской Божией Матери. Примечательно, что на праздник приехали жители не только Татарстана, но и десятка других регионов страны.

В районе 11 часов под колокольный звон начался крестный ход. «Крестный ход является свидетельством того, что мы едины», — подчеркнул возглавивший шествие митрополит Казанский и Татарстанский Феофан.

Одной из главных площадок Дня народного единства в этом году стал театр оперы и балета. Здесь прошел гала-концерт республиканского этнокультурного фестиваля «Наш дом Татарстан», на сцене выступили лучшие творческие коллективы народов республики.

«Для татарстанцев дороги все народы и культуры нашей республики. Мы по праву гордимся тем, что на нашей земле мирно проживают представители 173 национальностей», — отметил спикер Госсовета РТ Фарид Мухаметшин.

Накануне, 4 ноября, во всех мечетях Татарстана прошли проповеди, посвященные Дню народного единства. Имамы прочитали аяты Корана и хадисы на тему добрососедских отношений между народами.

«Праздник новый. Но посыл прекрасен. Страна у нас огромная, многонациональная, многоконфессиональная. А межнациональные вопросы — это тонкая материя, над которой нужно ежедневно трудиться всем вместе», — подчеркнул председатель ДУМ РТ Камиль хазрат Самигуллин.

Языковая неразбериха

Считанные дни остаются до судьбоносного решения — останется ли татарский язык в качестве обязательного в школах республики и если да, то в каких объемах? На этот сложный и болезненный для всего татарского народа вопрос в ближайшие дни должен быть найден ответ. Пока дети на каникулах, администрация практически всех школ в республике впопыхах, под давлением прокуратуры, пытается исправить свои учебные планы. Корреспонденты «7 дней» заглянули в татарстанские школы.

В последние месяцы педагогам пришлось изрядно понервничать. Они выглядят несколько уставшими, но уже не столь запуганными и растерянными. В казанской школе №13 татарский язык остается обязательным для изучения. По крайней мере, именно такой новый учебный план подготовила администрация школы. Часы преподавания татарского языка здесь будут сокращены практически в два раза, но этот предмет, как родной язык, все же остается в обязательной части учебной программы.

«За всем этим стоят живые люди. И прежде всего мы хотели сохранить татарский язык. Когда началась паника среди учителей, я тут же собрал педагогов татарского и сказал, что никто не будет уволен. Мы кафедру татарского сохранили. Потому что потерять легко, а вот наработать очень тяжело», — признается директор школы №13 Сергей Овчинников.

Из 500 родителей школы №13 лишь 50 человек написали отказ от татарского, в пользу изучения русского языка как родного.

«Писали «родной язык — русский» практически все приезжие. Из Узбекистана, Таджикистана. Это было шоком для нас», — рассказывает директор.

В результате учеников разделили на две группы. Те, кто выбрал в качестве родного татарский язык, пойдут на татарский, другая часть — на краеведение. Предмет «краеведение» именно в этой школе когда-то был одобрен для внесения в учебную программу. Были даже подготовлены учителя, которым сейчас найдут применение. Согласно предписаниям прокуратуры, школы все эти сложные месяцы как могли, самостоятельно, приводили в порядок учебные планы, для того чтобы они соответствовали федеральным государственным стандартам. В этих образовательных стандартах, как известно, не прописано обязательное изучение государственных языков республик в школах. И его «добровольность» в школах, как посчитала прокуратура, не соответствует российскому законодательству. Есть только предмет «родной язык». Родителям пришлось сделать выбор, какой язык является для них родным и обязательным для изучения — русский или татарский.

Что из себя представляет новый образовательный курс — русский язык как родной? Четкого ответа дать не может никто. Сегодня на уровне России не решен вопрос о выделении русского языка и литературы в качестве самостоятельной предметной области, хотя разговоры об этом ведутся давно. Но пока безуспешно. Нет ни учебников, ни программ, ни учителей, ни четкого видения, о чем должен быть этот курс. Многие школы в Татарстане вместо уроков родного русского языка будут преподавать краеведение. Ходят даже такие слухи, что могут быть внесены предложения по изучению истории русского языка и даже старославянской письменности.

«Я буду очень удивлен, если мне покажут учителя русского языка, способного вести старославянскую письменность. А рабочая программа? А стандарт? Это же целая наука», — говорит директор 13-й школы.

