Новости раздела

Галина Айдарова, КГАСУ: «Николо-Гостинодворскую церковь могли перестроить из мечети»

Спикер международной конференции в вузе рассказала, какую Казань нужно показывать гостям

Галина Айдарова, КГАСУ: «Николо-Гостинодворскую церковь могли перестроить из мечети»
Фото: Олег Тихонов

Что общего у храмов Польши и Татарстана, кто поможет Успенскому собору попасть в список ЮНЕСКО и какую еще незнакомую средневековую татарскую Казань нужно показывать туристам? Ответы на эти вопросы сегодня озвучили на международной конференции в КГАСУ, где обсуждали универсальные наработки по сохранению объектов культурного наследия. Подробнее — в материале «Реального времени».

Церковь под Кремлем перестроили из мечети?

Спикеры международных конференций о культурном наследии в КГАСУ не перестают удивлять участников встреч, каждый раз раскрывая новые грани истории нашего города и всего Татарстана. В этот раз один из докладчиков пленума обратила внимание собравшихся на отдельные аспекты средневековой татарской Казани.

— Этот вопрос у нас мало затрагивался. Считается, что ничего у нас не сохранилось из булгаро-татарского наследия. Есть Булгар, Биляр. А что в Казани? Она у нас с X века, а показывают только XVll—XVlll века. Поэтому надо начинать исследования, связанные с различного рода остатками средневековой татарской Казани, — говорит завкафедрой теории и практики архитектуры КГАСУ Галина Айдарова.

В качестве примера таких остатков доктор архитектуры назвала Николо-Гостинодворскую церковь возле Нацмузея РТ. Раньше в ней располагался архив, сейчас его вывезли, а здание собираются реставрировать и передать РПЦ.

Галина Айдарова: «Здесь несколько таких объектов, которые скорее всего содержат средневековые татарские слои. В том числе и церковь Николо-Гостинодворская, которая могла быть перестроена из мечети». Фото prokazan.ru

— Это церковь XVl века, при взятии Казани она была известна и упоминается в источниках. Есть еще одна закономерность развития таких городов, когда одна культура завоевывает другую, и это и в Европе везде так, и в Испании, и в Турции, сразу же происходит обращение культовых зданий в новую конфессию. Поэтому здесь несколько таких объектов, которые, скорее всего, содержат средневековые татарские слои. В том числе и церковь Николо-Гостинодворская, которая могла быть перестроена из мечети, — считает эксперт.

Таких примеров в Казани еще несколько. Вся улица Кремлевская имеет большие подземные остатки, которые также причисляют к татарскому средневековью.

— Бывший Воскресенский монастырь на озере Кабан, а потом сельскохозяйственная станция, по источникам тоже был резиденцией казанских ханов. Это все надо поднимать для туризма. Казань — такой интересный город. Ведь все спрашивают: «А где ваша татарская история?». Другие города придумывают, а у нас все под ногами находится, — отмечает эксперт.

Верующие помогут Свияжску с ЮНЕСКО

Специалисты давно говорят о том, что попасть в список культурного наследия ЮНЕСКО в последнее время стало очень сложно. Какие же шансы у Успенского собора в Свияжске, номинированного на включение в перечень?

— Вы правы, на данный момент в списке более тысячи объектов. Количество монументов — это один аспект. Второй заключается в том, что сейчас процесс мониторинга и поддержания объектов становится более сложным, больше требований выдвигается. Но это не значит, что такие объекты как в Свияжске не имеют возможности попасть в список. Научный комитет, который был образован по этому поводу, специально выдвинул исключительный файл. Основная ценность этого файла уже выявлена комитетом, — говорит другой спикер конференции и эксперт ИКОМОС (ЮНЕСКО) Алкивиадис Препис.

Алкивиадис Препис: «Живой контакт между самим объектом и населением очень важен и поддерживает данное выдвижение. Потому что мы в данный момент ведем речь не об археологической площадке, а о живом монументе, монастыре, который имеет реальное значение». Фото prav.tatarstan.ru

Поэтому профессор Университета Фракии им. Демокрита (Греция) считает, что у собора в Свияжске большие шансы попасть в список культурного наследия ЮНЕССКО, особенно если его поддержат верующие.

— Желание, поддержка верующих, религиозных общин, как христианской, так и мусульманской, могут помочь с решением о внесении данного объекта в список. Живой контакт между самим объектом и населением очень важен и поддерживает данное выдвижение. Потому что мы в данный момент ведем речь не об археологической площадке, а о живом монументе, монастыре, который имеет реальное значение. И это действительно очень важно, — говорит Алкивиадис Препис.

