Новости раздела

За опоздания авиакомпаний — лишение рейсов и допусков на перелеты

После истории с «ВИМ-Авиа» Минтранс РФ приступил к работе над ошибками

За опоздания авиакомпаний — лишение рейсов и допусков на перелеты
Фото: realnoevremya.ru/Максим Платонов

Последствием кризиса «ВИМ-Авиа» стал проект Минтранса РФ, в котором предлагается ужесточить санкции за регулярные задержки международных перелетов. Согласно документу, ведомство предлагает расширить количество оснований для отзыва ранее полученного доступа на полеты и уменьшения количества рейсов для непунктуальных авиакомпаний. Подробности законопроекта и его оценка — в материале «Реального времени».

Изменения по горячим следам «ВИМ-Авиа»

После кризиса «ВИМ-Авиа», повлекшего за собой проблемы у сотни тысяч туристов, которые не могли вылететь из-за границы на родину, отправиться в отпуск или просто улететь из одного города России в другой, Минтранс РФ очень оперативно подготовил проект приказа об ужесточении ответственности за задержки международных полетов. Соответствующий документ появился на федеральном портале проектов нормативных правовых актов. Согласно паспорту проекта, он был создан накануне, 3 октября, практически спустя неделю после того, как Владимир Путин публично отчитал министра транспорта РФ Максима Соколова за ситуацию по «ВИМ-Авиа», объявив ему о неполном служебном соответствии.

Проект с длинным названием «О внесении изменений в Административный регламент Федерального агентства воздушного транспорта предоставления государственной услуги по допуску перевозчиков, имеющих соответствующие лицензии, к выполнению международных воздушных перевозок пассажиров и (или) грузов, утвержденный приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 7 мая 2015 г. №162» предлагает сразу несколько изменений.

В частности, внесено дополнение, согласно которому за многократные задержки вылетов в текущем сезоне по вине авиакомпании на основании материалов, представленных Росавиацией, межведомственная комиссия в ходе открытого голосования может принять решение об ограничении частоты полетов в ранее выданный допуск на выполнение регулярных и чартерных перевозок.

Кроме того, в случае фактического выполнения менее 80% от общего количества рейсов, заявленных в допуске Международной ассоциации воздушного транспорта (ИАТА), в течение двух сезонов подряд по вине авиаперевозчика в его отношении могут быть введены ограничения по частоте полетов. Правда, они не должны превышать количество неиспользованных на постоянной основе частот.

За непунктуальность — санкции, вплоть до отзыва допуска на полеты

Предлагаются также и более кардинальные меры — расширить количество оснований для отзыва ранее выданного допуска. Например, авиакомпании грозит отзыв допуска в случае, если по ее вине подряд в течение двух сезонов расписания ИАТА были допущены многократные задержки рейсов или если не выполняются полеты по маршруту, на который был предоставлен допуск. Отозван допуск может быть также в связи с вводом ограничений в сертификат эксплуатанта на выполнение международных полетов или в случае его приостановления.

Обсуждавшиеся инициативы с повышением штрафов за задержки рейсов, отзывом и вовсе прекращением чартерных перевозок в представленном проекте не рассматриваются. Стоит также сделать акцент на том, что речь идет только о международных чартерных и регулярных перевозках, в то время как изменения в регламентации внутренних перевозок не рассматриваются.

Речь идет только о международных чартерных и регулярных перевозках, в то время как изменения в регламентации внутренних перевозок не рассматриваются. realnoevremya.ru/Максима Платонова

Независимая экспертиза проекта изменений должна быть завершена до 2 декабря 2017 года, после чего он будет рассмотрен в Минэкономразвития России. В случае если ведомство его одобрит, дело останется за формированием окончательного варианта текста документа и его вступлением в силу.

Предлагаемые изменения регламентируют порядок действий в случае возможных ситуаций, схожих с историей «ВИМ-Авиа», ведь непунктуальность авиакомпании, впрочем, как и проблемы с выплатой своим сотрудникам заработной платы, была на виду несколько последних лет.

Проблемы с открытостью и отсутствием финансовой «подушки»

Ранее заинтересованность в ужесточении мер к авиаперевозчикам, постоянно «балующим» своих клиентов задержками, в том числе выражала Ассоциация туроператоров России. 29 сентября организация направила в Минтранс свои предложения во избежание повторения историй, подобных с «ВИМ-Авиа».

АТОР предложила сделать открытым порядок выдачи допусков авиакомпаниям для туроператоров, поскольку на сегодня они не имеют возможности проверить, соответствуют ли заявляемые объемы перевозок реальным возможностям авиакомпании, а также публиковать актуальные данные о параметрах, характеризующих реальные возможности перевозчика.

Помимо этого, предлагается усилить контроль над авиакомпаниями со стороны Росавиации, создать при ведомстве резервный фонд на финансирование чартерных перевозок в случае, если авиакомпания не в силах выполнить свои обязательства. Аналогичная инициатива с фондом прозвучала и со стороны главы Росавиации Александра Нерадько.

Конкретно в части законодательных изменений АТОР предложила установить равные ответственность и обязательства перевозчиков перед всеми пассажирами и обязательное требование о выписке билетов в обе стороны всем пассажирам чартерных рейсов. А в случае невыполнения этого требования необходимо на законодательном уровне ввести существенные штрафы для перевозчика. Последняя инициатива вызвана тем, что в этом сезоне «ВИМ-Авиа» даже при полной оплате рейсов туроператорами не всегда оформляла пассажирам билеты в обе стороны.

Международные авиаперевозки требуют контроля

Генеральный директор «ЮВТ Аэро» Петр Трубаев, чья авиакомпания является одной из самых пунктуальных на российском рынке, говорит, что после ситуации с «ВИМ-Авиа» меры по ужесточению правил авиаперевозок были ожидаемыми.

— Практически каждый летний туристический сезон ознаменовывается сбоями в системе доставки пассажиров. В конечном итоге они страдают, поэтому порядок надо однозначно наводить, — комментирует ситуацию собеседник издания.

По его мнению, если законопроект Минтранса будет принят, то он сыграет свою положительную роль в наведении порядка в области международных перевозок. Напомним, что ранее за повышение ответственности за задержки авиарейсов высказались также председатель «Тулпар Аэро Групп» Азат Хаким и исполнительный директор отраслевого агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев.

В свою очередь, на рынке внутренних перевозок таких проблем, как на международных, не наблюдается.

По мнению Петра Трубаева, если законопроект Минтранса будет принят, то он сыграет свою положительную роль в наведении порядка в области международных перевозок. realnoevremya.ru/Максима Платонова

— На внутреннем рынке, так скажем, аховой ситуации, требующей экстраординарных мер, нет. Росавиация строго следит за перевозчиками с точки зрения их финансового состояния и выполнения полетов строго по расписанию. Здесь есть меры другого характера, и они действенные, — считает Петр Трубаев.

Помимо вышеизложенных мер, предлагаемых Минтранспорта РФ, генеральный директор «ЮВТ Аэро» называет необходимость четкого регламентирования и выполнения обязанностей авиакомпании, прописанных в договоре с туроператором, о чем, собственно, также говорит АТОР. «На мой взгляд, там недостаточно взаимной ответственности, чтобы эти вещи не происходили», — говорит эксперт. Согласен он и с необходимостью создания резервного фонда, который в случае экстренной ситуации помог бы авиакомпании справиться с проблемами в области авиаперевозок.

Мария Горожанинова
БизнесТранспорт

Новости партнеров