Новости

03:46 МСК
Все новости

Рудольф Нуриев станцевал для казанцев

В ТГАТ оперы и балета им. М. Джалиля завершился Нуриевский фестиваль

Рудольф Нуриев станцевал для казанцев Фото: Олег Тихонов

Вчера и сегодня на сцене ТГАТ оперы и балета им. М. Джалиля гала-концерты. Традиционно они завершают фестиваль классического балета им. Р. Нуриева. Впрочем, великий танцовщик, «летающий татарин» тоже некоторым образом оказался среди участников концерта.

«Фотогеничный, как Мэрилин Монро»

Нуриев как-то говорил о татарской крови, что она течет в жилах быстрее, чем кровь других народов. Именуя себя гордо «гражданином мира», он тем не менее всегда подчеркивал свою принадлежность к татарскому народу. То, что кровь в его жилах текла очень быстро, смогли убедиться зрители, пришедшие на гала-концерт фестиваля классического балета, когда на экране шли кадры, на которых танцевал Нуриев.

Этот ход придумал режиссер и ведущий концерта, танцовщик и балетмейстер, народный артист России Андрис Лиепа. Приглашение Лиепы в качестве режиссера действа — несомненная удача нынешнего фестиваля.

Андрис Лиепа сделал Нуриева героем гала-концерта, первое отделение началось с подборки его фотографий — смеющийся Нуриев на репетиции, Нуриев и его постоянная партнерша Марго Фонтейн, Нуриев на спектакле. Худощавое лицо, чуть ввалившиеся щеки и пронзительные глаза, которые то искрились смехом, то поражали библейской грустью. Неслучайно Морис Бежар говорил, что Рудольф «фотогеничен, как Мэрилин Монро».

«Я помню, что встречался с Нуриевым, когда он приехал из Казани с фестиваля классического балета, с каким энтузиазмом он говорил о казанском театре. Фестиваль в Казани — единственный в мире, имя которому дал сам Нуриев», — заметил Андрис Лиепа.

На экране на заднике сцены танец Нуриева, его необыкновенные вращения, прыжки с зависанием — он танцует Принца, вариации в «Корсаре», Армана в знаменитой, специально для него сочиненной Аштоном постановке «Маргариты и Армана», Ромео в спектакле Макмиллана. Он молод, красив, неподражаем. Он — «летающий татарин», который остался в Париже с 36 франками в кармане и покорил весь мир. «Потому что мало спал и много работал», — как он сам позже рассказывал в Казани.

Продирижировав в Казани на фестивале классического балета «Щелкунчиком», Нуриев понял потенциал театра. И со спокойной душой дал казанскому фестивалю, тогда безымянному, свое имя. И не ошибся — Нуриевский фестиваль в Казани действительно событие в мире балета.

Андрис Лиепа сделал Нуриева героем гала-концерта

Приношение Нуриеву

Гала-концерт традиционно состоял из двух отделений, где органично сочетались классические номера и модерн. И это опять-таки совпадало с творчеством Нуриева, который по-хорошему был всеяден. Будучи плоть от плоти представителем ленинградской школы классического балета, он не чуждался самых современных веяний.

Началось действо с па-де-де Дианы и Актеона из балета «Эсмеральда», его исполнили солисты балета ТГАТ оперы и балета им. М. Джалиля Коя Окава и Мидори Тэрада — хрупкие, артистичные. Стоит вспомнить, что партия Актеона была одной из первых, в которой юный еще Нуриев обратил на себя внимание на конкурсе в Москве.

Два других па-де-де — из «Жизели» и «Дон Кихота» тоже соотносятся с репертуаром Нуриева, он блистал в том и другом спектаклях. В «Жизели» вновь восхитила почти бесплотная солистка «Опера Гарнье» Доротея Жильбер, одно из приятных открытий нынешнего фестиваля. Что касается «Дон Кихота», то па-де-де из него в исполнении Иоланды Корреа из Норвежской Национальной оперы и ее партнера, афроамериканца Осиэля Гунэо из Мюнхена, — это была мажорная точка первого отделения.

