Новости раздела

Хостелы вне закона: куда податься владельцам «общаг» в жилых домах

Принятые Госдумой поправки в Жилищный кодекс вынудят владельцев хостелов уйти из жилых домов в другой сегмент или серьезно прибавят бюрократической волокиты

Госдума одобрила законопроект о запрете размещения хостелов в жилых домах. Документ был внесен на рассмотрение еще в сентябре 2015 года, а в середине мая принят в первом чтении. Разрабатывали поправки в статью 17 Жилищного кодекса России 34 депутата, на обсуждение законопроект был вынесен Галиной Хованской, председателем комитета Госдумы по ЖКХ. Депутаты считают, что хостелы в жилых домах нарушают права жильцов смежных квартир. Неясно, какого количества хостелов в Казани это коснется: может быть, двух-трех, а может быть, 60%.

То ли почти нет, то ли больше половины

Насколько это отразится на гостиничном рынке Казани — данные разнятся. Андрей Питулов, руководитель проекта «Фабрика Алафузова», бывший директор хостела, считает, что запрет на хостелы в жилых домах — правильное решение, а в Казани этот закон останется незамеченным: «Правильно сделали, что запретили в жилых домах хостелы. В Казани это сильно не изменит рынок, здесь таких хостелов всего три-четыре. Дело в том, что в Казани в рамках подготовки к Универсиаде отнеслись достаточно ответственно ко всему, и основная масса хостелов у нас находится в нежилых помещениях. Я считаю, что это не дело, если хостел располагается в квартире, потому что квартира для этого не предназначена: нагрузка на коммуникации гораздо больше, чем при проживании в квартире».

Согласен с ним в вопросе оценки количества «квартирных» хостелов Тимур Дугин, владелец хостелов «Навигатор» и «Горького 6». Однако он по-другому оценивает правильность принятых поправок: «Запрет на размещение хостелов в жилых домах негативно скажется на рынке хостелов. Доля хостелов, расположенных в жилых домах, отличается в зависимости от города. В Санкт-Петербурге большая часть хостелов находится в жилых домах, значительная часть и в Москве, и на юге России. В Казани большинство хостелов в нежилом фонде, но есть и в жилых домах. Запрет этот абсолютно неправильный. Снизится количество хостелов, снизится и качество, а стоимость повысится. Раньше были нормы, которые в любом случае было нелегко соблюсти в жилом фонде. Например, всегда требовался отдельный вход. Как я понимаю, под действие этого закона попадает и сдача квартир посуточно — как сказано в законе, «в жилом фонде запрещено размещение гостей». Как это будет контролироваться — непонятно, но, видимо, это повысит спрос на гостиницы, значит, цены снова будут выше».

По оценкам Оксаны Саргиной, большинство хостелов Казани размещены в жилых домах. realnoevremya.ru/Романа Хасаева

При этом Илья Цыкунов, президент Ассоциации хостелов Казани, оценивает долю хостелов Казани в жилых помещениях в 30%. А вот по оценкам Оксаны Саргиной, генерального директора АНО «Центр развития туризма РТ», большинство хостелов Казани размещены в жилых домах: «Из 70 хостелов у нас 40 находятся в жилых домах. Конечно, это приведет к закрытию предприятий, сокращению рабочих мест и поступлений в бюджет.

Если человек выбрал себе этот вид бизнеса и ведет его, то, конечно же, он должен озадачиться поиском нового помещения в нежилом фонде. Или, если его предприятие находится на первом этаже, перевести эту квартиру в нежилой фонд, что очень долгий процесс, и привести свой объект в соответствие с нормативно-правовой базой.

В этом отношении у нас неоднозначная позиция. С одной стороны, это неправильно, потому что это приведет к сокращению рынка, к резкому уменьшению налоговых поступлений. С другой стороны, это, конечно же, почистит рынок и определит, какие из средств размещения могут осуществлять деятельность. То есть если человек на 7-м этаже 17-этажного здания сдает свою квартиру и называет это «хостелом», то мы от этого, конечно, избавимся. Но если человек сдает квартиру — с этим проблем нет, это другой вид бизнеса, просто не надо называть себя хостелом. Возможно, эти 40% хостелов в квартирах уйдут в другой сегмент.

