Новости раздела

Дело ОПГ «Невзоровские» начнут рассматривать в третий раз

А была ли банда? Адвокаты обвиняемых заявляют, что дело сфабриковано, а название ОПГ придумали следователи

Завтра Верховный суд Татарстана в третий раз приступит к рассмотрению дела ОПГ «Невзоровские», названной по фамилии ее лидера Андрея Невзорова. Дело поступило в суд еще в апреле 2016 года, но в сентябре было возвращено в прокуратуру, так как судья Андрей Кормильцев усмотрел в некоторых эпизодах противоречия и поручил устранить их. Незадолго до этого, кстати, подсудимые и защитники ходатайствовали об отводе этого судьи. После устранения замечаний — во второй раз — в марте 2017 года дело поручили судье Ильфиру Салихову, но тот после нескольких заседаний взял самоотвод. Довести до приговора «невзоровских» поручено судье Александру Шемуранову. Адвокаты еще на первом этапе утверждали, что дело сфабриковано, а банды «Невзоровские» вообще не существует. Подробнее — в материале «Реального времени».

Обет безбрачия в интересах бригады

Фабула обвинения по делу банды «Невзоровские» за девять месяцев его хождения между судом, прокуратурой и следствием не поменялась. 49-летнего Андрея Невзорова, 40-летнего Владислава Свириденко и 49-летнего Игоря Беспалова обвиняют в бандитизме, убийствах, незаконном обороте оружия.

По версии следствия, Андрей Невзоров в конце 90-х сколотил ОПГ, членов которой стали называть в честь лидера. Кроме Невзорова, Беспалова и Свириденко участниками ОПГ в Следкоме считают Ильсура Мингазова, Евгения Семенова, Павла Шнырева, Дмитрия Зайцева, Алексея Кулагина, Дмитрия Гвенитадзе и других. Семенов уже осужден, Мингазов признан невменяемым и находится в психиатрической больнице, Гвенитадзе — в федеральном розыске. Шнырев, Зайцев и Кулагин скончались.

Верховный суд Татарстана в третий раз приступит к рассмотрению дела ОПГ «Невзоровские». realnoevremya.ru/Максима Платонова

Невзоров, укрепляя свой криминальный авторитет, по мнению следователей, руководствовался принципом «бей своих, чтобы чужие боялись». Контролировал не только «профессиональную» жизнь своих подчиненных, но и личную. В ходе следствия один из свидетелей рассказывал, что Невзоров требовал от подчиненных полного отказа от семейной жизни, запрета на брак и рождение детей, угрожал, говорил: «Не дай бог, заведете семью или детей». Потому что считал, что они должны жить лишь интересами бригады…

Другой участник банды свидетельствовал об идеях ОПГ. По его словам, Невзоров «вел политику», что они не должны работать, их цель — обогащение любым способом и повышение авторитета бригады в городе.

Похищения и убийства

Следователи вменяют Невзорову и его банде три убийства, совершенные в 2000—2001 годах. Все так или иначе связаны с криминальными разборками с другими челнинскими ОПГ.

Так, по версии обвинения, в апреле 2000 года у «невзоровских» и группировки «ГЭС» возник конфликт, после чего первые решили поочередно выискивать вторых и их «наказывать». Похитили двоих членов «гэсовских» и перевезли на территорию промбазы. Там жестоко избили одного из них — Андрея Наумова. Однако среди исполнителей фактически возник раскол — одному из них стало жалко Наумова, он вытащил его из вагончика и повез в БСМП Челнов, но жизнь избитому это не спасло. Второго оставили в живых, чтобы тот рассказал своим о жестокости «невзоровских» и о том, что с ними лучше не связываться.

Мотивом другого преступления считают коммерческий интерес. По версии следствия, у Невзорова возник конфликт с двумя предпринимателями, которые пообещали продать для него отходы ГСМ с «Нижнекамскнефтехима». Оба бизнесмена, по данным свидетелей, были связаны с ОПГ «ГЭС». Сделка сорвалась, двое остались должны Невзорову крупную сумму денег, возвратить не смогли и поплатились жизнью. По указанию Невзорова, как считает следствие, Свириденко и рекомендованный Невзоровым киллер (ныне покойный) устроили слежку за предпринимателями. 5 сентября они сели в засаду, перед этим перегородив выезд из двора большой веткой дерева. Рассчитывали, что достанут предпринимателей, когда те выйдут из машины убрать препятствие. План сработал. От огнестрельных ранений в голову мужчины скончались на месте.

