Новости раздела

Марат Ахметов: «В душе есть, безусловно, чувство неисполненного долга»

В Татарстане ждут урожая на 5 млн тонн зерна

В Татарстане наконец-то сложились благоприятные условия для посевных работ: после пяти засушливых лет выдалась дождливая весна. В таких условиях минсельхоз РТ рассчитывает дотянуть до республиканской нормы и собрать 5 млн тонн зерна по итогам года. Однако власти не торопятся радоваться: погода в летние месяцы еще может измениться, а аграрии, несмотря на государственную поддержку, по-прежнему испытывают проблемы с получением кредитов на развитие. При этом профильный «Россельхозбанк», как выяснилось, выдает фермерам кредиты дороже некоторых других банков — под 23,5% годовых.

Впереди тучные годы?

В Татарстане яровыми культурами засеяно более 90% пашни —1,6 млн га из планируемых 1,7 млн, на полях республики ежедневно работает более 2,5 тыс. единиц техники, ежедневная производительность — более 100 тыс. га. С осени посеяно 590 тыс. га озимых, из которых погибло около 6%. Такие оптимистичные данные привел вчера на брифинге в кабмине министр сельского хозяйства РТ Марат Ахметов. «Какие бы ни были финансовые, организационно-технические трудности, мы не снижаем площади посевов и приняли решение расширить площади овощей открытого грунта, картофеля, сахарной свеклы», — рассказал он.

Причина хорошего настроения министра очевидна: впервые за 5 лет в республике не было засушливой весны, и есть основания полагать, что урожай будет гораздо выше уровня прошлых лет. «В отличие от многих прошлых лет, в этом году высокая влагообеспеченность. Уже практически средний многолетний объем осадков на май мы успели получить (за апрель и май выпало от 40 до 90 мм осадков при норме в 56 мм). Но до конечного результата еще далеко. Прохладная погода тоже для нас полезна, хотя кому — хлеб выращивать, кому — загорать. Нам очень хочется сделать этот год хлебным, в этом плане весна очень важна», — заявил он и пообещал мобилизовать для этого все ресурсы. Однако, сколько миллионов тонн зерна удастся собрать в этом году, он не рискнул предположить, ссылаясь на непредсказуемость погоды.

«В душе есть, безусловно, чувство неисполненного долга: за прошедшие 5 лет президентства Рустама Нургалиевича Минниханова нам при всем желании не удавалось порадовать и самого президента, и нашу республику достойным для Татарстана хлебом. Весна этого года очень благоприятная. Мы очень хотим вернуть традиции Татарстана, когда, начиная с 2001 по 2008 годы, средний объем многолетнего зерна был свыше 5 млн тонн», — лишь заявил министр.

Ежегодный ущерб от засухи — 20 млрд рублей

Напомним, все эти годы республика получала ущерб от несобранного зерна: к примеру, при норме 4,5-5 млн тонн зерна в прошлом году было собрано 3,3 млн тонн. «Считайте, что миллион с лишним не добрали. Умножьте на 8 рублей — вот вам 10 миллиардов только от недополучения зерновых. А нам как раз на 10 млрд приходилось набирать кредитов. Вторая половина пашни тоже недорабатывала из-за климатических условий, значит, примерно 10 млрд технических культур тоже потеряли. За прошлый год ущерб был 20 млрд — такие объемы недополученной продукции очень сдерживают развитие отрасли. Мы могли бы вложить их в техническую модернизацию», — подсчитал министр в ответ на вопрос журналистов о прошлых убытках. Однако на вопрос «Реального времени» о том, есть ли шанс в этом году отработать без убытков, не ответил, отметив, что в целом по отрасли в прошлом году была небольшая прибыль. В 2010 году и вовсе было собрано 750 тыс. тонн, только удобрений пришлось закупить на 15 млрд рублей из республиканских средств, напомнил он.

«По животноводству, производству и реализации молока и мяса мы идем с 5%-ным ростом, при этом неся те же затраты. Про этот год говорить пока рано: во-первых, мы закупили много иностранной техники, которую надо обслуживать. Изменение курса рубля, безусловно, увеличивает затраты наших производителей. Плюс затраты на кормовые добавки, компоненты, средства защиты, часть импортных семян. Минеральные удобрения, например, подорожали на 20%», — пояснил министр. В итоге в Татарстане накоплено и внесено 113 тыс. тонн удобрений (40,2 кг д. в./га против 47,1 кг д. в./га в 2014 году). «Невысокая обеспеченность минеральными удобрениями связана с их удорожанием и ограниченностью оборотных средств», — пояснил министр. Но есть надежда на то, что в условиях высокой влагообеспеченности этих удобрений хватит, считает он.

Как оказалось, вопрос технологического обеспечения для республики стоит особенно остро: при норме в 250 лошадиных сил на 100 га у Татарстана всего 150. «В прошлом году по согласованию с президентом запустили программу модернизации. Учитывая, что мы очень слабы, стали на 40% удешевлять приобретаемую технику. В прошлом году 1,7 млрд закладывали на эти цели, в этом году 1,9 заложили. Но до совершенства еще далеко», — признал Ахметов. При этом санкции не коснулись сельхозтехники и оборудования, поэтому ограничений на закупки нет, отметил он.

Сюрприз от «Россельхозбанка»

Посевная «неплохо» обеспечена ресурсами, подчеркнул министр: из 15 млрд рублей, которые были нужны на работу, удалось привлечь более 8 млрд оборотными кредитами на приобретение удобрений, средств защиты, семян, топлива, запчастей, рассказал министр. Кроме того, аграрии получили 4,5 млрд рублей бюджетной поддержки: 2,3 млрд — федеральная поддержка, 2,2 — республиканская часть. «В эту сумму входят и проценты по кредитам, и погектарная поддержка почти в миллиард, и субсидии на литр молока. Правда, там незначительная федеральная часть — всего 140 млн рублей, и республиканская — 350. Но мы отрабатываем вопрос по увеличению федеральной части», — доложил глава минсельхоза. При этом правительство сдержало обещание субсидировать 14,6% ставки за счет федерального бюджета. «Так что пусть даже нагрузка на сельхозпроизводителей остается выше, чем в прошлые года, большую часть этой нагрузки взял на себя бюджет Российской Федерации», — успокаивает Ахметов. Однако процентные ставки банков все же слишком высоки. «Очень редкие банки по 19%, «Россельхозбанк» — 23,5%. К сожалению, вчера было принято решение по увеличению ставок еще на пару процентов. Конечно, непонятно: специализированный банк в период такой высокой востребованности оборотных ресурсов принимает решение о повышении ставки, тем более Центробанк поддерживает», — недоумевает министр.

Решить проблему пытались и на высшем уровне. «Мы обращались от имени президента, в том числе несколько губернаторов. Из-за этого перед посевной немного снизили: ставки же были еще выше, до 27%, а они до 23% снизили. Ну «Россельхозбанк» тоже, мне кажется, имеет определенный объем проблемных кредитов. Я по своей республике сужу: если «Вамин» и его агрофирмы имеют кредиты почти на 4,5 млрд, позицию банка тоже можно понять», — рассказал Ахметов после брифинга.

Фото: tatar-inform.ru, fedpress.ru

Дина Валиуллина

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Новости партнеров