Новости раздела

Как 70-летие Победы принесло Казани госзаказ на георгиевскую ленту длиной со всю Россию

«Казанский текстиль» Камиля Шайдарова в 2015 году в 2,5 раза увеличил выпуск георгиевской ленты. Если ранее фабрика выпускала 4 миллиона метров «биколора», то в этом году объем вырос до 10 миллионов. Подробнее об этом рассказал в беседе с корреспондентом «Реального времени» сам владелец предприятия.

Ажиотажный спрос на «георгия»

К 9 мая предприятие известного казанского предпринимателя Камиля Шайдарова ООО «Казанский текстиль» выпустило рекордное количество георгиевской ленты — целых 10 миллионов метров. Это в 2,5 раза больше, чем в прошлом году: примерно 25 млн штук, с учетом того, что длина стандартной георгиевской ленты составляет 0,3-0,5 м.

По словам руководителя отдела сбыта «Казанского текстиля» Елены Викторовой, на складе осталась маленькая партия, и все практически реализовано к празднику. «Что касается дополнительных заказов после 9 мая, которые прогнозировались зимой, то таковых на сегодняшний день нет», — сообщила Викторова.

«Основная доля продаж — 85% — отводится регионам России, и только 15% — республике. При этом основные заказчики по России — это города-герои, а по Татарстану — администрации районов РТ (Арский, Спасский, Нурлатский, Лаишевский и другие), администрация и министерства Казани, частные организации-автозаправки, ИП, сети магазинов и другие», — рассказал нашему изданию Камиль Шайдаров.

По словам Шайдарова, цена георгиевской ленты — от 2 рублей за метр, при этом окончательная стоимость зависит от объема заказа. В этом году девальвация и санкции не обошли стороной и текстильное производство: «В 2015 году сырье подорожало на 40% в связи с нестабильным курсом доллара», — отметил Шайдаров.

Отметим, что в Интернете размещен тендер на закупку 10 миллионов метров георгиевской ленты к празднику. Стоимость погонного метра — 2,48 руб. Стоимость госзаказа — 24 800 000 рублей.

Заказов из ДНР и ЛНР не поступало

Интересно, что сейчас георгиевская лента стала не просто символом Победы. Хотя отметим, что впервые акция «Георгиевская ленточка» прошла относительно недавно — лишь в 2005 году. Тогда к 60-летию Победы Наталья Лосева, сотрудница информационного агентства РИА «Новости», представила свою идею. С тех пор организаторами акции являются РИА «Новости» и РООСПМ «Студенческая община». Финансирование на закупку ленточек выделяют региональные и местные власти. Акция поддерживается средним и крупным бизнесом, различными СМИ.

Что касается символов, то «гвардейская лента» сейчас даже является элементом военной амуниции. Известно, что ее активно используют ополченцы из Луганской и Донецкой республик. Правда, как пояснили нашему изданию в отделе сбыта фабрики, заказов из ЛНР и ДНР на «биколор» не поступало.

Вторая жизнь эвакуированного завода

Отметим, что на сегодняшний день «Казанский текстиль» является основным производителем лентоткацкой продукции в Татарстане. Что символично, фабрика организована в 1941 году на базе эвакуированных предприятий Москвы и Подмосковья. Основная текстильная продукция предприятия включает мебельные, окантовочные, матрасные, национальные, ременные, отделочные ленты разных видов и др. При этом доля производства георгиевской ленты на данный момент составляет 60% всей продукции фабрики.

В годы войны предприятие выпускало продукцию для нужд фронта. В послевоенное время фабрика обеспечивала текстилем всю страну. Тогда у нее были филиалы в центре города, санатории, детский сад. С развалом СССР на «Казанском текстиле» начались сложности — производство простаивало месяцами. В 2000 году работа предприятия и вовсе остановилась. Спустя некоторое время в 2011 году фабрику взял под свое крыло известный предприниматель Камиль Шайдаров, который доверил руководство предприятием своему сыну Амиру Шайдарову. Так, фабрика обрела новую жизнь.

История ленты: от Екатерины до гвардейских частей Союза

Казанцы рассказали о своих ассоциациях с георгиевской лентой.

