Новости раздела

Максим Михайлов: «В Казани имеет место смешение татарской и русской крови, и менталитет понять сложно»

Диагональный казанского «Зенита» и сборной России по волейболу Максим Михайлов на сегодняшний день, пожалуй, один из лучших в мире в своем амплуа. Уже в 20 лет он дебютировал в национальной команде, взял бронзу на Мировой серии и Олимпиаде в Пекине, и стал лучшим по очкам в команде. Что главное в женщине, чем отличается Казань от Санкт-Петербурга и за кого более «питерский казанец» в КХЛ. Об этом и многом другом во второй части большого эксклюзивного интервью «Реального времени». Первую вы прочитали накануне.

«Талант — это то, как хорошо ты усваиваешь информацию»

— Еще круче для тебя прошла Олимпиада в Пекине. Тебе же 20 лет всего было? А ты сразу стал лучшим в составе нашей сборной — 127 очков! Как это объяснить?

— Я бы не сказал, что лучшим. Очки в волейболе не главный показатель. Есть эффективность, много других нюансов. Ну а помогло в первую очередь то, что был сильно мотивирован, старался показать себя. К тому же, у нас на тот момент была очень сплоченная команда, все друг друга поддерживали. В такой команде легко играть, расти и показывать все, что ты умеешь.

— И вновь не могу удержаться от философского вопроса. Ты веришь в теорию «Моцарта и Сальери», когда один прикладывает все силы, но остается посредственным творцом, а другой может встать посреди ночи и написать левой ногой гениальную сонату, потому что талант дан. Может этим объясняется такой яркий дебют в сборной?

— Я думаю, что талант есть у всех в какой-то степени. У кого-то больше, у кого-то меньше. И все зависит от того, в какой мере ты его разовьешь, такой и получишь результат. В моем понимании все через работу делается. Талант, наверное, это то, как ты усваиваешь информацию. Если человек быстро все усваивает, то он будет расти, ну а если не может понять, что от него хочет тренер, что ему нужно делать, то насколько бы он высоко не прыгал и сильно не бил, ему будет тяжело в любом спорте.

— Почему после такого мощного сезона в сборной остался в Ярославле?

— Во-первых, у меня был действующий контракт, а во-вторых у нас сложилась хорошая команда. Если в предыдущие годы Ярославль всегда был аутсайдером, то тогда была возможность побороться за высокие места. Плюс, какой бы ты сезон не провел за сборную, не факт, что в великих клубах ты сможешь заиграть. Нужно было хотя бы еще сезон или два провести играя, а не сидя на скамейке.

В моем понимании все через работу делается. Талант, наверное, это то, как ты усваиваешь информацию. Если человек быстро все усваивает, то он будет расти

— Нет у тебя желания попробоваться в Европе?

— Честно говоря, меня здесь все устраивает. У нас хороший сильный чемпионат. Я не уверен, что в Европе есть столько сильных и классных команд, как в России. Уверен, что смена атмосферы не всегда идет на пользу.

— А как же Италия? И жизнь комфортна, климат шикарный, чемпионат мощный…

— Мощный-то мощный. Но там играет много европейцев, а у нас тут много своей молодежи. И это главный плюс для сборной России. Здесь ты связки какие-то нарабатываешь. А там ты будешь вдалеке, один. И опять же не факт, что у тебя все хорошо получится. Все-таки для того, чтобы освоиться на новом месте, нужно определенное время.

«В женщине главное ухоженность и чтоб веселой была. Вот девчонки из «Динамо» веселые»

— Как-то давно ты рассказывал, что познакомился с девушкой в интернете. Сейчас ты женат на внучке ярославского реставратора Анастасии Галотиной. Расскажи, как развивались ваши отношения?

— Мы с ней познакомились, когда я был на сборах. Очень долго с ней переписывались, не могли встретиться вживую, поскольку я находился в другом городе. Потому, когда приехал, удалось увидеться. Так и пошло.

— А предложение как сделал?

— Наверное, не буду новатором, если скажу, что я человек, который любит прогнозировать будущее. Я помню, что мы оба хотели построить семью, завести ребенка. Для этого нам нужно было пожениться. А в какой ситуации сделал предложение? Такого не было, чтобы там кольцо было в торте или типа того.

— То есть ты консерватор в этом плане?

— Да. Я не любитель чего-то неожиданного. То есть, мне нравится все спланировать, спрогнозировать заранее. Наверное, это связано с моей профессией. Ведь в моем амплуа нужно точно знать, что ты будешь делать.

Нам приходилось пересекаться. Но чтобы узнать девушку лучше, нужно все-таки больше времени. А у них свой распорядок, у нас свой. Игры и тренировки в разное время, и практически не пересекаемся

— А какие критерии в женщине для тебя важны в первую очередь?

