Новости раздела

Почему «схема 22/22» может обернуться фискальной девальвацией?

Новый налоговый маневр, рассматриваемый в российском правительстве, может привести к «спиралеобразному» росту цен

Почему «схема 22/22» может обернуться фискальной девальвацией?
Фото: realnoevremya.ru/Максим Платонов

Российский Минфин неожиданно заявил о планируемом новом налоговом маневре — схеме изменения нагрузки на предприятия по НДС и страховым взносам. Итоговая комбинация — 22 на 22% по обоим платежам в бюджет. По замыслу Минфина, это облегчит жизнь предприятиям и будет способствовать выходу экономики из тени. Но, в свою очередь, резко вырастет инфляция и покупательная способность граждан еще более снизится. Путин, в свою очередь, раскритиковал своих подчиненных за обсуждение этих столь неоднозначных предложений в публичной плоскости. Обозреватель «Реального времени» Альберт Бикбов разбирался в новых правилах игры.

Изумительное непостоянство Силуанова

Великий писатель Салтыков-Щедрин в своей книге «История одного города» утверждал: «Российская власть должна держать свой народ в состоянии постоянного изумления». Если смотреть на российский Минфин, то там мы видим просто квинтэссенцию этого меткого наблюдения. Еще прошлой осенью министр финансов России Антон Силуанов на экономическом форуме в Сочи торжественно обещал:

«Мы не собираемся повышать налоги, что очень важно. Потому что были различные разговоры об этом, но, еще раз повторяюсь, правительство приняло решение не принимать решение об увеличении налоговой нагрузки на ближайшую трехлетку. Это принципиально важно для бизнеса».

Прошло полгода, и 13 марта 2017 тот же самый Антон Силуанов заявил, что необходимо снизить прямые налоги с граждан, а потери доходов бюджета компенсировать повышением косвенных сборов.

Речь идет о так называемом «налоговом маневре» или «схеме 22/22» — предлагается снизить совокупную ставку страховых взносов, которые уплачивают работодатели, с 30 до 22% от зарплаты. Одновременно отменят льготную ставку страховых взносов для больших зарплат. Ставка будет единой (22%) для всех россиян.

При этом налог на добавленную стоимость (НДС) предложено увеличить с 18 до 22%. Эту налоговую реформу запланировали на 2018 год — после президентских выборов.

По словам главы Минфина, такая конфигурация будет «нейтральной для бюджета». Его поддержал министр экономического развития Максим Орешкин.

Зачем же понадобилась эта «схема 22/22»? Замминистра финансов Владимир Колычев туманно объяснил необходимость этого бюджетного маневра:

«У нас опасение очень серьезное, что мы не находимся в состоянии равновесия, когда мы можем просто ничего не делать и все будет хорошо… К сожалению, опыт последних 10 лет нам подсказывает, что мы входим в порочную спираль, когда для обеспечения сбалансированности страховых систем приходится повышать налоговую нагрузку на формальный сектор. Некоторые компании такую нагрузку не выдерживают и, соответственно, растет доля неформального сектора. По итогам 2016 года размер серых зарплат оценивается в 10—12 триллионов рублей.

К чему может привести наше бездействие? Если мы просто механически распространим снижение доли неформальной занятости в структуре занятости небюджетного сектора, которое мы наблюдали последние 7—8 лет, она снижалась на 0,7 п.п. ежегодно, и предположим, что она дальше так и будет снижаться, то это приведет к довольно существенным выпадающим доходам бюджетной системы».

Владимир Колычев: «У нас опасение очень серьезное, что мы не находимся в состоянии равновесия, когда мы можем просто ничего не делать и все будет хорошо…»

Если честно, то действительно мало вразумительное объяснение — бизнесмены, которые работают в неформальном секторе, вряд ли клюнут на снижение страховых взносов. Потому что в России основным источником давления на бизнес оказываются не налоги, а бюрократические процедуры и правовой «беспредел». Так что далеко не факт, что неформальный сектор начнет выходить из тени, зато налоговая нагрузка от повышения НДС аж на 4% вырастет на всю экономику в целом. Что автоматически приведет к резкому витку инфляции и похоронит многолетние усилия Центрального банка РФ по движению к показателю 4% инфляции.

