Рудольф Нуриев станцевал для казанцев
В ТГАТ оперы и балета им. М. Джалиля завершился Нуриевский фестиваль
Вчера и сегодня на сцене ТГАТ оперы и балета им. М. Джалиля гала-концерты. Традиционно они завершают фестиваль классического балета им. Р. Нуриева. Впрочем, великий танцовщик, «летающий татарин» тоже некоторым образом оказался среди участников концерта.
«Фотогеничный, как Мэрилин Монро»
Нуриев как-то говорил о татарской крови, что она течет в жилах быстрее, чем кровь других народов. Именуя себя гордо «гражданином мира», он тем не менее всегда подчеркивал свою принадлежность к татарскому народу. То, что кровь в его жилах текла очень быстро, смогли убедиться зрители, пришедшие на гала-концерт фестиваля классического балета, когда на экране шли кадры, на которых танцевал Нуриев.
Этот ход придумал режиссер и ведущий концерта, танцовщик и балетмейстер, народный артист России Андрис Лиепа. Приглашение Лиепы в качестве режиссера действа — несомненная удача нынешнего фестиваля.
Андрис Лиепа сделал Нуриева героем гала-концерта, первое отделение началось с подборки его фотографий — смеющийся Нуриев на репетиции, Нуриев и его постоянная партнерша Марго Фонтейн, Нуриев на спектакле. Худощавое лицо, чуть ввалившиеся щеки и пронзительные глаза, которые то искрились смехом, то поражали библейской грустью. Неслучайно Морис Бежар говорил, что Рудольф «фотогеничен, как Мэрилин Монро».
«Я помню, что встречался с Нуриевым, когда он приехал из Казани с фестиваля классического балета, с каким энтузиазмом он говорил о казанском театре. Фестиваль в Казани — единственный в мире, имя которому дал сам Нуриев», — заметил Андрис Лиепа.
На экране на заднике сцены танец Нуриева, его необыкновенные вращения, прыжки с зависанием — он танцует Принца, вариации в «Корсаре», Армана в знаменитой, специально для него сочиненной Аштоном постановке «Маргариты и Армана», Ромео в спектакле Макмиллана. Он молод, красив, неподражаем. Он — «летающий татарин», который остался в Париже с 36 франками в кармане и покорил весь мир. «Потому что мало спал и много работал», — как он сам позже рассказывал в Казани.
Продирижировав в Казани на фестивале классического балета «Щелкунчиком», Нуриев понял потенциал театра. И со спокойной душой дал казанскому фестивалю, тогда безымянному, свое имя. И не ошибся — Нуриевский фестиваль в Казани действительно событие в мире балета.
Приношение Нуриеву
Гала-концерт традиционно состоял из двух отделений, где органично сочетались классические номера и модерн. И это опять-таки совпадало с творчеством Нуриева, который по-хорошему был всеяден. Будучи плоть от плоти представителем ленинградской школы классического балета, он не чуждался самых современных веяний.
Началось действо с па-де-де Дианы и Актеона из балета «Эсмеральда», его исполнили солисты балета ТГАТ оперы и балета им. М. Джалиля Коя Окава и Мидори Тэрада — хрупкие, артистичные. Стоит вспомнить, что партия Актеона была одной из первых, в которой юный еще Нуриев обратил на себя внимание на конкурсе в Москве.
Два других па-де-де — из «Жизели» и «Дон Кихота» тоже соотносятся с репертуаром Нуриева, он блистал в том и другом спектаклях. В «Жизели» вновь восхитила почти бесплотная солистка «Опера Гарнье» Доротея Жильбер, одно из приятных открытий нынешнего фестиваля. Что касается «Дон Кихота», то па-де-де из него в исполнении Иоланды Корреа из Норвежской Национальной оперы и ее партнера, афроамериканца Осиэля Гунэо из Мюнхена, — это была мажорная точка первого отделения.
Впрочем, современный танец был представлен не менее ярко. И спектр получился довольно-таки широким — от комического номера «Шмель» на музыку Римского-Корсакова до глубоко философских «Путь Харона» и особенно «Человека» с его трагедийной направленностью. Номер «Человек» в исполнении Александра Могилева был мировой премьерой.
Неожиданно страстным, на разрыв аорты, оказался номер на песню Высоцкого «Все не так» в исполнении солиста Большого театра Михаила Лобухина. Хотя идеология этого крошечного спектакля и навеяла некоторые воспоминания о знаменитом выступлении Михаила Барышникова под песню Высоцкого, Лобухин покорил зал бьющим через край темпераментом.
Андрис Лиепа выстроил концерт по восходящий, делая внутри отделений определенные акценты. К плюсам его концепции можно отнести то, что казанская труппа была представлена должным образом — Михаил Тимаев, Аманда Гомес, Кристина Андреева, уже названные Коя Окава и Мидори Тэрада выступили очень достойно и отнюдь не потерялись на фоне приглашенных звезд.
Сегодня программа гала-концерта повторится. Ну а на будущий год Рудольфу Нуриеву исполнилось бы 80 лет. Очевидно, этот юбилей каким-то образом отразится на программе фестиваля.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.