Хостел все-таки относится к гостиничному бизнесу — помещение должно быть в нежилом фонде, иметь отдельный вход, пожарный выход, а также иметь другие виды услуг, которые должны быть у средства размещения».

Владимир Мединский: «Нам вместе надо сделать так, чтобы этот законопроект защитил на выходе и жильцов, и бизнес. Иначе в таком виде, как сейчас, он может стать ударом под дых внутреннему туристу, особенно социально незащищенному». Фото Максима Платонова

А вот по мнению министра культуры Владимира Мединского, закон нужно доработать: «Это вопрос туристической привлекательности, это вопрос того, что мы потеряем огромный пласт внутреннего туризма. Держать и не пущать — это самая нелепая позиция, которая может быть. Нам вместе надо сделать так, чтобы этот законопроект защитил на выходе и жильцов, и бизнес. Иначе в таком виде, как сейчас, он может стать ударом под дых внутреннему туристу, особенно социально незащищенному», — передают его слова сенаторам «Ведомости». По словам Мединского, в Министерстве культуры пытаются найти компромиссный вариант.

Не согласна с ним Евгения Лодвигова, заместитель главы муниципального образования г. Казани: «Это закон ожидаем, я считаю, что это правильно. Почему жители должны страдать от того, что у них в соседней квартире хостел? Просто нужно говорить, чтобы они либо правильно платили налоги, если они сдают квартиру внаем, либо переводили квартиру в категорию нежилого помещения. В Казани, к счастью, таких хостелов немного».

Скидка для тех, кто «звезд не хватает»

Еще одна сложность ждет отельеров и владельцев хостелов в соответствии с принятым ранее законом 108-ФЗ «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA-2017». Согласно этому закону, те объекты размещения, которые не пройдут классификацию, не смогут принимать гостей.

По этому параметру определенные подвижки уже есть. Оксана Саргина, генеральный директор АНО «Центр развития туризма РТ», говорит, что проблем с классификацией нет: «Хостелы, как и другие гостиничные объекты, подают заявку, приезжает комиссия и принимает решение о возможности размещения гостей в этом объекте. Соответственно, объект получает категорию — в основном хостелы получают категорию «без звезд». Около 40% всех хостелов уже прошли классификацию и получили свидетельство.

Примерно 25-30 предприятий уже получили звездность — это такие хостелы, как GreenPoint, «Кукуруза», «Зебра», «Крылья». Классификация происходила и до этого, но активность появилась в этом году. Был отдельный месяц — февраль, когда мы сделали график именно на хостелы и работали с ними. Для тех, кто состоит в Ассоциации хостелов Республики Татарстан, мы снизили стоимость прохождения классификации. Обычная стоимость процедуры для категории «без звезд» — около 25-30 тыс. рублей, для членов Ассоциации хостелов мы снизили стоимость до 15 тыс. рублей.

Сам процесс состоит из трех этапов. На первом этапе хостел обращается к нам, мы высылаем полный пакет документов, который состоит из первичных и вторичных документов. Хостел заполняет анкету, заявку и договор, присылают нам. Мы ставим их в график выезда экспертной комиссии, за это время хостел собирает пакет документов. Этот сбор документов для хостела больше в помощь, чем в нагрузку — они необходимы хостелу для полноценной и нормальной работы. Далее экспертная комиссия приезжает на объект, проводит оценку — гостиничного фонда, номерного фонда, персонала. По этим трем этапам составляются протоколы, выносится решение комиссии. Также выписываются требования к объекту для устранения. Пока они устраняют недостатки, мы заносим данные в федеральный реестр Министерства культуры. Министерство присваивает объекту электронный номер, на основании которого выписывается свидетельство. Некоторым объектам мы отказываем в свидетельстве, но хостелов среди них пока не было.

В Татарстане официально аккредитовано четыре организации, три из них московские и петербургские, одна — местная, ООО «Туристско-информационный центр г. Казани».

Несколько отличаются данные Ильи Цыкунова, президента Ассоциации хостелов Казани: «Сейчас в Казани около 75 хостелов, из них прошли классификацию около 20. Еще около 10 стоят в очереди на классификацию. В ближайшее время должно прибавиться еще три хостела. Но треть из этих хостелов — квартирные и, учитывая изменения в законодательстве, они не смогут пройти классификацию.

Вообще, классификация по хостелам началась менее чем год назад, и сейчас спрос на процедуру классификации есть. Многие стоят на очереди, многие хотят развиваться. До 1 июля еще есть время, а 1 июля, когда вступят в силу более строгие правила, можно будет говорить, кто проходил, кто будет проходить процедуру, а кто — закроется».

Андрей Питулов, руководитель проекта «Фабрика Алафузова» и бывший директор хостела, поддерживает обязательную классификацию хостелов: «Я считаю, что введение классификации хостелов правильно. Когда мы открывали первый хостел, мы вообще не могли найти информации и стали делать так, как нам захотелось. Это, может быть, было плюсом для начинающего предпринимателя, но в конечном счете для гостей отсутствие контроля — это минус. Потому что гость может оказаться в непонятных условиях, а с системой классификации все структурировано».

Решение проблем от исполкома

Одновременно с этим можно заметить, что некоторые предприниматели на волне нововведений пытаются выйти из бизнеса, связанного с хостелами. В начале мая на одной из крупнейших электронных площадок для объявлений появились три объявления о продаже хостелов — стоимостью от 1,5 млн (в арендуемом помещении) до 10 млн рублей. Все они находятся в центре Казани.

Массовых закрытий и попыток продажи, впрочем, эксперты рынка пока не замечают. Андрей Питулов из «Фабрики Алафузова» говорит, что у него были планы открыть там хостел: «Не открыли в силу технических проблем — тепла, воды не было. Мы от этой темы не отказываемся, но стало понятно, что вести бизнес в сфере хостела нужно правильно, продуманно, тогда и будет результат. Хостел, директором которого я раньше был, мы продавали в 2015 году в силу того, что на фоне санкций упала посещаемость иностранцами. Был провал по посещаемости, а в этой сфере бизнес такой, что после нескольких таких провальных месяцев «вылезать» очень сложно. А помимо этого у нас было помещение чужое и высокая арендная плата. Хостел обеспечивает доходность при хотя бы 40-процентной заполняемости, а этого достигнуть довольно сложно».

В этих условиях Илья Цыкунов, президент Ассоциации хостелов Казани, рассказывает, как выживать этому виду бизнеса: «У Казани и республики есть специальные программы для малого бизнеса. Можно взять в аренду помещения на очень выгодных условиях, взять очень выгодный кредит. Все условия для того, чтобы бизнес мог перенастроиться, есть. К сожалению, есть и те, кто находится в информационном вакууме, до кого пока не дошла информация о грядущих изменениях в законодательстве. Надеюсь, что бизнесмены найдут, как выйти из ситуации.

В современных реалиях льготная аренда от исполкома — это шикарные условия, но опять же этим нужно правильно воспользоваться. Как раз те хостелы, которые подпадают под закон о запрете на работу хостелов в жилых помещениях, могут этими программами воспользоваться.

Илья Цыкунов: «В современных реалиях льготная аренда от исполкома — это шикарные условия, но опять же этим нужно правильно воспользоваться». Фото Романа Хасаева

Естественно, не все из этих помещений подходят под использование в качестве малых средств размещения, не все подходят под требования ГОСТа. Тем не менее подходящие помещения есть — нужно смотреть и выбирать. Там есть интересные объекты, из которых можно сделать хорошие средства размещения. Должен быть грамотный специалист и план, как это все реализовывать. Думаю, в течение какого-то времени мы увидим результат».

«Реальное время», напомним, рассказывало о программе льготной аренды, о которой говорит Цыкунов. Первый аукцион состоялся в конце апреля, тогда исполком выставил на торги пять объектов на улицах Айдарова, Дружбы, Карла Маркса, Клары Цеткин, Начальной.

Максим Матвеев, Мария Горожанинова

Новости партнеров