Фискальная девальвация

Какой будет инфляция? Никто не может назвать каких-то внушающих доверие цифр. Тот же Силуанов оценивает разовый вклад в инфляцию от повышения НДС в 2%. Но веры обещаниям Силуанова нет, а сами эксперты метко окрестили этот налоговый маневр «фискальной девальвацией». То есть 2% — это минимум, ну как можно говорить об усилении инфляции на 2%, если только сам НДС вырастет в относительном выражении на 22% (то есть 22% разделить на 18%)! А ведь это косвенный налог — он берется с каждой транзакции и легко администрируется. Причем на каждой цепочке расчетов. Возьмем, к примеру, товаропроводящую цепочку — это семь звеньев: производство, переработка, упаковка, транспортная логистика, складская логистика, комплектовочная логистика и только потом ретейл. На каждом этапе будет происходит налогообложение косвенным налогом, и здесь повышение НДС приведет к «спиралеобразному» увеличению налоговой нагрузки на каждом витке, а значит, и к увеличению конечной цены. Здесь и 20% увеличения цен будет маловато. Для сомневающихся просто упражнение — подсчитайте кумулятивный эффект по увеличенному НДС по приводимой выше в пример логистической цепочке из семи звеньев. И сравните с вариантом по «старому» НДС — вы будете шокированы!

Снижение реальных доходов населения еще больше снизит платежеспособный спрос и, соответственно, будет негативно влиять на экономический рост. realnoevremya.ru/Максима Платонова

Так что правильное определение «фискальная девальвация» — точнее не скажешь, ведь все эти наложившиеся друг на друга увеличения НДС по каждой транзакции будут переложены в конечные цены товаров и услуг. Подорожают продукты и лекарства, и вся эта нагрузка ляжет на обычных граждан. Мало нам затяжного падения реальных доходов населения за последние несколько лет! Родное правительство, исходя из каких-то своих малопонятных представлений об «теневом» секторе экономики, решает затеять эксперимент по усилению падения покупательной способности граждан. «Выдержат граждане или нет?» — вопрос риторический. Снижение реальных доходов населения еще больше снизит платежеспособный спрос и, соответственно, будет негативно влиять на экономический рост, ради которого предлагается фискальная девальвация.

Шансы на основе налоговых маневров запустить экономический рост призрачны, а риски и негативные последствия весьма вероятны: ускорение инфляции, рост бедности, дополнительная неопределенность для бизнеса, ухудшение структуры экспорта, деградация системы социального страхования.

Выходит, погорячились?

Экспертное сообщество погрузилось в состояние тяжелого изумления (прямо как по Салтыкову-Щедрину) от планов правительства. Это изумление стало выливаться в публичную плоскость. И тут же последовала реакция от властей.

16 марта 2017 на заседании правления РСПП (Российский союз промышленников и предпринимателей) первый вице-премьер Игорь Шувалов публично сообщил, что российское правительство недавно получило от президента России замечание за то, что вынесло на публику обсуждение налогового маневра:

«Мы получили замечания на днях по налогам: нечего, не согласовав основные подходы по налогам, выносить на публику, будет ли ставка НДС и соцвзносов 21 или 22%, потому что у общества еще нет консенсуса по этому поводу».

Приехавший позже на заседание правления РСПП президент РФ Владимир Путин подтвердил слова Шувалова:

«Дискуссии в правительстве с бизнесом нужны, но я считаю преждевременным обсуждение этого в СМИ, пока еще не выработана единая позиция. В обсуждении принимают участие люди доверенные, решения пока не приняты, а мы выносим это на публику, порождая или ненужные ожидания, или тревогу».

Так что будем внимательно следить за тем, чтобы здравый смысл восторжествовал и налоговую систему оставили пока в покое или действительно бы улучшили.

Альберт Бикбов

Новости партнеров