Новости раздела

«Татар-Тур»: как крымский музейщик намерен повысить узнаваемость Татарстана в мире

Гуливер Альтин решил связать культурными маршрутами Казань с Генуей, Парижем, Лондоном, Пекином, Мумбаи

Крым и Татарстан объединяют исторические и культурные связи. Известный крымскотатарский общественный деятель, учредитель Крымского исторического музея-заповедника Гуливер Альтин в авторской колонке «Реального времени» рассказывает о туристическом проекте, который, по его мнению, способен поднять имидж Татарстана на более высокий уровень.

Как зародилась идея

Изначально предполагалось разработать туристический маршрут для жителей Татарстана, которые будут посещать Крым, но и заодно для крымчан, которые могут также отдыхать в Татарстане. Эта тема обсуждалась с директором Института Истории им. Ш. Марджани Рафаэлем Хакимовым, в одной из поездок: Рафаэль Сибгатович в июне 2015 года он прибыл в Крым, мы объехали города полуострова. В Ялте я предложил название маршрута — «Татар-Тур», Хакимов поддержал.

Через полгода мы разработали всероссийский туристический маршрут «Татар-Тур» и в феврале 2016 года направили предложения правительству Татарстана в Казань. В сентябре прошлого года между Всемирной ассоциацией содействия татарским предпринимателям и Крымским историческим музеем-заповедником было подписано соглашение о его продвижении. В течение года были переговоры с Всемирным конгрессом татар, который также согласился с идеей, тем более у них и ранее были уже разговоры на эту тему. 8 декабря 2016 года на форуме «Деловые партнеры Татарстана» в Казани мы представили уже его как международный маршрут. Рустам Минниханов сразу отреагировал и поддержал, после чего проект получил положительный резонанс. Различные организации из разных регионов России и других стран высказали заинтересованность и поддержку проекту. «Татар-Тур» вошел в нашу программу «Разработка евразийских маршрутов».

В чем суть?

«Татар-Тур» — культурный, научный, исторический, инвестиционный проект. Это интуристский маршрут, объединяющий самые значимые памятники истории архитектуры тюрко-татарской цивилизации, культурные мероприятия, национальное гостеприимство, праздники, этнорестораны в лучших татарских традициях. Предполагается, что международный маршрут соединит в единую систему организации и учреждения татар, проживающих в Российской Федерации, Средней Азии, ЕС, Турции и других странах. В Турции проживают 2—4 миллиона татар, которые сохраняют свою культуру и идентичность. Посредством туристической индустрии «Татар-Тур» все общины смогут лучше взаимодействовать. Казань станет центром нового международного туристического маршрута «Татар-Тур». Также региональные центры будут находиться Крыму, Астрахани, Касимове, Тюмени, на Северном Кавказе, Алтае, Москве, других регионах России и за пределами страны.

«Татары являются наследниками степных империй и Золотой Орды, которая своей многогранностью привлекает очень многих ученых, историков, этнографов и путешественников». Фото Максима Платонова

Однако «Татур-Тур» — это не этнопроект, это больше стратегия развития культуры, науки, туризма и экономики России, а также стран на евразийском пространстве, именно эта часть делает проект значимым на международном уровне и, конечно, более привлекательным. Хотя фундаментом будет исторический и культурный пласт. Экономика уже будет вокруг них крутиться.

Уникальность маршрута состоит в том, что он позволяет окунуться в историю раннего средневековья, Золотой Орды, татарских юртов XV—XVIII вв. (Астраханский (Хаджи-Тарханский), Казанский, Касимовский, Крымский (Великая Орда и Дешт-и-Кипчака), Сибирский и др.) и тесных связей с русскими княжествами XIII—XVI вв., Русским царством и Российской империей XVIII — начала XX вв. и народами Северного Кавказа, Сибири, Дальнего Востока, Европы и др. Татары являются наследниками степных империй и Золотой Орды, которая своей многогранностью привлекает очень многих ученых, историков, этнографов и путешественников. В связи с этим появилась необходимость создания единого туристического маршрута, объединяющего культуру и богатство памятников Татарстана и Крыма, а также других регионов Российской Федерации, где сохранены следы тюрко-татарской цивилизации. Перед проектом ставится задача — изучение, развитие и популяризация самых ярких и значимых образцов архитектуры, истории, культуры татар. Маршрут покажет историю многовекового мирного сосуществования татар с русскими и представителями других национальностей, мирного соседства ислама и православия, а также других конфессий.