Не поделили трассу

Есть в «послужном списке» «невзоровцев» и неудавшиеся покушения. 19 февраля 2001 года в районе ТЭЦ Набережных Челнов бандиты напали на двух участников противоборствующей группировки «30-й комплекс» по прозвищам Геля и Птица. Одному выстрелили в живот, другому нанесли несколько ударов лопатой по голове. Решив, что оба мертвы, преступники скрылись. Однако потерпевшие всего лишь потеряли сознание и благодаря своевременно оказанной медицинской помощи выжили. Тогда «тридцатовские» и «невзоровские» не поделили место на трассе. Обе ОПГ занимались грабежами и разбоями в отношении дальнобойщиков на трассе «М-7».

«Невзоровских» обвиняют не только в убийствах, но и в «крышевании» с вымогательством денег у предпринимателей и незаконном обороте оружия. В ходе расследования уголовного дела изъято четыре пистолета различных конструкций, автомат и более сотни патронов к различным видам стрелкового оружия.

Бог любит троицу

Уголовное дело в отношении «невзоровских» было возбуждено Следкомом в ноябре 2014 года. В суд его направили еще год назад, однако с тех пор сменилось двое судей. В сентябре 2016 года судья Андрей Кормильцев постановил вернуть материалы прокурору для устранения противоречий в некоторых эпизодах. Незадолго до этого подсудимые и защитники ходатайствовали об отводе этого судьи, обвиняя его в «методичном, целенаправленном и грубом» нарушении прав подсудимых и защиты в уголовном процессе и даже более того — «в личной заинтересованности» и поддержке стороны обвинения.

Как рассказали «Реальному времени» адвокаты, в итоге Кормильцев принял их доводы о противоречии выводов следствия результатам судмедэкспертизы и вернул дело. Вновь в суд оно вернулось в марте 2017 года после устранения замечаний и на сей раз было поручено судье Ильфиру Салихову. Однако после нескольких заседаний он взял самоотвод. В пресс-службе ВС РТ объясняют, что до этого Салихов выносил решение по другой челнинской ОПГ — «29-й комплекс», с которой «невзоровские» находились в дружественных отношениях, поэтому посчитал, что не вправе рассматривать это дело. В итоге разбираться в криминальных подвигах челнинской ОПГ поручили судье Александру Шемуранову. Старт процесса намечен на 14 июня.

Айрат Хикматуллин: «По избиению парня — опять не стыкуется. Если бы они хотели его убить, то зачем им же вести его в больницу?» Фото kazanfirst.ru

«Мы думали, прокуратура скорректирует обвинение»

Примечательно, что еще осенью 2016 года адвокаты подсудимых заявляли: дело сфабриковано. По их версии, на Невзорова и остальных решили повесить нераскрытые убийства, а банды «Невзоровские» вообще не существовало.

— Самый главный признак вооруженной банды — оружие. Один из пистолетов в том схроне оружия, который был сделан в 2000-х годах (как указывает следствие), проходил в 2012-м переделку в гражданское. Мы это выяснили в Министерстве обороны. Как такое может быть?! Это пистолет 1947 года, и следствие думало, что концов его не найдут. По избиению парня — опять не стыкуется. Если бы они хотели его убить, то зачем им же вести его в больницу? Мы думали, прокуратура после возврата скорректирует обвинение, но оно практически в первоначальном виде, — говорил Айрат Хикматуллин, адвокат Андрея Невзорова.

Ранее родственники подсудимых заявляли: показания против Невзорова и остальных дают в обмен на УДО участники ОПГ «29-й комплекс» и «свидетели», которым было обещано освобождение от уголовной ответственности. В ходе предварительного следствия Невзоров, Беспалов и Свириденко вину не признали. Беспалов вообще заявлял, что с Невзоровым даже не знаком.

Следователь Рустем Хакимзянов, ведущий дело «невзоровских», слова адвоката обвиняемого о фальсификации доказательств объяснил тем, что это «обычная позиция защиты».

— Это нормально, все так защищаются. Обвинение строилось в том числе на показаниях свидетелей, тех, которые проходили в рамках этого уголовного дела, — сказал Рустем Хакимзянов «Реальному времени».

Дарья Турцева

Новости партнеров