Национал-метаморфозы: ВТОЦ выходит на тропу федерализма
Знаковая татарская общественная организация пытается найти свое место в новых политических реалиях

Сегодня в отеле «Сафар» начал свою работу двенадцатый съезд (курултай) Всетатарского общественного центра — в конце 80-х — начале 90-х самой авторитетной национальной организации второго по численности народа РФ. Корреспондент «Реального времени» зафиксировал небезуспешную попытку ВТОЦ выйти из анабиоза через преодоление внутренних разногласий «перед лицом давления со стороны Москвы».
Татарское национальное движение вновь востребовано властями Татарстана — такой отчасти конспирологический вывод можно сделать, если исходить из того, что нынешний съезд ВТОЦ проходит совсем в иных условиях, нежели предыдущий. Напомним, 11-й курултай пришлось проводить на улице — после того, как делегатов не пустили в забронированное и оплаченное помещение. На этот раз удалось снять нормальный зал на 200 человек (он был заполнен до отказа) и даже организовать обед для делегатов в гостиничном ресторане.
Власть, впрочем, собрание своим присутствием не почтила — хотя, по словам организаторов, приглашения в правительство и Госсовет были направлены.
— Мы их извиняем, — проявил великодушие представитель оргкомитета съезда, выступивший в самом его начале.
— Нет, не извиняем, — последовал возглас из зала. — Сегодня выходной, могли бы и прийти.
То ли из-за этого анонимного комментария, то ли памятуя о тяжелом многолетнем опыте внутренней грызни во ВТОЦ, человек из президиума сделал залу предупреждение:
— Те, кто высказывается с места, — это не наши люди. Останавливайте их, пожалуйста.
В апреле 2014 года на пост председателя ВТОЦ был избран Фарид Закиев. Спустя три года он предложил собравшимся свой отчет. Своей основной задачей председатель ВТОЦ назвал защиту и сохранение государственности Татарстана. Речь шла, скорее, об остатках этой государственности. Например, о наименовании «президент» для руководящего лица. Ради его спасения ВТОЦ провел 15 пикетов и митингов, три круглых стола и другие мероприятия и написал письма президенту России и в Госдуму. «Но сказать, что наименование «президент» спасено, нельзя: российский закон, предписывающий регионам его заменить, по-прежнему действует», — сказал Закиев и пообещал продолжение борьбы. И после серии отчетной и установочной информации («митингам-концертам в дни госпраздников РТ, национальному университету и памятникам казанским ханам — да, ТатАЭС и мусоросжигательному заводу — нет») неожиданно подытожил: «Татары — полноправный европейский народ».
Взявший следом слово заместитель Закиева Галишан Нуриахмет первым из выступавших упомянул в нехорошем контексте «великую шовинистку Андрееву» (секретарь Казгордумы, председатель городской комиссии по топонимике Людмила Андреева, — прим. ред.). Эту фамилию на съезде произносил буквально каждый второй оратор. Очередной выступавший, сказав было «Андреева», сам же себя пресек: «Но кто же работодатель этой Андреевой? Ильсур Раисович Метшин, татарин по национальности! Мы должны задаться вопросом — есть ли в этом человеке национальный дух»? «Нет!» — ответили из зала.
— Что-то новое в прозвучавших выступлениях услышали? — поинтересовался я у историка Рафаэля Мухаметдинова в «кулуарах» съезда.
— А откуда взяться новому, когда такая вертикаль шурует, — удивился вопросу ученый. — Республиканская власть пальцем пошевелить не может. Политических механизмов влияния на ситуацию у нас нет, вся надежда только на такие вот общественные организации. Пропаганда и просвещение — все наше оружие. Потому что демократия в стране отсутствует. Россия сейчас не демократия, а полноценное феодальное государство с соответствующей формой правления.
Разговор с экспертом состоялся до выступления Фаузии Байрамовой, предсказуемо зажегшей аудиторию.
— Татарстан в экономическом отношении твердо стоит на ногах. Не только в России — по всему миру распространилась эта слава. Я рада этому. Рада нашему флагу, рада гимну, — нахваливала власти Фаузия Аухадиевна, чтобы потом приложить как следует. — Но: у руководителей Татарстана перед Аллахом, перед историей, перед нацией два преступных, непростительных греха. Первый: сегодня татарский язык, школа, образование — на тюремном положении. Наши руководители уже 25 лет у власти! Всю систему национального образования можно было отстроить за это время. ВТОЦ ведь не может открыть татарские школы, как бы ни старался. Это надо требовать с руководителей, мы ведь налоги им платим! Каждый день им про это говорить — на митинги выходить, обращения принимать, телеграммы отправлять! Второе преступление: посмотрите, каждую неделю в Татарстане сажают в тюрьму мусульман! То на 16 лет, то на 24 года… На 24 года упекли парней — безо всякой вины (дело так называемого «Чистопольского джамаата», — прим. ред.). Татарстан сейчас самый жесткий для мусульман регион России.
Но какие бы ошибки ни совершили руководители, Татарстан, по словам Байрамовой, мы защищать обязаны — потому что других защитников у него нет: «Проект уничтожения Татарстана через создание Казанской губернии — путем объединения Татарстана с Марий Эл и Ульяновской областью — у Москвы уже готов. Недавние изменения в руководстве Удмуртии и Марий Эл — это же нам сигнал! «Обложили волков», как в русской песне поется».
