Новости раздела

Школьникам привьют иммунитет к лженауке: астрономия возвращается в расписание уроков

Минобразования России заявило о введении с 1 сентября обязательного изучения предмета

В российские школы возвращается астрономия, причем не вариативным курсом, а обязательным. Предмет внесли в федеральный компонент государственного образовательного стандарта. Минобрнауки России дало местным образовательным организациям год на раскачку. У каждой школы есть право самостоятельно принять решение — включить астрономию в расписание с 1 сентября 2017 года или же с 1 января 2018-го. Определяющий фактор здесь — фактическая готовность школы к качественному преподаванию этого предмета. Предполагается, что вести астрономию будут учителя физики, для этого им придется пройти курсы повышения квалификации. Подробнее — в материале «Реального времени».

Иммунитет к лженауке

В учебный план астрономия как самостоятельный предмет была введена в советских школах в 1932 году. На изучение отводился 1 час в неделю в 10-м классе. Особо тогда отмечалось идеологическое значение предмета.

Убрали из перечня обязательных предметов астрономию в 1993 году. Хотя в отдельных школах ее продолжали изучать, но в рамках факультатива. В большинстве же учебных заведений до сегодняшнего дня знания о космосе дети получали в рамках интегрированных курсов. Астрономия в форме простейших представлений о мире в начальных классах включалась в программу по окружающему миру, в старших — в курс по физике.

В 2017 году предмет возвращается, причем не вариативным курсом, а обязательным. Астрономия, как сказано в презентации Минобрнауки, помимо понимания устройства мира, в том числе за пределами Земли, мотивирует к изучению физики и математики, а также прививает «иммунитет» к лженауке и псевдонаучным сенсациям.

ЕГЭ по астрономии не планируется, но вопросы из курса включат в ЕГЭ по физике

Минобрнауки России дало школам год на раскачку. У каждого учебного заведения есть право самостоятельно принять решение — включить астрономию в расписание с 1 сентября 2017 года или же с 1 января 2018-го. Определяющий фактор здесь — фактическая готовность школы к преподаванию этого предмета. В методических рекомендациях, которые Минобрнауки России направило в регионы, специально акцентировано внимание на том, что изучение астрономии как обязательного предмета «вводится по мере создания в образовательных организациях соответствующих условий».

При этом в школах, где астрономия изучалась в рамках вариативной части (по Закону об образовании 50 процентов часов формируется федеральным центров и по 25 процентов — регионом и школой), предмет, согласно рекомендациям министерства, целесообразно ввести для одиннадцатиклассников с 1 сентября 2017 года.

Объем курса астрономии не должен быть менее 35 часов в год. То есть это один урок в неделю, при условии, что предмет изучается в 10-м или 11-м классе, и один урок в две недели, если курс растянут на два года — такой вариант тоже возможен. Как поступить, должна решать школа.

ЕГЭ по астрономии, в том числе на добровольной основе, не планируется. Но с 2019 года будут проводиться всероссийские проверочные работы по астрономии, а задания по предмету будут включены в ЕГЭ по физике.

Когда Солнце вращается вокруг Земли

Закон сохранения энергии никто не отменял, и приведет ли добавление одного предмета в расписание уроков к исключению другого — этот вопрос Министерство образования и науки России отдало на откуп школам: «Образовательная организация самостоятельно осуществляет перераспределение часов внутри учебного плана в рамках нормативов учебной нагрузки». К перегрузке школьников астрономия не приведет, считает завкафедрой астрономии и космической геодезии Института физики КФУ Ильфан Бикмаев, наоборот, будет способствовать обогащению знаниями. К введению предмета он относится положительно.

— Пробелы в знаниях действительно есть, соцопросы показали, что утеряны некоторые мировоззренческие аспекты. Многие — не только дети, но и взрослые — на вопрос, что относительно чего вращается, отвечали, что Солнце вращается вокруг Земли. Это, конечно, печально было нам слышать. Другое дело — кто будет преподавать? — говорит Бикмаев.