— Безусловно, она должна быть умной. Я не люблю глупых людей вообще. Тебе с ними жить и общаться каждый день. Должна быть красивой. Это показатель того, как девушка к себе относится. Это не обязательно должна быть красота природная, но девушка должна быть ухоженной, следить за собой. Еще очень важный критерий для меня, чтобы она была веселая. Чтобы и сама шутила, и юмор понимала.

— Вот к вам часто на матчи приходят девчонки из «Динамо-Казань». Как считаешь, они подходят под эти критерии?

— Насчет юмора, да. Нам приходилось пересекаться. Но чтобы узнать девушку лучше, нужно все-таки больше времени. А у них, свой распорядок, у нас свой. Игры и тренировки в разное время, и практически не пересекаемся.

— Поклонницы часто достают?

— Сейчас намного реже. Сейчас только если поклонницы моей игры больше. Если раньше, когда я не был женат, были предложения и встретиться, выпить кофе, погулять. То сейчас больше подарить майку, расписаться, сфотографироваться, поздравления с победой. Ну и опять же вопросы по поводу игр.

«Если в Питере все добрые, то тут попадаются люди, вызывающие негатив»

— Давно живешь в Казани. Как тут время проводите с семьей? На другие спортивные мероприятия захаживаешь?

— Из спортивных мероприятий я бы хоккей конечно выделил. Особенно сейчас, когда начался плей-офф. Раньше периодически выбирались на хоккей. А сейчас все-таки времени меньше, ребенок родился. Из других любимых мест, парк Горького очень нравится, как человеку семейному. На природе приятно погулять, фонтаны поющие и просто приятное место. Ну и центр: улица Баумана, Петербургская. Сейчас реже там бываю, а раньше жил совсем рядом.

— А за кого в хоккее переживаешь? За тот же Питер?

— Любовь к хоккею у меня появилась, когда я жил в Ярославле. У меня много знакомых, которые работают в ярославском «Локомотиве». Сейчас переживаю за них. Я видел, как любят в городе эту команду, как переживают. Город живет хоккеем. И люди, как в муравейнике, собираются на арену. Очень много во дворах играют.

— К «Ак Барсу» еще не прикипел?

— Безусловно, когда «Ак Барс» играет с другими клубами, то, конечно, переживаешь. Но когда с «Локомотивом», то больше за них.

«Я здесь уже не первый год и прекрасно знаю, что такое «Зеленое дерби». Все-таки это соперничество двух республик. В волейболе оно тоже есть в нашем противостоянии с Уфой, хоть и в меньшей степени». Фото ak-bars.ru

— Почувствовал эту хоккейную волну в городе во время недавнего «Зеленого дерби»?

— Ну конечно, было такое колоссальное внимание. И спортивные комментаторы по всем каналам трындят о «Зеленом дерби», и везде реклама была. Я здесь уже не первый год и прекрасно знаю, что такое «Зеленое дерби». Все-таки это соперничество двух республик. В волейболе оно тоже есть в нашем противостоянии с Уфой, хоть и в меньшей степени.

— Можешь, как петербуржец, долго живущий в Казани, сравнить вторую и третью столицы страны?

— Я думаю, что разница колоссальная. В Петербурге очень много исторических мест. Даже не в самом городе, а в близлежащих городах. Много культуры, пропитанной веками. Особенно летом ты это понимаешь, когда приезжаешь в какой-нибудь Петергоф. Казань тоже красивая. Но она ограничена определенным количеством церквей, кремль и так далее. А в Питере все-таки разнообразия больше. Статусы разные. Питер и Москва это все-таки два наших главных города. Но Казань, безусловно, развивается. Нужно отдать ей должное, что она держит марку. Разница есть, но с каждым годом все больше сокращается.

— А в людях чувствуешь разницу? Петербуржцы народ особый.

— Да, разница чувствуется. Люди там другие, более добрые. Даже если в метро идешь, заденут, то обязательно извинятся, всегда помогут, подскажут. Ну и более спокойные, ритм другой чем в Москве. А если сравнивать с Казанью, то здесь все-таки имеет место смешение крови, татарской и русской, и до конца менталитет понять сложно. Если в Питере люди добрые, то в Казани попадаются такие, которые вызывают негативные эмоции. Но я думаю, что опять же это больше исключение. Сейчас это все сокращается и становится все спокойнее.

«Большего удовольствия, чем побеждать, не дает ничего»

— Сразу начну с вопроса «в лоб». Скажи по-честному, интересно тебе играть в таком суперклубе, когда команда не знает поражений вот уже 26 игр? Или это только со стороны кажется, что все так легко?

