Новости раздела

Максим Шевченко: «Генерал Ли — это символ противостояния единому федеральному правительству»

Федеральный журналист и правозащитник о том, что происходит в американском Шарлотсвилле (Виргиния)

Максим Шевченко: «Генерал Ли — это символ противостояния единому федеральному правительству»
Фото: realnoevremya.ru/Олег Тихонов

Беспорядки в американском штате Виргиния вызваны протестом потомков южан-конфедератов против наступления на права американцев, считает журналист, член Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Максим Шевченко. В минувшие выходные в городе Шарлотсвилле прошла акция против сноса памятника генералу времен Гражданской войны Эдварду Ли. За протестом последовали беспорядки, в которых зачинщиками назвали ультраправых, имеются жертвы. Чего действительно хотят белые американцы, что символизирует генерал-конфедерат Ли и на каких лозунгах стал президентом Трамп, Шевченко рассказал в интервью корреспонденту «Реального времени».

«Генерал Ли — это символ настоящей, вооруженной, подлинной демократии народа»

— Максим Леонардович, ответьте для начала, почему власти США хотят снести памятник генералу Роберту Эдварду Ли в Шарлотсвилле (штат Виргиния)? Что это за военный деятель, который так нравится ультраправым?

— Власти США — неточное определение. США — это не Россия, там есть власти штата и сильно местное самоуправление. По-моему, снос памятника был инициативой каких-то местных демократических либеральных организаций.

Генерал Ли является символом сопротивления конфедератов (южан) в Гражданской войне. Он был командующим армии южан и самым храбрым и талантливым из генералов. Представлять южан рабовладельцами, которые боролись за сохранение рабства против такого «прогрессивного» Севера — абсолютно неверное понимание американской ситуации, Гражданской войны. Эти мотивы навеяны пропагандистскими фильмами, которые так пытались это все представить. Это был сложный конфликт, который был связан с разными типами экономики, разными типами производства. Да, рабовладение в США было, оно началось практически с момента освоения североамериканских штатов, и фактически чернокожие — афроамериканцы, привозимые из Африки испанцами и другими, — были дешевой рабочей силой, которая была привязана к плантациям и позволяла производить очень дешево крайне выгодные культуры для экспорта — табак, сахар и хлопок. Поэтому плантации Юга с дешевой рабочей силой чернокожих, с портом Новый Орлеан, через который продукция вывозилась в Европу, были очень сильно связаны с мировой финансовой, торговой системой. Как ни странно, Юг был гораздо больше включен в глобализм, чем Север. Север был ориентирован прежде всего на внутренний экономический рост, и там тоже были свои рабы — пролетарии, новые эмигранты из Ирландии и Италии, которые приезжали, не зная английского языка, и попадали в полную, страшную зависимость от капиталистов. Формально они были более свободны, чем афроамериканцы, но де-факто они находились в более жутких условиях: жили в этих страшных городах (Детройт, Нью-Йорк), в жутких промышленных регионах, где дети умирали от чахотки и жили до 12 лет.

«Генерал Ли является символом сопротивления конфедератов (южан) в Гражданской войне. Он был командующим армии южан и самым храбрым и талантливым из генералов». Фото fototelegraf.ru

Это было столкновение двух типов капитализма. Плюс к этому южане в силу того, что они были землевладельцами и сильнее опирались на большую земельную собственность Техаса, Виргинии, Южной Каролины и т. д., были более независимыми, у них было больше крупной буржуазии, поэтому они выступали, как ни странно, с более демократическими принципами большего самоуправления, большей независимости от федерального правительства, от разного рода экономических квот, которые федеральное правительство на них налагало.

Формальным поводом для войны была аболиционистская демагогия Линкольна за освобождение рабов (формально войну начали сторонники Линкольна, использовавшие лозунги освобождения афроамериканцев в пропагандистских целях, прикрывавшие их захватнические намерения). Были известные чернокожие рабовладельцы, а сам Роберт Ли освободил рабов по завещанию своего родственника, их бывшего владельца, незадолго до начала войны. Юг и так шел к освобождению рабов, и многие плантаторы формально давали своим рабам независимость. Естественно, эти процессы шли, и если бы не было войны, через 2—3 года все равно они бы стали свободными. А как их надо было освобождать? Дело в том, что полная свобода рабочей силы привела бы к тому, что разрушились бы экономические отношения, на которых держался Юг. Это как с крепостным правом в России: просто взять и отпустить крестьян — половина из них оказалась бы в нищете, потому что они сами не могли бы работать, у них не было земли.

