«Идет наступление на национальные языки: наблюдается сокращение часов преподавания крымско-татарского»
Лидер «Милли Фирка» Васви Абдураимов о проблеме языка в школе, нереабилитированных гражданах и «карманности» крымско-татарской организации
Ситуация с изучением крымско-татарского языка в школах за последние годы только ухудшилась, заявил руководитель общественной организации крымских татар «Милли Фирка» Васви Абдураимов в беседе с корреспондентом «Реального времени». Во второй части интервью для нашей интернет-газеты общественник рассказал о жуткой бюрократии в Крыму при получении справки о реабилитации, об ослабших контактах с казанцами, татарстанских строителях симферопольской мечети и хранящих молчание муфтиях.
Нереабилитированные граждане
— Васви эфенди, много ли крымских татар после присоединения полуострова уехали на Украину?
— Называются цифры от 5 до 10 тысяч. Это незначительная часть. По данным официальной переписи, которая прошла в октябре 2014 года, всех татар, в том числе не крымских, было более 270 тысяч. Реальная цифра — более 400 тысяч.
— Данные занижались?
— Дело в том, что более 100 тысяч вообще не приняли участие в переписи. И столько же не указали свою национальность. И в ситуации такого перелома это были в основном наши представители.
— Нынешние крымские власти во главе с Сергеем Аксеновым как-либо с вами взаимодействуют?
— Нынешние крымские власти не взаимодействуют с нами, поскольку мы попали в черные списки, так как открыто позволяем себе (и считаем нашим законным правом) давать критическую оценку тем неправильным действиям, которые проводит крымская власть, особенно в вопросах национальных отношений, реализации линии федерального центра на полную и безусловную реабилитацию крымско-татарского народа.
«До сих пор крымская власть даже не наладила нормальную выдачу этих справок. Пошел уже четвертый год, их получили около 28—30 тысяч человек». Фото milli-firka.org
— Кстати, о реабилитации народа. У вас вроде начали выдавать соответствующие справки. Что этот документ дает?
— В соответствии с законом «О реабилитации репрессированных народов», усиленным указом президента о мерах по реабилитации репрессированных народов, предполагается выдача такой справки всем категориям граждан, которые попадают под это понятие: в соответствии с законом, это люди, которые родились до апреля 1956 года, когда крымско-татарский народ находился вне правового поля Советского Союза, в режиме спецпоселения после высылки. Этим людям положена выдача справки о реабилитации. В соответствии с законом, эта справка должна выдаваться в течение трех месяцев. И подавших заявления было более 52 тысяч. До сих пор крымская власть даже не наладила нормальную выдачу этих справок. Пошел уже четвертый год, их получили около 28—30 тысяч человек. Люди годами ждут этой справки. Хотя больших льгот там не предполагается: это незначительная надбавка к пенсии (около 500 рублей) плюс еще 500 рублей как заменитель права на получение медицинской помощи. Но важна сама морально-этическая сторона вопроса, грубейшее нарушение федерального закона, когда справка должна выдаваться в течение трех месяцев, а она выдается в течение двух-трех лет в лучшем случае, а многие до сих пор ее не получили. Многие из тех, кто подал заявление, особенно родившиеся в довоенное время, ушли в мир иной, так и не дождавшись бумаги. И какое отношение будет к этому процессу от людей? Это все результаты деятельности крымской власти.
«Идет наступление на национальные языки»
— После присоединения Крыма и Севастополя федеральными властями было заявлено, что на полуострове будут три государственных языка — русский, украинский и крымско-татарский. Идет ли преподавание на крымско-татарском языке в Республике Крым?
— Идет наступление на национальные языки: наблюдается сокращение количества часов преподавания одного из трех государственных языков и сокращение групп с воспитанием на родном языке в детских дошкольных учреждениях. Даже те школы, которые имели в украинский период официальный статус как школ с крымско-татарским языком обучения, утратили свой статус, попав в общий список школ. Теперь это обычные общеобразовательные школы. И для того, чтобы люди могли реализовать свое право обучаться на родном языке, тем более государственном, в отличие от всех других, они вынуждены писать официальное заявление директору школы. И даже в бывших школах с крымско-татарским обучением тоже действует это правило. И теперь там родители должны писать заявление о том, чтобы их ребенка обучали на крымско-татарском языке. Все поставили с ног на голову. Кроме декларативности государственного статуса языка, ничего реального нет.
Более того, я долго работал в Министерстве образования Автономной Республики Крым, вплоть до 1999 года, стоял у истоков создания национальной системы образования в рамках общей системы образования. Могу сказать как эксперт: ситуация по сравнению с тем, что было в украинский период с обучением и изучением крымско-татарского и других языков (украинского в том числе) ухудшилась не менее, чем в два раза.