Повысить узнаваемость Татарстана

У Татарстана, к сожалению, низкая степень узнаваемости за пределами России. Как мне кажется, его мало знают, а значит, и меньше будет иностранных туристов, и это видно по статистическим данным. Чтобы было много туристов, нужно, чтобы Татарстан знали. А как это сделать? Выкладывать огромные деньги на рекламу не совсем целесообразно, хотя маркетинг нужен. Поэтому нужна стратегия, которая бы восполняла этот вакуум. Нужна политика. И не только Татарстану, но другим регионам России. Страна большая, иностранцы могут запомнить только Москву и Санкт-Петербург, другие города уже меньше знают. Например, итальянские города Рим, Венеция, Генуя, Милан, даже Пизу знают почти все россияне, а спросите итальянцев о Татарстане или Тюмени — будут долго искать на карте. Если у людей нет информации о туристическом потенциале регионов России, значит, и не приедут.

«Татар-Тур» имеет четыре уровня: национальный, региональный, федеральный и международный. Сначала надо понимать роль Татарстана в мировой истории и культуре, потом — возможности, и по ним уже выстраивать политику. Историки уже сделали определенный прорыв: в Институте истории им. Ш. Марджани они давно вышли за пределы республики. Изучают Золотую Орду и постордынские центры. Сами татары расселены по всей России, Турции, Балканах, Средней Азии и других странах, но их потенциал в деле туризма не использован.

«Региональный уровень для Татарстана — значит, показать все, что есть в республике: и Булгар, и Свияжск, и спортивные соревнования, и рыбалку — все, что характерно для региона». Фото Ильи Репина

Уже 10 лет проводят форум «Деловые партнеры Татарстана», которая содействует по привлечению инвестиций, а туристического продукта для татар нет. Первая задача «Татар-Тур» — мобилизовать татарский народ в туристическом деле. По моим данным, в Татарстане проживает только каждый четвертый татарин, три четверти — за пределами. Более того, создано более 400 татарских организаций, и все входят во Всемирный конгресс татар, и это еще не все татарские организации. Они могут служить некими информационными агентствами по популяризации маршрута «Татар-Тур», а рядовых предлагаем привлекать в качестве информационных агентов. Им ведь тоже будет интересно посетить Казань или Бахчисарай. Проводятся национальные праздники или фестивали по всей России и за пределами, и кто об этом знает?! Об этом должны знать все — и как доехать, и где жить. Маршрут покажет культурное многообразие татар.

Региональный уровень для Татарстана — значит, показать все, что есть в республике: и Булгар, и Свияжск, и спортивные соревнования, и рыбалку — все, что характерно для региона. На этом уровне мы говорим, что «Татар-Тур» полезен в целом региону, так как он может популяризировать республику. Федеральный уровень подразумевает пользу от маршрута в деле развития туризма в России, межрегиональных турмаршрутов, внутреннего туризма, позиционирования регионов России за ее пределами. Россия должна быть туристической державой, но она должна сохранить культуру и историю как народов, которые здесь живут, так и народов, которых уже нет.

Международный уровень показывает пользу от маршрута не только России, но и другим государствам. Нужно, чтобы в «Татар-Туре» приняли участие другие регионы и страны, которые сами будут рекламировать маршрут, но должны они получать пользу от этого. Поэтому маршрут должен быть общим. Надо создать продукт, который бы мир признал и считал своим. «Татар-Тур» может взаимодействовать с ЮНЕСКО, потому что приблизит культуры народов Евразии, покажет общую историю, мирные инициативы. Кстати, 2017 год ЮНЕСКО объявил Годом туризма.

«Татар-Тур» будет содействовать развитию евразийского туризма. Мир должен знать, что есть Казань, есть туризм в Татарстане или в Астрахани. «Татар-тур» на мировом уровне несет информацию. Общее количество посещений на континенте — порядка 400 млн человек, вот на них мы должны ориентироваться.

«Казань можно раскручивать в качестве «евразийского Парижа» — множество культурных мероприятий евразийского уровня. Видно, как борется Казанский кремль за статус престижной всероссийской площадки и принимает интересные выставки». Фото Романа Хасаева

Со временем весь мир будет знать, что Татарстан — это туристический регион. «Татар-Тур» — это положительное позиционирование Татарстана и других регионов в мире. Условно, в Швейцарии тоже есть туризм, но нам известны больше швейцарские банки и часы, и уже меньше знаем о туризме.