Согласно опросу ВЦИОМ, каждый четвертый россиянин думает, что не Земля вращается вокруг Солнца, а Солнце вокруг Земли. Исследование длилось на протяжении нескольких лет, и каждый раз россияне демонстрировали удивительные «знания».

В астрономы переквалифицируют физиков

Готовить будущих преподавателей астрономии поручили КФУ, речь идет не о выпускниках профильной кафедры — в школу их не отправят, а о переобучении учителей. Скорее всего, новым предметом нагрузят физиков.

— Мы будем с Министерством образования обсуждать, как методически организовать эти занятия, наша кафедра будет оказывать содействие. Программа школьного курса утверждена, известен даже учебник, его автор — Виктор Чаругин. Скорее всего, астрономию будут преподавать учителя физики, они наиболее близки к этому предмету. В этом году планируется поэтапно ввести курс, может быть, не весь сразу. Будет ли это во всех школах или в качестве эксперимента в некоторых — это решит Министерство образования Татарстана, — говорит Бикмаев.

В Минобразования республики прокомментировать, как будет осуществляться внедрение нового предмета в образовательную программу, не смогли — все специалисты заняты подготовкой к республиканскому педсовету, который 15 августа пройдет в Муслюмово.

— Мы не думаем, что надо с места в карьер. Мероприятия по возвращению астрономии в школы должны проводиться поэтапно. Последние 15 лет этот предмет отсутствовал, и за один месяц его вернуть трудно, — говорит Ильфан Бикмаев.

За звездами — из села Новые Чечкабы

Впрочем, какими темпами и в каком качестве астрономия вернется в школы, больше зависит даже не от Минобразования. В Татарстане есть удивительный пример, когда ученики сельской школы становились призерами Всероссийской олимпиады по астрономии, даже несмотря на отсутствие этого предмета в расписании.

Несколько лет назад теперь уже бывший директор Ново-Чечкабской школы Буинского района открыл в школе кружок по астрономии. На собственные деньги купил телескоп и предлагал школьникам посмотреть на звезды. Постепенно забава переросла в интерес к науке. Школа выиграла грант, на который приобрела телескоп посерьезнее, оборудовали кабинет астрономии, в котором вечерами занимались десятки школьников. Нынешний директор школы Рустем Бикмуллин считает, что внедрить новый предмет школам будет несложно.

— В том, чтобы организовать один урок в неделю, ничего сложного нет. Региональный компонент есть, за счет которого этот час можно выкроить, ресурсы можно найти, — говорит Рустем Бикмуллин.

В минувшую приемную кампанию конкурс на кафедру составил 20 человек на место. Впрочем, мест немного — всего 15, средний балл абитуриентов — 230—240. realnoevremya.ru/Романа Хасаева

«Астрономия во всем мире развивается, и нам хотелось бы, чтобы она развивалась и в России тоже»

Несмотря на многолетнее отсутствие астрономии в школьной программе, интерес к предмету не был потерян. В минувшую приемную кампанию конкурс на кафедру составил 7 человек на место. Впрочем, мест немного — всего 15, средний балл абитуриентов — 230—240. «Конечно, общий уровень из-за отсутствия астрономии в школе был несколько понижен, но мы на первых курсах его восстанавливали», — говорит завкафедрой. С введением астрономии в школах, надеется он, увлеченных абитуриентов станет больше.

— Интерес к астрономии в последние годы возрос во всем мире — запускаются новые космические аппараты, строятся телескопы, обсерватории. Астрономия во всем мире развивается, и нам хотелось бы, чтобы астрономия как наука развивалась и в России тоже, — говорит Ильфан Бикмаев.

Кафедра астрономии КФУ в ближайшее время готовится к участию в проекте международной российско-германской орбитальной обсерватории «Спектр-Рентген-Гамма» под эгидой Института космических исследований РАН. КФУ будет осуществлять наземную оптическую поддержку с телескопа, который установлен в Турции. Планируется, что запуск «Спектра» на орбиту состоится в сентябре 2018 года. Цель проекта — изучение черных дыр, нейтронных звезд, вспышек сверхновых и галактических ядер. Предполагается, что в ходе исследования будет открыто более миллиона новых активных ядер галактик и до 100 000 новых скоплений галактик.

