Новости раздела

Сергей Эмдин, Теlе2: «Все говорят, что голосовая связь погибла и ее больше нет...»

Гендиректор одной из компаний «большой четверки» о виртуальных мобильных операторах, популярности обычных звонков, кибератаках и отмене роуминга внутри России

Сергей Эмдин, Теlе2: «Все говорят, что голосовая связь погибла и ее больше нет...»
Фото: realnoevremya.ru/Максим Платонов

Накануне мобильный оператор Tele2 ввел в Татарстане в коммерческую эксплуатацию сеть LTE. В день запуска системы Казань посетил генеральный директор компании Сергей Эмдин, который провел сессию вопросов и ответов с местными журналистами. Корреспонденту «Реального времени», побывавшему на встрече, удалось узнать, есть ли смысл в запуске 4G, с учетом того, что на горизонте уже маячит связь пятого поколения, как будет развиваться спор между ФАС и операторами по поводу отмены роуминга внутри России, пострадала ли «большая четверка» из-за стремительного развития мессенджеров, зачем банкам, футбольным клубам и кофейням нужны собственные виртуальные мобильные операторы и застрахованы ли абоненты от повторения недавней истории с «падением» «Мегафона».

«Технология 4G дешевле, чем 3G, — так случилось, в отрасли иногда бывают чудеса»

— Запуск 4G является ключевым в каждом городе, но не могли бы вы рассказать о том, какие перспективы есть вообще у сети, с учетом того, что идут разговоры о запуске 5G?

— Действительно, в этом году мы запускаем очень много резервов 4G, причем мы делаем это по технологии, которая позволяет покрыть уже не только центры областных городов и крупные города. К концу этого года у нас будет около 50 регионов из 65 регионов присутствия с качественным покрытием 4G. Сейчас то самое время, когда стоит массово предлагать клиентам эту технологию, поскольку наконец-то уровень проникновения смартфонов 4G достиг уровня примерно 20%, и оно начинает бурный рост. Замечу, что еще пару лет назад проникновение смартфонов, за исключением ряда передовых городов, как Москва и Питер, было очень небольшим, но сейчас смартфоны, поддерживающие 4G, заметно подешевели — их можно купить в пределах 3500—4000 рублей. Это уже массовая технология.

4G дешевле, чем 3G, так что эта история отчасти не про скорости и потребителя — она в том числе о том, чтобы снизить себестоимость оператору. 4G технологически дешевле: оборудование стоит меньше, и она позволяет больше абонентов обслуживать с одной базовой станции. Нельзя сказать того же про 5G — скорее всего, она будет дороже, чем 3G и 4G. Связь четвертого поколения — это был такой технологический рывок, который позволил создать оборудование, которое и дешевле, и быстрее, и лучше. Ну так случилось. В отрасли иногда бывают чудеса.

4G дешевле, чем 3G, так что эта история отчасти не про скорости и потребителя — она в том числе о том, чтобы снизить себестоимость оператору. 4G технологически дешевле: оборудование стоит меньше, и она позволяет больше абонентов обслуживать с одной базовой станции

Что касается 5G, то такая технология действительно когда-то придет, но этот вопрос точно не решится завтра или послезавтра, поскольку на сегодняшний день нет даже зафиксированного международного стандарта. Есть много разных идей, тестовые зоны, концепции, но стандарта не существует. Стандарт появится в ближайшую пару лет, а потом зашагает по миру. Наверное, движение он начнет с крупных городов, где есть аэропорты, стадионы, где есть потребители, готовые эту технологию потреблять. Технология 4G удовлетворяет 99% потребностей пользователя, но, несомненно, я уверен, что в связи нового поколения потребность также появится.

— Сложно ли вам конкурировать с «большой тройкой»?

— Сложно — отрасль конкурентная. Думаю, как нам сложно с ними конкурировать, так и им сложно конкурировать с нами. И это, на самом деле, большое счастье для абонентов, потому что это одна из редких отраслей, где есть жесткая, честная конкуренция, плоды которой мы прекрасно видим и в уровне тарифов, и в уровне развития технологий. Плюс, безусловно, очень важно, что в России отменено «мобильное рабство» и любой абонент, который чем-то недоволен, спокойно может со своим номером перейти к любому другому оператору.

«Реальное время»: Хочу немного дополнить вопрос коллеги и уточнить, действительно ли «большая тройка» видит большую угрозу в том, что вы так активизировались в последнее время (помимо сегодняшнего инфоповода можно вспомнить ваш недавний выход на московский рынок)? Возможно, есть информация об оттоке клиентов и изменениях финансовых показателей конкурентов?