Айсылу Кадырова — доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института истории им. Ш. Марджани АН РТ:

— Черно-оранжевые цвета георгиевской ленты в России стали символом мужества, бесстрашия, доблести солдат на поле боя. Изначально символ имел отношение к Российской Империи. Именно потому что цвета свидетельствовали о бесстрашии и мужестве россиян, эти символы были перенесены и в советскую наградную систему.

История возникновения георгиевской ленточки берет начало от ленты к ордену Святого Георгия Победоносца. Это была высшая воинская награда Российской Империи и давалась только за личную храбрость, показанную офицерами на поле боя. Этот орден был учрежден в 1769 году Екатериной II. Награждались им только офицеры.

Широко известный Георгиевский крест — это уже знак отличия для награждения нижних воинских чинов за боевые заслуги и храбрость во время боя. Награда была введена Александром I.

В конце 1943 года был учрежден орден Славы трех степеней. Это была специальная награда для солдат и сержантов. Наличие орденов всех трех степеней (понятие «полный кавалер орденов Славы») приравнивалось к правам Героя Советского Союза. Дело в том, что колодка этого ордена была обтянута лентой черно-оранжевых цветов.

Затем, когда была учреждена медаль за победу над Германией в Великой Отечественной войне, колодка этой медали также была в черно-оранжевых цветах.

На данный момент принято считать, что черный цвет означает дым, оранжевый — пламя. Есть другие варианты интерпретации, но именно этот взят за основу. С небольшими изменениями эта георгиевская ленточка вошла в советскую наградную систему, как знак особого отличия и доблести. В советские время таких наград, как Георгиевский крест и Орден Святого Георгия Победоносца не было, но ленты к штандартам и знаменам как раз-таки были.

Если исходить из истории, то георгиевская лента в наше время — это прежде всего знак уважения, благодарности к ветеранам, памяти о тех событиях.

Акция стартовала 10 лет назад и широко распространена в России. Как раз сейчас у Кремля школьники, которые несут вахту у памятника Мусы Джалиля, раздают ленточки.

К сожалению, я считаю, что не у всех наших сограждан отношение к этой ленте правильное. Я думаю, что правильно прикрепить ленточку на груди, ближе к сердцу. Но когда этот символ Победы заменяют ошейником собаки или еще того хуже, то это уже мне непонятно.

Мне бы хотелось надеяться, что ленточки не потеряют свою популярность. Во всяком случае мы, как историки, стараемся сохранить память о событиях той страшной войны. К сожалению, по первым итогам олимпиады школьников по истории, которая проходила на днях, мы видим, что те имена, которые старшее поколение знает с рождения, современным школьникам неизвестны. Притом что в олимпиаде участвуют лучшие ученики. Что уж говорить о простых учащихся школ.

Поэтому считаю, что акция просто необходима для современных россиян, как один из способов памяти о войне. Эта ленточка — символ памяти и благодарности ко всем тем, кто отстоял нашу Родину, сражался за мир на всей земле.

Азат Ислаев — генеральный директор компании «Гурмэ групп»:

— Несомненно, для меня лично георгиевская ленточка является символом Победы. Я думаю, что ленточка — символ для любого человека, родившегося в СССР, да и просто для любого россиянина. Практически у всех нас в семье есть те, кто воевал, наши деды и прадеды.

Сам лично ношу ленту, также прикрепляю на свой автомобиль. И в своих заведениях мы это практикуем.

Конечно, георгиевскую ленточку можно считать инструментом популяризации Победы среди молодежи. Многие уже не застают при жизни свидетелей тех событий. К сожалению, по прошествии времени те события забываются. Поэтому я считаю, что такие символы должны быть. Современный мир построен на различных символах, марках товара, поэтому георгиевская ленточка — удачный символ. Многие ведь и не знают, что это такое, но тем не менее видят везде, что подстегивает узнать о предмете больше. Для молодежи — это ключик.

Думаю, что с годами ленточки будут набирать популярность. Сейчас их стало меньше у горожан, потому что их плохо раздают. Нужно просто больше и активнее раздавать. С другой причиной я связать не могу. Потому что менее патриотичными люди точно не стали. Как раз наоборот, патриотизм растет с каждым годом.

Фото: evening-kazan.ru, Роман Хасаев, kazan.rusplt.ru, ria.ru

Гузель Шамилова, Анастасия Юрьева

Новости партнеров