Казань можно раскручивать в качестве «евразийского Парижа» — множество культурных мероприятий евразийского уровня. Видно, как борется Казанский кремль за статус престижной всероссийской площадки и принимает интересные выставки. Нужно это делать не только для жителей Казани, но для Евразии. В Пекине и Париже должны знать, что в Казани можно что-то уникальное увидеть. Здесь я согласен с Сергеем Глазьевым, что Казань очень подходит для центра евразийской интеграции. Для татар характерно евразийское пространство, Татарская империя ведь была почти на всей территории Евразии. Татары — это «сосуды» Евразии, поэтому на форуме «Деловые партнеры Татарстана» сказал, что историческая роль татар в XXI веке — это участие в интеграции Евразии, есть большой исторический опыт, когда Москва, Пекин, Казань, Крым находились в составе единого государства. Нам нужно активно участвовать в сохранении мира, развитии торговли и культурных связей в Евразии. Евразийские страны придут к тому, чтобы регионы между собой больше сотрудничали.

Как будет строиться маршрут

Маршрут будет строиться по направлениям Казань — Стамбул — Генуя — Ницца — Париж, это так называемая «черноморская» ветка, это круизный путь. Из Казани можно доплыть до Генуи через Волгу, Волго-Донский канал, Дон, Азовское и Черное моря, через пролив Босфор на Геную, затем Монако и Ниццу и уже сухопутным путем на Париж. Другая, «московская» ветка: Казань — Москва-Петербург — Берлин — Лондон. Это сухопутный или авиапуть. «Тюменская» ветка: Казань — Тюмень — Урумчи — Пекин. «Алтайская» ветка: Казань — Тюмень — Токио, которая будет проходить по всей России, Южной Корее и Японии. На юг будет два направления: паломнический тур Казань — Булгар — Иерусалим — Мекка для мусульман и Казань — Иерусалим для православных. «Астраханская» ветка: Казань — Астрахань – Баку — Тегеран — Кувейт — Бахрейн — Дубаи — Маскат. «Индийская» ветка: Казань— Мумбаи (Бомбей) через Среднюю Азию. Конечно, я перечислил пока условные маршруты и основные точки, все еще будет обсуждаться. В рамках маршрута можно разработать и культурные мероприятия, и инвестиционные форумы, и, конечно, передвижение людей.

Турист сам выберет себе участок, на котором он захочет отдохнуть. И потом, «Татар-Тур» — это стратегия развития, а не просто турпродукт. Это и культура, и история, и туризм, и экономика. Это новый мир, в который будут вовлечены страны, регионы, музеи, памятники, кафе, гостиницы, фермы, масса других учреждений, историки, переводчики и туристы. Даже если из Бомбея не будет пока туристов, то могут прийти инвесторы или там будут знать сегодня о маршруте «Татар-Тур», а турпоток может начаться лет через пять.

«Генуэзские колонии, в основном, были в Крыму, Приазовье и на побережье Кавказа. В свое время ордынские ханы им дали земли для ведения торговой деятельности». Фото sudak-more.com (Генуэзская крепость в Судаке)

Казалось бы, зачем нужен путь «Казань — Генуя»? Он покажет, по сути, выход Казани в море и океан, это древний маршрут.

На днях я в Генуе встречался с депутатами регионального парламента и министром экономики и предпринимательской деятельности Лигурии, познакомился с президентом региона Лигурия. Кроме крымских дел обсудили «Татар-Тур». Их он заинтересовал. А скажи нашим чиновникам или туроператору о маршруте «Казань — Генуя» — так и не поймут. Одни скажут, что это выходит за рамки их компетенций, а другие скажут, будто нерентабельно. Они же не подумают, что не обязательно весь путь проплывать, а можно только участки, туристы сами могут выбрать себе опцию. Где нет турпотока, там может вестись научная работа или инвестиционная деятельность. И потом, приехать в Геную или Венецию и просто рассказать о Татарстане — как-то нескладно, а вот напомнить древние маршруты — это повод и для встреч, и конференций, и презентаций потенциала регионов.

Мало татарстанцев знает, что отец и дядя Марко Поло были в Булгаре и почти год там жили. Вот маршрут по воде «Булгар — Казань — Венеция — Генуя» — международный туризм. А если не быть эгоистом и поделиться работой, например, с Ростовской областью (там же была генуэзская колония Тана), то возникает повод для совместного сотрудничества по развитию внутреннего и въездного туризма России.