По его словам, все необходимое и лучшее для продвижения данной заявки Татарстан и научный комитет уже сделали. Осталось только дождаться решения от ИКОМОС.

«Польша — это малый Татарстан»

С польскими храмами, которые живут во многом в схожих условиях с татарстанскими культовыми сооружениями, участников конференции познакомил профессор Белостокского технического университета Ежи Устинович.

— Польша как страна находится на культурном и религиозном пограничье. Там сталкиваются разные ценности и культуры. И самое главное, что я хотел бы показать — это то какой обмен ценностями происходит между культурами. Я живу в Белостоке, а это зона влияния Востока и Запада, — говорит польский профессор.

Ежи Устинович: «Эта страна очень похожа на польское пограничье, например, в зоне Восточной Польши были и христиане, и евреи, и татары. Они тоже жили дружно и обменивались культурными ценностями». Фото newsprom.ru

В своем докладе он представил образцы сакральной архитектуры Польши XlV—XX веков и рассказал о культурном симбиозе на примере древних храмов. По его мнению, тема очень актуальна, поскольку та же тенденция прослеживается сейчас и в современном мире. В Казани зарубежный специалист не впервые, в прошлом году он уже ознакомился с казанскими церквями и мечетями и остался под большим впечатлением.

— Меня очень интересует Казань, люди, которые здесь живут и религии, которые они проповедуют. Они живут в мире и спокойствии, и здесь тоже происходит этот обмен ценностями. Например, между христианством и исламом. Эта страна очень похожа на польское пограничье, например, в зоне Восточной Польши были и христиане, и евреи, и татары. Они тоже жили дружно и обменивались культурными ценностями, так что можно сказать, что Польша — это малый Татарстан! — пошутил Ежи Устинович.

Наша работа поможет проектантам

Гости не только делились опытом и универсальными наработками по сохранению культурного наследия, но и знакомились с работами будущих архитекторов — студентами КГАСУ. В рамках конференции у ребят проходит воркшоп по возрождению одного из кварталов Казани. Улица Кирпично-Заводская, по словам жюри, вобрала в себя все градостроительные проблемы исторического центра города. Здесь есть и старые заброшенные дома, и еще не отселенные деревянные домики, которые не относятся к культурному наследию, но представляют историческую ценность и служат градоформирующими объектами. Есть и небольшие пустыри, и памятники архитектуры, а также многоэтажная жилая застройка 90-х годов.

Светлана Персова: «Инвесторы есть, проектирование ведется, но пока проекты не очень успешно вписываются в эту среду». Фото kgasu.ru

— Ребята должны представить выработку таких подходов, которые позволят объединить все это в целостную картину и сделают комфортной эту улицу для тех, кто здесь ходит и живет. Вот задача этой работы, и я думаю, какие-то идеи появятся, и мы будем их давать к проектированию, так как там есть участки не застроенные. Инвесторы есть, проектирование ведется, но пока проекты не очень успешно вписываются в эту среду. На градостроительном совете один из них недавно рассматривался и был отклонен. Поэтому, я думаю, наша работа поможет в дальнейшем в практическом проектировании, — говорит заместитель министра культуры РТ Светлана Персова.

Итоги воркшопа подведут завтра, под конец конференции. Тогда же лучшие работы представят зрителям. А заодно познакомят с результатами фестиваля уже реализованных проектов от преподавателей КГАСУ.

