Новости раздела

Рустам Минниханов: «Вы перестаньте быть такими крутыми ректорами»

Президент на республиканском педсовете в Муслюмово потребовал поставить на учет отличников

В Муслюмовском районе сегодня прошел республиканский педсовет — традиционное совещание работников образования и руководства республики в преддверии нового учебного года. В этом году его посвятили проблеме этнокультурного образования учащихся. Тема актуальная, учитывая, какую волну обсуждения подняло высказывание Владимира Путина о преподавании родных языков на заседании совета по делам национальностей в Йошкар-Оле. Министр образования РТ Энгель Фаттахов большую часть своего выступления посвятил татарскому языку в школах и детсадах, посетовал, что не находит в федеральном центре поддержки на введение всероссийской проверочной работы по татарскому языку в четвертых классах, и призвал руководителей городов и районов не самообманываться, завышая показатели охвата обучения на родном языке. Подробности — в материале «Реального времени».

Энгеля Фаттахова напугал ЕГЭ по иностранному и порадовал ЕГЭ по русскому

Свой доклад на августовском педсовете министр образования РТ начал с подведения итогов прошедшего года. Он, как отметил Энгель Фаттахов, прошел удачно. Главным показателем является, судя по докладу, ЕГЭ. Средние баллы выросли почти по всем предметам, стало больше высокобалльников, четыре ученика сдали два и более предмета на максимальные 100 баллов. По русскому языку средний балл в Татарстане на 0,7 ниже, чем в Москве, а по математике выше, чем в Москве и Санкт-Петербурге. Председатель Госсовета Татарстана позже в своем выступлении отметил это в первую очередь: «Примечательно, что в Татарстане больше половины татар, а обучение ведется и на татарском, и на русском языках, а русский язык сдали лучше, чем в других регионах в стране». Кроме того, в олимпиадном движении школьники из Татарстана — третьи по количеству побед после Москвы и Санкт-Петербурга.

По итогам ЕГЭ в Татарстане составили рейтинг школ (и хотя Рособрнадзор РФ не рекомендует сравнивать школы по результатам ЕГЭ, Фаттахов еще на брифинге, посвященном результатам госэкзамена, уточнил, что все равно рейтинг подведут — родители должны на что-то ориентироваться при выборе школы). Лучшим стал Бугульминский район. Здесь разница между школами-аутсайдерами и лидерами минимальная, в отличие от других районов. «В сентябре начнем работу по исправлению сложившейся ситуации», — сказал Фаттахов, правда, каким образом, не уточнил.

— В одной из школ Алексеевского района был всего один выпускник, и тот сдал математику на 27 баллов. Фактически этот выпускник лишен возможности получить высшее образование, — сказал Энгель Фаттахов, но выводы, почему у единственного выпускника столь низкие баллы, были сделаны вовсе не в пользу недостаточной квалификации учителя математики, который не смог дать знания. — В этой школе был неграмотно выстроен маршрут профориентации после 9-го класса.

Напомним, что неуспевающих учеников, которые могут подпортить ЕГЭ-статистику, в Татарстане профориентируют не продолжать обучение в школе, а поступать в ПТУ.

Если по большинству предметов средний балл в Татарстане выше или на уровне российского, то по иностранным языкам — провал. «Государственная итоговая аттестация показывает невысокий уровень владения иностранными языками в четвертых, шестых и восьмых классах», — констатировал Энгель Фаттахов.

Такие результаты, впрочем, закономерны. К примеру, число уроков иностранного языка в 4-м классе в школах Татарстана, если речь не идет об образовательных учреждениях с углубленным изучением предмета, сокращено до 2 часов в неделю. Откуда появиться хорошим результатам? Тем временем с 2022 года в России иностранный язык станет обязательным для сдачи ЕГЭ.

«Отчеты с высокими показателями охвата обучения на родном языке при отсутствии реального обучения — самообман»

Большую часть времени выступления Энгеля Фаттахова заняла тема преподавания родного языка. И, несмотря на то, что в качестве родного преподается марийский, чувашский, удмуртский и другие языки народов Татарстана, речь шла именно о татарском. Министр образования посетовал, что не находит поддержки в федеральном центре на введение в 4-х классах проверочных работ по татарскому языку.

Под пристальным вниманием детсады с татарских языком обучения и воспитания — таких 54%. Минобразования совместно с Минсвязи доработали систему электронной очереди в детсады, где теперь можно выбрать садик с нужным языком обучения. Впрочем, все усилия меркнут на фоне статистических данных.

— Оказалось, что 24% педагогов детских садов владеют татарским языком, только треть детей после воспитания в садиках с татарским языком обучения выбирает национальные школы, — посетовал Энгель Фаттахов.