«Даже те школы, которые имели в украинский период официальный статус как школ с крымско-татарским языком обучения, утратили свой статус, попав в общий список школ». Фото gorobzor.ru
— Вы, наверное, слышали заявление Путина о добровольности изучения языка, вызвавшее бурное обсуждение в Татарстане и Башкирии. Как слова президента следует интерпретировать?
— Те, кто готовил такое заявление для президента, очень сильно его подвели. В нашей стране, пока еще федеративной, в которой живут более 195 коренных народов (то есть сформировавшихся на этой территории, не приехавших откуда-то, для них Россия является единственной большой родиной), такие заявления могут привести только к одному: к отчуждению этих народов от России. И этого ни в коем случае допускать нельзя. Проводя такую политику, мы можем добиться только одного: сообщество народов, которые на одном языке, на русском, будут ругать эту страну, вместо того, чтобы, получив свободу развития национальных языков в местах их традиционного проживания и национальных республик, хвалили Россию на 195 языках. Потом совершенно непонятно, почему английский и другие иностранные языки насильно изучать можно, а родные, оказывается, нельзя.
— Васви эфенди, вас считают пророссийским активистом. Скажите, много ли у «Милли Фирка» сторонников? И действительно ли ваша организация такая «ручная» и «карманная», как заявляют иногда в СМИ?
— Какой «карманной» или «некарманной» организацией мы являемся, пусть судят по нашим делам и нашей позиции. Да, я и мои соратники считаем, что мы пророссийская организация, но это не значит, что мы провластная организация. Мы видим будущее крымско-татарского и других тюркских народов в этой большой сильной стране, в которой даются возможности для развития и процветания всех ее составляющих, прежде всего, тюрко-мусульман России как одного из становых хребтов нашей страны. Если поломать этот хребет, на одном славянском хребте эта страна не будет существовать. В этом смысле мы пророссийские, когда страна держит евразийский восточный курс, непосредственно давая возможность развития всем ее составляющим народам. И мы никогда не согласимся с той линией, даже если она будет официально утверждена как государственная политика, которая вместо усиления прав народов России, федеративных отношений, будет стремиться к выстраиванию новой модели России с упором на имперскость или на уничижение народов, языков. Мы с этой политикой никогда соглашаться не будем. Если бы все такие организации, как «Милли Фирка», были «карманными», в регионах давно был бы наведен порядок.
Вопросы к муфтиятам
— Как выстраиваются отношения с Духовным управлением мусульман Крыма, с муфтием Аблаевым?
— Наша сфера деятельности лежит в несколько иных плоскостях. Все-таки муфтият должен заниматься духовной сферой и поддерживать веру в справедливость, добро, ценности семейных отношений. Наша сфера деятельности в основном связана с общественно-политическими вопросами, прежде всего, с выстраиванием нормальной власти в Крыму.
«Все-таки муфтият должен заниматься духовной сферой и поддерживать веру в справедливость, добро, ценности семейных отношений. Наша сфера деятельности в основном связана с общественно-политическими вопросами». Фото krymr.com
Кроме того, что мы являемся общественной организацией, на данный момент на базе «Милли Фирка» строится региональное отделение «Народной партии России». И мы серьезно готовимся к выборам в 2019 году, чтобы наш народ имел возможность через собственный политический институт выдвигать лучших их лучших в эту власть и через власть решать многие вопросы, которые сегодня саботируются на уровне крымской власти.
Понятно, для нас, мусульман, вопросы духовной сферы занимают важное место. Но на этом мы акцент не делаем. Если где-то ущемляются интересы мусульман, как это происходит на «Стрелковой», естественно, мы выступаем против этого. И мы поддержали обращение жителей массива «Стрелковая» ко всем муфтиям России, чтобы они не позволили допустить кощунства и уничтожения выстроенной уже мечети на этом массиве. Такое же обращение было сделано и в муфтият Крыма. Но до сих пор ответа на инициативу мусульман духовное управление не дало.
— То есть вы и к муфтию Крыма Эмирали хазрату уже обращались, и он не отреагировал?
— В том числе.
— Эта мечеть находится в юрисдикции ДУМ Крыма?
— Жители массива обратились в этот муфтият, чтобы мечеть была взята под контроль Духовного управления мусульман Крыма и Севастополя. Они получили ответ: если им позволит это сделать крымская власть, они это сделают. А крымская власть им такого не позволяет. Для них, значит, интересы крымской власти выше, чем интересы их паствы, их уммы. Конечно, есть вопросы и к духовному управлению.
— При этом на полуострове было образовано еще одно духовное управление — «Таврический муфтият». Что за параллельная мусульманская структура там работает?
