Новости раздела

ВТБ устроил большую распродажу земельного банка Вагиза Мингазова

На торги выставлено залоговое имущество обанкротившегося агрохолдинга «Вамин» на полмиллиарда рублей

Банк «ВТБ», инициировавший в 2012 году процедуру банкротства агрохолдинга «Вамин», предпринял попытку вернуть сразу весь долг: по его инициативе на торги выставлено имущество банкротящегося холдинга стоимостью более 500 млн (!) рублей, среди которого почти 49 тыс. га сельскохозяйственных земель в Татарстане. Конкурсный управляющий «Вамина» прогнозов по поводу итогов торгов не дает: пока лишь один аукцион по продаже земель мегахолдинга прошел успешно. Между тем очевидно, что кредиторы окончательно отказались от стратегии продать все имущество агроимперии единым лотом за 4,5 млрд рублей.

Почти 50 тысяч га за полмиллиарда рублей

На днях конкурсный управляющий ОАО «Вамин-Татарстан» Сергей Кондратьев выставил на продажу земли и имущество банкротящегося предприятия более чем на полмиллиарда рублей. Объявления об этом появились на сайте единого федерального реестра сведений о банкротстве. Торги будут проходить в период с конца мая до конца июля. На продажу выставлено 84 лота, земельные участки и техника. Большая часть от общих 500 с лишним миллионов рублей, естественно, приходится на землю, масштабы распродажи которой впечатляют.

Так, на торги выставлено почти 49 тысяч га в Арском, Новошешминском, Тюлячинском, Аксубаевском, Алексеевском, Мамадышском, Кукморском районах. Самый крупный участок, замеченный корреспондентом «Реального времени», превышал 8 тыс. га по площади, самый маленький — пару сотен га. Для сравнения, у всей империи Алексея Семина в Татарстане насчитывается земельных участков общей площадью 25 тыс. гектаров.

Однако, напомним, это лишь часть владений крупнейшего татарстанского холдинга, состоящего порядка из 50 предприятий: до банкротства он владел порядка 420 тыс. га пашни, 44 тыс. голов дойного стада, 36 молочными комплексами. «Вамин» производил по 500 тонн молока в сутки. Для сравнения, на 1 апреля в Татарстане производится чуть более 3 тыс. тонн молока в сутки.

Мингазов отдает половину зарплаты чиновника за долги ВТБ

Стоит отметить, что все имущество, выставленное на продажу, находится в залоговой собственности у ОАО «Банк ВТБ». В пресс-службе банка отказались комментировать какую-либо информацию, связанную с «Вамином». Но именно этот банк и стал инициатором процедуры банкротства мегахолдинга в 2012 году. По словам конкурсного управляющего, долг агрохолдинга перед банком — около полумиллиарда.

426 млн рублей ВТБ смог отсудить в июле 2013 года у Вагиза Мингазова, который на тот момент был сенатором в Совете Федераций от РТ и давал личное поручительство по долгам своего предприятия. Напомним, он сам возглавлял агрохолдинг до 2011 года, а сейчас 70% акций предприятия по-прежнему контролирует семья Мингазова. Выплатил ли Мингазов банку эту сумму, узнать не удалось. По закону судебные приставы должны удерживать у него половину заработной платы (Мингазов сейчас руководит филиалом ФГУ «Российский сельскохозяйственный центр» по РТ).

Сергей Кондратьев: «У всех позиция одна: верните деньги»

«У всех позиция одна: верните деньги»

Как рассказал «Реальному времени» Кондратьев, ВТБ сам инициировал процесс распродажи своих залоговых активов. Есть ли у ВТБ еще имущество «Вамина» в залоге, он ответить затруднился. «Они что-то еще выставляли, не продалось, они забрали себе в баланс», — сказал конкурсный управляющий. Позиция всех кредиторов по отношению к «Вамину» не меняется, говорит он: «У всех позиция одна: верните деньги». Какие-либо прогнозы о сроке окончания торгов Кондратьев озвучить отказался.

Это уже не первые торги, которые конкурсный управляющий проводит по имуществу «Вамина». Однако успешно прошли только одни из них: первым покупателем имущества агрохолдинга в октябре прошлого года стала «Татнефть». Крупнейшая татарстанская компания приобрела 3 земельных участка в Аксубаевском районе площадью 47 га за 1,4 млн руб. Цель покупки нефтяники не озвучили. После этого конкурсный управляющий несколько раз объявлял новые торги, в основном по распродаже техники, но все они были признаны несостоявшимися.

