Новости раздела

Летайте с багажом и без: обязательные 5 кг в ручную кладь и тарифы «налегке»

Как инициатива Минтранса изменит авиаперевозки?

Минтранс РФ определил нормы провоза ручной клади и бесплатного багажа, расширил список разрешенных без взимания платы к провозу вещей и ввел еще несколько изменений, благодаря которым планируется повысить конкурентоспособность российских авиакомпаний и снизить цены на билеты для пассажиров, путешествующих налегке. О каких изменениях идет речь и как они реально могут сказаться на российском рынке — в материале «Реального времени».

Минтранс разобрался в нормах ручной клади и багажа

5 октября Минтранс ввел изменения в Правила воздушных перевозок пассажиров, грузов и багажа, которые вносят ясность в схему работы авиакомпаний с багажом. Согласно законопроекту, перевозчики смогут на выбор предоставлять несколько тарифов: невозвратный без норм бесплатного багажа, невозвратный с нормой багажа, которая составляет не менее 10 кг на человека, и возвратный с багажом. Предполагается, что самые низкие цены будут у первого варианта, а самые высокие — у третьего.

Минимальный вес ручной клади в итоге установили на уровне 5 кг на человека, правда, в ведомстве отмечают, что в качестве конкурентного преимущества авиакомпании могут эту норму и увеличить. Еще одним немаловажным моментом является расширение перечня вещей, которые пассажир может провезти сверх нормы ручной клади. Теперь по закону без доплат на борт с собой можно взять рюкзаки, лекарства и товары из дьюти-фри. Эти вещи дополнили перечень личных вещей пассажира: дамская сумка, мужской портфель, портплед, верхняя одежда, детское питание, детская коляска и букет цветов.

Кроме того, в список вещей, разрешенных к бесплатному провозу сверх нормы, включены костыли, трости, ходунки, складные кресла-коляски, которые можно безопасно разместить на полке сверху или под сиденьем впереди стоящего кресла. Если же это сделать не удается, то их можно бесплатно сдать в зарегистрированный багаж.

Электронные устройства как телефон или фотоаппарат равно как и зонты с книгами отдельно в перечне решили не указывать, предполагая, что их можно убрать в дамскую сумку, портфель или рюкзак.

Изменения также предполагают, что теперь пассажиры, прошедшие электронную регистрацию, не должны маркировать ручную кладь, но их вещи могут быть взвешены прямо перед выходом на посадку.

Уточнения внесены и в правила объединения веса багажа пассажиров, летящих вместе. Если раньше объединить можно было только бесплатный багаж, то сейчас эта норма актуальна и для безбагажных тарифов.

На пути к изменениям

Напомним, что Минтранс России буквально в последние годы начал наводить порядок в нормах воздушных пассажирских перевозок, приведя их в большей степени к уже работающим не один год европейским стандартам. Первое из них касалось введения в 2014 году невозвратных билетов, благодаря чему, хотя и не сразу, произошло снижение цен на перелеты. А в июле этого года по инициативе ведомства в тарифной сетке появился так называемый «безбагажный» невозвратный билет, который предполагает еще большее удешевление стоимости перелета.

При этом эксперты не раз отмечали, что при отмене бесплатного провоза багажа с учетом неопределенных норм по ручной клади нововведения скажутся на пассажирах лучшим образом, поскольку людям все равно придется доплачивать авиакомпаниям. Раньше авиакомпании по Воздушному кодексу были обязаны провезти бесплатно минимум 10 кг багажа неважно где — в багаже или в ручной клади. Например, на «Победе» нужно было сдать вещи в багаж, а с собой на борт нельзя было взять даже дамский рюкзак, что в свое время вызвало ряд скандалов.

«Для преобладающего большинства цены, напротив, вырастут»

По прогнозам Минтранса, изменения позволят снизить цены на билеты еще на 10—20%. Однако, по данным ежегодного исследования компани Momondo, туристов, которые путешествуют с одной небольшой сумкой в ручной клади, среди россиян всего 10%.

«Для преобладающего большинства цены, напротив, вырастут, и это, скорее всего, негативно скажется на рынке туризма», — считает Ирина Рябовол, представитель международного туристического метапоиска Мomondo.

Дмитрий Хаванский, менеджер по развитию Skyscanner в России, отмечает, что многие регулярные российские перевозчики летают с нормой ручной клади, превышающей 5 кг. К примеру, «Аэрофлот» и S7 пускают на борт с 10 кг, а в результате изменений клиентам может быть придется доплачивать за лишние килограммы.

— Если эти авиакомпании пересмотрят свою политику, то в первую очередь от этого пострадают пассажиры, которые привыкли летать без багажа. Им будет тяжело отказаться от половины своих вещей в поездках и, скорее всего, им придется сдавать ручную кладь в багаж. Клиенты «Аэрофлота» смогут это сделать бесплатно (для всех тарифов), а в случае S7 для самых бюджетных авиабилетов, которые чаще всего выбирают пассажиры, провоз багажа будет платным. Плюс к этому нужно прибавить обязательное ожидание на стойке сдачи багажа и затем его получение по прилету, — говорит менеджер по развитию Skyscanner в России.

По данным агрегатора авиабилетов Aviasales, в этом году 55% продаж приходится на самые дешевые тарифы до 5 тысяч рублей, а 30% — на билеты стоимостью от 5 до 10 тысяч рублей. В прошлом году на дешевые тарифы приходилось 53% продаж. При этом снижения цен на перелеты в компании не ждут.

— В 2015 году билеты «Победы» на внутрироссийских направлениях были в два раза дешевле, чем у конкурентов. Поэтому переход других перевозчиков на новые «безбагажные» тарифы оказался вполне логичным шагом и привел к снижению стоимости перелета. Сейчас, когда у «Победы» стартовала распродажа авиабилетов от 499 рублей, мы не замечаем снижения цен у конкурентов, и вряд ли после внесения изменений в Правила те авиакомпании, у которых уже есть «безбагажные» тарифы, снизят цены, — говорит PR-менеджер Aviasales Юлия Домрачева.

Без конкуренции и лояльности к пассажирам?

Представитель международного туристического метапоиска Мomondo также отмечает тот факт, что закон не сильно скажется и на повышении конкурентоспособности российских компаний.

— Закон также призван повысить конкурентоспособность российских авиакомпаний. Однако единственный российский лоукостер не конкурирует с зарубежными перевозчиками по большинству маршрутов — после того как многие низкобюджетные авиакомпании покинули российский рынок во время кризиса. Что же касается внутренних перелетов, то там конкуренция идет на уровне невозвратных тарифов, которые есть у большинства авиакомпаний, — считает Ирина Рябовол.

Она напоминает, что европейский авиарынок, напротив, уходит сейчас от жестких правил провоза багажа, пропуская, например, в ручную кладь небольшие чемоданы. Здесь заметим, что в России с этим гораздо сложнее «Победа» разрешила брать в салон рюкзаки только после постановления суда, а «Аэрофлот» разрешил суммировать вес багажа только по требованию прокуратуры. В этой части российские авиакомпании похвастаться лояльностью к пассажирам не могут, за исключением ряда перевозчиков. Например, авиакомпании «ЮТэйр», где на борт пускают в том числе и с небольшими чемоданами.

Мария Горожанинова
ОбществоИнфраструктура

Новости партнеров