Новости раздела

«Говорю: Рустам Нургалиевич, ну как можно? Объект введен, люди трудились, а на кадастровый учет не ставят!»

Азат Нигматзянов о проблемах казанских строек, зависших объектах и долгостроях на сдачу до конца года

Проблема обманутых дольщиков захлестнула Россию, приняв масштабы национального бедствия. Официальные данные говорят о 714 проблемных стройках и около 40 тысячах пострадавших, но депутаты считают, что их в 3—4 раза больше. Казань не избежала этой участи — сейчас в городе занимаются 25 проблемными домами. Первый замглавы исполкома по градостроительной политике Азат Нигматзянов уделяет им по четыре дня в неделю. О том, что препятствует завершению долгостроев, какие дома будут сданы до конца года и насколько тяжело порой дается общение с отчаявшимися дольщиками, куратор многострадальных строек рассказал в интервью «Реальному времени».

«Президент сказал, процедура не должна занимать более трех дней!»

— Почему в последнее время участились жалобы, что дома долго ставят на кадастровый учет? Какие объекты зависли?

— Вопрос связан с тем, что вступили в силу новые правила кадастрового учета. Сегодня разрешение на ввод без технического плана недействительно. И еще одно новшество — сегодня комплект документов не нужно относить в Кадастровую палату, сейчас работаем по принципу «единого окна». Эти документы подаются через Управление градостроительных разрешений. И получается такая вещь: мы подали документы, кадастровый инженер делает замечание, это замечание к нам приходит по электронке, мы его направляем застройщику. Говорим, тут у вас замечание, ваш кадастровый инженер сделал ошибку. Они исправляют, мы еще раз отправляем. За это время, считайте, где-то 20 дней прошло, и это еще оптимально — бывает и месяц. Хорошо, те опять берут и говорят, что еще одно замечание есть. Застройщик опять исправляет, отправляет. Приходит третье замечание. И у нас однажды в кадастре случилось так, что восемь раз туда-обратно отправляли документы!

Я был вынужден поднять вопрос на совещании у президента. Говорю: Рустам Нургалиевич, ну как можно? Объект введен, люди трудились, а на кадастровый учет поставить не могут! Президент сказал: включите в протокол мое распоряжение, что эта процедура не должна занимать более трех дней! Поэтому я встречался с руководителем кадастровой службы РТ. И сегодня все моменты по объектам обманутых дольщиков, социальной ипотеке и другим категориям, которые на контроле у руководства республики, мы решаем оперативно. Если где-то что-то будет задерживаться, я буду кадастру информацию давать. Вы знаете, говорю им, я же не против замечаний, но можно сделать так: вы смотрите документ и делаете полный комплект замечаний, от начала до конца, все замечания сразу. Мы их устраняем и отправляем. Но больше от вас замечаний уже не идет, вы ставите объект на кадастровый учет. В принципе, об этом договорились, и те вопросы, которые были вначале, сейчас их нет. Так, в ЖК «МЧС» блоки А и Ж поставили на учет. «Свеевский» 5-й дом, на который тоже много жаловались, он тоже поставлен на учет.


«Вступили в силу новые правила кадастрового учета. Сегодня разрешение на ввод без технического плана недействительно». Фото Васили Ширшовой

— Дольщики также жалуются, что подолгу не могут поставить на кадастровый учет купленные парковки и кладовки.

— Здесь вопрос немного сложнее. В ГСУ говорят: по вашему же заявлению все имущество «ФОНа» и «Свея» арестовано. И в то же время мы говорим: чтобы достраивать дома, разрешите нам снять арест, то есть мы пишем соответствующие письма в Кабмин. Эти письма приходят, и в ГСУ согласовывают снятие ареста. Все это занимает время.

— Недавно вы высказывали опасения, что в городе могут появиться новые обманутые дольщики, приводя в пример «Стройгрупп-В» и его договоры займа с дольщиками. Какая сейчас ситуация с этим объектом, и есть ли другие застройщики, которые прибегают к сомнительным схемам?

— На сегодняшний день могу только сказать, что та табличка, которую они вывешивали на объекте, исчезла. И сайт о жилом комплексе, который они размещали и пытались привлечь деньги, закрыт. По другим застройщикам пока сходу не назову сомнительные схемы.

«Люди сами понимают, что движение есть, но сейчас им хочется быстрее»

— Как сейчас продвигается работа на уже существующих проблемных объектах?

— В ЖК «Царицынский бугор» сейчас достраиваем 241-квартирный дом, он поделен на два этапа. Первый — 114 квартир, это три подъезда. Оставшиеся квартиры — два подъезда вторым этапом. На сегодняшний день между застройщиком, активными дольщиками и подрядчиком подписан документ, согласно которому предусматривается предельная цена достройки этих трех подъездов и способ оплаты, за счет чего строить. Там есть покупка парковок дольщиками, подрядчик заходит на определенных условиях и какую-то часть финансирования берет на себя застройщик. Пока работаем по этому соглашению. Люди, которые приходят, видят, что работа идет. Но сейчас там другая проблема появилась. Получается некое непонимание оставшихся двух подъездов: а как же мы? Мол, нам тоже хочется. Но решение принимали совместно с дольщиками о том, что сейчас по этому пути идем.

