Новости раздела

Феофанова победа: татарстанских архивариусов переселят из окрестностей Кремля на «Суконку»

Ирада Аюпова переживает, смогут ли архивы получить рукописи «первых лиц» с их оригинальными правками

Феофанова победа: татарстанских архивариусов переселят из окрестностей Кремля на «Суконку»
Фото: предоставлено realnoevremya.ru пресс-службой раиса РТ/rais.tatarstan.ru

С повышением в октябре 2016 года статуса федеральной архивной службы Госкомитет по архивному делу РТ автоматически перешел под опеку президента РТ. Обладая большим политическим весом, глава Госкомитета РТ Ирада Аюпова среди первоочередных задач назвала не только перевод «в цифру» больших массивов архивных документов, но и «покушается» теперь на пополнение багажа источников информации. Вчера на итоговой коллегии она предложила частным компаниям передать проектную и научно-техническую информацию на хранение в Государственные архивы РТ.

Новая обитель «хранителей памяти»

Перед началом отчетной коллегии глава Росархива Андрей Артизов вместе с Рустамом Миннихановым убедились в разительных переменах, которые наступают в работе татарстанских архивариусов. Ирада Аюпова пригласила «первых лиц» в будущую обитель «хранителей памяти». В феврале Госкомитет по архивному делу РТ переезжает в новое двухэтажное здание, расположенное в элитном квартале «Б» на улице Ново-Песочной, 44.

Отметим, что ранее архивариусы находились в здании Гостинодворской (Свято-Никольской) церкви, и с приходом нового татарстанского митрополита Феофана церковь поставила вопрос о передаче ее верующим. Теперь этот вопрос решился.

Что же касается нового хранилища старины на Ново-Песочной, это на самом деле не новостройка, как думали многие участники отчетной коллеги, а здание после капитального ремонта (раньше здесь находился учебный колледж). VIP-гости вчера так долго прохаживались по зданию, что начало мероприятия сдвинулось почти на целый час. Удивительно, но битый час в ожидании приезда президента просидел глава Минстроя РТ Ирек Файзуллин. Услышав поручения президента, он сразу же уехал, видимо, разбираться с подрядчиками. Ведь на самой коллегии тема предстоящего новоселья так и не прозвучала: даже дату переезда корреспонденту «Реального времени» назвали под большим секретом.

Как выяснило «Реальное время», тендер на разработку проектной документации по капремонту здания по улице Ново-Песочной, 44 был объявлен 12 июля 2016 года. Заявки на участие в конкурсе рассматривались 5 августа. Сумма работ составила тогда 1,5 млн рублей, а исполнителем заказа ГИСУ выступил ГУП «Татинвестгражданпроект».

Согласно заданию на проектирование, общая площадь здания составляет 78 кв. м, оно двухэтажное, 1907 года постройки. Строительный объем здания составляет 4571 кв. м, максимальное количество посетителей — 150 человек. Срок окончания исполнения — 31 января 2017 года.

Поставщик по этому госзаказу был определен 10 ноября 2016 года. Им стало ООО «Стойкапснаб». В соответствии со сводным сметным расчетом стоимости, в список работ входит ремонт фасада, кровли, отмостки, дверей, входных групп, оконных проемов, слаботочных и наружных сетей, а также благоустройство.

ООО «Стройкапснаб» основано в ноябре 2014 года в Казани, находится на ул. Проточной. Основной вид деятельности — оптовая торговля лесоматериалами, стройматериалами и санитарно-техническим оборудованием. Руководитель и учредитель компании — Альберт Шарафетдинов. Ему также принадлежит ООО «Торговая фирма «Каньон». Отметим, что это — первый и пока последний госзаказ компании «Стройкапснаб».

Художественная проба Ирады Аюповой

Ирада Аюпова отошла от классического формата отчетной коллегии: вместо долгих казенных докладов выступили зарубежные архивариусы, поразившие воображение аудитории. Шведский архивариус — молодая эффектная блондинка Анастасия Петтерсон — уже с ходу шокировала зал смелым названием своей презентации — «Срок хранения — 100 тысяч лет».

