Новости раздела

Ответственность наполовину: ГЖФ обязали исправить недоделки на соципотечном доме

Сам Государственный жилищный фонд намерен оспорить решение суда

Управляющая компания «Жилище и комфорт», обслуживающая дом по адресу: ул. Глушко, 4, в арбитраже выиграла дело против Государственного жилищного фонда. Суд обязал ГЖФ исправить недоделки на соципотечном доме. Фонд намерен оспорить решение Арбитражного суда, так как сам фактически оказался пострадавшим от действий нерадивого застройщика: дома начинал строить еще «Казанский домостроительный комбинат», некогда один из любимых подрядчиков казанской мэрии. Ошибки за ним пришлось исправлять ООО «Ак Таш». Кто теперь будет ремонтировать дом — неизвестно. «Реальное время» изучило историю вопроса.

«За лифты ответишь»

24-этажный дом на Глушко, 4, начал разрушаться, когда с момента его сдачи (а произошло это в 2011 году) не прошло и года. Уже в 2012 году УК «Жилище и комфорт» обнаружила, что почти на всех балконных переходах скапливалась вода, отчего намокал нижний слой кирпичной кладки балконного ограждения. Спустя еще два года многочисленные дефекты были выявлены после обследования технического состояния несущих железобетонных конструкций и элементов многоквартирного дома.

В своем иске к заказчику и подрядчикам УК просила суд обязать устранить все «косяки», допущенные, по ее мнению, в ходе строительства. Список недостатков, затрагивающих общедомовое имущество и подлежащих устранению в 60-дневный срок, включает в себя 154 позиции. Главным образом они касаются устранения трещин в ограждающих конструкциях лоджий, отделки входных конструкций подъездов дома, а также устранения трещин в лифтовых шахтах. Кроме того, необходимо выполнить замену грунта обратной засыпки фундамента (обратная засыпка — процесс закладки в траншею или котлован грунта, который был предварительно вынут для заливки фундамента, — прим. ред.).

К слову, с просьбой провести проверку УК обратилась и в прокуратуру, по результатам этой проверки были возбуждены уголовные дела по признакам преступления по статье «Выполнение работ, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей». По сообщению пресс-службы ведомства, в настоящее время дело находится на расследовании.

Назвать возможную стоимость ремонтных работ в Госжилфонде отказались, ограничившись ответом, что «стоимость объема работ по устранению строительных дефектов возможно определить только на основании проектно-сметной документации по ремонтно-восстановительной работе».

С экспертизой в суд

Инициаторами иска УК стали сами жители дома на Глушко, 4. Как рассказала «Реальному времени» старшая по дому Земфира Ахметзянова, вопрос о необходимости подачи заявления в арбитраж совет дома поднял сразу после своего создания в феврале прошлого года.

Чуть ранее, в ноябре 2016-го, опять же по настоянию жильцов, УК заказала независимую экспертизу, выводы которой, к слову, занимают порядка 300 страниц. Экспертиза резюмировала: все всплывшие в период эксплуатации дома «косяки» были вызваны нарушениями технологий строительства. Выводы экспертизы и стали основанием для подачи иска. Помимо ГЖФ, иск адресовался ООО «Ак Таш» и ООО «Казанский домостроительный комбинат».

Скорость, с которой было принято решение в пользу истца, впечатляет. Прошлой осенью УК «Жилище и комфорт», обслуживающая соседний с указанным дом на Глушко, 6, также подала на застройщика (ООО «Казаньцентрстрой») в суд с требованием взыскать с него 2,5 млн рублей в счет устранения недостатков в многоэтажке, которая точно так же трещит по швам. Однако тогда суд оставил заявление УК вообще без рассмотрения.

Сила твита

Справедливости ради надо сказать, что часть недоделок в квартирах была ликвидирована еще в 2013 году — но лишь после того, как жильцы дома стали писать в «Твиттер» президенту РТ. На одном из совещаний, посвященном низкому качеству жилья, сдаваемого по программе социальной ипотеки, Рустам Минниханов потребовал от Госжилфонда объяснений — почему люди жалуются на то, что в новых домах жить почти невозможно:

— У вас у всех ответ есть. И никто не виноват. Если не поменяете отношение, то зачем вы здесь тогда? А то свозят меня [к новоселам], чай попьем, обнимемся. А потом — стыд, позор.

Глава ГЖФ тогда пояснил:

— Глушко (дом номер 4, — прим. ред.) связано с тем, что там мы не можем определить юридическую ответственность. Часть работ выполнил КДСК, часть «Ак Таш». И непонятно, кто теперь будет нести ответственность.