Вывеска «детсад с татарским языком воспитания» зачастую является лишь декларацией о намерениях — работа там ведется на русском языке. Практически то же самое в школах. В доказательство продемонстрировали слайд «Охват обучением и воспитанием на родном (татарском) языке детей-татар». На слайде было два столбца — доля татар, проживающих в районе, и доля детей, охваченных воспитанием и обучением на татарском языке. Среднереспубликанский показатель — 54,8%. В Камско-Устьинском районе проживают 54% татар, на татарском обучаются 27%, в Арском — 93% татар, обучаются — 47,9%. В других районах примерно такая же ситуация — только половина детей-татар предпочитают учиться на татарском языке. И это еще завышенные показатели, судя по словам, которые Фаттахов адресовал главам районов.

— Отчеты с высокими показателями охвата обучения на родном языке при отсутствии реального обучения — самообман, — сказал он.

В связи с этим татарский язык решили внедрить в ПТУ, в этом году будут открыты группы обучения на татарском языке, такая же работа предстоит в вузах.

— Обсуждается тема возрождения педагогического института — это может решить проблемы подготовки учителей для татарских школ, — сказал Фаттахов. Уточнив, что в школах и татарский, и русский изучаются в равных объемах в соответствии с государственными стандартами. Это стало своего рода очередным ответом в полемике между министром и ректором КФУ Ильшатом Гафуровым. Напомним, тогда ректора обвинили в ликвидации в вузе национального компонента, в частности, в том, что теперь университет не обучает педагогов преподаванию на татарском языке профильных предметов.

В заключение этой темы министр попросил о возрождении на базе Академии наук Татарстана НИИ по развитию национального образования, уточнив, что это не потребует финансовых вложений.

Ресурсные центры есть, результата нет

Рустам Минниханов теме совещания — этнокультурному образованию — посвятил несколько предложений: «Много было сказано о сохранении языка, мы должны понимать, что язык — это не только механизм общения, это культура и традиции, — заявил президент республики, уточнив, что речь идет и о татарском, и чувашском, и марийском, и других языках. — Мы должны на примере Татарстана показать, как эту работу вести».

Почти все свое выступление Минниханов посвятил (он, кстати, в отличие от министра, не читал доклад по бумажке) проблеме утечки мозгов (досталось и ректорам вузов) и ресурсным центрам, которые должны стать базой для подготовки высококвалифицированных рабочих.

Ресурсных центров в Татарстане — 25, откроются еще 5—6: «Почти все районы высказывают пожелания создания центров, но их не может быть неограниченное количество». Лучшими ресурсными центрами Минниханов назвал те, которые имеют «якорного резидента» — предприятие-куратора: «Татнефть», «Нижнекамскнефтехим», КАМАЗ, Вертолетный завод. «Когда не мы, а они главные заказчики».

При том, что на национальном чемпионате рабочих профессий татарстанцы показывают хорошие результаты, на международном уровне значительно отстают. «Мы должны внедрить в наши ресурсные центры международные стандарты».

Показывать международные стандарты в сентябре на чемпионат WorldSkills в Абу-Даби поедут восемь представителей Татарстана — «больше только представителей Москвы».

«Не силой заставлять, а заинтересовывать»

Досталось от Минниханова и ректорам вузов: «Вы перестаньте быть такими крутыми ректорами», — обратился он к ним. Негодование президента вызвано утечкой мозгов. Пообщавшись со стобалльниками из Татарстана, он выяснил, что половина из них поступают не в татарстанские вузы. «Это значит, что вы не работаете с ними, и вы не доходите до них», — заключил президент.

— ЕГЭ дает свободу, выпускники вправе выбирать — это нормально, но что обидно — руководство наших вузов, профессорско-преподавательский состав не работают по привлечению лучших абитуриентов к себе, — сказал Минниханов. — Ладно бы выбирали Москву и Санкт-Петербург — это понятно. Но одна из стобалльниц выбрала Самарский медицинский институт, чем он лучше казанского?

Отметим, что в КГМУ девушка могла бы и не поступить: более 70 процентов мест в вузе отдано целевикам.

— Никто с ней не встречался, не разговаривал… Мы должны бороться за умников. Вы перестаньте быть такими крутыми ректорами. Вы должны знать всю ситуацию в школах, и лучших должны привлекать любыми условиями. Энгель Навапович, это ваша недоработка тоже, — устроил разнос Рустам Минниханов.

Ректорам он посоветовал прямо в Муслюмово собраться, сделать выводы и решить, какие шаги надо сделать в этом направлении. В идеале — создать базу данных, кто где учился, а с теми, кто уехал, наладить связь и пригласить вернуться после обучения. Зная, как рьяно чиновники выполняют поручения, уточнил: «Не силой заставлять, а заинтересовывать».

Дарья Турцева, фото prav.tatarstan.ru

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Новости партнеров