Генуэзские колонии в основном были в Крыму, Приазовье и на побережье Кавказа. В свое время ордынские ханы им дали земли для ведения торговой деятельности. Здесь соглашусь с Рафаэлем Хакимовым, который называет их первыми «свободными экономическими зонами». У меня были переговоры с правительством Лигурии (Генуя) и мэрией Ниццы, идут консультации с Монако. Маршрута «Татар-Тур» еще нет, но уже о нем знают и ждут.

Почему Татарстан, а не Крым?

Татарстан наиболее подготовлен для реализации маршрута. Мы предлагаем историко-культурную структуру разместить в Казанском кремле, а уже офисные структуры — в самом городе. Это увеличит турпоток в Кремль.

Проект положительно отразится на создании рабочих мест для молодежи в регионе, которая порой не может себя найти и уезжает в Москву, на развитии малого и среднего бизнеса. У нас в проекте сотни пунктов в пользу идеи.

Крым станет центром другого маршрута. История полуострова отличается присутствием различных цивилизаций, он являлся перекрестком для множества культур. Сегодня Крым знают из-за событий 2014 года. После Ялтинской конференции 1945 года его уже знали на международном уровне, когда в Крыму обсуждалась судьба мира.

«Республика Крым находится под санкциями, европейским компаниям запрещено заниматься туризмом в Крыму. В маршруты, которые касаются Европы, Крым входить пока не может». Фото zerkalokryma.ru

На полуострове можно показать мирное сосуществование народов и конфессий. У нас целый проект «Бахчисарай — город истории мира и согласия». Другие крымские города показывают различные цивилизации с античных времен по наши дни. Ялта — место для международных встреч, Бахчисарай — духовность и Крымское ханство, Старый Крым и Феодосия — торговые маршруты между Азией и Европой.

Республика Крым находится под санкциями, европейским компаниям запрещено заниматься туризмом в Крыму. В маршруты, которые касаются Европы, Крым входить пока не может. К большому сожалению, это так, но будем надеяться, что в будущем ситуация изменится.

В Татарстане слабо выражены культурные особенности населения, многих строений не сохранилось. Мы предложим идею создать что-то вроде этногородка с рабочим названием «Ханская Казань», где смогут жить и туристы. Городок должен быть в выполнен татарской архитектуре, с «ханским дворцом» для проведения каких-нибудь культурных мероприятий. Туристов это должно привлекать. Плюс еще планируется ввести ботанический сад, в котором сами казанцы будут отдыхать.

Проект представим президенту Татарстана

Мне кажется, должно появиться «татарское качество». Это значит, что только лучшие будут в системе, иначе работа не пойдет. Имидж имеет важное значение. Будут разработаны критерии во всех областях, тогда этот продукт будет популярен. Для нас тоже большая ответственность, ведь проект будет затрагивать имидж татар, регионов России, других стран-участников, поэтому здесь можно лишь говорить о жестком регулировании деятельности всех участников. Положительный эффект будет, конечно, для всех, даже тех, кто не будет являться частью системы.

Конечно, чтобы что-то делать, нужно мне самому несколько недель побыть в Татарстане и изучить весь потенциал республики. Я уже неоднократно здесь бывал, имею общее понятие о регионе, но этого недостаточно. Нужно знать подробности, почувствовать и смоделировать центр «Татар-Тура» в Казани и встретиться с руководителями туристических агентств, авиакомпаний, гостиниц, этноресторанов, торгово-развлекательных комплексов. Мне потребуется ознакомиться с этнопроектами, декоративно-прикладным искусством, музеями, банками, профильными общественными организациями и объединениями, учебными заведениями и государственными учреждениями, которых касается проект.

Подготовка проекта, по сути, уже идет. Мы привлекли к работе специалистов из различных областей. Очень важно сначала иметь план, который мы представим президенту Татарстана.

На сегодняшний день самым главным инвестором проекта является Крымский исторический музей-заповедник и партнеры. Нам хотелось бы, чтобы Татарстан принял активное участие в разработке концепции проекта, которая будет утверждена позже и станет дорожной картой для всех.

Гуливер Альтин

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Справка

Гуливер Рустемович Альтин

  • Родился 07 августа 1979 в г. Чирчик, Узбекистан.
  • В 2001 году закончил Таврический национальный университет, Юридический факультет, специальность: правоведение.
  • С 2004 по 2006 год — Лионский университет (Франция), Юридический факультет, специальность: местное самоуправление.
  • С 2004 по 2011 год — занимался сбором уникальной коллекции раритетов более чем в 35 странах мира.
  • С 2011 года является учредителем Крымского исторического музея-заповедника.

Хакимов Рафаэль Сибгатович

Новости партнеров