предоставлено realnoevremya.ru пресс-службой раиса РТ/rais.tatarstan.ru

Оказывается, 100 тысяч лет — это не литературная метафора, а совершенно точный срок хранения информации о захоронении радиоактивных отходов, образующихся при производстве, шведскими компаниями по ядерной энергетике. В течение получаса она подробно рассказывала о всех тонкостях сбора и архивации этих сведений, сакцентировав внимание даже на такой детали — как ледниковый сход влияет на выбор места проектирования хранилища. Под конец она объяснила, почему важна деталь — последующие поколения шведов должны будут получить и верно распорядиться стратегически ценной информацией. «И даже суметь прочитать ее, потому что иначе хранение бесполезно, — не унималась Анна Петеррсон. — Поэтому мы даже подготовили для них предупреждающие интуитивно понятные символы: вот человек веселящийся, вот человек копает, а вот рвота у человека (изображен темно-желтый поток отходов из рта).

В такой последовательности им будет понятно, где опасные для здоровья земли, объяснила она. Причем, говорила она на чистом русском языке. Вслед за ней своим взглядом на обработку больших массивов данных поделился Джанкардо Суччи, декан факультета компьютерных наук Университета Иннополис. Он говорил о том, насколько технология блокчейна облегчает архивное хранение.

Но настоящей «изюминкой» коллегии оказался короткометражный фильм, снятый по заказу Госкомитета по архивному делу РТ. В заключительных титрах автором идеи значилась Ирада Аюпова. Мода на отчетные «короткометражки» появилась пару лет назад: обычно главы муниципалитетов демонстрируют встречи с народом в разных сценических положениях: то на спортплощадке, то во дворе дома. Ирада Аюпова в фильме вообще не показалась ни разу. У этого показа был другой посыл — философский. Правда, его сюжет сильно напоминал сериальное «мыло»: молодой человек возвращается домой, где мать рассказывает ему о ранней смерти отца и показывает его детскую фотографию. После этого он мчится к деду и делает с ним селфи, а тот просит его сделать «живую фотографию». «Своим детям ты не оставишь телефон, а фотография на память останется», — говорит старик.

После этого ведет взрослого внука в лес и показывает дерево, на фоне которого он сфотографировался много лет назад с отцом. Как сберечь память — вот что хотела показать Аюпова.

предоставлено realnoevremya.ru пресс-службой раиса РТ/rais.tatarstan.ru

Госархив покусился на коммерческую информацию

Обладая большим политическим весом, она среди первоочередных задач назвала пополнение архива документами не только от госорганов, но и от частных компаний. По ее словам, сегодня архивы на 93% комплектуются сведениями от государственных и муниципальных органов, тогда как к ним относятся лишь 9% хозяйствующих компаний. Иначе говоря, большой пласт ценной информации не попадает в госархивы.

«Зато у отдельных негосударственных компаний архивное дело поставлено на высоком уровне. Примерами электронного делопроизводства и хранения научно-технической информации могут служить «КОС», «Татнефть», «ТАНЕКО». Но они не являются нашими источниками комплектования. И есть риск, что они не будут сданы на архивное хранение. Но мы не можем их обязать сдавать документы в архив, хотя есть инвестиционные проекты, которые финансируются с привлечением бюджетных средств. Поэтому они должны сдаваться в архив», — заключила Аюпова. В качестве примера она привела начавшийся процесс передачи проектной документации обанкротившегося института «Казгражданпроект». «Благодаря вмешательству республики удалось добиться передачи архива, который содержит сведения о крупнейших объектах республики с 1986 года. Хотя был риск потерять его», — уточнила она. При таких больших проблемах с получением данных, смогут ли нынешние архивы получить рукописи «первых лиц» с их оригинальными правками?

Глава Госархива Андрей Артизов оказался доволен первым годом работы татарстанского госкомитета. Он сообщил, что при поддержке президента РТ на развитие архивного дела было направлено 200 млн рублей, появилась государственная программа «Развитие архивного дела в Республике Татарстан на 2016—2020 годы», на треть был повышен уровень зарплат архивариусов.

Уставший от насыщенной программы, президент РТ Рустам Минниханов признал, что хранить информацию свыше 100 тысяч лет — почти фантастика. «Мы всегда берем отрезки в 20 лет, 100 лет, а тут — 100 тысяч лет! Это нужно. Я считаю, что эта служба важна, потому что наша страна с огромной историей, огромным количеством документов, и эти бесценные документы могут исчезнуть. Это будет поддерживать не только уровень нашей республики», — сказал он, посоветовав серьезно подготовиться к празднованию 100-летия со дня образования ТАССР.

Луиза Игнатьева, Максим Матвеев, фото prav.tatarstan.ru

Новости партнеров