— Конечно, только со стороны. У нас в каждой игре выездной есть борьба. Вот недавно мы летали в Сургут, пусть мы там выиграли, но выиграли в борьбе. Для меня наоборот очень важно играть в клубе, у которого высокие цели, который часто выигрывает. Потому что, честно признаться, большего удовольствия, чем побеждать, не дает ничего.

— Даже когда слетал к явному аутсайдеру, «разобрали» их по-быстрому, нет мыслей: «ну вот, слетал зря»?

— Сейчас таких игр нет. Да, часто бывают «сухие» победы, но таких, чтобы без сопротивления, считанное количество. Ведь даже победы 3:0 бывают разные. И у нас было много таких побед, которые мы вырывали в концовках партий.

Для меня наоборот очень важно играть в клубе, у которого высокие цели, который часто выигрывает. Потому что, честно признаться, большего удовольствия, чем побеждать, не дает ничего

— А ты лично как мотивацию находишь, заведомо зная, что этого соперника уже в любом случае без проблем обыграете?

— Это все индивидуально. Для меня в первую очередь есть правило, что если ты сделаешь шаг назад, то соперник сделает шаг вперед, а может и два. То есть, сегодня дал слабину, расслабился, проиграл аутсайдеру, а в следующем туре ты будешь играть с командой, равной по классу, и она будет понимать, что «Зенит» может выигрывать. А если ты без шансов обыгрываешь аутсайдера, то и будут смотреть на тебя, как на великана, как на грандовый клуб, и будут выходить на тебя с неким мандражом.

— А Владимир Алекно не устает повторять, мол, ребята, ну давайте не отпускайте хватку, пусть даже и приехали парни из глубинки?

— Ну конечно. Он тоже не первый год в спорте, он знает, что сейчас волейбол и вообще спорт на таком уровне, что если ты не покажешь свою игру, тем более на выезде, то любая команда может с тобой бороться и побеждать. В первую очередь тренер мотивирует своих игроков, чтобы они показывали свой максимум, выкладывались по полной.

— Ты уже был капитаном в «Зените». Не обидно было, когда сменили?

— Да нет, у нас общее голосование, и это справедливо. Мне не принципиально в какой роли выступать в команде. У нас капитан в первую очередь это связь между командой и тренером. А на площадке роль лидера у нас может взять любой. Это больше условное звание.

— А у тебя с тренером разве связь хромает?

— Мы с ним уже давно знакомы. Мы понимаем, что нужно, что от меня требовать, а в каких ситуациях наоборот, снизойти, скажем так.

— Ты лидер по своей натуре? Можешь повести за собой команду?

— Я бы не сказал, что капитан — это лидер на площадке. Капитан — это еще и лидер за площадкой. Понятно, что во всех играх я стараюсь помочь, мотивация у меня запредельная. А вот за площадкой я бы не сказал, что я какой-то там компанейский человек. Объединить, собрать, провести день рождения — это не мое. Это ведь тоже важно. Ведь мы довольно много времени проводим вместе и вне игры. Поэтому капитан должен быть лидером и на площадке, и за площадкой.


В первую очередь тренер мотивирует своих игроков, чтобы они показывали свой максимум, выкладывались по полной

— Как же вы проводите время вне площадки?

— У нас достаточно много поездок. Часто обедаем вместе, в раздевалках очень много сидим вместе за беседами. Бывает, собираемся на новогодние корпоративы или дни рождения. И как все это провести, кого позвать, как организовать — это очень важно.

— А что это за мужские разговоры у вас в раздевалках и в ресторанах, если не секрет?

— У нас нет прямо таки общих тем, как и везде, делимся на группы интересов. Кто-то обсуждает спортивные события из других видов спорта, кто-то обсуждает семейные насущные проблемы, и тут нельзя сказать, что все время одно и то же.

— Часто ты читаешь, смотришь кино?

— Да, часто. Но больше не дома, конечно, а на выезде. Много времени проводим в самолетах, так что смотрю все американские новинки. Я пересмотрел практически все лучшие сериалы, которые есть. «Игру престолов» всю пересмотрел, «Родина» очень нравится», сейчас относительно новый сериал выходит «Как избежать наказания за убийство». Из русских нравятся легкие сериалы типа «Кухня» или «Интерны», такие с юморком, развеяться.

— И напоследок, болельщикам несколько слов.

— Приходите, смотрите на нас. И вообще ведите спортивный образ жизни. Это важно, спорт сохраняет здоровье. Если кому-то не нравится смотреть спорт, то попробуйте посмотреть вживую. Это же совсем другое дело, нежели по телевизору. Мы будем стараться показать максимально, что мы умеем. И чтобы это было еще и красиво.

Эрик Добролюбов, фото Романа Кручинина zenit-kazan.com
Спорт

Новости партнеров