Результат такого поспешного решения не заставил себя ждать. Многие родители, к сожалению, постфактум, признают досадную ошибку, которая так или иначе отразится на судьбах 3 тысяч преподавателей по всему Татарстану. Уже на прошлой неделе стало известно, что учителя татарского языка стали получать уведомления о сокращении.

«Мне очень жаль, что сложилась такая ситуация с татарским. Жаль, что из-за шумихи под удар могут попасть такие чудесные преподаватели, как Вы. Карина Вас обожает. Для нее уроки — это Вы и только Вы. Именно с Вами мы поняли, что татарский можно и нужно изучать. Мы с родителями подходили к директору и очень, очень просили, чтобы Вас у нас не забирали», — это строчки из письма, которое написала родительница 102-й гимназии учителю татарского языка. Эта гимназия пошла по пути исключения татарского языка из обязательной школьной программы.

Тулкунай Абдулбариева и есть тот учитель, которого сейчас родители пытаются защитить. Женщина еле сдерживает слезы. Ей обидно не за себя, не за потерянные часы, а за тех детей, которых, к сожалению, не спросили.

Сейчас все школы Татарстана пребывают в состоянии неопределенности. Но все же история, кажется, близится к развязке. В новую учебную четверть школы должны войти с новыми учебными планами. Возможно, в ближайшем будущем появятся какие-то общие рекомендации для всех образовательных учреждений. Тогда уже точно можно будет сказать, сколько часов татарского останется и сколько учителей будут выполнять эту нагрузку.

Казанский Октябрь

На этой неделе Россия отметит столетие Великой Октябрьской революции, изменившей ход не только нашей, но и мировой истории. Корреспонденты «7 дней» узнали, что происходило в Казанской губернии в тот бурный период.

Казань в 1917 году становится одним из центров революции. Это крупнейший военный округ, в который входят 10 губерний и две области. Первый дивизион второй артиллерийской бригады располагался в Арских казармах. Второй дивизион стоял в Каргопольских казарамах (ныне танковое училище). 240-й полк стоял в районе Лагерной. Казармы располагались практически по всему городу. В Казани одновременно могли находиться до 50 тыс. военных.

Уставшие от войны солдаты, так и не дождавшиеся мира, после февральской революции мечтали лишь о родной земле, о возвращении в семью. Эйфория после февраля прошла быстро. Экономический кризис не был преодолен, война продолжалась, крестьянский вопрос так и не был решен.

«В казанском Октябре важную роль сыграли артиллеристы. Потому что среди них был наибольший процент рабочих, образованных людей», — говорит краевед Марк Шишкин.

Весь 17-й год Казань сотрясают митинги и забастовки. Фактически, волнения происходят на каждом шагу. С местным, как бы сейчас сказали, колоритом.

«В Казани женщины в июне организовали 10-тысячный митинг с требованием прекратить войну, вернуть им мужей и сыновей», — говорит доктор исторических наук Индус Тагиров.

По воспоминания казанского меньшевика Юрия Дейнеки, свою революцию попытались устроить и в доме умалишенных на улице Сеченова. Медбратья решили свергнуть «незаконную диктатуру докторов». Для этого они выпустили буйных пациентов из палат. Врачи держали оборону. Меньшевику лично пришлось ехать на переговоры в дом умалишенных. И он долго объяснял, что «революция не предполагает свержение любой власти. А заключается в постепенном формировании новой государственной машины».

«Материальное положение было плачевным. Основные требования всегда были экономическими. Это уже в советской историографии преподносилось, что у них были какие-то политические требования. Сразу же, в марте 1917-го, был образован фабрично-заводской комитет. Рабочие уже тогда попытались взять власть в свои руки», — рассказывает историк Лилия Габдрафикова.

После февраля активно проявляет себя татарское национально-демократическое движение. Создаются мусульманские комитеты, советы. Поистине революционным становится и Всероссийский съезд женщин-мусульманок. Мероприятие проходит в новом клубе, сейчас это здание театра имени Тинчурина. После февральской революции у женщин появились политические права. И эти права они решили использовать. Например, право на развод, право на посещение мечети и публичного намаза, право слушать проповеди.

Делегатом на Всероссийский мусульманский съезд, который проходил в мае 1917-го в Москве с участием и мужчин, и женщин, была избрана Мухлиса Буби. Там ее выбрали казыем Центрального духовного управления мусульман — уникальный случай. Судьба ее, как и многих татарских деятелей, была решена в 1937 году.

О хаосе, царившем как в Казани, так и по всей стране, говорит и тот факт, что в губернаторском дворце весь 1917 год бок о бок трудились представители и временного правительства, и совета, и многочисленных профсоюзов и комитетов.