Василя Ширшова

Новости партнеров

комментарии 32

комментарии

  • Анонимно 07 апр
    красивая церковь
    Ответить
  • Анонимно 07 апр
    Не слышал такого, чтобы церковь могли перестроить из какого-то другого, тем более религиозного, здания... домовые церкви это одно, а вот церковь, восставшая из мечети...
    Ответить
    Анонимно 07 апр
    Ну, не слышать - это не значит, что такого не может быть. Например, знаменитая мечеть Омейядов в Дамаск первоначально была древнеримский храмом Юпитера, затем - христианским храмом (там до сих пор находится гробница Иоанна Крестителя) и только после этого стала мечетью. Много таких примеров и в Стамбуле.
    Ответить
    Анонимно 07 апр
    Фундамент Никольской церкви в Булгарах из мусульманских надгробных плит. Недавно ради политкоректности сбили арабские надписи
    .
    Ответить
  • Анонимно 07 апр
    странный цвет для храма розовый, что это означает?
    Ответить
  • Анонимно 07 апр
    Такую Казань не все казанцы даже знают, я бы и сам посмотрел
    Ответить
  • Анонимно 07 апр
    Айдарова права - неворуженным глазом видно, что алтарь пристроили.
    Ответить
    Анонимно 07 апр
    А Вы "вооружите" глаз - может чего-нибудь еще увидите...
    Ответить
    Анонимно 07 апр
    По архивным источникам здесь находилась мечеть "Ташаяк". Рядом с ней было мусульманское кладбище. Один из надгробных плит, найденных возле этой мечети, до сих пор хранится в мечети "Аль-Марджани".
    Ответить
    Анонимно 07 апр
    В 19 веке? Самим не смешно?
    Ответить
  • Анонимно 07 апр
    Женщинам похоже делать нечего - все мужчины разбежались...
    Ответить
  • Анонимно 07 апр
    Коллеги! Всем кому дорога Старая Казань, наше наследие, приходите на конференцию в КГАСУ. Познакомьтесь с работами. Это уже 5-я конференция. Сегодня завершение.
    Подробнее:
    http://kgasu.ru/news/official/universitetskaya-zhizn/v-kgasu-prokhodit-v-aya-mezhdunarodnaya-konferentsiya-kulturnoe-nasledie-v-xxi-veke-sokhranenie-ispo/
    и http://nasledie.kgasu.ru/
    Ответить
    Анонимно 07 апр
    Приглашают обычно заранее.
    Ответить
    Анонимно 07 апр
    те, кому интересно, сам находит инфу
    Ответить
    Анонимно 07 апр
    "Инфой" культуру не спасешь.
    Скорее загубишь...
    Ответить
  • Анонимно 07 апр
    Галина Николаевна Айдарова молодец!
    Настоящий исследователь Татарской культуры.
    Ответить
  • Анонимно 07 апр
    У студентов особый взгляд - они не ограничены никакими рамками и предложили интересные решения по старым улицам Казани.
    Ответить
  • Анонимно 07 апр
    Всё правильно говорит.
    Ответить
  • Анонимно 07 апр
    Если это здание-бывшая мечеть, то не надо отдавать ее РПЦ, надо восстановить как памятник 16 века.....
    Ответить
    Анонимно 07 апр
    Тонов почему мечеть в кремле построили на месте бывшего монастыря? Надо было оставить как есть
    Ответить
    Анонимно 07 апр
    В казани никогда монастырей не было. Все каменные мусульманские сооружения были обращены в церкви и соборы. Петропавловский собор, Благовещенский собор, Введенская церковь, Гостинодворская церковь, Архиерейская дача и многое другое.
    Ответить
    Анонимно 07 апр
    Самое интересное - это башня Сююмбике. Она вообще была минаретом мечети Нур-Али. Татарские ученые археологи и т.п. разом отвергают эту истину, так как согласившись все их диссертации, которые были написаны в угоду советской власти, признаются недействительными. Академия наук уже настолько состарилась, нет у них молодых и амбициозных порослей. Дедовщина настоящая.
    Ответить
    Анонимно 08 апр
    Вы, похоже, на одной волне с Галиной Николаевной. Во всем видите татарский след. А трк пирамида тоже является булгарской постройкой?
    Ответить
    Анонимно 08 апр
    Бред, уже давно все доказано. Построили в первой трети 18 столетия. Где в Казанском ханстве здания из кирпичей то были? Не было таковых, чушь это все домыслы про наследие Казанского ханства
    Ответить
    Анонимно 08 апр
    Это уже диагноз, Вы там не путаете ли понятия монастырь и лавра?
    Ответить
    Анонимно 09 апр
    Бред, чушь и домыслы у вас в голове. В Казанском ханстве, как и в других татарских государствах, кирпич был одним из распространенных строительных материалов. Башню Сююмбике построили задолго до первой половины 18 столетия.
    Ответить
    Анонимно 10 апр
    Задолго, докажите, догадливый вы наш. По легенде об упавшей царице серьезные люди не строят свою версию
    Ответить
    Анонимно 12 апр
    Что вам доказывать? Вы для начала с кирпичом в Казанском ханстве разберитесь.
    Ответить
  • Анонимно 07 апр
    Если восстановят мечеть 16 века, то туристов не меньше попрет, чем на Казанский собор. А рпц в утешение отдать исакиевский собор в питере.
    Ответить
    Анонимно 08 апр
    Вы лучше Белую мечеть восстановите в Казани, утешение Вы наше
    Ответить
    Анонимно 09 апр
    Все мечети в Казани восстановим, не переживайте.
    Ответить
  • Анонимно 07 апр
    Галина Николаевна молодчина. Сильный специалист в истории архитектуры.
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии