Новости раздела

В страшный голод 1920-х американцы накормили половину всех детей Татарской республики

Авторская колонка кандидата исторических наук Анастасии Федотовой о том, кто и как помогал выживать татарстанцам

В продолжение темы о голоде в Поволжье историк Анастасия Федотова из Казанского университета специально для «Реального времени» подготовила авторскую колонку, в которой рассказала о том, какую помощь голодающим оказывали иностранные организации. В колонке можно узнать, какие блюда подавали казанским студентам в рамках бесплатного обеда, как Американская администрация помощи в 1923 году накормила более 50% детского населения ТАССР, а Германский Красный Крест боролся с эпидемиями на территории республики.

«Ко всем честным людям!»

С такими словами 13 июля 1921 года Максим Горький обратился к Западу с призывом о помощи голодающим в России. На него откликнулись различные благотворительные организации. Их вклад в дело помощи голодающим был различным, а сама помощь разнообразной, но в основном сводилась к трем основным направлениям: питание населения, медицинская и хозяйственная помощь.

На территории ТАССР в 1921—1923 гг. работали такие крупные иностранные организации помощи, как Миссия Ф. Нансена, Международный рабочий комитет помощи голодающим России (Межрабпом) и Американская администрация помощи (АРА / ARA — American Relief Administration).

Фритьоф Нансен, норвежский полярный исследователь, возглавил организацию общеевропейской помощи голодающим в Советской России. Из всех членов Миссии Ф. Нансена в нашем регионе голодающим оказывали помощь Германский Красный Крест, Европейская помощь студентам (European Student Relief) и Нансеновская помощь работникам интеллектуального труда (Nansen's Intellectual Relief).

Международный рабочий комитет состоял из представителей коммунистических и социалистических политических партий и объединений. Являясь всецело общественной организацией, Межрабпом оказывал в основном хозяйственную помощь.

Регулярную и наиболее ощутимую помощь развернула АРА. Первоначально она обязалась кормить 1 млн русских детей, однако уже через год питанием были обеспечены около 10 млн жителей России. Ни одна другая организация не смогла достигнуть такого масштаба помощи.

Питание

Питание населения выражалось либо в организации горячих обедов, либо в раздаче продуктов питания в той или иной форме.

Так, представители Германского Красного Креста в ноябре 1921 года передали Российскому обществу Красного Креста в ТАССР для снабжения двух врачебно-питательных отрядов 590 кг консервов из говядины, 197 кг консервов из баранины, 33 кг сала, 164 кг соли, 61,5 кг сушеных фруктов, 2 ящика лимонов, 16,4 кг консервированного мармелада, 410 кг манной крупы и 24 бутылки коньяка.

С июня 1922 года Германским Красным Крестом совместно со Шведским объединением частных торгово-промышленных предприятий была организована раздача муки жителям Спасского и Тетюшского кантонов, как наиболее пострадавших. В августе 1922 года один вагон муки был отправлен в Мензелинский кантон.

Наиболее нуждавшиеся учащиеся вузов Казани получали в специально открытых Казанским комитетом Европейской помощи студентам столовых бесплатные обеды. Они состояли, как правило, из двух блюд: первое — рисовая или пшенная каша с мясом и какао, на второе — овощной или бобовый суп с просяным пудингом и чаем. Все вместе составляло в среднем 1501—1519 калорий. Е.С. Гинзбург писала: «До сих пор помню запах чечевичного супа, налитого в жестяную миску. <…> Правда, чечевица промывалась не очень чисто, и суп поскрипывал на зубах, но зато согреться им всегда было можно». Всего в период с октября 1922-го по июнь 1923 года три студенческие столовые обслуживали в общей сложности 1400 человек.

Помощь работникам интеллектуального труда Миссией Нансена осуществлялась в форме продовольственных посылок. В посылку весом 12 кг входили 4,1 кг муки, 1 кг жиров, 1 кг риса, 1 кг сахара, 410 г чая, две банки молока. Посылки выдавались наиболее нуждающимся профессорам, коих в Казани специальный Распределительный комитет выявил 134 человека.

В Казани Межрабпом взял на свое попечение детский городок им. Голджина Дебса, состоящий из восьми домов со школой, клубом, швейными мастерскими и садами, размещавшийся на Новиковой даче, детский дом им. Клары Цеткин и детский дом «Международная рабочая солидарность». Оказывалась помощь и двум сиротским домам в кантонах, один из которых находился в Лаишевском (детский дом им. А.В. Луначарского), а другой — в Чистопольском (детский дом им. А.П. Галактионова). В декабре 1922 года в трех детских домах Казани кормили до 650 детей, которым попутно оказывалась и медицинская помощь. Калорийность детского пайка, по разным источникам, варьировалась от 1536 до 2514 калорий в сутки. Кроме того, продуктами питания обеспечивались совхозы, артели, мастерские, производственные рабочие, учащиеся профессиональных и профессионально-технических школ.

В Казанском районе, или дистрикте, Русско-американские комитеты помощи детям (РАКПД), созданные АРА, открыли первые столовые уже в конце сентября 1921 года. Первоначально планировалось, что АРА в ТАССР будет кормить 200 000 детей. Но реальное положение республики, сложившееся к концу 1921 года, диктовало необходимость увеличить эти цифры. Уже к апрелю 1922 года АРА обеспечивала питанием почти 300 000 детей, а к концу года — более 500 000. В мае 1923 года количество подопечных детей достигло 650 000, что составляло более 50% всего детского населения ТАССР согласно переписи 1920 года.

В столовых АРА в разные дни недели выдавались сладкое какао, рисовый пудинг, рис с лапшой, бобы и хлеб. Таким образом, детское питание составляло от 180 до 230 г, или от 707 до 896 калорий в день. Питание АРА было недостаточным для нормального развития детского организма, но в большинстве случаев этот паек был единственным спасением для детей.

Кормить взрослое население в ТАССР АРА начала в апреле 1922 года. На одного взрослого человека в день приходилось по одному фунту кукурузы (примерно 410 г, или 1236 калорий). Выдача производилась на руки дважды в месяц 1-го и 16-го числа. Это позволяло распределить паек между другими членами семьи. К середине 1922 года в ТАССР кукурузу получали более 800 тыс. человек.

Дополнительной программой продуктовой помощи АРА являлись посылочные операции. Замысел состоял в том, что каждый живущий за пределами пораженной голодом страны, кто желал оказать помощь, покупал продуктовый купон за 10 долларов в американском банке либо в офисах АРА в Европе. Для извещения граждан о существовании программы продовольственных посылок АРА распространила через свои офисы и почтовые отделения около полутора миллионов открыток: «Нуждаетесь ли вы в продовольствии и одежде. Имеются ли у вас друзья или родственники в Америке или за границей. Как получить продовольствие или одежду, не платя ни копейки. Обратитесь в Американскую администрацию помощи. Проломная, 50». Российские граждане вписывали свои имена и адреса в эти открытки, после чего АРА отправляла их в Европу и в Америку. Так обеспечивалась адресная персональная помощь конкретного человека за пределами России конкретному человеку в России. Посылка состояла из муки, риса, чая, жира, сахара, сгущенного молока. В пересчете на килограммы вес посылки составлял примерно 53 кг. По мнению представителей АРА, один типовой набор продуктовой посылки обеспечивал семью из 5 человек питанием на неделю.

С марта 1923 года помощь от АРА в виде посылок стали получать учителя школ, также помощь оказывалась и тем учителям, которые находились без работы. Ввиду того, что нуждающихся было очень много, целую посылку делили. Весной 1923 года продовольственные посылки получили 2102 учителя, вещевые посылки — 672.

Все посылочные операции АРА по Советской России в связи с общим завершением работ прекратились к 15 июня 1923 года.

Медицинская помощь

1921—1923 годы — это время не только тотального голода, но и широкого распространения эпидемий — холеры, тифов — возвратного и брюшного. Поэтому медицинская помощь населению, страдающему не только от голода и болезней, связанных с употреблением суррогатов, но и от инфекционных заболеваний, имела огромное значение.

Деятельность Германского Красного Креста была направлена на борьбу с эпидемиями. В ТАССР его представители занимались бактериологическими исследованиями, созданием лабораторий, выработкой вакцин и проведением прививок. В результате многие инфекционные отделения были снабжены сальварсаном, необходимым для лечения возвратного тифа, Кроме того, Татнаркомздрав получил три походные лаборатории с микроскопами, одну паровую дезинфекционную камеру, несколько аппаратов для фильтрации воды «Беркефельд» и один большой передвижной аппарат для приготовления питьевой воды. В 1923 году ему также были переданы две летучие холерные лаборатории с полным набором оборудования для них.

В России АРА осуществлялись четыре программы медицинской помощи. Первая и самая важная — улучшение системы здравоохранения. Специалисты инспектировали больницы для определения первейших потребностей в помощи. В Казани медицинское подразделение АРА начало свою непосредственную деятельность в октябре 1921 года с открытия бесплатной венерической клиники и крупного санатория для детей-туберкулезников. Ежедневно в районах Казани работали медицинские комиссии, которые обслуживали каждый день по 600 человек. Кроме того, с сентября 1922 года по май 1923 года по Казанскому району было распределено медикаментов и госпитальных принадлежностей более 90 млн пудов. Только на лечебные учреждения Казани приходилось 346 наименований.

Вторым направлением медицинской помощи АРА была программа вакцинации и прививок населения. Для этой цели АРА при своих столовых проводила обязательные прививочные кампании против холеры, тифа, дизентерии для всех, кто получал их питание. Отказ от прививки лишал их этого права. Именно этот фактор, по мнению медицинских работников, обусловил довольно успешное проведение в ТАССР прививочной кампании 1922 года.

Два других направления медицинской помощи касались общественной санитарии и очищения населения от вшей. Для этого проводились санитарные работы с привлечением местных жителей, которые нанимались очищать улицы, канализацию и дренажные системы за продовольствие. Для ликвидации вшей открывались общественные бани, оборудованные автоклавом для стерилизации одежды.

Производственная помощь

Когда страшная голодная зима 1921—1922 годов кончилась, Межрабпом перешел на производственную помощь. По договоренности с советскими органами власти Татреспублики Казанское отделение Международного рабочего комитета взяло в аренду три совхоза: «Международная рабочая солидарность» в селе Карнаухово Лаишевского кантона, «Экономическая жизнь», который находился вблизи деревни Сахаровка Чистопольского кантона, «Коминтерн» в селе Измери Спасского кантона. На средства Межрабпома совхозы были снабжены тракторами, молотилками, паровыми плугами, жнейками, локомобилем с дизельным мотором, культиваторами, мастерскими по выделке кожи, а также оборудованными кузнечными мастерскими. По архивным данным, с августа 1922 года все совхозы перешли на самообеспечение. В таком виде совхозы просуществовали до 1926 года, когда были возвращены советскому правительству.

Анастасия Федотова, кандидат исторических наук

Новости партнеров