Поэтому все это надо рассматривать в комплексе. Безусловно, конфедераты (южане), как ни странно, предоставляли гораздо больше пространства личной свободе, независимости самоопределения. Они жили по фронтиру, воевали с индейцами, у них было больше частной собственности. Сегодня считать, что генерал Ли — это сила каких-то ультраправых, как пытается представить пропаганда, совершенно неправильно. Маргарет Митчелл, которая явно сочувствовала южанам, теперь ультраправая в своих «Унесенных ветром»? Уильям Фолкнер, который сочувствовал конфедератам, — ультраправый? Клинт Иствуд, который снял великолепные фильмы, в которых он был явно на стороне южан, тоже ультраправый? Последний сериал «Ад на колесах», который прошел с фурором, где главный герой — офицер армии южан, — ультраправый? Нет, все гораздо сложнее.

«Генерал Ли — не символ расизма или фашизма, как нам пытаются представить. Генерал Ли — это символ настоящей вооруженной подлинной демократии народа, какими во многом были конфедераты». Фото cetusnews.com

Но сегодня, конечно, внутри Америки резко обострено противостояние федерального правительства, которое навязывает свои взгляды всей остальной Америке, и личной и частной свободы американцев — тех, кто выступает за право ношения оружия и другие. То есть те, кто выступает за старые, древние права, которые создали американскую нацию, федеральной пропагандой называются ультраправыми и фашистами. Либералы навязывают всем матрицу поведения: ты должен любить того, кого они тебе укажут, ты должен не просто жить рядом, а обожать темнокожих американцев, а темнокожие должны обожать белых, ты должен обожать геев, а те — негеев.

Америка устроена по-другому: люди не хотят любить тех, кого любить они не хотят. Они готовы жить и разделять линию: вот наша территория, вот ваша территория. А федеральное правительство действует вполне по-коммунистически в США, по крайней мере, демократы: они хотят перевоспитать американскую нацию, как по всему миру либералы перевоспитывают людей. Но благими намерениями устлана дорога в ад, поэтому в Америке, я считаю, нашла коса на камень. Это либеральное желание всех перевоспитать и сделать хорошими нашла на камень реальной человеческой природы, в которой есть место и плохому, и расизму. Я совершенно не оправдываю расизм, вы знаете, меня невозможно обвинить в расизме или каком-нибудь национализме, просто пытаюсь объяснить суть американского образа жизни.

Те же самые правые, которых пропаганда представляет расистами, могут быть прекрасными соседями, они могут спокойно взаимодействовать с афроамериканцами. Но есть и белое негативное отношение — сторонники того, чтобы белые жили отдельно, смешиваются в таком Гринвич-Виллидж в Нью-Йорке. Есть такое же и черное отношение к белым. Есть районы, в которые белый вообще не может зайти и показаться, где ему будет угрожать огромная опасность.

Но генерал Ли — не символ расизма или фашизма, как нам пытаются представить. Генерал Ли — это символ настоящей, вооруженной, подлинной демократии народа, какими во многом были конфедераты. Это символ противостояния единому федеральному правительству, которое навязывает всем принципы организации государства. Одни борются за федерализм, а южане сражались за конфедерализм — за еще бо́льшую независимость штатов, городов и т. д. Это очень принципиальное столкновение — между американским народом и федеральным правительством, которое использует пропаганду, тоталитарные методы отношения к миру, в том числе в отношении американского народа, тех, кто считает себя потомками конфедератов и чьим символом является генерал Ли.

«Я бы посоветовал россиянам поехать в Виргинию»

— Остались ли в США куклуксклановцы? До сих пор ли там линчуют негров?

— Все это никакого отношения не имеет к «Ку-клукс-клану», это полная чушь, это абсолютная пропаганда. Потом надо понимать, что такое «Ку-клукс-клан». В кино его показывают таким страшным. Представьте себе какой-нибудь 1865 год, когда насильно освобождены, без каких-либо экономических предпосылок, гарантий и страховки миллионы чернокожих. Там началось страшное насилие, просто-напросто террор. Начались нападения, сожжения усадеб. Для того, чтобы защитить себя, белые объединились в военизированную организацию, которая была подпольной: они только что проиграли войну, им даже нельзя было иметь оружие. Это был фактор, который описан в американской литературе. Как возникали черные банды, которые грабили бывших плантаторов, насиловали белых женщин, и считалось, что это борьба за свободу. Война продолжалась на Юге очень долго. Не оправдывая, естественно, расистских взглядов «Ку-клукс-клана», Дэвид Уорк Гриффит — великий американский кинорежиссер — в своем фильме «Рождение нации» показал рождение «Ку-клукс-клана», и это версия Гриффита. У Фолкнера мы встречаем примерно то же.

Поэтому, если мы хотим на самом деле разбираться в том, что было, то не все так однозначно. Север стал разрушать и подчинять себе богатую, экспортно ориентированную экономику Юга. Это, в частности, стало делаться через манипуляции с черным населением, которые было концентрировано и не было вовлечено ни в какую экономику, кроме как наемная сила, когда они были экономически и социально зависимыми от своих работодателей, работодатели не несли за них ответственность. Но когда они были формально освобождены Линкольном и его последователем генералом Грантом, они просто стали собственной черной силой, которой не было места в экономическом укладе, но они претендовали на свою долю пирога. Там началась расовая война, которую развязал, на мой взгляд, Север. Таким образом, это все очень сложные процессы. К «Ку-клукс-клану» современные события не имеют никакого отношения. Потомки конфедератов не считают себя расистами. Конечно, есть радикалы с обеих сторон. Но если мы считаем, что 40% США — это расисты и куклуксклановцы, тогда те, кто чествуют генерала Ли — это куклуксклановцы. Но это далеко не так.

— Россиянам рекомендовали не посещать штат Виргиния. Действительно ли в этом штате находиться опасно?

— Я считаю, что все это полная чушь, и призываю россиян ехать и познакомиться с этими людьми. Они хотят изолировать сторонников «новых конфедератов» от контактов с внешней средой, в частности, от контактов с россиянами. Они очень боятся, что россияне познакомятся с ними, найдутся общие взгляды на жизнь. Это не расисты и не фашисты, как пытается представить пропаганда. Это люди с особыми взглядами на демократию, свободу личности и человеческую свободу. Повторю: там есть разные группы, я не могу все оценить, но в целом это гораздо более сложное явление. «Свобода Юга» — такой лозунг, который существует в Америке, независимо от расистских символов, куклуксклановцев, фашизма — это все голливудская пропаганда тех, кто пытается так представить. Я бы посоветовал россиянам поехать туда и познакомиться с этими очень яркими замечательными людьми, заодно узнать побольше об истории Гражданской войны в США, которая была первым принципиальным столкновением, она была фактически первой капиталистической войной за право капитала осуществлять свою деятельность и доминировать.

«Трамп пришел на волне против либеральной тоталитарной пропаганды, которая всех достала, когда американцев уминают в одну кучу и пытаются сделать одинаково думающими. Когда им постоянно рассказывают по телевизору, что хорошо, а что плохо». Фото kremlin.ru

«Демократы — такая же Поклонская, только наоборот»

— Можно ли считать, что происходит крах политики «плавильного котла», которая, казалось бы, навязывается в Штатах?

— Это не имеет отношения к расизму. Генерал Ли — это символ не расизма, а символ конфедератизма, символ иной организации Соединенных Штатов Америки. Главная причина войны южан была экономическая, потому что Север, президент, сидящий в Вашингтоне, душил их своими законами, контролировал экспорт хлопка, для них падала конъюнктура на рынках. Это были экономические причины восстания. Никто из-за негров не начал бы войну.

Войну начали из-за невозможности Югу развиваться экономически, как он развивался. Там было все хорошо с хлопком, сахаром, табаком и т. д. А они имели фактически собственный выход: штаты, которые начинаются от Виргинии, где начинаются сельскохозяйственные плантации хлопка, табака, фактически богатыми были до войны. Они имели собственные порты, главным из которых был Новый Орлеан.

— Считается, что Дональд Трамп пришел к власти на скрытых чувствах американцев в отношении ЛГБТ, мигрантов, негров, нацменов…

— Все не так. Трамп пришел на чувстве ненависти к федеральному правительству. А это все — уже пропагандистские штампы, нюансы. Трамп пришел на лозунге «Хватит давать этим умникам из Вашингтона грабить американский народ». Трамп пришел на волне против либеральной тоталитарной пропаганды, которая всех достала, когда американцев уминают в одну кучу и пытаются сделать одинаково думающими. Когда им постоянно рассказывают по телевизору, что хорошо, а что плохо. Представьте себе Наталью Поклонскую с ее моральным психозом. Вот демократы — такая же Поклонская, только наоборот, либералы. Все фанатики, все сектанты одинаковы, и неважно, с правого они фланга или с левого. Трамп пришел на лозунге «Давайте опять будем свободными людьми. И каждый будет думать и верить в то, во что он хочет, а не в то, что ему постоянно навязывают хорошие правильные люди из Вашингтона или из Голливуда». Вот на чем пришел Трамп.

— Развалятся ли когда-нибудь США?

— Нет, не развалятся в ближайшее время. Но если будет прогрессировать этот внутренний конфликт, то будет серьезная проблема, что очень хорошо для нас. Они шли учить других жизни, когда у самих бардак в головах и в стране. Они весь остальной мир учат демократии, пусть сначала сами с собой разберутся.

Тимур Рахматуллин

Новости партнеров