Big Sale от отельеров: в Казани ищут новых операторов десятки гостиниц и хостелов
Рынок гостеприимства начал очищаться от «лишних» объектов, но отельеры уверены, что это даже полезно
Как выяснило «Реальное время», в Казани на продажу выставлено пять гостиниц и 15 хостелов. В числе лотов — четырехзвездочный бутик-отель «Бон Ами» и «Московская» с одной звездой. Причинами могут быть как убыточность, так и ужесточение требований к объектам туриндустрии. Опрошенные «Реальным временем» эксперты полагают, что ситуацию могла спровоцировать процедура обязательной классификации гостиниц для городов, принимающих ЧМ-2018 по футболу. В то же время сами отельеры считают процесс «обычным», полагая, что он «улучшает микроклимат в сфере».
Доступные хостелы и лакшери бутик-отель
На ресурсе «Авито» содержится информация о продаже сразу пяти отелей и 15 хостелов. Среди выставленных на реализацию объектов — гостиница с одной звездой «Московская», располагающая 68 номерами и собственных зданием в 4 этажа. Продавец назначил цену за объект в центральной части Казани в 262,5 млн рублей.
Более скромные запросы у продавца гостиницы «Дон Кихот», за которую просят 118 млн рублей. В стоимость включены сразу шесть лотов — сама гостиница, ресторан, гараж и нежилые помещения. В объявлении отмечается, что объект, расположенный на улице Бурхана Шахиди, 11/16, «продается единым лотом».
Среди выставленных на продажу объектов замечен также бутик-отель «Бон Ами». К слову, продается он практически ежегодно. Продавец выделяет в объявлении, что отель «в 2015 году был признан выбором путешественников среди мини-отелей России по версии портала tripadvisor». «Гостиница располагается в самом центре города, оборудована всей необходимой мебелью и техникой, высокоспециализированным рабочим персоналом», — говорится в тексте. Цена «Бон Ами» — 37 млн рублей.
За 75 млн рублей хозяин готов был расстаться с отелем «Колви» на улице Михаила Худякова и с гостиницей «Капитал» за 105 млн рублей (на момент публикации оба объявления деактивированы).
Среди хостелов наиболее высокий ценник оказался на объект за 3,6 млн рублей в центре Казани. «Хостел расположен на мансардном этаже исторического здания, есть места на парковке! И все это в историческом центре Казани, вблизи основных туристических достопримечательностей», — говорится в объявлении. Наиболее доступным, по результатам нашего исследования, оказался объект за 990 тыс. рублей. Столько просят за хостел площадью в 502 кв. метра.
Несут убытки или не прошли классификацию?
Причину продажи объектов корреспонденту нашего издания не озвучил ни один продавец. Справедливости ради, отметим, что в объявлениях указаны, в основном, телефоны риэлторов, которые оказались «не в курсе таких вопросов».
Реализация части объектов может быть связана с не лучшими финансовыми результатами этих отелей при отсутствии масштабных мероприятий в Казани, сопоставимых с Универсиадой. Так, согласно данным системы «Спарк-Интерфакс», отель «Дон Кихот» по итогам даже 2015 года, когда в столице РТ проводился чемпионат мира по водным видам спорта, показал убыток в 712 тыс. рублей. Чистая прибыль бутик-отеля «Бон Ами» в том же 2015 году составила всего 22 тыс. рублей.
Причина продажи может таиться также в том, что по тем или иным причинам объекты размещения не прошли обязательную классификацию перед ЧМ-2018. Такое мнение в беседе с корреспондентом «Реального времени» высказала Галина Шарафутдинова, исполнительный директор Ассоциации рестораторов и отельеров Казани:
— Для того, чтобы пройти эту классификацию, предприятие должно соответствовать очень многим требованиям: вентиляция, звукоизоляция, санитарные требования, пожарная безопасность… Там большое количество требований, которые необходимо выполнить, — отмечает она. — Условно, чтобы вентиляцию обеспечить, речь идет не о сотнях тысяч, а о миллионах рублей. Не каждый может сейчас такую нагрузку нести.
Нормальная ситуация?
Несмотря на то, что последний раз такое количество выставленных на продажу средств размещения можно было заметить лишь во время обсуждения ужесточения требований к хостелам, многие эксперты уверяют, что это нормально. Так, Шарафутдинова убеждена, что ситуация, когда продаются сразу пять отелей и 15 хостелов, «не критична для рынка»: «Если это хорошие объекты, они однозначно уйдут в руки, которые все доделают. А если будут перепрофилировать эти здания и помещения, то это говорит о том, что они бы не смогли работать на рынке в дальнейшем».
Не связывает «гостиничную распродажу» с трудностями на рынке и Оксана Саргина, гендиректор АНО «Центр развития туризма Республики Татарстан»:
— Это совершенно обычный процесс, который улучшает микроклимат в сфере. Такие ситуации уже были не раз: год и два года назад три отеля одновременно продавались. Никто никуда не девался и никуда не пропал. Это были совершенно несвязанные процессы (с классификацией, — прим. ред.). Сказать, что существует объективная причина резкого спада и закрытия Казани как направления, — конечно, такого нет! Предпосылок нет, это что-то в рынке, в экономике, что-то в отельерах, в стране, это комплексная штука, — говорит Саргина.
«Хостел тяжелее отбивать»
О том, что из-за классификации рынок может поредеть, «Реальное время» писало еще осенью прошлого года. Кроме того, если говорить о хостелах, то их число в последние годы значительно выросло за счет открытия новых и потери звезд небольшими отелями. Так что пресыщения на рынке и, как следствие, закрытия некоторых следовало ожидать.
— Хостелы — сложный сегмент, — делится своими предположениями Гульнара Сафина, президент Ассоциации отелей Казани и РТ. — У нас очень большая конкуренция в городе, и тут даже гостиницы сложно вести, а уж тем более хостел. Сюда меньше народу едет — это определенный эконом-сегмент. Его тяжелее отбивать, чем более дорогой. Может быть, изначально не совсем профессиональные люди берутся. Причин может быть много.
В свою очередь Галина Шарафутдинова полагает, что уменьшение числа хостелов — событие не критичное и в конечном итоге оно влечет рост их качества:
— Закрывают хостелы, но приходят новые операторы. Получается, условно 20 за год закрылось и 16, может быть, открылось. Конечно, в сторону уменьшения движется процесс, но это говорит о том, что сегодня все хотят открываться в соответствии с с требованиями. Требования ужесточили, потому что хостелы тоже должны пройти классификацию. Поэтому хостелы так и будут закрываться и открываться, — подытожила она.
В сегменте 4—5 звезд все стабильно
В остальном сами игроки рынка отельных услуг говорят о достаточно комфортной обстановке в сфере и неплохой наполняемости гостиниц. Так, по словам коммерческого директора «Казанской Ривьеры» Елены Войтко, в сегменте 4—5 звезд все стабильно.
— В рамках наших отчетов по рынку мы видим ситуацию по коллегам уровня 4—5 звезд. Там все на уровне прошлого года работают — явных провисаний нет. В нашем сегменте никто вроде не продается. Заполняемость нормальная — в соответствии с нашими ожиданиями, в соответствии с показателями предыдущих лет, не хуже и не лучше, — говорит она.
Представители сферы делают оптимистичные прогнозы на предстоящее лето.
— Бронирование на Кубок конфедераций идет. Летом всегда высокая загрузка — пляж, аквапарк, к нам стабильно едут соседи, всегда близкая к 100% загрузка. При высокой загрузке всему рынку удастся держать цену повыше, что позволит нам собрать больше доход. Такие наши ожидания, — добавляет Войтко.
Оптимистичные прогнозы на год сулит крупным гостиничным сетям и Галина Шарафутдинова, по словам которой, таковые «всегда будут у руля».
— Они работают на основании своих внутренних стандартов, где учитывают все необходимые требования, и готовы вкладывать дополнительные средства. Выживут и те, которые изначально все делал согласно правилам, где только дооснастить и дооборудовать. Впрочем, у нас ведь 95% отелей прошли классификацию, и они, я думаю, будут развиваться дальше.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.