Таким образом, можно судить, что кредиторы окончательно отказались от намерения реализовать имущество всего холдинга единым лотом. Напомним, такие планы озвучивались в прошлом году. Кредиторы даже назначили цену за весь агрохолдинг — 4,5 млрд рублей.

Нужно оповестить фермеров и продавать землю мелкими лотами

«Реальное время» собрало мнения экспертов о перспективах продажи земель «Вамина».

Камияр Байтемиров — председатель Ассоциации фермеров и крестьянских подворий Татарстана:

— Фермеры могут себе это позволить, но вопрос в цене и в предоставлении кредитов фермерским хозяйствам тем банком, у которого они в залоге. Я даже через вас попросил бы у ВТБ эти лоты, для того чтобы дать информацию всем фермерским хозяйствам.

Основным сдерживающим фактором для фермеров сейчас является земля. И эта, грубо говоря, бодяга, которая происходит в муниципальных районах с паевыми землями, не позволяет сельским хозяйствам развиваться и увеличивать свои площади. Во-вторых, много времени уходит на то, чтобы паевые земли могли быть оформлены для последующей передачи сельским хозяйствам. Поэтому мы считаем, что лучше один раз сходить и выкупить, чем зря ходить по кабинетам начиная от Казани и заканчивая районами. Сложно взять в аренду, сложно выкупить. К сожалению, чиновники не прислушиваются к тому, что мы говорим, и под разным предлогом земля для крестьянских подворий практически не выдается.

Почти 50 тысяч га — это немало, но я не знаю, какие договоренности у ВТБ с преемником «Вамина», может, это уже вопрос решенный — тут не могу комментировать, попадет ли эта земля сельским хозяйствам.

Чтобы был спрос на земли, должна быть инфраструктура, созданы институты: земельный банк, первичный и вторичный рынки земли, и взаимоотношения государства с земельным банком должны быть четко оформлены. При этом для банков залог земли обременителен. И чтобы он таким не был, нужен институт залога земли. Имеется в виду более прозрачный механизм, чтобы покупатели могли видеть всю схему, как построить взаимоотношения между сельхозпроизводителем, банком и государством. От лица государства, возможно, должно выступать министерство сельского хозяйства, а курировать земельную ипотеку должен кооперативный земельный банк, с которым мы выходили с предложением и в правительство, и в министерство сельского хозяйства, но по чьей-то воле этот процесс до сих пор не рассматривается как основа для развития рыночных отношений.

Нурвиль Гарипов — руководитель направления развития сельскохозяйственных территорий Центра поддержки фермерских хозяйств ASG; заместитель директора Департамента земельных и имущественных отношений ЗАО «Поволжский антикризисный институт»:

— Я думаю, что сельскохозяйственные земли могут позволить себе купить лишь крупные агрохолдинги. Но сейчас, в нынешней экономической ситуации, вряд ли они будут покупать дополнительные земли, у них и так их достаточно.

Думаю, что, возможно, эти земли нужно продавать небольшими лотами мелким или начинающим фермерам. Господдержка есть, поддержка от министерства сельского хозяйства тоже поступает — почему бы и нет. Главное, чтобы лоты были небольшими, по 10-20 га, 100 га максимум.

Если государство окажет необходимую поддержку, то фермеры смогут купить эти земли. Но обязательно нужно сделать возвратную поддержку сроком в 10 лет. Эта земля сразу, через 2-3 года не окупится, придется ждать лет 7-8.

Если продавать земли большими и крупными лотами, то вряд ли найдется покупатель. Многое еще зависит и от цены гектара. Чем ближе к городу, тем она будет выше. Кроме того, в течение аукциона цена будет подниматься. Все-таки я думаю, что эти земли не продадутся в ближайшее время.

Фото: evening-kazan.ru, vipmoloko.ru, ria.ru, tatcenter.ru

Дина Валиуллина, Анастасия Юрьева
Справка

Банкротство ОАО «Вамин-Татарстан» стартовало в октябре 2012 года по заявлению банка ВТБ. Общие долги агрохолдинга составляли, по разным оценкам, от 15 до 19 млрд рублей. Среди основных кредиторов — банк «Ак Барс», Сбербанк, Россельхозбанк, банк «Зенит», «Татфондбанк». Конкурсный управляющий оценивает стоимость всего имущества должника в 15,4 млрд рублей. В начале марта суд продлил конкурсное производство по делу «Вамина» до 10 сентября, поскольку основная масса долгов должника перед банком не погашена.

Новости партнеров