— Несомненно, наши конкуренты не растут, а мы растем. Несомненно, они это видят, пытаются нам отвечать. Прошли, к сожалению, те времена, когда Tele2 никто не замечал и не рассматривал как серьезного конкурента. Мне кажется, на сегодняшний день термин «большая четверка» употребляется гораздо чаще, чем «большая тройка». Мы действительно стали федеральным оператором, и одним из знаковых моментов, как вы сказали, был выход в Москву. Сложно быть федеральным оператором без присутствия в этом городе, причем база московских абонентов неуклонно растет. Важно отметить, что это принципиально другие абоненты: поскольку мы вышли в Москву самыми последними и только с технологией 3G, 4G, то во многом это чисто data-абоненты — это уже не традиционалисты, а самая продвинутая волна пользователей, которой нужен быстрый интернет в больших количествах. Все, что вы сказали, правда. «Большая четверка» случилась в том или ином виде, и конкуренты нас заметили и отвечают нам.

«Голос» в мессенджерах растет в разы с каждым годом. Если еще два года назад это была такая нишевая история для продвинутых пользователей, то сейчас это массовая история, которой пользуются самые разные слои населения. По факту мы имеем то, что люди реально стали больше общаться

«Традиционные минуты электросвязи выросли, и нельзя сказать, что голосовой трафик уничтожен»

— Продолжая разговор о конкурентах: как вы считаете, как будет развиваться этот спор между «большой тройкой» и ФАС относительно отмены роуминга?

— Насколько я понимаю, предостережение ФАС будет оспорено. Вообще, давайте проясним: там есть две темы, и первая — это внутрисетевой роуминг, когда наш абонент поехал в другой регион и «сел» в нашу же сеть. Нам говорят, что здесь у нас неадекватные затраты, немотивированные. Мы же считаем, что наши затраты не очень большие для абонента и они полностью мотивированы реальной себестоимостью. Даже, когда абонент Татарстана поехал в Москву и общается внутри Москвы, все равно есть определенный трафик с домашним регионом — с коммутатором — эту инфраструктуру надо поддерживать, причем зачастую это не наши каналы. То есть там есть реальная себестоимость.

Вторая история — это национальный роуминг, когда наш абонент поехал в регион, где, допустим, нет Tele2. Здесь мы не совсем понимаем сути претензии к нам, потому что мы являемся самым маленьким игроком предоставления услуг по национальному роумингу. Мы являемся большим потребителем этих услуг, но не являемся их провайдером (за редким исключением). Поэтому мы немножко удивлены, что нас с этой историей пригласили в суд в качестве ответчика. Мы считаем, что перепутали, — мы, наверное, должны идти в качестве потерпевших. Пока разбираемся.

— Есть ли статистика касательно того, увеличивается ли использование мессенджеров среди абонентов и превалирует ли традиционное использование телефона над ним?

— Все говорят, что голосовая связь погибла и ее больше нет, но во многом, наверное, это потому, что специалисты отрасли и наиболее продвинутая часть клиентов действительно больше не пользуются «голосом», но по факту у нас есть большие пласты населения, которые не только пользуются «голосом», но и стали пользоваться им еще больше. После того, как на рынке получили распространение большие пакетные предложения с большим количеством включенных минут, то можно сказать, что люди разговорились. Если мы посмотрим по минутам 2016-й год к 2017-му, то традиционные минуты электросвязи выросли, и ни в коем случае нельзя сказать, что голосовой трафик уничтожен или исчез.

В то же время «голос» в мессенджерах растет в разы с каждым годом. Если еще два года назад это была такая нишевая история для продвинутых пользователей, то сейчас это массовая история, которой пользуются самые разные слои населения. По факту мы имеем то, что люди реально стали больше общаться.

Несомненно, структурный сдвиг в отрасли произошел, но сказать, что отрасль от этого сильно пострадала, я не могу. Наоборот, очень позитивно, что отрасль развивается

РВ: Сергей Владимирович, скажите, а несут ли операторы значительные потери от деятельности OTT-сервисов?

— Теоретически да, но, я думаю, это история такого сослагательного наклонения, потому что если бы не было этого бурного развития, большого количества тех же мессенджеров, то зачем людям вообще пользоваться мобильным интернетом? Некуда было бы «ходить», нечем было бы пользоваться. Поэтому, с одной стороны, да, произошло определенное замещение традиционной электросвязи, но в минутах мы ничего не потеряли (хотя минута стала дешевле), и при этом мы видим огромнейший рост потребления данных, и, опять же, мы этим обязаны в том числе и мессенджерам — когда вы общаетесь по ним, вы все равно потребляете данные. Несомненно, структурный сдвиг в отрасли произошел, но сказать, что отрасль от этого сильно пострадала, я не могу. Наоборот, очень позитивно, что отрасль развивается и у клиентов реально возникает потребность в пользовании мобильным интернетом.

«Каннибализация, несомненно, будет, потому что абоненты не могут иметь бесконечное количество сим-карт»

РВ: Ходит много разговоров о том, что запуск виртуальных операторов ставит под угрозу мобильную связь — вы можете согласиться с этим? И, к слову, Олег Тиньков недавно заявил, что планирует запуск виртуального оператора на базе Tele2 — вы не могли бы рассказать о том, на каком этапе находится этот проект?