Впрочем, современный танец был представлен не менее ярко. И спектр получился довольно-таки широким — от комического номера «Шмель» на музыку Римского-Корсакова до глубоко философских «Путь Харона» и особенно «Человека» с его трагедийной направленностью. Номер «Человек» в исполнении Александра Могилева был мировой премьерой.

Неожиданно страстным, на разрыв аорты, оказался номер на песню Высоцкого «Все не так» в исполнении солиста Большого театра Михаила Лобухина. Хотя идеология этого крошечного спектакля и навеяла некоторые воспоминания о знаменитом выступлении Михаила Барышникова под песню Высоцкого, Лобухин покорил зал бьющим через край темпераментом.

Андрис Лиепа выстроил концерт по восходящий, делая внутри отделений определенные акценты. К плюсам его концепции можно отнести то, что казанская труппа была представлена должным образом — Михаил Тимаев, Аманда Гомес, Кристина Андреева, уже названные Коя Окава и Мидори Тэрада выступили очень достойно и отнюдь не потерялись на фоне приглашенных звезд.

Сегодня программа гала-концерта повторится. Ну а на будущий год Рудольфу Нуриеву исполнилось бы 80 лет. Очевидно, этот юбилей каким-то образом отразится на программе фестиваля.

1/55
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
Татьяна Мамаева, фото Олега Тихонова, видео Камиля Исмаилова
комментарии 18

комментарии

  • Анонимно 30 мая
    смотрю, некоторые не запаривались с костюмами
    Ответить
  • Анонимно 30 мая
    Андрис Лиепа хорошо придумал с кадрами, где Нуриев, однако, это не новая идея) так довольно часто делают
    Ответить
  • Анонимно 30 мая
    Нуриев очень красивым мужчиной был!
    Ответить
  • Анонимно 30 мая
    Не поленился, почитал материалы Линден Хилл об одеянии танцоров и выборе трико - классический балет претерпел значительные изменения в одеянии. Оно и понятно, публике быстро приедается однообразие
    Ответить
  • Анонимно 30 мая
    Какой красивый у нас театр!
    Ответить
    Анонимно 30 мая
    давно не были? сходите на гала-концерт, не пожалеете
    Ответить
  • Анонимно 30 мая
    Какие сильные и красивые ноги у балерунов! каждую мышцу видно
    Ответить
    Анонимно 30 мая
    а по-моему немного шокирующее зрелище. 12+ у нас на посещение балета?
    Ответить
  • Анонимно 30 мая
    Нуриев сделал Казань изветным в мире балета.Хорошо что ее проводят каждый год
    Ответить
    Анонимно 30 мая
    красивый был мужчина, очень красивый
    Ответить
  • Анонимно 30 мая
    жаль, что сам маэстро не дожил до своего 80летия
    Ответить
  • Анонимно 30 мая
    Настолько отточенные движения можно увидеть только в балете. Очень красиво
    Ответить
  • Анонимно 30 мая
    да, с Лиепой не прогадали!
    Ответить
  • Анонимно 30 мая
    Модерн идет лучше классики по-моему
    Ответить
  • Анонимно 30 мая
    кто будет вести следующий фестиваль, интересно?
    Ответить
    Анонимно 31 мая
    ИЛЗЕ)
    Ответить
  • Анонимно 31 мая
    Нет слов! Посетили ОБА) спектакля! Одного дня для полноты ощущений не хватило!!! Браво всем! Все номера неповторимы! И спасибо режиссеру, что финальный номер был от нашего театра, вознеся Кристину тем самым как бы "подчеркнули"), что лучше наших) нет, приятно, молодцы!
    Ответить
  • Анонимно 31 мая
    На первом фото - Александр Могилев! я выкрикнула БРАВО) вашему таланту! Рады были увидеть Вас на нашей сцене! Ждем новых постановок!
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии

Рекомендуем