Новости

13:49 МСК
Все новости

На «Науруз» проник «Оборотень»

Завершился международный фестиваль тюркоязычных театров

На «Науруз» проник «Оборотень» Фото: Олег Тихонов

Вчера спектаклем эстонского театра R.A.A.А.M в Казани, на сцене Камаловского театра, завершился фестиваль «Науруз». Эстонская труппа, которая была специальным гостем феста, привезла спектакль «Оборотень», поставленный якутским режиссером Сергеем Потаповым. Спектакль из Прибалтики очень гармонично вписался в программу «Науруза».

Проектный театр

Театр из Эстонии — проектный, актеры собираются на определенную постановку, так было и с «Оборотнем». По словам продюсера театра Мярта Меоса, познакомившись с якутским режиссером Сергеем Потаповым, он сразу же решил пригласить его на постановку. Эстонцы и якуты — северные народы, и хотя они принадлежат к разным языковым группам и разным культурам, между режиссером и актерами сразу же пробежала искра.

Премьера «Оборотня» состоялась в старой котельной на фабрике недалеко от моря, под Таллином. Спектакль игрался в теплое время года, но позже получил жизнь и на стационаре и начал часто ездить на фестивали. Благо минималистическая сценография не препятствует смене сценической площадки.

В Казань «Оборотень» попал благодаря Сергею Потапову — в этом году «Науруз» отчасти посвящен якутскому театру. Потапов — актер и режиссер по образованию, окончил ГИТИС, мастерскую Марка Захарова. Режиссер-постановщик в «Саха театре», кроме спектаклей снимает и кино. В активе — «Золотая маска» за спектакль «Макбет» по пьесе Эжена Ионеско.

Поэзия заговоров и заклинаний

В принципе, пьеса эстонского классика Аугуста Кицберга «Оборотень» — классическая мелодрама, так ее прежде и ставили, в частности, на российской сцене. Мелодрама, не претендующая на особую глубину и философичность, ставя ее, так легко сбиться на сентиментальность.

Потапов сотворил из «Оборотня» легенду, пропитанную фольклорными мотивами, причем сумел сделать это столь дозированно, что говорит о безукоризненном вкусе постановщика.

Потапов сотворил из «Оборотня» легенду, пропитанную фольклорными мотивами

Сценография спектакля более чем лаконична — аскетичный крест в центре сцены и несколько скамеек. Крест в этом контексте, надо полагать, и символ христианства, которое принял северный, лесной народ, и крест, который несет главная героиня Тина — дочь женщины, обвиненной в колдовстве и забитой насмерть.

Фабула «Оборотня» проста — любовный треугольник, две сильные женщины не поделили мужчину. Но полагать, что «Оборотень» Сергея Потапова только об этом, — нестерпимо банально. Его спектакль — как хорошо, четко и грамотно, прочитанная оперная партитура, куда дозированно и умело введены фольклорные мотивы.

Столкновение Тины и семьи, которая ее приютила и воспитала, — это конфликт не просто по принципу «свой» и «чужой». Это столкновение двух идеологий — человека природы, умеющего слушать лес, речку, поле, и рационального начала, четко выстроенной иерархии.

Но и Тина, и ее антиподы включены в эту народную стихию, пропитаны этой «поэзией заговоров и заклинаний», как говорил в статье с таким названием Александр Блок, писавший в этом исследовании, что «для нас — самая глубокая бездна лежит между человеком и природой, у них (у предков, — прим. ред.) согласие с природой исконно и безмолвно».

Потапов — человек природы, не знаю, правда это или лишь красивый вымысел, но его считают внуком шамана. Его понимание и согласие с природой действительно «исконно и безмолвно». Отсюда — метафорический язык спектакля, где многое, да практически все, решается именно через метафору, зашифрованный образ, систему символов.


Фабула «Оборотня» проста — любовный треугольник, две сильные женщины не поделили мужчину. Но полагать, что «Оборотень» Сергея Потапова только об этом — нестерпимо банально

Потапов выстроил довольно-таки жесткую режиссерскую конструкцию «Оборотня», при этом каким-то чудесным способом добился от актеров, всех без исключения, максимальной свободы. И в этом тоже своего рода — единение с природой.

Но за «инакость» всегда, во все времена, приходилось платить. Заплатила за нее жизнью и главная героиня. Христианская культура борется с язычеством. Язычество — это игра с огнем, когда можно, худого не ведая, случайно узнать такие тайны, которые узнавать не следует. Тоска, отчаяние, любовь — вот чем пронизан спектакль Сергея Потапова, подчиненный четкому ритму.

И если всматриваться в контекст постановки, гибель Тины не воспринимается трагедией — она словно растворяется в той самой природе, частью которой и была. Ее уход какой-то естественный и примиряющий. Ведь для нее не было бездны между ней и мирозданием.

А Сергей Потапов начал работу с труппой Мензелинского театра, и, возможно, его ждет постановка в Камаловском театре.

1/41
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов


Татьяна Мамаева, фото Олега Тихонова
комментарии 16

комментарии

  • Анонимно 10 июня
    Очень красивый спектакль!
    Ответить
    Анонимно 10 июня
    красивый, но смысла маловато, все больше шелуха да эмоции
    Ответить
  • Анонимно 10 июня
    как это мило: старая котельная на фабрике недалеко от моря)
    Ответить
  • Анонимно 10 июня
    люблю фольклорные мотивы, в них что-то завораживающее всегда есть
    Ответить
  • Анонимно 10 июня
    Мелодрамы народ всегда на ура принимает, по большей части женщины - а они в основном и ходят в театры
    Ответить
  • Анонимно 10 июня
    Классный спектакль!
    Ответить
    Анонимно 10 июня
    ага,необычный такой, люблю когда остаешься после спектакля или фильма немного в недоумении)
    Ответить
  • Анонимно 10 июня
    чрезмерно лаконичная сценография уже не цепляет
    Ответить
  • Анонимно 10 июня
    Мне показалось действо очень глубоким, интересным, завораживающим, я в восторге, и сходила бы еще!
    Ответить
  • Анонимно 10 июня
    Жаль, что фест уже закончился
    Ответить
  • Анонимно 10 июня
    вот недавно в РВ была статья что Науруз пришел в город и уже закончился. быстро
    Ответить
    Анонимно 10 июня
    Конечно. это же как фестиваль. хорошего много не бывает
    Ответить
  • Анонимно 10 июня
    Очень нежный, красивый спектакль, до мурашек! побольше бы таких мероприятий у нас в городе!
    Ответить
  • Анна Федорова 10 июня
    Спасибо за интересный обзор
    Ответить
    Анонимно 10 июня
    +1!
    Ответить
  • Анонимно 10 июня
    Судя по фото, я бы на такой спектакль не пошел
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии