Новости

15:28 МСК
Все новости

Прощай, бесплатный багаж: российским семьям придется привыкать платить за чемоданы

Никогда не платили дополнительно авиакомпаниям за свой багаж 75 процентов казанцев, 25 процентов совершали такую трату всего пару раз

Прощай, бесплатный багаж: российским семьям придется привыкать платить за чемоданы Фото: Максим Платонов

В третьем чтении депутаты Госдумы утвердили законопроект об отмене бесплатного провоза багажа в самолетах. Решение должно вступить в силу через 60 дней. Корреспондент «Реального времени» разбиралась, почему попытка удешевить авиаперелеты в России может обернуться еще большим их удорожанием, которое скажется на большинстве пассажиров.

Багаж отдали на откуп авиакомпаниям

Госдума утвердила в третьем чтении поправки в Воздушный кодекс, которые делают необязательным бесплатный провоз багажа для невозвратных билетов. Законопроект также дает авиакомпаниям право самостоятельно устанавливать нормы провоза ручной клади в соответствии с утвержденными Росавиацией правилами. То есть они смогут ограничить бесплатный провоз ручной клади 10 кг, 5 кг или вообще оставить только предметы из списка Федеральных авиационных правил. В него входят портфель, компьютерная или дамская сумка, букет цветов, фотоаппарат, видеокамера, компьютер, верхняя одежда и мелкие предметы типа зонта.

Для пассажиров с билетами с правом возврата денег в случае отказа от полета сохраняется право на бесплатный провоз багажа весом не менее 10 кг.

Первое чтение поправок в Госдуме прошло еще в 2014-м. Спустя три года буквально за два дня депутаты рассмотрели законопроект во втором и третьем чтении. Поправки вступят в законную силу через 60 дней со дня их официальной публикации. Таким образом, по новым правилам авиакомпании начнут работать с багажом уже в сентябре. Если раньше российские авиакомпании должны были предоставить хоть какую-то возможность бесплатного провоза багажа, то сейчас они в праве при покупке невозвратного билета сделать платным как провоз багажа, так и ручную кладь. Но с одной оговоркой — авиакомпании обязаны сообщать пассажирам об условиях перевозки их вещей до покупки билета на самолет. Раньше авиакомпании по Воздушному кодексу были обязаны провезти бесплатно минимум 10 кг багажа неважно где — в багаже или в ручной клади.

«Победу» таки заставили пускать на борт пассажиров с сумками. Фото Максима Платонова

Обсуждение норм провоза багажа в России продолжается не первый год. В этом плане много шума наделала история депутата Госдумы, которую не пустили с рюкзаком на рейс «Победы». Сотрудники аэропорта не признали в нем дамскую сумочку, разрешенную для бесплатного провоза на борту судна, в результате чего пассажирке пришлось заплатить за багаж. В итоге депутат пошла в суд и выиграла его — лоукостер обязали пускать на борт пассажиров с рюкзаками бесплатно. Правда, стоит заметить, что если на борт с сумками, не похожими на дамские, авиаперевозчик без дополнительный платы не пускал, то в багаж те самые 10 кг принимал. Обращались с подобными жалобами в надзорные органы и другие, рядовые пассажиры, в результате чего «Победу» таки заставили пускать на борт пассажиров с сумками.

Для удешевления стоимости полета пассажира ограничения по бесплатному провозу багажа используют и другие авиакомпании. К примеру, «ЮТэйр» продает билеты эконом-класса, которые подразумевают доплату за багаж. Однако на фоне «Победы» они выглядят более лояльными к своим клиентам — на борт пускают даже с небольшими чемоданами на колесах.

Развитие лоукост-сегмента?

Принятый законопроект имеет достаточно спорные последствия. С одной стороны он позволяет авиакомпаниям снизить стоимость билетов и тем самым хотя бы призрачно приблизиться к рыночным ценам лоукостеров в других странах. Для той же Европы практика путешествий налегке за скромные суммы активно процветает уже много лет. В России пока об этом остается только мечтать. Этот пример еще в 2012 году гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев приводил президенту РФ Владимиру Путину, когда предлагал отменить норму о праве на бесплатный провоз багажа с целью развития лоукост-сегмента.