По мнению казанских историков, революционные события в Казани развивались по своему сценарию.

«Здесь была своя революция, которая была подготовлена военным статусом Казани», — считает Марк Шишкин.

«Осенью 1917-го властителями дум казанского гарнизона становятся, в общем-то, случайные люди. Это большевик авантюрного склада Карл Грасис из Чебоксар и прапорщик Николай Ершов, участник петроградского наступления, когда была первая попытка большевиков взять власть», — рассказывает Шишкин.

Первые перестрелки в стране случились именно в Казани, 19 октября. Солдаты восстали в поддержку сбежавшего арестанта. Активная фаза военных действий стартовала параллельно с восстанием в Петрограде, 24 октября. Но вновь не по команде сверху. Мятеж начался фактически с ареста Грасиса и приказа об аресте Ершова.

Бои шли за Адмиралтейскую слободу, Горбатый мост через Казанку. Соотношение сил: до 20 тыс. у восставших, до двух-трех тыс. у правительственных войск.

Погибших было 10 человек. Снаряды повредили десятки зданий в центре. Один из них угодил в колонну казанского университета. Малое количество жертв историки связывают с пассивностью населения, которое пряталось по подвалам.

За несколько часов до получения телеграммы из Петрограда в Казани вопрос с победой был решен и уже обсуждались условия капитуляции.

На территории Кремля стали хоронить жертв революции. Николай Ершов, вошедший в историю как военный руководитель Октябрьского вооруженного восстания, уехал через месяц и больше не был связан с городом. Другой революционер, Мулланур Вахитов, был расстрелян уже через год после взятия Казани белыми. Еще один буревестник революции, Сахибгарей Саидгалеев — репрессирован в 1938-м. Рабочие алафузовской фабрики остались без работы и жалованья. После принятия декрета о мире сократились военные заказы.

«Вообще, был открыт путь к решению и национального вопроса тоже. Объявление России федерацией, создание республик — это плоды Октябрьской революции», — подчеркивает Индус Тагиров.

Суверенный Татарстан

Еще одним важным маркером этой осени стало празднование 25-летия Конституции Республики Татарстан. Важнейшего и главного документа, который принимался в непростых политических и экономических условиях. Принятие Конституции Татарстана, а чуть позже и подписание Договора о разграничении полномочий и предметов ведения между федеральным центром и республикой — это часть революционных событий, только уже 90-х годов прошлого столетия. Именно этому и был посвящен очередной сюжет телепередачи.

1992 год. Становление в Татарстане суверенного государства обретает реальное воплощение. Не только жители столицы молодой республики выходят на площади — татары всего мира с воодушевлением слушают вести из Казани. Еще нет всемирной сети интернет. Но каждое новое слово президента Минтимера Шаймиева, каждый новый акт парламента входят в топ новостей российских СМИ. Татарстан идет своим путем, самостоятельность республики — дело ближайшего времени.

Жаждущая свободы, иногда агрессивно настроенная толпа ждет от Минтимера Шаймиева модного в пору парада суверенитетов слова — независимость. Но он осторожен, тверд и полон решимости. Брошенная в толпу фраза Бориса Ельцина: «Берите суверенитета столько, сколько проглотите» только разогревает политические страсти. Но президент Татарстана шаг за шагом ведет республику к решению основного вопроса — последовательного оформления двусторонних отношений с Россией.

«Когда мы услышали глас нашей интеллигенции, провели референдум о статусе нашей республики, 21 марта 1992 года. Я считаю, это было выверенное решение. Мы приступили к работе над нашей конституцией», — вспоминает экс-президент Татарстана Минтимер Шаймиев.

День 6 ноября 1992 года вписан в календарь памятных дат. Рожденный в сложной исторической обстановке документ предложил решение одного из вечных российских вопросов — несправедливого распределения власти без учета особенностей территорий. Правовой статус был определен единственно возможной для Татарстана формулой: референдум, конституция, двусторонний договор.

«Мы должны были закрепить совершенно новый статус, свой отказ от советской автономной государственности. И это можно было сделать только посредством конституционного законодательства. Тогда конституция помогла нам прийти к общему знаменателю и стабилизировать внутреннюю ситуацию. Это была платформа для ведения переговоров с Москвой, для заключения договора», — говорит профессор КФУ Борис Железнов.