— Есть старый способ управления сообществом: разделяй и властвуй. В свое время вместе с известным муфтиятом был создан «Таврический муфтият». Основным определили Духовное управление мусульман Крыма. Но если вдруг оно поведет политику, не согласовывая с официальной крымской властью, на всякий случай есть другой муфтият с другой идеологией. То есть уже существует бронепоезд на запасном пути. Никакой реальной деятельности «Таврический муфтият» не ведет и влияния не имеет на сегодняшний день.
«Фундамент мечети уже есть, первый этаж выстроен. Сейчас подготовлена арматура для бетонирования куполов мечети. Выстроено подсобное помещение. Видно, что из земли мечеть вырастает». Фото c-inform.info
— Расскажите, на каком этапе находится строительство соборной мечети Симферополя («Джума Джами»)? И кто ее возводит?
— Мечеть строится, это радует. На чьи деньги строится? Фамилия не была названа, но Руслан Бальбек (депутат Госдумы от Крыма, — прим. ред.) в одном из интервью сказал: два славянина, два еврея и татарин. А реализуется это через строительные компании, которые связаны с вашей Республикой Татарстан. Фундамент мечети уже есть, первый этаж выстроен. Сейчас подготовлена арматура для бетонирования куполов мечети. Выстроено подсобное помещение. Видно, что из земли мечеть вырастает.
— Известно, когда она откроется?
— Обещают к 2019 году сдать.
Сокращение численности татар в органах власти
— Сами крымские татары довольны своим представительством в структурах власти региона?
— Никакого представительства крымских татар во власти региона нет.
— Подождите, есть же крымские татары в правительстве, в местном парламенте и даже в Госдуме.
— Все это люди крымско-татарской национальности, которые попали туда не по воле народа, а через партийные списки «Единой России». И там нет представителей, которые бы выдвигались народом. Они назначались сверху. Какое это представительство народа? И даже в процентном соотношении не соблюдается ничего. Когда в 2014 году было принято постановление Верховного Совета Крыма о том, что во всех органах власти будет не менее 20 процентов представителей крымских татар, эта норма абсолютно не выдерживается, даже теми прирученными крымскими татарами, которые обслуживают сегодня крымскую власть.
Приведу пример. После выборов в украинском Крыму в 2010-м в советы всех уровней депутатов-татар всех уровней (от Верховного Совета Украины до сельских советов) было более 1 100 депутатов — это было на плохой Украине. После выборов в 2014 году депутатов — крымских татар — в российском Крыму оказалось не более 120 человек. Вы можете судить о представительстве крымских татар в крымской власти. Примерно в 10 раз сократилось.
«После выборов в 2014 году депутатов — крымских татар — в российском Крыму оказалось не более 120 человек. Вы можете судить о представительстве крымских татар в крымской власти. Примерно в 10 раз сократилось». Фото allcrimea.net
— Вы как руководитель «Милли Фирка» взаимодействуете ли с другими национальными организациями России, например, с Всемирным конгрессом татар, с Федеральной национально-культурной автономией татар, с Всемирным курултаем башкир и другими?
— У нас сложились достаточно хорошие теплые отношения в Казахстане, в том числе и по линии правящей партии Казахстана, в Киргизии, куда мы выезжали до «Крымской весны». У нас достаточно хорошие отношения с рядом татарских организаций Москвы. У нас были отношения и с Всемирным конгрессом татар до «весны». Я даже участвовал в Казани в одном из конгрессов по приглашению господина Закирова (Ринат Закиров — председатель исполкома ВКТ, депутат Госсовета РТ, — прим. ред.). Но все наши попытки расширить и углубить эти отношения упирались в стремление этой организации не обидеть коллег из курултая меджлиса («Меджлис крымско-татарского народа» — организация запрещена в РФ, — прим. ред.). К сожалению, развития эти отношения не получили. Я надеюсь, что общие проблемы — языковые, статусные — будут объединять стремление тюркских народов России к сохранению единого политического пространства и поддержке национальных интересов в рамках общей линии, общей политики. Мы все хотим сильной федерации, в которой будут четко защищены интересы народов как субъектов права. Сегодня в российской государственной системе нет ни одного института, в котором народы представлены как субъекты. У нас есть депутаты-татары, башкиры, другой национальности, но нет депутатов, представляющих эти народы как статусы. Надо это исправлять. Возможно, в отсутствие официальных государственных институтов можно было бы объединить политическую волю всех народов России вокруг отдельной политической партии, скажем Партии народов России, которая представляет в регионах все эти народы, а на федеральном уровне — общий список с программой усиления федерализма, защитой интересов народов, в том числе языковых. Возможно, назрела необходимость создания такой партии. И через такую позицию можно отстаивать интересы народов как субъектов права и их отношений.
— А в Казань часто приезжаете?
— В российский период очень хотел быть, но так и не попал. А в украинский период был два раза. Я всегда готов выехать, встретиться. Тем более, у меня там есть и друзья. Даст Бог, обязательно буду у вас в гостях.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.