Ответственность понесло ООО «Ак таш» — после критики со стороны президента компания, сдавшая дом в эксплуатацию, исправила часть недоделок в квартирах, переложив кое-где штукатурку, переклеив обои и т. д.

— Однако скоро у них, видимо, гарантийные деньги закончились (по информации, озвученной в ходе одного из судебных заседаний, сумма «гарантийного фонда» составляла 3 млн рублей, — прим. ред.), и «Ак Таш» все работы прекратил, — считает Земфира Ахметзянова.

«Коней» сменили на переправе

«Ак Таш» на строительстве дома на Глушко, 4 за несколько месяцев до окончания строительства сменил ООО «Казанский домостроительный комбинат», некогда одного из любимых подрядчиков казанской мэрии. Многоэтажка на 375 квартир планировалась к сдаче в октябре 2011 года, однако этого не произошло — КДСК сорвал срок ввода объекта в эксплуатацию. И хотя это и напоминает присказку «пчелы против меда», сей факт нашел свое отражение в докладе первого вице-мэра Азата Нигматзянова 14 ноября 2011 года, в котором он подверг критике не только проштрафившегося застройщика, но и его заказчика, контролируемую столичной мэрией «Жилищную инвестиционную компанию г. Казани».

«Несмотря на строгий контроль за финансированием и ходом строительно-монтажных работ подрядчик ООО «КДСК» фактически сорвал ввод объекта в планируемом октябре месяце, — значилось в документе. — Заказчику строительства ОАО «ЖИК г. Казани» (отметим, в портфолио которой возведение не только соципотечного, но и коммерческого жилья, — прим. ред.) неоднократно, еще в начале строительного сезона, настоятельно предлагалось провести замену подрядчика. Однако заказчик проигнорировал наши рекомендации и продолжал работать с ООО «КДСК».

На совещании прозвучали и такие слова:

— Взялись — делайте, не можете — не беритесь. Такой закон должен действовать во всех наших программах… Проходимцев, желающих потренироваться на бюджетных деньгах, мы не потерпим!

Прозвучали они через неделю после уже случившегося «отлучения» КДСК от госзаказа — решение об этом было принято 8 ноября на совещании в ГЖФ, финансирующем стройку. По результатам контрольного обмера выполненных горе-застройщиком и оплаченных ГЖФ работ было принято решение сменить компанию, и обязанности по достройке дома перешли к ООО «Ак Таш».

Половина победы

В ГЖФ «Реальному времени» сообщили, что фонд намерен оспорить решение арбитража. Однако вне зависимости от того, удастся это фонду или нет, победа УК «ЖиК» над фондом — это лишь половина дела, поскольку суд удовлетворил требования истца исключительно в части общедомового имущества. В части же личного имущества, то есть устранения недостатков в квартирах, истцу в удовлетворении иска было отказано. УК на запрос о намерении добиваться удовлетворения требований в полном объеме не ответила.

По словам Земфиры Ахметзяновой, сырость и плесень, вызванная неправильной кладкой на ограждающих конструкциях лоджий, наблюдается в каждой квартире с «круглым» балконом на всех этажах дома. Во многих квартирах сыпется штукатурка.

Кроме того, требует замены сотня покосившихся входных дверей и несколько десятков межкомнатных — это требование представители УК «ЖиК» озвучивали в суде.

— Жильцы дома составляли коллективную жалобу в Госжилфонд, — рассказывает Ахметзянова. — Ответа долго не было. В итоге прислали письмо, но только отвечали они лично мне, а не жильцам других 188 квартир, чьи подписи стояли под тем обращением.

Коллективный иск к заказчику и подрядчикам об устранении недостатков в течение гарантийного срока жильцы дома тоже подать не могут — таковы, как это ни абсурдно, реалии российского законодательства. Однако, по мнению эксперта Общественной палаты РТ, члена общественного Совета по вопросам развития городского хозяйства при исполкоме Казани Геннадия Сомова, шанс на одновременное рассмотрение индивидуальных исков у жильцов все-таки есть. Для этого необходимо, чтобы все исковые заявления были поданы в суд и зарегистрированы в один день:

— Как правило, рассмотрение «типовых» исков назначается на одно и то же время, — поясняет Сомов. — В этом случае с огромной долей вероятности индивидуальные иски будут объединены в одно производство. Такая практика, особенно если речь идет о жилищно-коммунальном хозяйстве, встречается сплошь и рядом, — резюмирует эксперт.

Татьяна Колчина
Недвижимость

Новости партнеров