О том, что законопроект поможет снизить цены на перелеты, говорит директор компании Aviasales по внешним коммуникациям Янис Дзенис.

Янис Дзенис: «Сейчас законодательно закрепляется такой билетный конструктор: плати за то, чем пользуешься. Нужен тебе 23-килограммовый чемодан — ок, плати. Летишь налегке? Ок, получай дешевый билет». Фото Марии Зверевой

— Авиакомпании (вроде «Победы») смогут сделать бесплатную ручную кладь, так как им не нужно будет платить за обработку багажа всех-всех пассажиров (даже если кто-то летит без багажа). Сейчас законодательно закрепляется такой билетный конструктор: плати за то, чем пользуешься. Нужен тебе 23-килограммовый чемодан — ок, плати. Летишь налегке? Ок, получай дешевый билет, — считает специалист.

Однако он отмечает, что новые тарифные линейки, которые были введены с 2015 года, уже снизили средний чек на 20 процентов и радикального снижения цен ждать не стоит.

«Глобально, сейчас закон догоняет рыночные реалии, поэтому радикального снижения цен не произойдет, но 5 процентов запросто можно будет сэкономить на новых правилах», — комментирует Янис Дзенис.

Или еще одна возможность заработать авиакомпаниям?

В то же время изменения могут обернуться и другой, менее приятной для пассажиров стороной — с осени российские авиакомпании смогут устанавливать любые цены на провоз багажа, тем самым просто зарабатывая на этом. Сами пассажиры пока не получают вообще никаких гарантий бесплатного багажа, за исключением тех самых предметов, перечисленных в Федеральных авиационных правилах. Правда, сложить эти предметы в сумку у них не получится — здесь тоже придется ориентироваться на правила, которые установит авиакомпания. Здесь остается надеяться только на Минтранс РФ, который может внести в ФАП изменения до вступления законопроекта в силу. Однако и здесь все зависит от того, какие гарантии пассажирам они решат предоставить.

Ожидания международного туристического метапоиска Momondo от этого законопроекта весьма пессимистичны.

— Среди целей закона указывают повышение конкурентоспособности российских авиакомпаний. Но возьмем, например, авиакомпанию «Победа»: по 90 процентам маршрутов из России и по России она не конкурирует с иностранными перевозчиками, тем более лоукостерами. Во время кризиса прошлых лет многие зарубежные бюджетные перевозчики покинули российский рынок, — говорит представитель momondo в России Ирина Рябовол.

«Возьмем, например, авиакомпанию «Победа»: по 90 процентам маршрутов из России и по России она не конкурирует с иностранными перевозчиками, тем более лоукостерами», — говорит Ирина Рябовол. Фото Максима Платонова

Она отмечает, что в Европе сейчас идут другим путем — там, наоборот, начали снимать ограничения по провозу багажа.

— На данный момент в Европе идет обратный процесс — от ужесточения правил провоза багажа уходят к их либерализации. Например, недавно традиционный лоукост-перевозчик Wizz Air увеличил норму провоза ручной клади, включенной в тариф. А у переводчика Ryanair по тарифу всегда был включен провоз ручной клади в формате небольшого чемодана, — отмечает специалист.

Удар по семьям с детьми и благо для бизнесменов

Какие условия для провоза багажа будут с этой осени — полностью зависит от авиаперевозчиков. Те самые минимальные 10 кг без их воли сможет провозить только незначительное количество пассажиров, покупающих возвратные билеты. Янис Дзенис говорит, что с 2015 года практически все билеты стали невозвратными и сейчас не меньше 70 процентов билетов нельзя сдать или сдать можно с огромными штрафами. Напомним, что в апреле 2014 года был принят закон о невозвратных билетах. Предполагалось, что благодаря ему у авиакомпаний появится возможность снизить цены на билеты.

Сейчас инициатива, которая подразумевает те же цели, грозит обернуться противоположным эффектом. Согласно исследованию Momondo, которое было проведено в этом году и в котором приняли участие порядка 2 000 респондентов из крупных региональных городов России в возрасте от 18 до 65, с ручной кладью путешествуют только 10% россиян.