— Действительно, тема MVNO — это для нас стратегическая тема в связи с тем, что мы самый малый игрок рынка, и, соответственно, нам нужны наиболее агрессивные параметры по росту. Те условия, которые сеть имеет в отрасли, не позволяют обеспечить эти темпы роста, но зато есть история других брендов, которые люди тоже любят, уважают, хотят с ними шагать по жизни, но эти бренды не из отрасли мобильной связи. Поэтому многие сильные бренды, в частности, как вы упомянули, «Тинькофф», говорят: «А почему я не могу использовать свой бренд и в другой отрасли?» После этого в партнерстве с оператором создается совместная инфраструктура, которая позволяет им, не имея в собственности радиопередающего оборудования, быть полноценным оператором мобильной связи.

Здесь есть крупные игроки, такие как «Сбербанк», «Ростелеком», «Транстелеком», которые фактически сами делают всю инфраструктуру, а у нас арендуют только передающую инфраструктуру, но есть очень многие компании, которые очень хотят в эту игру поиграть, но при этом они ничего не знают про телеком, не хотят никакой инфраструктурой владеть, и для этих компаний мы тоже будем в ближайшее время предоставлять услуги, чтобы сделать их маленькими мобильными операторами. В их числе розничные сети, сети кофеен, банки — те, которые имеют свою очень лояльную аудиторию.

Логика может быть самая разная, но во главе угла стоит то, что есть бренд, который любят и знают, уважают и ценят. Для нас это возможность увеличить рост, в том числе за счет такого интересного механизма

РВ: А зачем это брендам?

— Может быть разная логика. Есть логика: «У меня сильный бренд, я хочу иметь отдельно стоящий бизнес, и я уверен в своем бренде настолько, что я с нуля начну бизнес». Есть тема: «У меня есть сильный бизнес «А», и я хочу создать экосистему, чтобы меня еще больше любили, чтобы поднять лояльность и снизить отток клиентов». Может быть логика: «Я хочу иметь эффективный канал коммуникации со своей группой, не собирать с них данные мобильных телефонов, а хочу, чтобы у меня телефон и приложение были в одном флаконе». В качестве примера по третьему варианту может выступать футбольный клуб — раздал фанатам, чтобы с ними эффективно общаться.

То есть логика может быть самая разная, но во главе угла стоит то, что есть бренд, который любят и знают, уважают и ценят. Для нас это возможность увеличить рост, в том числе за счет такого интересного механизма. Каннибализация, несомненно, будет, потому что абоненты не могут иметь бесконечное количество сим-карт, но мы, как самый малый игрок на рынке, пострадаем от этого процесса меньше всего. Очевидно, что большие игроки, такие как «МТС» и «Мегафон», в эту игру, скорее всего, играть не будут, потому что для них слишком велик риск каннибализации.

РВ: А с «Тинькофф» все-таки как продвигается проект?

— Очень хорошо: мы начали этот проект в этом году, и, наверное, я не буду называть конкретные сроки, потому что это все-таки их проект, но, думаю, в самом ближайшем будущем вы увидите реализацию проекта либо в пилотном виде, либо уже в виде раскатки по стране.

РВ: Все мы помним недавнее «падение» Мегафона, когда полстраны потеряли связь на длительное время. Застрахованы ли вы и другие операторы от подобного? И еще один момент: официальной причиной сбоя была названа авария на одном из элементов сетевого оборудования, но именно в то время по миру гулял вирус WannaCry, и падение сети связывали во многом с этим. Насколько пристально вы сами следите за кибербезопасностью?

Я думаю, со временем, к сожалению, бюджет, который мы будем тратить на киберзащиту, будет расти, потому что кибербезопасность будет становиться все более и более важной составляющей жизни любого мобильного оператора

— Несомненно, любая техническая инфраструктура подвержена поломкам, сбоям и так далее, и ни мы, и ни одна другая компания не будет говорить, что у нее такого произойти не может — все возможно, но мы действительно уделяем этому большое внимание — как с точки зрения сбоев, не вызванных какими-то внешними причинами, так и с точки зрения активной атаки злоумышленников. Это инвестиции, это интеллектуальный капитал наших сотрудников. На сегодняшний день мы, наверное, можем сказать, что пока все эти негативные истории, которые были, нам удалось пройти с честью. Но, конечно, маленькие аварии бывают и у нас, но вопрос, наверное, даже не в том, бывают они или нет, а в том, как быстро вы их устраняете.

Я думаю, со временем, к сожалению, бюджет, который мы будем тратить на киберзащиту, будет расти, потому что кибербезопасность будет становиться все более и более важной составляющей жизни любого мобильного оператора.

РВ: Сложился негативный тренд, связанный с кибератаками?

— Кибертерроризм становится популярной историей. Не знаю, насколько долго это будет продолжаться, но на сегодняшний день это действительно тот тренд и тот фактор, с которыми мы живем.

Лина Саримова, фото Максима Платонова

Новости партнеров