Дарья Турцева
комментарии 15

комментарии

  • Анонимно 04 авг
    Правильно! А то включают какие то релегиозные учения, вместо нормальных наук
    Ответить
    Анонимно 04 авг
    Вы сначала слово "религия" правильно писать научитесь...
    Ответить
    Анонимно 30 авг
    А у нас преподавали до 2000 года, хотя отменили в 1993 году.
    Ответить
  • Анонимно 04 авг
    Зачем она нужна то? Как будто все космонавтами станут)
    Ответить
    Анонимно 04 авг
    И география не нужна - извозчик, таксисит то есть, довезет.
    Ответить
    Анонимно 04 авг
    Можно и труд отменить, столяров много)
    Ответить
    Анонимно 18 дек
    И вправду, зачем нам знать, то, что будет после нас и было до нас? Те гигантские размеры галактик, звезды, квазары, хмм, и вправду - останемся в своем быту, заведем детей и умрем!
    Ответить
  • Анонимно 04 авг
    Я вообще не понимал почему ее отменили то в 90-х
    Ответить
  • Анонимно 04 авг
    Хороший предмет. Интересный. Главное, чтобы педагоги горели преподаванием предмета, а не повинность отрабатывали, а то никакого толку не будет
    Ответить
  • Анонимно 19 фев
    Сначала школы надо подготовить к изучению предмета в обязательном порядке!Введение астрономии произойдет за счет уменьшения количества часов по другим, не менее важным предметам.Какие знания получат ученики при 1 ч в неделю? Но задания по астрономии в ЕГЭ по физике будут рассчитаны не на среднего ученика точно.Значит, нужно готовиться к дополнительным расходам на репетитора.Наш классный руководитель. начиная с 5 класса проводит тематические классные часы, связанные с астрономией.В итоге ребята справились с заданиями астрономического диктанта.
    Ответить
    Анонимно 19 мар
    Школы к предмету не были готовы, а теперь , если аттестаты в 11 классе будут без астрономии, то их аннулируют. Учебник высоко научный, очень сложный для восприятия и для учителей, и для учеников.
    Ответить
  • Анонимно 05 дек
    Надоели со своей физикой и математикой, которой и так до хрена, а если ребенок творческий или химик, почему все по одной линейкой?Для общего развития?Тогда почему мы с каждым годом деградируем?Ну да важный предмет логика, который учит думать мы уберем, а астрономию вернем. Дети думать не умеют им только закачивают неитересную информацию из-за которой они еще сильней тупеют. Уважаемые взрослы из девяностых, сейчас программа более сложная и насыщенная, почти каждый предмет изучается углубленно, если сравнить вашу школу и сейчашнюю, то ваша школа, как детский садик. Когда уже детей будут развивать индивидуально?Ты рисуешь, станешь художником, а мне похрен учи математику,физику,химию,биологию, тебе это не пригодится через два года ты все забудешь а мне все равно.
    Ответить
  • Анонимно 10 янв
    Я считаю, что этот предмет важен, ведь она скоро очень пригодится! Я вот хочу стать астрономом, мне это интересно, но минус, в России заработная плата малая для них, увеличьте зарплату, и думаю будет больше астрономов в России.
    Ответить
  • Анонимно 08 мар
    Отменили ее потому что надо было нас притормозить в постяжении космоса, зато теперь Америка рулит.
    Ответить
  • Анонимно 18 мар
    Как чудесно, что бы Россия забыла дорогу в космос, что бы потомки дальше прилавка не видели мира. Человечество, в экспансии, в глубокий космос обойдется и без этой отсталой страны, она еле научилась строить морские корабли, отставая от всех Западных держав, в космос первая взлетела - это просто оскорбительно. Надо унизить и сократить зарплаты учителям, чтоб грамотные и умные люди не могли себе позволить учить детей, а космос как и основы механики надо вообще сделать недоступными для Россиян, и тогда мы получим рынок, толкучку экономическую модель что расхваливает правительство, но это же чудесно, ведь с рынков не взлетают космические корабли.
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии

Новости партнеров