Время вносит свои коррективы. На дворе ноябрь 2017 года. Торжественное празднование 25-летия конституции проходит в условиях, когда важная составная часть — ст.1 — основного закона Татарстана не работает. Вопрос полномочий регионов прописан также и в ст. 11 Конституции РФ. С этим никто не спорит. Есть только разногласия в трактовке.

Брошенная в толпу фраза Бориса Ельцина: «Берите суверенитета столько, сколько проглотите» разогрела политические страсти. Михаил Козловский/realnoevremya.ru

«Договор создал Россию как федерацию. И поэтому ни юридической, ни политической нужды изымать эту норму из Конституции РТ нет. Я практически уверен, что никакой инициативы со стороны федерального центра не будет», — заверяет член комитета Совета Федерации РФ по международным вопросам Олег Морозов.

«Конституция — это ведь не сочинение, которое можно переписать по настроению. Мы за мир и согласие, поэтому подождем. Много людей обеспокоено. Зачем нам создавать здесь какую-то напряженность? Я глубоко убежден, что мы найдем решение, выход из этой сложившейся ситуации. И не придется менять конституцию», — уверен депутат Госдумы РФ Айрат Хайруллин.

Ютазинская революция

Коммунальные преобразования произошли недавно в поселке Уруссу после закрытия местной ГРЭС. Администрация Ютазинского района решила перевести многоквартирные жилые дома на двухуровневые индивидуальные котлы отопления. 17-й год для поселка Уруссу — непростой. Был он непростым сто лет назад, непростой и сейчас. До того, как свой последний выхлоп совершила Уруссинская ГРЭС, население поселка жило в ожидании переворота. В первую очередь переворота в сознании. И, наконец, революция, о необходимости которой так долго говорили местные власти, все-таки свершилась. Не все приняли ее на ура, но избежать ее было невозможно. Поселок находился в тупике.

«Одномоментно перевести на индивидуальные котлы больше 3 тысяч квартир и социальные объекты — это большой объем работы. Ни в одном районе республики такая работа за 1 год не проводилась. Но мы справились», — рассказывает заместитель главы Ютазинского района Зария Рашитова.

Справились аккурат к октябрю. Из 3 147 квартир в Уруссу на сегодня оборудованы котлами 2 910. 222 квартиры от котлов отказались и отапливают помещения самостоятельно. В подвешенном состоянии сейчас 15 квартир. Однако фактически —лишь одна. У 14 собственников уже есть отопление, но они пока не спешат оповещать об этом районные власти официально. Кроме того, без тепла остаются два частных дома. Итого три проблемных точки.

«Один собственник, мягко говоря, ведет асоциальный образ жизни. Он не в состоянии принять какое-либо решение. Собственники второй и третьей квартир проживают в других местах», — объясняет Рашитова.

Но есть еще и шестое чувство — чувство несправедливости. Вот как у местного жителя, который считает, что газовики все сделали неправильно. И вентили стоят не там, где полагается, и дымоотводы представляют угрозу для жизни, ибо опять же дымят не там, где надо.

По этому поводу были и суды. Еще летом жильцы просили признать всю новую систему теплоснабжения небезопасной и недействующей. Точку поставил Верховный суд еще в июле — отказать.

«Вдруг все стали физиками, химиками. Половина поселка газовики, вторая половина — энергетики», — говорит заместитель генерального директора Фонда газификации РТ Зульфат Гимадеев. По его словам, на сегодня работа в поселке завершена. «2 900 с копейками квартир мы сделали. В школах, детских садах тепло. Все работает», — уверяет Гимадеев.

Несмотря на мажорную ноту, в поселке еще остаются проблемы. В частности, важно решить проблему трудоустройства вчерашних работников ГРЭС. Но, наверное, самое сложное уже позади. Ютазинская революция свершилась. Она была неминуема.

«Недовольны те, кто считал, что республика и муниципалитет, Фонд газификации не смогут эту проблему до конца решить. Поселок к зиме готов. Я уверен, что по итогам отопительного сезона наши жители с большой теплотой будут говорить о двухконтурных котлах и о республиканской программе», — считает глава Ютазинского района Рустем Нуриев.

Кровавые годы в истории Татарии

30 октября страна отметила особую дату — День памяти жертв политических репрессий. В понедельник в Москве Владимир Путин на проспекте Сахарова открыл мемориал памяти «Стена скорби». В прошлый понедельник митинги прошли и в городах Татарстана. В Книге памяти республики сегодня представлено более 50 тыс. фамилий тех, кто был признан «врагом народа». Здесь и рабочие, и колхозники, школьники, врачи, известные писатели. Съемочная группа «7 дней» побывала в архиве.