Зал проводил ветерана татарского движения овацией.
Однако, несмотря на весьма критическое отношение к России почти у каждого выступавшего, в проекте резолюции съезда (на момент публикации она еще не была принята) была зафиксирована вовсе не радикальная, а вполне адекватная текущему политическому моменту позиция: «Курултай исходит из того, что федерализм призван и может гармонизировать межнациональные отношения в многонациональном государстве». Только федерализм этот, по мнению националов, должен иметь конкретное денежное измерение: доходы Татарстана должны быть распределены в пропорции 30 к 70 между федеральным центром и республикой. Это курултай предложил зафиксировать в третьем по счету договоре между РФ и РТ.
Политолог Руслан Айсин, комментируя происходящее на съезде, заявил «Реальному времени», что в условиях нынешнего нажима со стороны Москвы, в том числе через банковскую систему, ВТОЦ выбрал верную тактику — преодолев традиционный раздор и объединив усилия, помочь региональной власти дать какой-то отпор:
— Понятно, что власть сохраняет определенный политес перед Москвой — мол, это не наших рук дело, общественность сама поднялась. Но на данном этапе ей в какой-то степени выгодно двигаться вместе с татарским национальным движением и вновь, как в начале 90-х, быть с ним в союзниках. Тем более что искренних идейных людей мало. Их надо беречь.













































комментарии
В Европе , например, очень мощные регионалисткие движения есть.
Зачем опираться на ТОЦ, когда можно создать с адекватными людьми, сильное региналисткое движение, деятельность которого укладывается в рамки законов РФ
Только в этот раз не прокатит
Только в этот раз не прокатит"
Неверные ваши мысли. Татар не надо дразнить. Татары, конечно и толерантные, и терпеливые. Но всему приходит конец. Так что и с татарами нужно обходиться бережно, как со своими гражданами, соблюдая конституцию РФ и Татарстана, а не по наитию, и по телефонному праву.
Я же считаю, неуважаемый аноним, ваши мысли неверными. Ибо и среди пожилых не все годны на такое рисковое и очень деликатное дело. Но и среди молодых таких немало было бы, если научиться их обнаружить. Для этого энти самые "зрелые люди" должны бы провести некие соревновательные мероприятия. Т.е. работать инициативно и творчески. Но лично я сомневаюсь в этом...
Татарофобия при Рахимове стала официальной идеологией. Смена руководителя в Башкирии, к сожалению, не привела к улучшению положения татар. Более того, была уничтожена национальная школа, прекратилось татарское книгопечатание, закрылась единственная 25 минутная телепередача на татарском языке, скукожились национальные СМИ, закрылся единственный национально-культурный татарский центр в д.Килимово.
Это заставило ТОЦ РБ на очередном съезде ВТОЦ в г.Казани 8 апреля с.г. поставить вопрос о статусе татарского языка в Башкирии и о референдуме по принадлежности Западной Башкирии. По нашему мнению других методов добиться равного статуса с другими народами у нас просто нет.
Основанием для референдума является "Декрет СНК РСФСР №425 от 1920г. "О присоединении частей Уфимской губернии с татарским населением к Республике Татарстан." Декрет не отменен. Современная Россия, будучи правоприемницей СССР взяла на себя не только права, но и ответственность по правовым актам, принятым в стране. Поэтому постановка данного вопроса юридически безупречна.
Земли т.н. Западной Башкирии включили в состав Валидовской Башкирии с мотивировкой, что они являются фуражирами для восточных районов. Сегодня в последних почти нет скота, поэтому данный аргумент устарел.
Более того, видимо признавая не совсем обоснованными границы Башкирии, Советы сами в 1931г. Кунашакский и Аргаяшский районы передали Челябинской области, что не вызвало какой-либо реакции башкирской общественности.
С другой стороны, требования Уфимских татар по указанным вопросам звучат не впервые. Они прозвучали когда татарскими организациями руководили нынешние депутаты Госсобрания РБ Загир Хакимов, Рамиль Бигнов, Ильдар Габдрафиков, Мазит Хузин и др. Более того, вопрос о референдуме первым поднял З.Хакимов. Что случилось, когда перечисленные люди полностью изменили свою позицию? Может Бигнову дали возможность открыть в Уфе элитарную татарскую гимназию?! Хакимову дали провести референдум? Хузину - государственный статус для татарского языка? Ведь именно эти люди в свое время инициировали указанные вопросы.
Никакого чуда не произошло. Просто республиканская власть и М.Рахимов сомкнулись в татарофобии и кому-то видимо стало выгодным совершить политический кульбит. Карим Яушев одного из перевертышей назвал "врагом татарского народа, атакующим с тыла." Это можно сказать о всех перевертышах. Хочется спросить, где ваши аргументы? Почему один лай из подворотни? Научились у своего нового кумира - М.Рахимова?
Пока в Башкирии не будет обеспечено реальное равенство народов никакая ругань со стороны идейных наследников черносотенцев, валидовцев и прочей нечисти не столкнут нас с выбранного пути. Более того, с нами сам В. Путин. В своей телеграмме, адресованной участникам и гостям съезда народов Татарстана, открывшимся 22 апреля с.г. в Казани В.Путин пишет, что "обязательно получат дальнейшее развитие программы по поддержке национальных языков, школ, культурных и образовательных центров".