Просто я пытаюсь людям объяснить, что одновременно и везде не получается двигаться. Мы в любом случае достроим. Люди сами понимают, что движение есть, но сейчас им хочется быстрее. Я одну бабушку знаю, она мне все время говорила: «Ну хоть начните, хоть начните». А потом, когда уже начали, сейчас работаем, она говорит: «Ну когда же закончите?!». Говорю, чуть-чуть потерпите, мы только начали. Немного времени пройдет, она опять: «Когда закончите?» Я все понимаю, человек так устроен. Делаем все, что можем.

«Я пытаюсь людям объяснить, что одновременно и везде не получается двигаться. Мы в любом случае достроим. Люди сами понимают, что движение есть, но сейчас им хочется быстрее». Фото Максима Платонова

«Мы никого не заставляем доплачивать — надо, чтобы люди это услышали!»

— В ЖК «Симфония» часть дольщиков жаловалась на большие доплаты, которые с них просит застройщик для завершения домов.

— Там дело в другом. Сегодня республикой очень много делается, чтобы эти проблемы решить. Но эти меры имеют определенный срок, может, год или больше. Поэтому пришла инициативная группа дольщиков по первому дому со словами: мы же ипотечные кредиты содержим, столько денег переплачиваем, квартиры снимаем, сколько можно? Один говорит: а если мы доплаты соберем, вы можете дать четкий срок, в который мы получим? Говорю: пожалуйста, есть подрядчик, которого мы можем рекомендовать, который уже работает на этой площадке и себя неплохо зарекомендовал. Дескать, можете переговорить, на каких условиях это может произойти. Мы переговорили по первому дому. Активисты со стороны дольщиков и подрядчик пришли к соглашению, что будет создан ЖСК и будут доплаты. Застройщик взял жесткий срок реализации. Просто скажу, что до Нового года мы первый дом должны сдать.

Мы никого не заставляем доплачивать — надо, чтобы люди это услышали! Мы работаем, есть решение о том, чтобы выделить 700 гектаров земли на бывших пороховых складах. Со временем это все придет, но это время. Сколько пройдет, не знаю. Но люди посчитали и сказали, что выгоднее будет, если они сейчас вложатся сами, быстро сдадут дом, заселятся и при этом не будут платить ни проценты по кредиту, ни за съем жилья и т. д. И большинство за это проголосовали, и по этому пути они сейчас идут. Сейчас другие дольщики тоже смотрят и спрашивают, а если и мы так сделаем, у нас так же будет? Но не все, есть некоторые, которые говорят: нет, мы так делать не будем. Есть категорические противники.

«В планах у нас много домов сдать, но сколько — не скажу. Вы даже удивитесь к концу года, что так произошло!»

— Сколько всего проблемных домов планируется сдать в этом году в Казани? Кроме 1-го дома в «Симфонии», это, наверное, 1-й и 5-й дома в ЖК «МЧС»?

— Эти, и еще будут, достаточное количество домов будет сдано. Вы заметили, что на мои совещания люди ходят. Вы бы видели, что было год назад: я сюда приходил, в меня чуть ли не кирпичами кидались. Постоянно я приходил и говорил: вот мы это, то делаем. «Почему так мало?» — кричат. Смотрю, еще люди пришли, потом еще и еще. Приходят, спрашивают, мы отвечаем. Поэтому люди, мне кажется, и ходят на наши встречи, что за каждым нашим словом видят какое-то действие. Знали бы вы, как мне не хочется на эти объезды ездить, я по четыре дня в неделю трачу на объекты дольщиков.

«Люди, мне кажется, ходят на наши встречи потому, что за каждым нашим словом видят какое-то действие». Фото kzn.ru

— Многие из дольщиков благодарят вас…

— Это же не слышно. Когда приезжает какой-то большой человек, в основном выступают провокаторы. А те, кто благодарит, они тихонько стоят почему-то. Добро всегда оно всегда без кулаков, а зло с кулаками. А ведь когда много делаешь, хочется и доброе слово услышать.

— Скоро ли сдастся «Царицынский бугор»? Все-таки у дома высокая готовность.

— Вопрос не только в этом. Там же много тех вещей, которых вы не видите. Если бы вопрос был только в том, чтобы стены заштукатурить, чтобы люди туда зашли, я бы давно уже это сделал. Там ведь очень много вопросов безопасности, комплекс испытаний, а сколько затрат! Дел там еще много. Но без дела мы не сидим. Люди ведь не дураки, они видят, что мы работаем. На самом деле в планах у нас много домов сдать, но сколько — не скажу. Вы даже удивитесь к концу года, что так произошло.

Василя Ширшова

Новости партнеров