В четырех ямах на Архангельском кладбище лежат 2 756 так называемых «врагов народа». Олег Тихонов/realnoevremya.ru

«У меня остался младший сын, с которого надо снять это клеймо». Это пишет мама Василия Аксенова Евгения Гинзбург», — зачитывает заместитель директора Государственного архива РТ Ильдар Шафиков.

Пожалуй, это одно из немногих дел, которое сегодня с разрешения родственников опубликовано. Ильдар Шафиков показывает еще одно дело с особого стеллажа. В архиве хранится 88 дел на видных деятелей того времени. Например, писатель и драматург Карим Тинчурин был осужден в 1938 году как участник антисоветской националистической организации. «Не уверен, что нам это можно вслух читать», — сомневается Шафиков.

На вопрос «почему?» в архиве отвечают прямо. «Насколько мы готовы смотреть, как одни наши дедушки и бабушки поступали нехорошо с другими нашими дедушками и бабушками. Я считаю, что мы совершенно не готовы», — заявляет Ильдар Шафиков.

В четырех ямах на Архангельском кладбище лежат 2 756 так называемых «врагов народа». Председатель общественной организации жертв политических репрессий Приволжского района Казани Фарзана Кулеева каждый год 30 октября приносит на могилу цветы. Она написала книгу о своей семье. Фарзана считает, что о тех годах должны знать правду. В ее семье были расстреляны 10 человек. Два деда и восемь дядей. Отец на 10 лет был отправлен в лагерь. Маму с четырьмя детьми выгнали на улицу. В тот момент Фарзане было 38 дней.

Член-корреспондент Академии военно-исторических наук Михаил Черепанов возглавил рабочую группу по созданию Книги памяти жертв политических репрессий Татарстана. В общей сложности издано 18 томов. Здесь более 54 тыс. фамилий. Издание книги стало возможным после рассекречивания архивов КГБ. Михаил Черепанов отмечает, над книгой работали вместе с ветеранами спецслужбы.

«Самое удивительное я опубликовал прямо на форзаце. Летом 1937-го наш НКВД получил план расстрелять до конца года 500 человек. Нужно же было как-то отметить 20 лет советской власти. И этот присланный Сталиным план местные стражи порядка сумели перевыполнить почти в пять раз», — рассказывает Михаил Черепанов.

Показывая выписки из протоколов, Михаил Черпепанов отмечает, что репрессии начались в 1918 году, а последнего репрессированного арестовали в 1987 году. Среди арестованных были в основном безвинные люди. Забирали за неосторожно сказанное слово, за завернутую в газету «Правда» селедку, домохозяек — только за фамилию. 10 процентов из арестованных были расстреляны, столько же умерли в лагерях и тюрьмах. В том числе в печально известной на весь союз казанской тюремной психиатрической больнице, которая действовала с 1939 года.

Показывая выписки из протоколов, Михаил Черпепанов отмечает, что репрессии начались в 1918 году, а последнего репрессированного арестовали в 1987 году. Тимур Рахматуллин/realnoevremya.ru

«Приехал грузин с ослом в Москву. Нигде не мог найти питания для этого ослика. Позвонил Сталину, которого знал еще когда-то до революции. Сосо, как быть? Ослика не могу накормить. Я, отвечает Сталин, 190 млн осликов кормлю, а ты одного не можешь накормить. Вот весь анекдот. Отцу дали 7 лет», — рассказывает о своей личной трагедии историк Алексей Литвин.

Его отец уверял, что этот анекдот не рассказывал. На него донесли. «Я не хочу, чтобы тот режим повторился», — говорит Литвин. Он по себе знает, каково это — быть сыном врага народа. Отца реабилитировали. Сейчас Алексей Львович пишет новую книгу, посвященную 80-летию пика политических репрессий. Историк рассказывает интересные факты: впервые нелегально день памяти начали отмечать в 1974 году. Тогда была голодовка в Мордовских лагерях.

В Казани на Черном озере установлен памятник жертвам репрессий. На нем выгравировано слово «Прости».

«Мне кажется, на памятнике написано не то слово. «Прости» можно сказать человеку, которого ты оскорбил. Что значит «прости», если ты его расстрелял? Тот, кто расстрелял, говорит прости? Власть говорит ему «прости» или вдова должна сказать ему «прости»? На этом памятнике надо написать четко «Помним, чтобы не повторилось!», — уверен Михаил Черепанов.

Екатерина Иванова

Новости партнеров