— Получается, что с введением нового закона большая часть пассажиров — те, кто летает даже с минимальным багажом, — попадают под ценовой удар. При этом в Европе, например, такой минимальный багаж считается за ручную кладь. А больше всех придется платить людям, которые путешествуют с детьми, — ведь им необходимо провозить много багажа. Поэтому мы считаем, что закон не способен позитивно сказаться на рынке туризма. Однако он действительно удешевит перевозку для тех, кто летает по бизнесу из регионов в Москву и наоборот, — говорит, представитель Momondo в России Ирина Рябовол.

Среди казанцев статистика еще более показательная: 75% никогда не платили дополнительно за свой багаж. Фото Максима Платонова

На сегодня, согласно исследованию компании, 65% россиян не сталкивались с необходимостью платить за свой багаж, а 26% лишь пару раз оплачивали перевес. Тех же, кто делает это часто и регулярно, меньшинство — всего 5%.

Среди казанцев статистика еще более показательная: 75% процентов пассажиров никогда не платили дополнительно за свой багаж, 25% совершали такую трату всего пару раз и только 1% — часто.

— Многие наши соотечественники готовы дополнительно оплатить багаж, если заранее будут об этом знать, если стоимость будет доступной или если это будет необходимо. Однако и сейчас велико число тех, кто старается выбирать авиакомпании, которые включают стоимость багажа в стоимость билета (18%), или вообще не хотят платить за провоз своих чемоданов (10%), — комментирует Ирина Рябовол.

Дополнительные сложности

Определенные сложности с отменой бесплатного багажа видят и сами авиаперевозчики. В ответ на запрос «Реального времени» в «ЮТэйр» ответили, что пока введение тарифов без обязательного провоза багажа в компании не рассматривают.

«У нас есть тариф «Лайт», по которому пассажир может 10 кг провести в салоне, и хотя мы изучаем потенциал снижения стоимости этого тарифа, полностью отменять бесплатную норму провоза багажа не планируем», — комментирует коммерческий директор «ЮТэйр» — Пассажирские авиалинии» Павел Пермяков.

«Если же полностью безбагажный тариф будет введен, то мы столкнемся с проблемами у транзитных путешественников», — констатирует Павел Пермяков. Фото афорум.рф

Среди проблем, которые осложняют ввод полностью безбагажного тарифа, он называет необходимость расширения уже имеющейся линейки предложений, что осложнит выбор для потребителей — будет слишком много схожих тарифов. Еще одна сложность касается работы с агрегаторами и агентствами, где ранжирование предложений начинается от самых дешевых — безбагажных билетов. «Если пассажир из-за невнимательности купит билет полностью без багажа, а на посадку придет с ручной кладью, то он столкнется с серьезными трудностями в аэропорту. Можно, конечно, блокировать продажу дешевых тарифов через агрегаторы, но это неидеальный вариант как для пассажиров, так и для авиакомпании», — говорит коммерческий директор авиакомпании.

Спикер отмечает, что пока им видится будущее за тарифами с ручной кладью, поскольку они пользуются спросом и по ним у пассажиров нет проблем при стыковках и перелетах в рамках кодшеринговых соглашений. «Если же полностью безбагажный тариф будет введен, то мы столкнемся с проблемами у транзитных путешественников», — констатирует Павел Пермяков.

Мария Горожанинова
комментарии 4

комментарии

  • Анонимно 24 июля
    Короче дали авиакомпаниям доп заработок вот и все. Щас как заберут цены на все что можно.
    Ответить
  • Анонимно 24 июля
    А может это и правильно, берите только ручную кладь, все остальное сдавать. И платить конечно надо, на европейских перелетах платим же.
    Ответить
  • Анонимно 24 июля
    Дума пашет на износ, не щадя самою себя.
    Вот, депутаты вместо авиакомпаний покончили с багажом.

    Теперь будут ломать головы над размерами пирожков, пряников и печения?
    Потом, видимо перейдут к формам и объемам стаканов и рюмок?
    Ответить
    Анонимно 24 июля
    Определенное количество шагов в сутки по планете скоро будет бесплатным.
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии

Рекомендуем